Толкование блаженного Феофилакта Болгарского 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Послание к ефесянам святого апостола Павла.

                                                                                   Глава 2

Еф.2:1. И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,

Еф.2:2. в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа,

Действующего ныне в сынах противления,

Еф.2:3. между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,

Еф.2:4. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

Еф.2:5. мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, –

Еф.2:6. и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,

Еф.2:7. дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

Еф.2:8. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

Еф.2:9. Не от дел, чтобы никто не хвалился.

Еф.2:10. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Еф.2:11. Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,

Еф.2:12. что вы были в то время без Христа,

Отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды

И были безбожники в мире.

Еф.2:13. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

Еф.2:14. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,

Еф.2:15. упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением,

Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,

Еф.2:16. и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем 5

Еф.2:17. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,

Еф.2:18. потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

Еф.2:19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым, и свои Богу,

Еф.2:20. быв утверждены на основании Апостолов и пророков,

Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

Еф.2:21. на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

Еф.2:22. на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Еф.2:1. И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,

Действующего ныне в сынах противления,

Не сказал: принуждающего, но – «действующего». Отсюда ясно, что властвует над добровольно ему подчинившимися. Ибо, если бы против нашей воли господствовал, то принуждал бы. И из следующего видно: «действует», говорит, «в сынах противления», то есть в тех, которые не повинуются Богу, а повинуются ему добровольно.

Еф.2:3. между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов,

Не этим только успокаивает их, говоря, что греховность наша происходила от диавола, но и тем, что и сам себя, и всех прочих ставил в одно с ними положение; так как никто не был безгрешен. Похотями плоти называет те, которые происходят от плотского мудрования. Что он здесь не порицает плоти, – это ясно. Ибо сказав: «исполняя желания плоти», присовокупляет: «и помыслов», то есть не помышляя ни о чем духовном. Поэтому не плоть достойна осуждения, но помышление, которое влечет к страстным удовольствиям. Или же таким образом: мы оскверняем ум, помышляя злое, и плоть, совершая это. А делами плоти можешь считать прелюбодеяние и тому подобное, а делом помыслов – зависть, злопамятство и тому подобное.

И были по природе чадами гнева, как и прочие,

Это сказано вместо: – мы оскорбляем и прогневляем Бога, и ничто другое были на самом деле, как гнев; подобно тому, как дитя человеческое по природе есть человек, так и мы. И как сынами геенны и сынами погибели называются достойные того, так и «чадами гнева» называются делающие достойное гнева. Слово же «по природе» поставлено вместо: истинно и подлинно, «как и прочие», ибо никто не был свободен от гнева.

Благодатью вы спасены, –

С глубоким душевным потрясением он высказал это, изумляясь неизреченному дару Божию. Ибо не трудом и не собственными делами, говорит, вы спасены, но только благодатью. Ибо, что касается дел, вы достойны были наказания и гнева.

И сие не от вас, Божий дар:

Снова как бы уничтожает это, говоря, что и вера не от нас; потому что если бы Он не пришел, если бы не призвал, мы и не последовали бы. «Как веровать», говорит, «в Того, о Ком не слышали?» (Рим. 10: 14). Так что и вера – дар Божий. Или же иначе: не веру называет даром Божиим, а спасение через веру, – вот что есть дар Божий. Ибо пусть вера и наша, но как бы она одна могла спасти, если бы Бог не благоволил принимать нас ради ее, чтобы не совсем быть нам безучастными в деле нашего спасения, – но являться привносящими нечто и от себя.

Чужды заветов обетования,

Вот в чем состояло великое разделение. Ибо не сказал: не держащиеся – προσέχοντες – завета, но совершенно чуждые – ξένοι – ему. А израильтяне, хоть и лишились обетований, но не как чуждые им. Какие же заветы и обетования? «Потомству твоему даю Я землю сию» (Быт.15:18), и многое другое обетовал, понимаемое совершенно духовно.

Не имели надежды

"Надежды" без сомнения относительно будущего: воскресения и воздаяния.

И были безбожники в мире.

Хотя и поклонялись богам, но это не были боги. Прибавил же "в мире", чтобы показать, что они были ниже Израиля не только в небесном, но и в том, что есть на земле славного. Ибо израильтяне и в отношении богопочтения были и славны и знамениты.

А закон заповедей учением,

Дабы кто не сказал: что же, если мы освободившись от прежнего нарушения закона, опять вынуждены соблюдать его? – он говорит, что и его упразднил. Ибо, дав нам закон для утверждения нас, вместо того, чтобы наказать нас, когда мы его не соблюли, Он совсем отменил закон, подобно тому, как если бы кто, поручив ребенка воспитателю, когда он не повиновался, взял его от воспитателя. "Законом" же «заповедей» называет его, потому что он был устроителем жизненного порядка; а веру называет "учением", потому что она устанавливается чрез учение или догматы. Поэтому апостол как бы так сказал: вместо жизни Он ввел веру. Ибо получили мы оправдание не вследствие заповедей, определявших делать то или другое, но «если уверуешь сердцем и исповедуешь устами, спасешься» (ср. Рим.10:9). Или же называет учением запретительные заповеди Господни, именно: «а Я говорю вам: не клянись вовсе» (Мф.5:34), или «не гневаться» (Ис.54:9) и тому подобное.

Устрояя мир,

И в отношении друг к другу (иудей ведь тогда сближается с язычником, когда становится верным), но особенно к Богу, что и важнее, как показывает ниже.

И свои Богу,

Чего те едва достигли посредством великих трудов, то мы получили чрез благодать, став своими (домашними) Богу. Вот упование нашего призвания: ибо в той именно надежде мы призваны, чтобы получить сие.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.006 с.)