Толкование блаженного Феофилакта Болгарского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Первое послание к Тимофею святого апостола Павла.

                                                                                            Глава 5

1Тим.5:1. Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев. 7

Тим.5:2. Стариц, как матерей.

Молодых, как сестер.

Со всякою чистотою.

Тим.5:3. Вдовиц почитай, истинных вдовиц.

1Тим.5:4. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью (εὐσεβεῖν).

И воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.

Тим.5:5. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога.

И пребывает в молениях и молитвах день и ночь.

1Тим.5:6. А сластолюбивая (σπαταλῶσα) заживо умерла.

Тим.5:7. И сие внушай им, чтобы были беспорочны.

Тим.5:8. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется.

Тот отрекся от веры.

И хуже неверного.

Тим.5:9. Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа.

Тим.5:10. Известная по добрым, делам.

Если она воспитала детей.

Принимала странников. 8

Умывала ноги святым.

Помогала бедствующим.

И была усердна ко всякому доброму делу.

Тим.5:11. Молодых же вдовиц не принимай.

Ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.

Тим.5:12. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру.

Тим.5:13. Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам.

И [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

Тим.5:14. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом.

И не подавали противнику никакого повода к злоречию.

Тим.5:15. Ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

Тим.5:16. Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать.

И не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

1Тим.5:17. Достойно начальствующим (προεστῶτες) пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

Тим.5:18. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей (Втор.25:4, Мф.10:10).

Тим.5:19. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

Тим.5:20. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.

Тим.5:21. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя.

Сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

Тим.5:22. Рук ни на кого не возлагай поспешно.

И не делайся участником в чужих грехах.

Храни себя чистым.

1Тим.5:23. Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

Тим.5:24. Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.

Тим.5:25. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

1Тим.5:1. Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев. 7

Не о том говорит апостол, кто имеет в Церкви звание пресвитерское, а о всяком престарелом человеке. А если он имеет нужду в исправлении? В таком случае, говорит, ты поступай с ним, как с отцом.

Тим.5:2. Стариц, как матерей.

Так как обличение тяжело переносится, особенно когда молодой человек, обличает старого – тогда оно становится втройне безрассудным, поэтому, говорит, ты смягчай его кротостью.

Молодых, как сестер.

Так как этот возраст отличается большой смелостью и не переносит обличений, поэтому, говорит, должно смягчать их снисходительностью.

Со всякою чистотою.

Так как беседы с молодыми женщинами порождают подозрения, а между тем епископ должен беседовать и с ними, то ты, говорит, должен не только остерегаться греховного соединения, но не должен подавать и никакого повода к подозрению. Апостол заповедует это Тимофею не ради него, а ради нас, последующих епископов, чтобы мы остерегались подозрений.

Тот отрекся от веры.

Почему? Потому что дела его такие не суть дела верующего. Если бы он веровал в Бога, то слушался бы слов Его: «от единокровного своего не укрывайся» (Ис.58:7). Говорят, что «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит.1:16).

И хуже неверного.

Потому что последний если и презирает чужих, то по крайней мере не презирает близких себе, конечно, побуждаемый природой; А он нарушает и закон Божий, и закон природы, и поступает несправедливо. Кто же поверит, что такой человек может быть милостивым к чужим? А если он действительно милостив к чужим, то не тщеславие ли это? Поразмысли: если хуже неверного тот, кто не заботится о домашних, то куда причислить того, кто обижает своих? Ведь всякому для спасения недостаточно своей собственной добродетели, если он, сам будучи добродетелен, не учит и не убеждает быть таковыми своих родственников.

Если она воспитала детей.

Воспитание детей не в том состоит, чтобы просто кормить детей, а воспитать, как должно, подобно тому, как и выше сказал: «если пребудет в вере и любви и в святости» (1Тим.2:15).

Принимала странников. 8

Видишь ли, что благодеяния своим он ставит выше благодеяний к чужим людям? Сказав прежде: «если она воспитала детей», потом уже прибавляет: «принимала странников». Хотя бы какая-нибудь вдовица и имела недостаток в чем-либо, все же она имеет дом, живет не на открытом воздухе.

Умывала ноги святым.

Сказал это потому, что многие вдовицы хотя и принимают странников, но не служат им сами, а служат их служанки. Поэтому, желая, чтобы вдовица была деятельна и не ленилась, он повелевает ей служить самой: леность свойственна женщине более изнеженной. Кроме того, чтобы какая-нибудь вдовица, по нежеланию принимать странников, не оправдывалась совершенной бедностью, будто у нее нет никаких средств для этого, апостол говорит: для того, чтобы умыть ноги, нет нужды в больших издержках и богатстве. А "святые» – все те, которые имеют правую веру и живут благочестиво, хотя бы и не творили знамений.

Помогала бедствующим.

Деньгами, заступлением и посредничеством.

Храни себя чистым.

Здесь о целомудрии дает ему урок.

1Тим.5:23. Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

Видишь ли, что, имея сколько недугов, Тимофей еще истощал себя употреблением воды? Научись же и ты не огорчаться, когда кто-нибудь дает наставления относительно воздержания, ибо и Тимофею, который столько времени употреблял воду, так что часто стал подвергаться недугам, Павел дает заповедь о воздержании, и не просто сказал: «употребляй... вино», но ограничил сие употребление, прибавил: "немного". Для здоровья, говорит, а не для удовольствия. Ибо юность горяча, и от вина скоро приходит в движение. Почему же не исцелил его Павел, который "платками» своими воскрешал мертвых (Деян.19:12)? Чтобы мы, когда и теперь видим святых людей, подверженных недугам, не соблазнялись и не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди, подобные нам; наконец, чтобы и сам Тимофей не возгордился своей добродетелью. Об этом пространнее сказано у святого Иоанна Златоуста, в начале так называемой книги проповедей "О статуях" от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей, поэтому апостол и прибавил: «и частых твоих недугов».

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.011 с.)