Кафедра: «Педагогики и психологии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра: «Педагогики и психологии»



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Им. К.Г. Разумовского

Кафедра: «Педагогики и психологии»

Рабочая учебная программа

по дисциплине:

Психофизиология

 

 

Специальность: 030301 (020400)«Психология»

 

 

Москва, 2010г.


УДК –

 

Трубников В.И. Психофизиология. Рабочая программа, методические указания и контрольные задания. - М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского, 2010, – 39 с.

 

 

   В методическом документе, предназначенном для дистанционного обучения, изложены рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Психофизиология». Рабочая программа включает вопросы, необходимые для изучения учебного материала по всем темам дисциплины. Приведен список рекомендуемой литературы.

  Пособие предназначено для студентов специальности 030301 (0204) «Психология» всех форм обучения института социально- гуманитарных технологий ФГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им К.Г. Разумовского».

 

 

Автор:     доктор биологических наук, академик Нью-Йоркской академии наук Трубников В.И.

 

 

Рецензент: доктор философских наук, доктор филологических наук, профессор Гуревич П.С.

 

 

Редактор: Свешникова Н.И.

© Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, 2010 109004, Москва, Земляной вал,73


Содержание:

Методические рекомендации………………………………………………….4

Программа курса «Психофизиология»….....................................……...…….5

Основное содержание курса …………………………………..........…...........7

Темы рефератов и контрольных работ ……………………………………...38

Литература…………………………………………………………………….38

 


Методические рекомендации

 

Психофизиология изучает роль всей совокупности биологических свойств, и в первую очередь свойств нервной системы, в поведении и устойчивых индивидуальных психологических различий людей. Психофизиология включает в себя несколько хорошо изученных областей знания. Это психофизиология ощущений и восприятия, которая изучает нервные процессы, начиная с рецепторов и кончая корковыми отделами. Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Психофизиология внимания изучает нейрофизиологические проявления внимания и их связь с ориентировочным рефлексом. Также охарактеризованы психофизиологические механизмы движения. Дифференциальная психофизиология изучает связь индивидуальных особенностей психики и поведения с индивидуальными нейрофизиологическими особенностями. Широко представлена психофизиология локальных поражений головного мозга, изучающая физиологические механизмы нарушения высших психических функций у больных с локальными поражениями мозга. Таким образом, при изучении курса необходимо понимать, что психофизиология описывает роль многочисленных физиологических процессов организма в поведении и осознаваемых психических процессах.

Такое изучение часто проводится с использованием различных приборов, которые регистрируют изменения электрических потенциалов, например, электрическая активность мозга, мышц, активность потовых желез, а также пульс, давление крови, термография для характеристики распределения крови у поверхности кожи и т. д. Психофизиологию следует рассматривать как стратегию исследования, ориентированную на изучение сопряженности двух уровней описания поведения и внутреннего мира человека – биологического и психологического. Психофизиологическая проблема имеет много аспектов рассмотрения, но основным является нейрофизиологическая основа психики, которая требует выяснения конкретных закономерностей организации физиологических процессов в связи с конкретными динамическими и содержательными характеристиками отражения внешнего мира. После изучения курса студенты пишут реферат, темы которых указаны в конце программы. Во время зачетно-экзаменационной сессии студенты сдают экзамен по курсу «Психофизиология»

 

Программа курса «Психофизиология»

Тема 5. Внимание

Механизмы непроизвольного внимания. Механизмы произвольного внимания.

 

Тема 6. Память

Структуры мозга, связанные с кратковременной, оперативной и долговременной памятью. Морфофункциональные изменения нейронов в процессе научения. Ревербация. Консолидация.

Тема 7. Ориентировочная реакция

Физиология ориентировочной реакции. Оборонительная реакция. Привыкание.

 

Тема 8. Речь и функциональная асимметрия

Афазии. Межполушарная асимметрия.

 

Тема 9. Сон и бодрствование

Теории сна. Парадоксальный сон. Влияние медиаторов на сон.

 

Тема 10. Психофизиологические тории и практика

Модель концептуальной рефлекторной дуги. Модель функциональных блоков мозга. Практическая психофизиология.


Основное содержание курса

Введение

Возникновение психофизиологии связано с наблюдением французского врача Фере над тем, что в эмоциональных ситуациях изменяются электрические свойства кожи. Позднее электрическая активность кожи получила название кожно - гальванической реакции. Психофизиология изучает физиологические основы психических процессов – ощущений, восприятия, памяти, речевых и интеллектуальных процессов, эмоций и т. д. Развитие новых технологий физиологических исследований позволило проводить интенсивные исследования в этой области, которые обусловили на основе накопленных фактов разработку общих концепций. Это концепция функциональных систем, которая объясняет объединение поступающей информации в единую систему афферентных синтезов, механизм «принятия решения», механизм сопоставления эффекта с исходной задачей («акцептор действия»). Были сформулированы принцип саморегуляции физиологических процессов и принцип уровней формирования поведенческих процессов. Эти принципы оказываются продуктивными при объяснении фактов, полученных на молекулярном, нейронном уровнях и при анализе сложных поведенческих процессов.

 

Литература

Психофизиология: учебник/ ред. Ю.И. Александров -3-е изд., доп.и перераб. -СПб.: ПИТЕР, 2007-463с.

Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М.: МПСИ, Флинта, 1997.

Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973.

Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир, 1981.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.

Немов Р. С. Психология. Т.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1995.

Данилова Н. Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.: МГУ, 1985.

 

                                                                        

 

Рабочая учебная программа

по дисциплине:

Психофизиология

 

 

Редактор:

 

Подписано к печати:

Тираж:

Заказ №

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Им. К.Г. Разумовского

Кафедра: «Педагогики и психологии»

Рабочая учебная программа

по дисциплине:

Психофизиология

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.142.145 (0.014 с.)