Ересь арианства и Первый Вселенский Собор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ересь арианства и Первый Вселенский Собор



В IV веке после окончания гонений на христианство для официальной христианской религии возникла первая большая догматическая угроза. Им стало учение Ария [1]. Проблема, которая мучила Ария - это вечное рождение Божественного Слова. Итак, он учил, что Сын по природе и по сущности Своей не есть истинный Бог [2]. Он был сотворен Богом Отцом в конкретное время "во времени" («ἐνχρόνω») [3]. По этой причине Он не может быть охарактеризован как нерожденный (ἀγέννητος), или как часть нерожденного. Поэтому Он был простым творением Божиим [4]. Итак, как творение, Сын и Слово Божие не не собезначален (συνάναρχος) и не совечен (συνάναρχος) Отцу, [5], но создан непосредственно "волей" Отца [6], в то время как другие творения были созданы Богом через Его Сына. Характеристической фразой, которая суммирует арианское учение о Сыне было «был тогда, когда не был» (ἦνποτέὅτεοὐκἦν) [7].

  Совместное создание мира Богом и Сыном не означает, что последний причастен природе или сущности Бога, и что Он по природе истинным Богом [8]. Арий утверждал учение об абсолютной монархии божества и принимал одного нерожденного Бога и безначального. Следовательно, прежде творения Сына была абсолютная "монархия" только нерожденного Бога, поэтому истинный Бог не был Отцом, пока не был сотворен Сын, а Сын не существовал до Своего создания Отцом, «да замечаем, что был одни, не было двух, прежде существующих. Теперь же хотя есть Сын, но он не есть Бог Отец» («σύνεςὅτιἡμονάςἦν, ἡδυάςδεοὐκἦν, πρὶνὑπάρξη. ἈυτίκαγοῦνὙιούμηὄντοςὁΠατήρΘεόςἔστι») [ 9].

  Основание его учения о подчиненности Сына по отношении к Отцу базировалось на широко распространенном мнении о subordinatio. Последнее составляло основу и фундамент его злочестия. Очевидно, что Арий использует богословские понятие отцовство и сыновство лишь как метафоры и по аналогии к человеческой жизни, согласно которой отец по времени предшествует сыну. Итак, он предпринимает попытку дать объяснение на основании человеческих отношений отношениям между Лицами Святой Троицы.

  Арий и преданные ему его сторонники используют строго историко-грамматический метод герменевтики Антиохийской школы для того, чтобы доказать учение об абсолютной монархии Бога - Отца, тварную природу Сына - Слова и создание Его Отцом, несовершенное знание Отца и нравственное боготворение Сына. Еретическое учение Ария взялся опровергать Патриарх Александрийский Александр с помощью свт. Афанасия Великого. В действительности свт. Афанасий Великий был уникальным богословом противником Ария, однако он не наставлял последнего.

Необходимо было созвать Собор, на котором могли бы защищаться епископы, мыслящие по - ариански и сам Арий. Далее будет предоставлена возможность для верного изложения учения Церкви о вечности, совершенстве сыновства и божества Сына и Слова, второго Лица Святой Троицы. Вначале этот собор был подготовлен как один из поместных соборов, но на нем приняли участие, как епископы Запада, так и Востока, поскольку богословская основа Троичного догмата преподнесена была на Соборе как учение вселенского характера. Этот собор является I Вселенским Собором Церкви Христовой, который состоялся в 325г. в Никеее Вифинской.

  В то время престол Римской империи занимал Константин (306-337), позже названный Великий, сын Констанция Хлора. Константин стал благосклонным к христианству. В течение многих лет он боролся с донатистами в Северной Африке и мелетианами в Египте. Но теперь он встал против ереси ради сплочения империи. Эта ересь родилась из догматических ошибок Ария.

  Император справедливо стремился к воцарению религиозного мира в империи, не понимая, доктринальных различий арианства от православного учения, пытался умиротворить дух своих богословских противников. Константин Великий не мог вникнуть в глубинный смысл предвечного рождения Сына. По этой причине и призвал Ария и епископа Александра к мирно сосуществованию, несмотря на различия в их учении о Триедином Боге. Об огромной богословской опасности, которая тогда возникла, рассказал и объяснил императору свт. Осия Кордубский. Последний призвал Константина приступить к созыву собора для разрешения богословских споров.

   Никея была вполне пригодна для проведения работы собора, так как она гарантировала епископам Египта и Запада более легкое прибытие в нее. Однако в то же время этот город позволил и самому Константину принять участие в работе собора. Собор начал работу 20 мая 325 [10] и завершил ее 25 августа того же года. Сам император открыл заседание Собора, продемонстрировав тем самым, насколько была важной эта встреча для него самого и для внутреннего мира империи. В нем приняли участие 318 отцов, число символическое, соответствующее числу мужчин, которые использовали Авраама для противостояния своим врагам[11]). Деяния Собора не сохранились. Это подтверждается и трудом свт. Афанасия Великого, в котором святитель обращается к своей памяти для того, чтобы описать происходившие на Соборе события, слова, которые были высказаны защитниками и критиками Ария. Председателем Собора считается Евстафий Антиохийский, но много раз утверждалось, что им был епископ Никомидийский Евсевий или Константин Великий, и т. д.
Собор осудил Ария, обучение, его учение, и три церковных раскола: новацианский, Павла Самосатского и мелетианский, которые в течение многих лет сотрясали внутренний церковный мир. Было принято 20 правил и Никейский Символ веры, в котором говорится, что Сын единосущен Отцу (οὙιόςεἶναιὁμοούσιοςτοῦΠατρός), то есть совечен Отцу и Он истинный Бог. Термин единосущный (ὁμοούσιος) используется сам Константин, чтобы описать отношения Сына с Отцом. Включение этого термина в предварительный Символ указывает в то же время и на осуждение арианства. Профессор К. Скутерис [12] относительно спорного термина единосущный замечает: «свт. Афанасий в своем труде о Никейском соборе отметил о работе собора, что на нем присутствовала всецелая скептичность и на общем пути следования Собора для принятия определения. Во-первых, нельзя отрицать, по словам свт. Афанасия, что термин этот выражает мысль Священного Писания, будучи в церковной традиции. Члены собора восприняли богословие, которое выражает определение «выше»ином "выше, несмотря что и подле них» (άνωθενπαράτωνπροαυτών). Вместе с тем, этот не записанный термин подтверждался из многих мест Священного Писания, которые были приняты во внимание и записаны Отцами Собора. "Посему поскольку Сын родился от Отца, но другое рождение по человеческой природе, и не только не подобное, но и неотделима суть от сущности Отца и Он есть суть одно со Отцом (Ин,10, 30), как Он и говорил, присно во отце суть слово и Отце в Слове (Ин 10,38; 14.20.), как сияние света света (Евр. 1,3) — это и означает слово, поэтому то Собор так правильно мыслил слово единосущный, его вписал, дабы отвергнуть и изгнать еретиков богоборных иначе мыслящих о рожденном Слове". Ариане вместо того, чтобы искать «смысл» Священного Писания, имели «растленный ум» и были неспособны постигнуть, что с помощью термина «единосущный» (ὁμοούσιος») было выражено учение Священного Писания. В завершении Никейский Символ веры стал содержать семь первых членов (параграфов) Символа веры[13].

   Важно отметить, что на Соборе в Никее было явлено много чудес святыми богоносными Отцами. Особенными были чудеса, совершенные свт. Спиридона, свт. Экумением и свт. Ахиллой. Стоит упомянуть и об инциденте между Св. Николаем Чудотворцем и Арием. Первый не в состоянии обуздать свое возмущение относительно того, что утверждал Арий, его ударил. Император Константин Великий наказал свт. Николая и заключил в тюрьму. Но в тюрьме произошло чудо, указывающее на святость свт. Николая и заблуждение Ария.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.007 с.)