Лютеровские политико-правовые воззрения носили довольно противоречивый характер. Лютер выступал одновременно и как реформатор, и как консерватор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лютеровские политико-правовые воззрения носили довольно противоречивый характер. Лютер выступал одновременно и как реформатор, и как консерватор.



Так, идеи Лютера об усилении светской власти, ее автономии от власти папы, несомненно, содействовали утверждению регионального княжеского абсолютизма. Его тезисы о монархе как высшем руководителе национальной Церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, об освящении светской власти религиозным авторитетом – все это способствовало созданию культа государства; суеверная вера в государство надолго становится характерной чертой сформировавшегося в то время в Германии политико-правового сознания. Что же касается внутренней религиозности, за которую активно ратовал М. Лютер, то она не требовала и не предполагала сколько-нибудь крутых перемен в общественно-политическом строе того времени; не требовалось, в частности, упразднять эксплуатацию крестьян феодалами, посягать на абсолютистские режимы, устранять духовное порабощение верующих и т.п.

В целом учение Мартина Лютера не содействовало развитию антифеодального потенциала самой идеи реформации, поскольку во взглядах мыслителя все более (особенно к концу его жизни) проявлялись социальная ограниченность, узкоклассовый политический утилитаризм, религиозный фанатизм. Кроме того, Лютер полагал, что неравенство людей естественно: одни люди могут и должны править, другие – подчиняться. Поэтому идея прав человека, естественное право в учении Лютера не нашли должного развития, хотя некоторые разработки в этом плане, как мы уже отмечали, у него все же имеются.

Законы Лютер оценивал с консервативных позиций. Мыслитель ранжирует их следующим образом:

· Божественный закон (он находится во главе угла; это одинаковый, единый для всех закон);

· естественный закон (закон, присущий людям);

· императорский закон (закон, регламентирующий все светское управление);

· законы городов и земель (эти законы обязательны лишь для отдельных местностей).

В заключение следует отметить весьма актуальное и сегодня суждение Лютера о том, что чем меньше в государстве законов, тем лучше право.

Жан Кальвин (1509 ―1564)

Жан Кальвин – швейцарский богослов, один из виднейших идеологов и деятелей эпохи Реформации.

Основной труд Ж. Кальвина – «Наставление в христианской вере».

Ядро данного сочинения и учения Кальвина в целом составляет догмат о Божественном предопределении. Бог, по его мысли, предопределил для одних спасение и блаженство, для других – погибель. Люди бессильны изменить волю Бога, но могут догадываться о ней исходя из того, как складывается их собственная жизнь на земле. Иными словами, кальвинизм пронизан духом тотального фатализма.

Взгляды Кальвина на государство. Если немецкий реформатор М. Лютер полагал, что государство возникло само собой из естественных обстоятельств, сложившихся в результате грехопадения людей, и отвечает очевидным практическим нуждам людей, то Жан Кальвин исходил из иных представлений. Его взгляды на происхождение и сущность государства могут быть сведены к следующему.

Государство, политическое принуждение – действительно, прямое следствие человеческого грехопадения. Впрочем, это одна из главных причин возникновения государства, но далеко не единственная (как, напомним, утверждал М.Лютер).

Кальвин осуждал феодально-монархические круги за творимые ими насилие, произвол, беззаконие, предрекая им Божью кару. В то же время всякую власть Кальвин объявлял Божественной, требуя от всех христиан думать только о Боге, ибо господь – Царь царей и его голос должен быть услышан всеми и раньше всякого другого.

Сопротивляться тирании можно и должно, но это – право лишь самих органов власти, Церкви и представительных учреждений. Открыто сопротивляться можно лишь тогда, когда все мирные аргументы исчерпаны.

Кальвин, сравнивая между собой традиционные со времен античности формы государства (монархию, аристократию, демократию), явное предпочтение отдавал аристократической организации государственного правления. Необходимость и разумность такого правления, по его мнению, подтверждается всем ходом истории. Но вот что интересно: по Кальвину, аристократия дает возможность людям сообща выбирать пасторов, без помех избирать правителей и должностных лиц и т.д. Другими словами, Кальвин в действительности более склонялся к республиканизму, считая такое устройство оптимальным для государства.

Отличительная черта кальвинистского учения о государстве и кальвинизма вообще – жестокая нетерпимость ко всякого рода иным воззрениям и установкам, что нашло свое практическое воплощение в печально известной политической деятельности Кальвина в 1541–1564 гг., когда он руководил женевской консисторией. Например, Кальвин установил за горожанами слежку; практически всеобщей регламентации подвергались самые разные стороны общественной жизни; за малейшие нарушения установленных норм и предписаний назначались несоразмерные этим проступки наказания, в том числе и смертные казни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.004 с.)