Методика многофакторного исследования личности Кэттела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика многофакторного исследования личности Кэттела



16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р. Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 6 основных форм опросника: A и B (187 вопросов), C и D (105 вопросов), E и F (128 вопросов). Также были разработаны 14-факторный подростковый, 12-факторный детский и 13-факторный сокращённый взрослый варианты личностного опросника. Для их интерпретации используются специальные, упрощённые и сокращённые алгоритмы подсчёта. В России чаще всего используют формы А и С.

Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

 

65.Методика многофакторного исследования Кэттела/детский вариант

Методика представляет собой модифицированный для детей 8-12 лет опросник личности Кеттелла. В России адаптация была выполнена Э.М. Александровской.

Детский личностный вопросник содержит 120 вопросов, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки и пр. К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор и только к вопросам фактора В – три варианта ответа.

Для коррекции возможной установочности ответов вопросы были сформулированы по возможности нейтрально и сбалансированы так, чтобы одинаковое число положительных и отрицательных ответов давало равный вклад в счет шкалы.

Опросник сконструирован таким образом, чтобы вопросы были понятны как для младших школьников (8 лет), которые обязательно требуют индивидуального обследования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет). Вопросник разделен на 2 идентичные части по 60 вопросов, все 12 шкал содержат по 10 вопросов (5 в каждой части), значимый ответ на каждый из них оценивается в 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале с помощью специальных таблиц переводится в специальные оценки – «стены».

 

66.Методика многофакторного исследования Кэттела/подростковый вариант

Методика представляет собой адаптацию опросника Кэттелла (Кеттела) для подростков 12-18 лет.

Опросник состоит из 142 вопросов, на каждый из которых может быть дан один из трёх вариантов ответа.

Из методики может быть извлечено 14 показателей - так называемых первичных факторов. Некоторые из них совпадают, а некоторые не совпадают с взрослой версией опросника:


1. А (шизотимия-аффектотимия)

2. B (ложь)

3. С (степень эмоциональной устойчивости)

4. D (флегматичность-возбудимость)

5. Е (подчиненность-доминирование)

6. F (осторожность-легкомыслие)

7. G (степень принятия моральных норм)

8. H (застенчивость-авантюризм)

9. I (реализм-сензитивность)

10. J (неврастения, фактор Гамлета)

11. О (самоуверенность-склонность к чувству вины)

12. Q2 (степень групповой зависимости)

13. Q3 (степень самоконтроля)

14. Q4 (степень внутреннего напряжения)


 

67.Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

Методика представляет собой психометрическую шкалу самооценки актуального уровня стресса в течение последнего года. Разработана Holmes и Rahe в 1967 году.

Испытумому предлагается прочитать список ситуаций (43 пункта), отметив те, которые имели место быть в течение последнего года, и суммировать баллы, соответствующие этим пунктам.

Итоговый балл по шкале определяет актуальный уровень стресса для индивида. Данный балл сопоставляется с известными уровнями переживания стресса:

Меньше 150 - Достаточно большая сопротивляемость стрессу

150-199 - Высокая сопротивляемость

200-299 - Пороговая сопротивляемость

300 и более - Низкая (ранимость)

 

68.Методика определения типа личности и вероятности личностных растройств.

Методика представляет собой личностный самоопросник, разработанный на основании критериев DSM-IV и (частично) на основе DSM-III-R Дж. Олдхэмом и Л. Моррисом в 1994 году. Авторы предлагают использовать опросник самостоятельно, и предлагают обширную описательную интерпретацию.

Опросник состоит из 107 пунктов (117 в версии Щербатых), на каждый из которых могут быть даны ответы да (2 балла), может быть (1 балл) и нет (0 баллов).

Все пункты распределяются по 14 шкалам, описывающих 14 вариантов личностных расстройств (плюс шкала лжи в модификации Щербатых).

 

Методика предельных смыслов

Методика предельных смыслов разработана для эмпирического изучения и диагностики таких трудно поддающихся анализу структур субъективной реальности, как динамические смысловые системы сознания. В методике воплощен методический прием изучения смысловых систем через их отражение в индивидуальном мировоззрении.

Динамическая смысловая система рассматривается как «то, чем была бы личность, если бы у нее была только одна всепоглощающая страсть, интерес, направленность, исключающая все остальное, то есть личность, характеризующаяся «внутренне простым жизненным миром».

Методическая процедура представляет собой структурированную серию вопросов и ответов. Вопросы, задаваемые экспериментатором, имеют вид: «Зачем люди делают то-то?». Ответ должен соответствовать вопросу, то есть начинаться со «чтобы...», но не «потому что...» Как правило, бывает несколько ответов, записав все ответы, экспериментатор задает следующий вопрос: «А зачем людям делать это?», и т. д. Словесные формулировки смыслов, данные в ответ на вопрос «Зачем?», называют категориями. За исключением исходной категории, задаваемой в первом вопросе, в каждом последующем фигурирует категория, данная испытуемым в ответ на предыдущий вопрос.

Цепь кончается при выявлении предельного смысла, дальше которого испытуемый уже не в состоянии ответить на вопрос «зачем?», реагируя либо тавтологией («Жить, чтобы жить»), либо ссылкой на природу человека, устройство мира и т. п.

Шкала базисных убеждений (благосклонность мира; Доброта людей; Справедливость мира; Контролируемость мира; Случайность как принцип распределения происходящих событий; Ценность собственного Я; Степень самоконтроля; Степень удачи)

Шкала осознанности

Семантический дифференциал

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.007 с.)