Влияние индустриальных процессов на культуру 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние индустриальных процессов на культуру



Главная особенность начала века – усиление духа «индустриализма»: быстро растущие города оттягивали массы людей, подчиняя их новому темпу жизни, машинному производству; на каждом шагу встречались технические новшества, расширявшие возможности человека (телефон, радио, электричество, трамвай, кинематограф и т.д.)      Самое потрясающее новшество – авиация. Самолеты вызывали восхищение как подлинные чудеса техники и как опасное предприятие. Гибель пилотов еще больше подогревала интерес публики, а авиаторы придумывали новые фигуры.

В 1913 году русский лётчик П. Нестеров первым в мире сделал в воздухе «мёртвую петлю». Первым из государственных деятелей сел в самолет П.А. Столыпин (летчик Мациевич, с которым он летал, разбился через два дня). Имена знаменитых летчиков были очень популярны.

Все более привычными выглядели автомобили, которые сначала ввозили из-за границы, а затем их производство началось в Петербурге и Риге (предприятия «Руссобалт»). Начались регулярные автогонки.

Активное участие горожане принимали в создании спортобществ. Особую популярность имели соревнования по борьбе, проходившие на цирковых аренах.

После Олимпиады 1908 года массовым увлечением молодежи стало катание на коньках. (Кстати, левые считали, что спорт отвлекает от борьбы за «правое дело»).

Мода перестала быть достоянием лишь высшего общества, развитие рынка позволяло и среднему классу приобретать модную одежду по доступным ценам (например, каменщик на дневной заработок мог купить 4 кг говядины, для покупки пары обуви надо было работать 6 дней, а для покупки мужского шерстяного костюма – 20).

Для людей со средними доходами (студенты, учителя) организовывали специальные туристические поездки в Европу.

Все больше примет городской жизни появлялось и в деревне: газеты, граммофон, швейные машинки, городские костюмы, трактора, средства связи. Кооперативное движение и столыпинская реформа резко повысили спрос на грамотных людей.

Вместе с тем, наблюдаются и негативные черты:

- традиционное аграрное общество с особой культурой отношений господствовало в большей части страны

- с ростом городов увеличились и нищета, теснота жилищ и антисанитария

- происходит столкновение различных культур: городской, дворянской, деревенской, имеющих множество оттенков

- столкновение масс с современной цивилизацией приводило к разрушению нравственных, семейных устоев.

Изменение уклада жизни меняло самосознание творческой интеллигенции: переломная эпоха постоянно напоминала писателям, художникам о грядущих социальных взрывах. Одни их ждали с энтузиазмом, другие – с ужасом.

 

Развитие образования

Основа культурного прогресса – развитие просвещения.

Начальное образование осуществлялось в школах двух типов: земских и церковных (от 2 до 6 лет). В земских школах работали преподаватели со специальным образованием. Рядом со школами размещались библиотеки, читальни, книжные лавки. В церковных школах преподавание вел священник и его помощники – дьякон, псаломщик и, главным было не образование, а воспитание.

С 1894 по 1906 гг. число начальных школ выросло в 3 раза (с 32 до 93 тыс.)

В 1906 году правительство вынесло на рассмотрение ГД законопроект о введении всеобщего начального обучения. В 1912г. принят закон о введении всеобщего начального образования. Но, из-за недостаточности средств реформа шла медленно: Россия тратила на образование в 14 раз меньше, чем США, в 8 раз меньше, чем Англия и Германия. В 1900 г. было 76% неграмотных, в 1917 г. – 69%.

Среднее образование осуществлялось посредством разветвленной системы школ:

- гимназии делали упор на гуманитарные предметы и готовили учащихся к поступлению в университет. В 1912 г. в 480 гимназиях учились 125 тыс. учащихся. Государственные гимназии давали основательное, но архаичное образование. Гораздо выше был уровень преподавания в частных гимназиях;

- реальные и коммерческие училища готовили будущих инженеров и техников. Здесь упор был сделан на естественные и точные науки с целью поступления учащихся на медицинские, математические факультеты университетов и во ВТУЗы. К 1913 году существовало 276 реальных и 260 коммерческих училищ;

- кадетские корпуса, духовные семинарии, промышленные и художественные училища давали узко специальное образование Учеба в них была, в основном, платная.

Высшее образование осуществлялось через систему ВУЗов. В 11 университетах (в 1909 г. открыт Саратовский университет) с 1894 по 1913 гг. количество студентов выросло с 14 до 35 тыс. Были созданы специальные высшие училища – технические, медицинские, лесные, сельскохозяйственные и педагогические, существовало 4 духовных и 7 военных академий. Особое место в системе высшего образования занимали Московская и Петербургская консерватории, Строгановское училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, училище Петербургской Академии художеств. Всего к 1913 году в России было 105 ВУЗов, в которых обучалось 128 тыс. студентов. Развивалось и женское образование: помимо Высших женских курсов профессора Бестужева-Рюмина в Петербурге были открыты подобные курсы в Москве профессором Герье. Здесь давали образование близкое к университетскому.

В высшей школе в начале века произошли и качественные изменения:

- ожила научная жизнь в связи с возвращением университетам автономии в 1905 году;

- волнения студентов, которые часто поддерживала профессура, стали составной часть общедемократического движения России;

- после 1905 года начался процесс демократизации образования: появляются рабочие курсы и «народные университеты» (первый в Москве в 1908 г. на средства золотопромышленники Шанявского), где любой человек мог посещать лекции ученых и получить образование в объеме средней и высшей школы. Также открываются «народные дома» - своеобразные клубы, где были библиотеки, вечерние курсы, лекции, спектакли (к 1914 г. их было 220).

Большую роль в просвещении народа стала играть печать. Число типографий с 1900 по 1913 гг. выросло с 1 до 2,7 тыс.(самые крупные – Суворина в Петербурге (он выпустил знаменитую «Дешевую библиотеку») и Сытина в Москве (выпустил «Библиотеку для самообразования»)). Количество печатных периодических изданий, в основном либеральной направленности, выросло за этот же период со 105 до 1131, и издавались они на 24 языках народов России.

 

Развитие науки

 Огромное влияние на развитие науки оказало формирование крупной машинной индустрии. Центром научной жизни была Академия наук, имевшая свои лаборатории, музеи, библиотеки и около 700 научных обществ, занимавшихся внедрением научных открытий в производство.

В начале ХХ века два русских ученых стали нобелевскими лауреатами:

1904 г. – Павлов Иван Петрович (1849-1936) за труды по физиологии кровообращения и пищеварения, разработку теории условных рефлексов, создание учения о высшей нервной деятельности человека;

1908 г. – Мечников Илья Ильич (1845-1916) за создание теории фагоцитов, на основе которой базировалось учение об иммунитете.

Кроме них из естествоиспытателей выделялись: Вернадский В.И. основал геохимию и биохимию, впервые выдвинул идею ноосферы – поверхности земли, преображаемой человеческим разумом, был членом ЦК партии кадетов, и К.А. Тимирязев, который обосновал закономерность фотосинтеза как процесса использования света для образования органических веществ в растениях, показал связь живой и неживой природы. В 1911 году, в знак протеста против притеснения студентов, ушел из Московского университета. В 1920 году стал депутатом Моссовета. Физик П.Н. Лебедев открыл и измерил давление света на твердые тела и газы, количественно подтвердив электромагнитную теорию света. Математик Марков А.А. разрабатывал проблемы теории вероятности и математического анализа. Геолог Карпинский А.П. нарисовал карту геологического прошлого России, установил границы древних морей, сделал выводы о строении континентов. Геолог Обручев В.А. исследовал геологическое строение Сибири, написал научно-популярные книги «Плутония» и «Земля Санникова».

Бурное развитие получили и прикладные науки. Калужский преподаватель физики и математики К.Э. Циолковский создал теорию ракетного движения, впервые в мире, на основании математических расчетов, доказал возможность полетов в космос. Профессор-механик Н.Е. Жуковский занимался вопросами теории машиностроения. В 1904 году создал Институт аэродинамики в Кучино под Москвой. Его называют «отцом русской авиации», т.к.,благодаря ему было открыто в Петербурге 2 авиазавода, выпускавших по 300 самолетов в год. Конструктор Игорь Сикорский сконструировал 4-хмоторный самолет «Илья Муромец» и первый тяжелый 4-хтонный самолет «Русский витязь»(1913г.) Инженер А.С. Попов создал первый в мире радиоприемник, а также прибор для регистрации грозовых разрядов, получивший в 1900 году золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

В области географии П.К. Козлов исследовал Центральную Азию и открыл в Монголии остатки древнего города Хара-Хото и курганные могильники гуннов. Глава Русского географического общества П.П. Семенов-Тяншанский организовал экспедиции в Центральную Азию, а также руководил первой переписью населения России в 1897 году.

Российская наука была признаваема в мире и в русском обществе. Её представители в обязательном порядке избирались в Госсовет. Научное сообщество характеризовалось корректностью и взаимоуважением, презирались интриганство и авантюризм. Попытки судить ученых по политическим мотивам подвергались бойкоту. Общественное призвание деятели науки видели не только в служении науке, но и в просветительской деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.011 с.)