Обучающая (просветительская) программа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучающая (просветительская) программа



ОБУЧАЮЩАЯ (ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ) ПРОГРАММА

По вопросам здорового питания

Для лиц с повышенным уровнем физической активности

I. Общие положения

 

Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для лиц с повышенным уровнем физической активности разработана в целях реализации федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)» национального проекта «Демография», а также в соответствии с Планом мероприятий Роспотребнадзора по реализации мероприятий федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» на 2019 год и перспективный период 2020-2024 годов, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 25.01.2019 № 29, для решения задач по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания.

 

II. Целевой раздел

 

Актуальность программы:

Состояние здоровья населения является главным фактором, обеспечивающим уровень национальной безопасности и экономический рост государства. Питание является обязательным условием существования человека, основой физиологических процессов, протекающих в его организме, здоровья, долголетия и работоспособности. Пища служит единственным источником энергии, белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Здоровое питание – ежедневный рацион, полностью обеспечивающий физиологические потребности индивида в энергии, пищевых и биологически активных веществах, состоящий из пищевой продукции, отвечающей принципам безопасности и характеризующейся оптимальными показателями качества, создающий условия для нормального роста, физического и интеллектуального развития и жизнедеятельности, способствующий укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Еще одним важным принципом построения рациона здорового питания является его персонализация, которая имеет гендерные и возрастные особенности, зависит от генетических особенностей, состояния пищевого статуса, и в частности, физического развития, а также физической нагрузки.

Таким образом, вопросы здорового питания для лиц с повышенным уровнем физической активности в целях реализации мероприятий федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография», направлены на улучшение качества и продолжительности жизни.

 

2.2. Цель программы:

Целью программы является увеличение к 2024 году доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, включая соблюдение принципов здорового питания, через формирование информационно-образовательной среды, способствующей распространению устойчивых изменений в образе жизни, включая повышение физической активности, приверженность схемам питания, обеспечивающим ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли, добавленного сахара, насыщенных и трансжиров, увеличение потребления овощей, фруктов, обеспечивающих профилактику алиментарно-зависимых заболеваний.

 

2.3. Задачи программы:

Разработка, внедрение обучающей (просветительской) программы по вопросам здорового питания для лиц с повышенным уровнем физической активности.

 

Целевая аудитория программы

Профильные специалисты медицинских, образовательных, научных (в области физической культуры и медицины), практических организаций, социальных служб. Органы управления физической культурой и спортом в Российской Федерации: Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму; Олимпийский комитет России; Спортивный комитет Министерства обороны Российской Федерации; Общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности; Физкультурно-спортивные общества; Спортивные федерации (ассоциации, союзы) Федерации (ассоциации, союзы) по видам спорта; Образовательные учреждения сферы физической культуры и спорта - государственные и негосударственные, в том числе специализированные учреждения высшего, среднего профессионального и дополнительного образования.

 

Разработка программы

Обучающая (просветительская) программа объемом 15 часов состоит из четырех разделов, охватывающих тематику принципов здорового и безопасного питания.

 Обучающие (просветительские) программы в области здорового питания для лиц с повышенным уровнем физической активности и их методическое обеспечение включает программы, методики и методические материалы для проведения просветительских мероприятий по вопросам формирования у населения приверженности принципам здорового питания с учетом региональных, возрастных и гендерных особенностей во взаимосвязи со структурой питания.

Внедрение программы

Субъекты для реализации научно-исследовательских работ – взрослое население всех возрастов, в том числе беременные и кормящие женщины, лица пожилого и старческого возраста, лица с повышенным уровнем физической активности в различных регионах Российской Федерации.

Субъекты для реализации о бучающей (просветительской) программы – лица с повышенным уровнем физической активности в различных регионах Российской Федерации.

Реализация программы

Проведение обучения сотрудников территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по обеспечению внедрения обучающих (просветительских) программам по вопросам здорового питания в соответствии с «дорожной картой».

 

Планируемые результаты освоения программы

Результатами освоения обучающей (просветительской) программы должны стать:

1. Ликвидация информационного дефицита у лиц с повышенным уровнем физической активности в области навыков здорового питания.

2. Соблюдение основных принципов рационального и сбалансированного питания, имеющих особенности для лиц с повышенным уровнем физической активности.

3. Коррекция рациона питания отдельных лиц с повышенным уровнем физической активности путем введением в него специализированных пищевых продуктов и биологически активных добавок, включающих витамины, полиненасыщенные жирные кислоты и фосфолипиды, минеральные вещества, пищевых волокна, флавоноиды и другие.

4. Приобретение обучающимися практического опыта в области безопасного потребительского поведения.

5. Освоение обучающимися технологий приготовления блюд здорового питания.

6. Совершенствование систем организованного питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья, адаптации организма к повышенным уровням физической активности с помощью адекватной компенсации повышенных затрат пищевых и биологически активных веществ.

В результате освоения обучающей (просветительской) программы у обучающихся лиц должны сформироваться навыки оценки фактического питания, пищевого статуса и построения оптимального рациона здорового питания.

 

III. Содержательный раздел

 

3.1. Общее содержание о бучающей (просветительской) программы.

Обучающая (просветительская) программа включает четыре последовательных блока:

1) Основные принципы рационального (оптимального) питания человека.

2) Основные эссенциальные и заменимые компоненты пищи;

3) Особенности индивидуальной оптимизации питания у лиц с повышенным уровнем физической активности.

4) Особенности организации общественного питания для лиц с повышенным уровнем физической активности

Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации. В 90-е годы ХХ и первом десятилетии нынешнего века в стране практически не велась пропаганда здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта. Не был сформирован идеал физического здоровья как важнейшей составляющей образа жизни и общественного престижа страны. Здоровый образ жизни людей не приобрел нравственной ценности и меры в качестве одного из направлений государственной политики и воспитательной функции общественных организаций, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации, особенно телевидения.

С 4 июля 2007 года, когда в Гватемале во время 119-й сессии МОК г. Сочи был выбран столицей Олимпийских игр—2014, в Российской Федерации началось возрождение спорта высших достижений.Не смотря на это, в настоящий период сохранился ряд внутренних противоречий между старыми и современными организационными структурами и выполняемыми функциями; целями школьного физического воспитания и существующей практикой проведения уроков физической культуры в школах; успешными выступлениями российских сборных студенческих спортивных команд и уровнем массовых студенческих соревнований, влияющих на состояние массовой физической культуры и спорта.

Особую роль в достижении высоких спортивных результатов за счет больших физических и нервно-психических нагрузок, которым подвержены в периоды тренировок и соревнований спортсмены, играет питание. В обучающей (просветительской) программе представлены сведения о значении основных пищевых веществ и продуктов, их критических компонентов, особенностях рациона питания, направленного на компенсацию энерготрат и незаменимых пищевых веществ, активацию анаболических и восстановительных процессов у лиц с повышенным уровнем физической активности.

 

3.2. Этапы реализации программы.

Первый этап ( 01.09.2019 – 15.12.2020 ):

1.1 Проведение анализа фактического питания лиц с повышенным уровнем физической активности.

1.2 Анализ результатов оценки пищевого статуса лиц с повышенным уровнем физической активности.

Второй этап ( 01.02.2020 - 15.12.2021 ):

2.1 Оценка риска развития у лиц с повышенным уровнем физической активности алиментарно-зависимых заболеваний.

2.3 Методические рекомендации по оптимизации питания лиц с повышенным уровнем физической активности.

Третий этап ( 01.02.2020 - 15.12.2023 ):

3.1 Формирование информационных материалов по тематикам: факторы риска развития алиментарно-зависимых заболеваний у лиц с повышенным уровнем физической активности; специализированные пищевые продукты для питания спортсменов и БАД, базовые правила и эффективность их применения.

3.2 Создание тематических рубрик на сайте по вопросам здорового питания.

3.3 Подготовка наглядных информационных (буклетов) и публикационных материалов по тематике фактического питания и здорового образа жизни для лиц с повышенным уровнем физической активности.

Четвертый этап ( 01.04.2020 - 15.12.2024):

4.1 Подготовка материалов к проведению семинаров и лекций для специалистов, занимающихся вопросами организации питания лиц с повышенным уровнем физической активности.

4.2 Подготовка материалов к проведению семинаров и лекций для специалистов по питанию спортивных и медицинских организаций, центров, образовательных и научных учреждений.

4.3 Организация просветительской работы среди работников АПК и предприятий пищевой промышленности.


IV. Организационный раздел

4.1 Общие рамки организации обучающего процесса:

Курс рассчитан на 15 учебных часов и предполагает различные виды деятельности слушателей (просмотр лекций, практическую (семинар) и самостоятельную работу). В рамках изучения используют различные источники информации (электронные ресурсы, учебная литература, нормативные документы, карты). Технологическое обеспечение курса подразумевает наличие в учебной аудитории презентационной техники (проектор, экран, компьютер/ноутбук) с соответствующим программным обеспечением, меловую (и) или маркерную доски, а также, оснащение компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет.

4.2. Учебный план

Название раздела/темы

Количество часов/вид работы

лекции и семинары самостоя-тельная работа

всего

1 Законы и правила здорового питания 3 1

4

1.1 Законы оптимального питания    
1.2 Химический состав и энергетическая ценность рациона оптимального питания (макро- и микронутриенты, минорные биологически активные вещества, вода)    
1.3 «Пирамида питания». Основные группы пищевых продуктов. Продукты, содержащие критически значимые компоненты пищи    
2 Энерготраты и пищевой статус 2 2

4

2.1 Оценка уровня физического развития    
2.2 Определение суточных энерготрат    
2.3 Оценка фактического питания и пищевого статуса    
3 Принципы формирования рациона здорового питания лиц с повышенной физической активностью 2 2

4

3.1 Принципы составления оптимального рациона питания, режим питания    
3.2 Принципы включения в рацион питания лиц с повышенной физической активностью специализированных пищевых продуктов и БАД    
4 Безопасность питания в организованных коллективах 2 1

3

4.1 Гигиенические принципы транспортировки, хранения, приготовления и потребления пищи    
4.2 Маркировка специализированных пищевых продуктов и БАД для спортсменов.    

 

Итоговое занятие

  2

2

15
           

Вопросы для проверки знаний

1. В чем состоит функциональное значение пищи?

2. Что такое оптимальное питание?

3. В чем сущность первого закона питания?

4. В чем сущность второго закона питания?

5. Какие пищевые вещества и продукты являются источниками энергии?

6. Какова энергетическая ценность белков, жиров и углеводов?

7. На что расходуется энергия в организме?

8. Как рассчитать суточные энерготраты?

9. Как рассчитать калорийность блюда, пищевого продукта и рациона питания?

10. Что такое макронутриенты?

11. В чем состоит функциональная роль белка?

12. Чем отличаются незаменимые аминокислоты от заменимых?

13. Чем отличаются белки животного от белков растительного происхождения?

14. В чем состоит физиологическая роль жиров?

15. В чем различия насыщенных, моно- и полиненасыщенных жирных кислотам?

16. Что такое холестерин и чем опасно его избыточное потребление?

17. На какие основные группы подразделяют углеводы?

18. Какие вещества относят к полисахаридам?

19.  В чем состоит физиологическая роль пищевых волокон?

20.  Какие продукты являются основными источниками белков, жиров, холестерина, углеводов и пищевых волокон?

21. Что такое микронутриенты?

22. В чем различие водо- и жирорастворимых витаминов?

23. Как проявляется витаминная недостаточность?

24. Какие основные функции витаминов?

25. В чем различие макро- и микроэлементов?

26. В чем состоит физиологическая роль минеральных веществ?

27. Какие продукты являются источниками витаминов и минеральных веществ?

28. Перечислите основные причины недостаточности витаминов и минеральных веществ?

29. Что такое «минорные компоненты пищи»?

30.  Какие продукты являются источниками основных групп минорных компонентов пищи?

31.  Какими свойствами обладают минорные компоненты пищи?

32.  Какова суточная потребность в воде?

33.  Каковы последствия недостаточного и избыточного потребления воды?

34. Какие группы пищевых продуктов используются в питании?

35. Каковы пропорции потребления продуктов основных групп?

36. Каков химический состав и свойства продуктов каждой группы?

37. Можно ли употреблять продукты только одной группы и к чему это приведет?

38. Какие продукты из шестой группы употреблять не обязательно?

39. Что такое специализированные пищевые продукты для питания спортсменов?

40. С какой целью включают в рацион питания биологически активные добавки к пище?

41. Когда предпочтительнее принимать специализированные пищевые продукты в виде напитков?

42. Как по данным, указанным на этикетках специализированных пищевых продуктов и БАДов для спортсменов, можно определить необходимую комбинацию и количество для приема в сутки?

43. Нужно ли всем считать калории?

44. Какие показатели используют для определения уровня физического развития?

45. Какие показатели используют при оценке пищевого статуса?

46. Чем отличается пищевой статус и фактическое питание человека?

47. Какие основные методы используют для определения фактического питания?

48. Какие размеры порций пищевых продуктов принято использовать для расчета разнообразия и правильности фактического питания?

49. Каким соотношением групп пищевых продуктов обеспечивается разнообразие рациона здорового питания?

50. Какое количество продуктов (порций) необходимо потреблять?

51. Как самостоятельно оценить уровень физической активности и величину энерготрат?

52. Какие группы продуктов условно обозначают зеленым, желтым и красным цветом?

53. Приведите примеры планирования питания для лиц с разной физической активностью.

54. Как проверить выполнение основных законов о питании?

55. Каков должен быть режим питания у лиц с повышенной физической активностью?

56. Как правильно распределять калорийность рациона по приемам пищи в течение дня?

57. Каков питьевой режим лиц с повышенной физической активностью?

58. Сколько соли рекомендуется употреблять лицам с повышенной физической активностью?

59. Какие основные принципы питания при быстром снижении массы тела?

60. Назовите основные принципы питьевого режима при быстром снижении массы тела.

61. Что может входить в рекомендуемый набор продуктов и блюд при быстром снижении массы тела?

62. Каково рекомендуемое количество порций продуктов и блюд в низкокалорийных рационах?

63. С какой целью необходимо применять разгрузочные дни?

64. Какие существуют разгрузочные дни?

65.  Какова методика применения разгрузочных дней?

66. Какие существуют правила потребления продуктов животного и растительного происхождения?

67. Каковы рекомендации относительно потребления продуктов первой группы?

68. Как часто надо употреблять овощи и фрукты?

69. Какие пищевые продукты являются основными источниками жира?

70. Какие пищевые продукты являются основными источниками насыщенных жирных кислот и холестерина?

71. Какие рекомендации касаются потребления продуктов, являющихся основными источниками жира?

72. Каковы рекомендации по потреблению молочных продуктов?

73. Что такое «добавленный сахар», и какие продукты являются его источником?

74. Какие продукты содержат большое количество соли?

75. Сколько надо употреблять соли и сахара?

76. Какую соль предпочтительнее употреблять при приготовлении и досаливании готовых блюд?

77. Приносит ли пользу лицам, поддерживающим здоровье и высокую физическую активность, потребление алкогольных и содержащих добавленный сахар безалкогольных напитков?

78. Почему необходимо поддерживать нормальную величину массы тела?

79. Почему у лиц с высокой физической активностью масса тела может быть выше, чем у не занимающихся физической культурой с одинаковыми показателями окружности талии и бедер?

80.  Каким должен быть режим питания и потребления воды при повышенной температуре и влажности окружающей среды у лиц с высокой физической активностью?

81.  Назовите основные правила гигиены при приготовлении пищи в организованных коллективах?

82. Как правильно выбрать продукты?

83. Каковы правила хранения продуктов и готовых блюд?

84. Как соблюдать личную гигиену во время приготовления пищи?

85. Как поддерживать санитарное состояние кухни?

86. Каковы основные правила приготовления пищи?

87. На что необходимо обращать внимание при приобретении специализированных пищевых продуктов и БАД для питания спортсменов в маркировке и рекомендациях по применению?

88. Где можно получить информацию о запрещенных веществах, в том числе в специализированных пищевых продуктах и БАД для спортсменов?

89. К каким последствиям для здоровья приводит прием специализированных пищевых продуктов и БАД, содержащих запрещенные вещества?

90. Какие пищевые вещества критически значимы для обеспечения здоровья при высоких физических нагрузках?

91. Какие витамины накапливаются в организме и не могут быть рекомендованы к постоянному потреблению в дозах выше адекватного суточного уровня?

92. К чему приводит потребление высоких доз кофеинсодержащих продуктов, в то числе специализированных и БАД?

93. Какие пищевые продукты лучше потреблять непосредственно после тренировки: жировые, углеводные или белковые?

94. К каким последствиям может приводить потребление напитков или продуктов с высоким содержанием «добавленного» (простого) сахара перед тренировкой?

95. Через какое время после начала тренировки следует начать потреблять воду?

96. Через какое время после начала тренировки следует потреблять изотонические напитки?

97. Можно ли постоянно потреблять высокие дозы водорастворимых витаминов?

98. К чему может привести постоянная высокобелковая диета?

99. Какие пищевые продукты способствуют поддержанию длительной выносливости на высоком уровне?

100. Какие пищевые продукты наиболее часто вызывают аллергию?

4.4. Рекомендуемая литература.

1. Батурин А.К., Погожева А.В., Сазонова О.В. Основы здорового питания. Образовательная программа для студентов медицинских вузов и врачей. Методическое пособие. Москва, 2011г. 79 с.

2. Богатырев А.Н., Пряничникова Н.С., Макеева И.А. Натуральные продукты питания - здоровье нации // Пищевая промышленность. - 2017. - №8. – С. 26-29.

3. Бойко Е.А. Питание и диета для спортсменов. М., «Вече», 2006. 176 с.

4. Выборная К.В., Кобелькова И.В., Лавриненко С.В., Пузырева Г.А., Соколов А.И., Никитюк Д.Б. Современные методы оценки дегидратации у спортсменов // Вестник спортивной науки. 2018. № 3. С. 25-29.

5. Дмитриев А.В., Гунина Л.М. Основы спортивной нутрициологии. С-Пб, 2018. – 560 с.

6. Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации за январь-декабрь 2018 г., Росстат, 201

7. Кайшев В.Г., Серегин С.Н. Функциональные продукты питания: основа для профилактики заболеваний, укрепления здоровья и активного долголетия // Пищевая промышленность. - 2017. - №7. – С. 8-14.

8. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Никитюк Д.Б., Тутельян В.А. Витаминная обеспеченность взрослого населения Российской Федерации (1987-2017 гг.) // Вопросы питания. 2018. Т.87, №4. С. 62-8. doi: 10.24411/0042-8833-2018-10043.

9. Коденцова В.М., Рисник Д.В., Никитюк Д.Б., Тутельян В.А. Витаминно-минеральные комплексы в лечебном питании // Consilium Medicum. 2017. Т. 19, № 12. С. 76–83.

10. Койнова А.Н. Индустрия пищевых добавок: состояние и перспективы развития // Пищевая индустрия. – 2019. - № 3 (41). – С. 36-39.

11. Колеман Э. Питание для выносливости. – Мурманск: Изд-во «Тулома», 2005. – 192 с.

12. Куршакова Ю.С., Зенкевич П.И., Дунаевкая Т.Н.Оценка показателей физического развития, в зависимости от возраста и пола, региональных норм. «Размерная типология населения», М., изд. «Легкая индустрия», 1994, 439с.

13. Литвинова О.С. Структура питания населения Российской Федерации. Гигиеническая оценка // ЗНиСО. - 2016. - №5 (278). – С. 11-14.

14. Нутрициология и клиническая диетология: национальное руководство/ под ред. В.А.Тутельяна, Д.Б. Никитюка. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 632 с.: ил.DOI:10.33029 /9704-5352-0-NKD-2020-1-632.ISBN 978-5-9704-5352-0

15. Онищенко Г.Г. Главное — профилактика // Стандарты и качество. 2016. № 8.С. 8–13

16. Онищенко Г.Г. Государственная политика по укреплению

17. Парастаев С.А. Регидратация при занятиях физической культурой и спортом // РАСМИРБИ. -2007. -№ 3. -С. 17-18.

18. Погожева А.В., Батурин А.К. Правильное питание - фундамент здоровья и долголетия // Пищевая промышленность. - 2017. - №10. – С. 58-61.

19. Погожева А.В., Батурин А.К. Питание и профилактика неинфекционных заболеваний. Beau Bassin: Lambert Academic Publishing, 2017. – 184 с. ISBN 978-620-2-07176-5

20. Покровский А.А., Ларичева К.А., Рогозкин В.А. Рекомендации по питанию спортсменов. М., «Физкультура и спорт», 1975 г.49 с.

21. Ратушный А.С., Брыксина К.В., Борзикова С.С. Роль продуктов функционального назначения в питании человека // Наука и образование: научный рецензируемый электронный журнал. – 2018. - № 1.

22. Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2019 - 549 с.

23. Скальный А.В. Оценка и коррекция элементного статуса населения - перспективное направление отечественного здравоохранения и экологического мониторинга // Микроэлементы в медицине. 2018. Т. 19, № 1. С. 5–13.

24. Тармаева И.Ю., Ефимова Н.В., Баглушкина С.Ю. Гигиеническая оценка питания и риск заболеваемости, связанный с его нарушением // Гигиена и санитария. - 2016. - № 95 (9). – С. 868-872.

25. Тутельян В.А., Суханов Б.П., Керимова М.Г., Елизарова Е.В. Актуальные вопросы диетологии, диетотерапии, госсанэпиднадзора и контроля лечебного питания в медицинских организациях. Учебное пособие. М.: 2016.-265с.

26. Тутельян В.А., Жилинская Н.В., Саркисян В.А., Кочеткова А.А. Анализ нор-мативно-методической базы в сфере специализированной пищевой продукции в Российской Федерации // Вопр. питания. 2017. Т. 86, № 6. С. 29–35.

27. В.А. Тутельян, Г.Г. Онищенко, К.Г.Гуревич, А.В. Погожева. Здоровое питание. Роль БАД. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. ISBN 978-5-9704-5543-2

28. Устранение транс жиров из продуктов питания в Европе. Краткий аналитический обзор. Всемирная Организация Здравоохранения, Европейское бюро ВОЗ, 2015 Eliminating trans fats in Europe. A policy brief. The Regional Office for Europe of the World Health Organization, 2015.

29. Энциклопедия питания. Том 2. Нутриенты пищевых продуктов. Справочное издание / Черевко А.И. под общ. ред., Михайлов В.М. под общ. ред. и др. – Москва: КноРус, 2019. - 128 с.

30. Ющук Н.Д., Маев И.В., Гуревич К.Г. (ред.) Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. М.: Практика, 2015. 416 с.

31. CAC/GL 2-1985 Guidelines on Nutrition Labelling.

32. Draft Order laying down the additional form of presentation of the nutrition declaration recommended by the State pursuant to Articles L3232-8 and R3232-7 of the Public Health Code; Version as at 5 April 2017.

33. Fats and Fatty Acids in Human Nutrition: Report of an expert consultation: FAO Food And Nutrition Paper No. 91. Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations; 2010.

34. Guidance for Industry: A Food Labeling Guide. Food and Drag Administration, USA; 2013.

35. Guide to creating a front of pack (FoP) nutrition label for pre-packed products sold through retail outlets, UK; 2016.

36. Maughan, R. (1998). The sports drink as a functional food: Formulations for successful performance // Proceedings of the Nutrition Society, 57 (1), 15-23. doi:10.1079/PNS19980005

37. Pan American Health Organization Nutrient Profile Model. Washington, DC: РАНО; 2016.

38. WHO Guideline: Sodium intake for adults and children. Geneva: World Health Organization; 2012.

39. WHO Guideline: Sugars intake for adults and children. Geneva: World Health Organization; 2015.

40. WHO Regional Office for Europe nutrient profile model. WHO Regional Office for Europe, Copenhagen; 2015.

 

Электронные ресурсы

1. Федеральная служба по аккредитации. Официальный интернет ресурс. URL: https://fsa.gov.ru/.

2. Официальный сайт Всемирной Организации Здравоохранения. URL:  https://www.who.int/ru/home.

3. Пищевая система MyPyramid (2005 г.) // https://www.choosemyplate.gov/brief-history-usda-food-guides; Food Pyramids: What Should You Really Eat? //Harvard School of Public Health. 2007. https://cdn1.sph.harvard.edu/wp-content/uploads/sites/30/2012/10/healthy-eating-pyramid-huds-handouts.pdf.

4. Мой здоровый рацион – приложение для ведения дневника питания и тренировок. URL: https://health-diet.ru/health_diet/.

5. Канадское руководство по здоровому питанию // Официальный сайт правительства Канады. URL: https://www.canada.ca/en/health-canada/services/canada-food-guide/resources/snapshot/languages/russian-russe.html.

6. Официальный сайт Гидрометцентра России. URL: https://meteoinfo.ru/

7. Заболеваемость населения по основным классам болезней на 28.11.2019 https://www.gks.ru/folder/13721

8. Заболеваемость населения социально-значимыми болезнями на 28.11.2019 https://www.gks.ru/folder/13721

9. Итоги выборочного наблюдения рациона питания населения в 2018 году, Росстат, 2019 https://gks.ru/free_doc/new_site/food18/index.html

10. Результаты мониторинга здорового образа жизни, Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2019 https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9713

11. Результаты исследования о рационе питания россиян и представлениях о правильном питании, Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2019. https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=10047

12. Итоги выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения в 2018 году, Росстат https://www.gks.ru/free_doc/new site/ZDOR /Factors2018 2812/index.html

13. Итоги выборочного наблюдения рациона питания населения в 2013 году, Росстат, 2013 https://www.gks.ru/free_doc/new_site/food1/survey0/index.html

14. Руководство: по потреблению сахаров взрослыми и детьми. Резюме http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/155735/WHO_NMH_NHD_15.2_rus.pdf?sequence=3

15. [1] Mifflin MD, St Jeor ST, Hill LA, Scott BJ, Daugherty SA, Koh YO. A new predictive equation for resting energy expenditure in healthy individuals. Am J Clin Nutr. 1990; 51(2):241–247.

16. [1] IOM. Dietary Reference Intakes for Energy, Carbohydrate, Fiber, Fat, Fatty Acids, Cholesterol, Protein, and Amino Acids (Macronutrients). INSTITUTE OF MEDICINE OF THE NATIONAL ACADEMIES; Washington, D.C: 2005.

17. [1] Sabounchi NS, Rahmandad H, Ammerman A. Best-fitting prediction equations for basal metabolic rate: informing obesity interventions in diverse populations. Int J Obes (Lond). 2013 Oct;37(10):1364-70.

18. [1] Harris JA, Benedict FG. A Biometric Study of Basal Metabolism in Man. Washington, DC, USA: Carnegie Institute of Washington; 1919. Publication No. 279.

19. [1] Roza, Allan M; Shizgal, Harry M. The Harris Benedict equation reevaluated: resting energy requirements and the body cell mass. The American Journal of Clinical Nutrition. 1984. 40: 168–182.

20. [1] WHO. Energy and protein requirements. Report of a joint FAO/WHO/UNU Expert Consultation. World Health Organ Tech Rep Ser. 1985; 724:1–206. - ссылки

21.. World Health Organ Tech Rep Ser. 1985; 724:1–206.

 

Нормативные документы

1. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 05.12.2019) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». [Электронный документ]. «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17579/.

2. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. [Электронный документ]. URL: http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA57/A57_R17-ru.pdf.

3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей». [Электронный документ] Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/.

4. МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». [Электронный документ]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200076084.

 


 

Приложение

к обучающей (просветительской) программе вопросам здорового питания для лиц с повышенным уровнем физической активности

 

 

Введение

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без значительных физических и нервно-психических нагрузок, которым постоянно подвержены профессиональные спортсмены. Спорт высших достижений происходит на фоне максимального использования функциональных ресурсов организма, что отражается на состоянии здоровья, качестве жизни профессиональных спортсменов. По современным данным, в России хорошее состояние здоровья имеют только 15-28% действующих спортсменов высокого класса (уровень мастера спорта и выше), более 50% страдают различными хроническими заболеваниями. Заболевания пищеварительной системы, нарушения обмена веществ устойчиво занимают второе место в структуре заболеваемости профессиональных спортсменов, уступая лишь травмам и другим заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Патологией пищеварительной системы и различными нарушениями обмена веществ страдают не менее 20-35% профессиональных спортсменов и до 65% спортсменов высокого уровня, закончивших спортивную карьеру.

В максимальной степени эти вопросы затрагивают спорт высших достижений, медицинское и научное сопровождение которого является важнейшей государственной задачей. Эти спортсмены высочайшей спортивной квалификации, являются гордостью и надеждой страны; к ним необходим индивидуальный подход, обеспечивающий формирование высокого адаптационного потенциала, поддержания самой высокой спортивной формы, персональных подходов, направленных на достижение самых высоких спортивных результатов, сохранения и улучшения уровня их здоровья.

В тоже время, лица, занимающиеся физической культурой и, особенно спортом, остро нуждаются в знаниях по оптимизации питания при высоких физических и нервно-психических нагрузках, а также в период восстановления после их окончания. Общие законы здорового питания распространяются на все население, а люди с повышенной или высокой физической нагрузкой, должны иметь представление о правилах их компенсации с помощью обычного рациона и введения в него при необходимости специализированных пищевых продуктов и БАД для питания спортсменов.

Оценка фактического питания

Оценка фактического питания на практике может осуществляться с помощью ежедневного ведения дневника питания с точным указанием качества и количества потребляемой пищи и времени ее потребления (кроме трех основных приемов пищи указываются все перекусы).

Дневник заполняют минимум за три дня – два будних (обычный и день тренировки) и один выходной. Заполнение дневников происходит в индивидуальном порядке самим респондентом или интервьюером анкетно-опросным методом. Если есть возможность, то в идеале каждую порцию продукта лучше взвешивать (опросно-весовой метод). Рассчитать калорийность и пищевую ценность рациона можно вручную, используя таблицы пищевой и энергетической ценности основных продуктов и блюд, а так же воспользовавшись доступными в интернете или лицензионными программами. Не менее важно оценить режим питания.

Анкета для оценки режима питания Фамилия, имя, отчество __________________________________ 1 Сколько раз в день Вы принимаете пищу (выбрать нужное): 1-2 раза, 3-4 раза, 5-7 раз, 8 и более раз. раз. 2 Ваш обычный завтрак включает: Чай (кофе), бутерброд, горячее блюдо (яичница, каша, омлет), молоко или кефир, овощи или фрукты, хлеб или выпечка Укажите другие продукты, если их нет в перечне:___________________ 3Регулярно ли во время обеда Вы потребляете (отметить нужное): Овощные закуски, горячее первое блюдо,  горячее второе блюдо 4 В какое время дня Вы обычно полноценно ужинаете: 18-19 часов, 20-21 час, после 21 часа (отметить нужное) 5 Употребляете ли Вы биологически активные добавки и витаминные препараты, минеральные комплексы, специализированные продукты (если «да», то какие?): Регулярно,    не регулярно,      никогда. Название ___________________________________________________  

Рисунок 3 – Анкета для оценки режима питания

Дополнительный метод – определение частоты фактического потребления пищевых продуктов, которое производится с помощьюзаполнения вопросника анализа частоты потребления пищи анкетно-опросным методом.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.185 с.)