Искупление и его всеобщее значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искупление и его всеобщее значение



 

Понимание и толкование слова «искупление» менялось с течением времени. В древности оно означало возмещение причиненного вреда либо расплату за содеянное. Совершенный проступок, человеческая жизнь или свобода имели вполне конкретную цену, которая выражалась в деньгах или иных материальных ценностях. Однако, если открыть текст Священного Писания и прочитать об искуплении, это слово обретает иной смысл.

Библия повествует об Адаме и Еве, нарушивших божественный закон. Согласно учению церкви, искупить этот грех было возможно лишь с приходом в мир людей Иисуса Христа, который должен был принести себя в жертву. Имело место и светское понимание термина: человек несет ответственность перед обществом за слова и совершенные проступки, дабы восстановить прежние отношения, статус или репутацию, он обязан искупить свою вину.

 

Содержание

  1. Что такое искупление
  2. Происхождение слова
  3. Значение понятия
  4. Искупление в Библии
  5. История событий
  6. Идея и цель
  7. Значение искупительной жертвы
  8. Понимание в современном мире
  9. Определение понятия
  10. Для чего нужно

Что такое искупление

В широком смысле это слово понимается как исправление виновным лицом совершенного им деяния либо последствий оного. Люди возмещают нанесенный ущерб, корректируют свое поведение, каются в содеянном либо несут ответственность в порядке, установленном законами или обычаями данного социума. Если же речь идет о понимании с точки зрения религии, то здесь уже человек искупает вину либо очищается от греховности согласно ритуалам или вероучению той конфессии, к которой принадлежит.

 

Происхождение слова

Данный термин пришел в русскую речь в результате дословного перевода священных текстов — такая же ситуация сложилась и во многих других европейских языках. Если заглянуть в словари, то можно найти первоисточник заимствования. Перевод осуществлялся с греческого языка, в котором употреблялось слово apolitrosis или с латинского — redemptio.

Оба этих понятия буквально означали «выкуп раба, пленника или заключенного» — человека, который не может обрести свободу собственными силами.

Ветхий Завет написан на древнееврейском языке. Здесь употребляется термин «геула», образованный из корня с двумя значениями. Первое переводится как выкуп человека из долгового рабства у хозяина-иноплеменника, когда деньги вносят родственники и единоверцы-евреи. Второе представляет собой духовное понятие — освобождение от власти греха, что часто рассматривается в контексте прихода Мессии.

В учении каббалы термин может пониматься и как преодоление рамок материальной телесной оболочки через обретение мистического опыта. Арабское слово «каффара» возникло из корня, который переводится как сокрытие, покрытие, возмещение или откуп. Этот термин хорошо известен в исламском богословии. «Каффара» есть мера воздаяния за совершенное деяние либо нанесенный ущерб. Она определяется индивидуально в зависимости от ситуации согласно нормам шариата.

 

Значение понятия

Как видно, значение менялось на протяжении человеческой истории. Поначалу оно могло обозначать воздаяние по принципу «око за око», далее обрело более глубокий духовный смысл в монотеистических религиях, а потом уже светское современное толкование.

На протяжении веков значение слова «искупление» менялось следующим образом:

  1. Расплата согласно нормам обычного права: принцип талиона, кровная месть и другие неписаные законы. Сохранилась как пережиток вплоть до XX века включительно на Кавказе, Балканах (Албания, Черногория) и местами в западном Средиземноморье (Сицилия, Сардиния, Корсика).
  2. Монотеистическая религиозная трактовка: исправление человеческой природы, поврежденной первородным грехом.
  3. Морально-этическое понимание в светской этике современного общества и юриспруденции: исправление человеком последствий своих поступков и ответственность за них.

 

Искупление в Библии

В массовой культуре и живописи данная тема хорошо известна благодаря образам Адама и Евы, райского сада, змея-искусителя и плода, сорванного с запретного древа. Эта история видится нерелигиозным людям как мифологический сюжет, однако за ней стоит глубокий смысл, лежащий в основе вероучения всех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Речь идет о проблеме первородного греха и расплате за него.

 

История событий

Ветхозаветная книга «Бытие» повествует о том, как Бог создал мир. Вершиной творения стала человеческая пара, чьим домом являлся райский сад Эдем. Адам и Ева обладали свободную волей и правом выбора, будучи сотворенными Богом по его образу и подобию. Они нарушили запрет свыше, вкусив плод с древа познания добра и зла.

Этот эпизод получил множество трактовок и неканонических версий сюжета. Среди сторонников идеи о сотворении мира иногда встречается точка зрения, что данное сказание не следует понимать буквально, оно представляет собой лишь метафору грехопадения человека и отступления от Бога.

Однако и буквальная, и образная трактовки истории Адама и Евы в богословии говорят о необратимых изменениях человеческой природы. Первородный грех исказил и нарушил ее, сделав людей тленными, подверженными болезням и смерти. В мир пришло зло и страдание, нарушившее изначальную гармонию. Отныне поврежденность натуры становится наследственной: изгнанная из рая пара прародителей передает ее своим детям, а через них и представителям всего человечества.

 

Идея и цель

Наказание за грех есть смерть — так гласят священные тексты. Поэтому уже во времена Ветхого Завета в обрядовой практике иудаизма формируется понятие искупительной жертвы. Она приносится коллективно или в частном порядке для снискания у Бога прощения за грехи и обретения поддержки свыше. В дальнейшем священники совершают этот ритуал уже в иерусалимском Храме. Процедура детально описана в книге «Левит», как и искупительная сторона обряда — показано, что и для чего необходимо жертвовать.

Данный ритуал во многом похож на аналогичные практики в языческих религиях древности. Речь могла идти о снятии грехов даже со всего народа, однако эта мера все равно носила временный характер. Общее положение дел не менялось — грех прародителей по-прежнему довлел над людьми. В иудаизме возникает концепция Мессии, что однажды придет для спасения человечества и создания идеального гармоничного мира.

Положение в корне меняется после возникновения христианства. Новая вера предлагает совершенно иную концепцию — спасение через искупительное самопожертвование Сына Божьего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.007 с.)