Вопрос 1. Общение как социально-психологическая проблема. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Общение как социально-психологическая проблема.



 

Особое место в системе взаимодействия пожилых людей, инвалидов и социальных работников отводится не просто общению, а его гуманистической составляющей – межличностной связи, позволяющей удовлетворить человеческую потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. В основе ценностей гуманистической этики общения лежит признание потребностей и интересов другого человека. Ценности и принципы гуманистической этики общения обосновывают сложную ценностно-нормативную структуру этических норм профессиональной коммуникативной культуры специалиста по социальной работе. Основные этические стандарты профессионального общения социального работника заключаются в следующем:

· планирование предстоящего процесса профессионального взаимодействия;

· выслушивание других с пониманием;

· целенаправленное построение процесса профессионального взаимодействия;

· создание и развитие взаимодействия;

· наблюдение и интерпретирование вербального и невербального общения;

· обсуждение острых проблем в позитивном эмоциональном настрое;

· выступление в роли посредника в улаживании отношений между конфликтующими сторонами.

 

В психологическом словаре общение определяется как «процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».[15]

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном состоянии человека. Один индивид может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного человека к другому могут передаваться данные об эмоциональном состоянии собеседника (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.д.). Такая информация определенным образом настраивает на контакт, служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости жизненно значимых факторов. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно в высшей степени разнообразно по своему внутреннему содержанию.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. В цели включается: передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека общение представляет собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

 

Полезно иметь в виду восемь функций (целей) общения:

1) контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

2) информационный обмен сообщениями – т.е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.;

3) побудительная стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

4) координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) понимание – не только адекватное восприятие смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

6) эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

7) установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

8) оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

 

Во всех сферах человеческой деятельности могущественным средством, обеспечивающим ее успешность, являетсяобщение. Не случайно психологи отмечают, что 15 % делового успеха зависит от профессиональных знаний, а 85 % – от искусства человеческого общения.

В ряде профессий (педагоги, социальные работники, врачи, управленцы, торговые работники, юристы всех специальностей, актеры и др.) общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в профессионально значимую составляющую этой деятельности. Трудно переоценить ту роль, которую выполняет психологически грамотное общение в работе с инвалидами и пожилыми людьми.

Важно уяснить социальную сущность общения, так как без глубокого ее понимания сложно ориентироваться в многообразии проявлений общения в процессе взаимодействия с инвалидами и пожилыми людьми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.005 с.)