Два сценария развития отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Два сценария развития отрасли



В Минпромторге видят два сценария развития отрасли — "инвестиционный и партнерский". При инвестиционном "осуществляется формирование в компаниях, разрабатывающих и производящих оборудование четко определенных центров компетенции и развитие их научно-технологической базы за счет инвестиций" [1]. Но в результате это "повлечет за собой возникновение потенциально весьма опасной зависимости стабильности работы единой энергосистемы России от поставок зарубежных комплектующих"[1], считают разработчики Стратегии. К 2020 году доля российских производителей на внутреннем рынке составит всего 15%, а количество занятых в отрасли уменьшится на 60%, до 25 тыс. человек.

"Партнерский вариант" предполагает государственно-частное партнерство разработке инновационных технологий, масштабные вложения НИОКР и наукоемкие технологии, в том числе и из средств федерального бюджета. Например, в 2012 году Минпромторг оценивает объем инвестиций в НИОКР на уровне 5,8 млрд руб., из которых 3,2 млрд руб. будут выделены из бюджета, на техническое перевооружение отрасли потребуется 9 млрд руб., привлеченные частным бизнесом в кредитных организациях. Общее финансирование стратегии обойдется, по оценкам Минпромторга, до 2030 года в 312,37 млрд руб. В результате Минпромторг прогнозирует долю российского оборудования на рынке на уровне 86%. Одним из основополагающих элементов "партнерского варианта" должны стать СП с иностранными партнерами и получение от них технологий. Помогут ли эти программные меры быть реализованы, насколько они будут эффективны, покажет практика, на начало 2012 года Программа остается неутвержденной.

Отечественное машиностроение всегда составляло основу народного хозяйства. Эта отрасль обеспечивала средствами производства другие сферы промышленности, во многом работала на обороноспособность страны, а производимые машины и механизмы в основном соответствовали уровню мирового развития технического прогресса. Экспортные позиции, за исключением военной техники, были не блестящими, но потребности народного хозяйства обеспечивались самостоятельно и почти в полном объеме.

С распадом СССР машиностроение пострадало значительно сильнее других отраслей в силу того, что была разрушена инфраструктура, прежде всего, тяжелой промышленности. Крупнейшие производители энергетического и добывающего оборудования, а также многие предприятия металлургии остались на Украине. Общая нестабильность и отсутствие промышленных программ в стране способствовали перераспределению финансовых потоков в сырьевую часть экономики, со сворачиванием долгосрочных строек и проектов. В такой ситуации на рынке остался спрос только на оборудование для сырьевых отраслей, в значительной степени удовлетворявшийся лишь ремонтом оборудования, а не созданием новых образцов техники. Предприятия, производящие высокотехнологичную продукцию в основном оборонного назначения, в отсутствие государственного заказа выживали за счет экспорта наработок советского периода.

Причем зачастую продавалось не только оборудование, но и сами технологии.

Отраслевые эксперты утверждают, что нынешнее положение машиностроения следует оценивать как тяжелое, несмотря на экономический рост последних лет. Доля машиностроения в валовом внутреннем продукте России составляет сейчас в среднем 15%, при изношенности производственных фондов по отрасли более 50%. Средний срок службы оборудования, используемого на машиностроительных предприятиях, составляет более 20 лет, а в отдельных случаях и намного больше. Это признается логичным результатом инвестиционного голодания отрасли доля машиностроения в структуре инвестиций в экономику России не превышает 1%, при этом доля добывающих отраслей 14-15%.

Стоит отметить, что в странах с развитой экономикой доля производства машин для других отраслей составляет до 30-50% от общепромышленного выпуска, что обеспечивает обновление парка основного оборудования промышленности на современное каждые десять лет. Такой подход требует значительных инвестиционных вложений.

За последние два десятилетия отрасль машиностроения институционально изменилась. Из выживших машиностроительных предприятий более 90% были акционированы, многие из них неоднократно сменили собственников. Около 80% предприятий сегодня полностью находятся в частной собственности.

Будет справедливым сказать, что фактически государство перестало управлять отраслью тяжелых производств в начале девяностых годов и сегодня имеет возможность влиять на ее развитие лишь путем регулирования отдельных параметров в функционировании отрасли.

На данный момент одна из основных проблем тяжелого промышленного сектора – это проведение НИОКР и система его внедрения в производство. НИОКР – очень дорогостоящие мероприятия, и коммерческие структуры часто либо не достаточно заинтересованы, либо не могут себе позволить их проведение. Как результат отечественная продукция либо технологически несовершенна, либо создается по импортным технологиям и с использованием импортных деталей. Из производственно цепочки почти полностью выброшено звено разработки, а значит сильно сокращены возможности к обновлению и развитию. Практически все производства отечественных предприятий являются узконаправленными, спрос на продукцию невысок, а конкуренция со стороны импорта с каждым годом становится все более жесткой. Инновационная составляющая машиностроительного бизнеса минимальна. На всех предприятиях отрасли существует серьезный дефицит квалифицированных кадров производственных, инженерных и руководящих работников.

Кризисные процессы в экономике мировой и российской до сих пор не завершились, и к середине 2012 года может наступить очень непростой период для экономической системы. Российской экономике необходимо адаптироваться к таким перспективам путем развития реального сектора экономики и переключения на покрытие внутреннего спроса. Конкурентоспособность отечественной продукции носит излишне фрагментарный характер, отрасли оторваны друг от друга. Необходимо реализовывать системный взаимосвязанный подход развития реально сектора через смежные и поддерживающие отрасли, что обеспечит серьезный мультипликативный эффект. Очень важно, чтобы государство осуществляло продуманную и выверенную промышленную политику.

Добывающая и перерабатывающая сырьевые отрасли, по мнениям отраслевых экспертов, могут стать драйвером роста для некоторых подотраслей машиностроения. Норма рентабельности в сырьевых отраслях значительно выше, чем в машиностроении, и пока технологическая продукция не будет сопровождаться адекватной прибылью для предприятий, приоритетными направлениями, в том числе и для зарубежного инвестиционного потенциала, будут сырьевые отрасли. Поэтому государству очень важно использовать меры налоговой политики, финансовые инструменты. Без эффективной работы подобных государственных инструментов очень сложно рассчитывать на кардинальные изменения в высокотехнологичных производствах.

 

Вопросы для самопроверки

 

Лекция 7. Стратегия развития энергомашиностроения до 2035 года



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.007 с.)