Профессиональная деятельность молодых педагогов удо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная деятельность молодых педагогов удо



 

На сегодняшний день непременными составляющими успешной деятельности воспитателя являются повернутость своего «Я» к другим людям, педагогическая направленность, любовь к детям. Эти качества свойственны как для опытных мастеров, так и для молодых педагогов, чье призвание − работа с детьми. И еще одна особенность − их чувство любви к детям тесно переплетается с эмпатией − способностью не только осознавать характер эмоционального состояния другого, но и откликаться на переживания, сочувствовать и подстраиваться под него.

Как отмечает Е.А. Панько, «педагогическая направленность часто проявляется в вере воспитателя в своих воспитанников, в возможность достижения близких и более отдаленных перспектив собственной профессиональной деятельности. Это качество, без которого сложно, а иногда и невозможно преодолеть встречающиеся трудности, подняться с детьми на ступеньку выше, подарить им счастье. Вера способствует раскрытию личностного потенциала воспитанников и нахождению эффективных способов взаимодействия с ними» [14, с. 114].

Профессию воспитателя детского сада можно отнести к более сложным − гностико-преобразующим профессиям. В ней есть элементы как гностической, так и преобразующей деятельности. Успеху в гностической деятельности способствуют, как известно, интерес к свойствам конкретных объектов               (в представленном случае к ребенку), высокая работоспособность соответствующих органов, психологическая и социально-психологическая наблюдательность. Эти качества помогают выявить тенденции в развитии личности и познавательной сферы ребенка, отыскать «изюминку» в каждом ребенке, определить характер, особенности отдельного воспитанника и детской группы в целом, определить эффективность использования в работе методов, приемов. Эти качества способствуют выявлению эмоционального климата ребенка не только в группе сверстников, но и в семье, помогают вскрыть позитивные и негативные стороны своего профессионального «Я».

Преобразующая деятельность воспитателя требует склонности к практическому влиянию на окружающую среду, интереса к процессу и результату этого влияния. Наличие этих качеств облегчает овладение педагогической специальностью, мастерством, от них во многом зависит успех. С ними связаны в значительной степени и чувства удовлетворения, радости, переминаемые от самого процесса общения с детьми, влияния на их чувства и разум. Содействует успеху в преобразующей деятельности воспитателя и развитый практический ум.

В процессе преобразующей деятельности воспитателю постоянно приходится находить более подходящие решения педагогических задач. Все это требует от него самостоятельности, способности к творчеству и креативности.

Уже в начале 20 столетия педагогическая деятельность стала рассматриваться как творческая. В частности, П.К. Энгельмейер утверждал, что хороший воспитатель тем и отличается от ремесленников, что тогда как последний руководствуется только стереотипными приемами, первый вживается в индивидуальные особенности воспитанника и к ним прилаживает идеал доброго гражданина [18, с. 240].

Педагогическое творчество имеет свои особенности. В значительной степени его специфика обоснована природой основного предмета педагогической деятельности развивающейся личностью ребенка.

Гуманизация педагогического процесса в детских садах, предполагающая отход от шаблонов, стереотипов, догм в подходе к содержанию и формам, технологии воспитательно-образовательном процессе, опору на индивидуальный подход к ребенку, расширяет возможности для проявления творчества воспитателей, более того, актуализирует саму проблему подготовки творческих специалистов дошкольного образования, развития педагогического творчества в самом дошкольном учреждении. Как показывают специальные исследования, в том числе проведенные в Беларуси, именно гуманистическая мотивация в большей степени обеспечивает творческую активность воспитателей.

Педагогическое творчество обнаруживается как в процессе подготовки воспитательного (образовательного) процесса в УДО, так и в ходе его непосредственного воплощения.

Креативность педагога может проявиться и в методической сфере, в применении результатов научных исследований, передового опыта в условиях своей группы. Свое творчество воспитатель проявляет, оформляя родительский уголок, группу, зал к празднику, используя природный подручный материал для изготовления с детьми поделок, игрушек. Его творческое отношение к работе и креативность так необходимы при руководстве игрой, художественной и учебной деятельностью своих воспитанников.

Свое влияние на ребенка педагог осуществляет чаще всего в процессе общения путем бесед, игр с ребятами, занятий, развлечений и тому подобное. Успеху здесь в значительной степени способствуют эмоциональная выразительность, артистичность, общительность человека.

Работа воспитателя требует проявления и волевых качеств: эмоциональной устойчивости, сдержанности, терпения, выдержки, великодушия. Их наличие может помочь ему проникнуть в сущность проблемной ситуации, грамотнее решить ее.

В случае если воспитатель вспыльчив, нетерпелив, находится во власти своих эмоций, то эффективность его деятельности значительно снижается.

Наличие волевых качеств воспитателя усиливает его способности в саморегуляции своего эмоционального состояния, поведения, в формировании (и саморазвитии) эмоциональной устойчивости.

Личность педагога УДО формируется, проявляется и изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности.

Проблема познания педагогом личности воспитанника является традиционно актуальной в практическом отношении. Ещё К.Д. Ушинский, подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она обязана, прежде всего, узнать его во всех отношениях. Именно с особенностями познания педагогом личности ребёнка связана результативность педагогической деятельности.

В настоящее время проблема познания педагогом личности воспитанника приобрела особую актуальность, либо она непосредственно связана с гуманистическими тенденциями, составляющими доминанту современного учебно-воспитательного процесса. Как уже отмечалось в прошлых разделах, различные новые подходы в педагогической практике связаны с переходом от понятийной системы «субъект – объект» к системе «субъект – субъект», от одностороннего процесса анализа к двустороннему. Происходит постепенное объединение психологии деятельности и психологии общения. В особенности это видно на примере педагогических дисциплин, объектом которых является именно та деятельность, которая строится по законам общения. Общение же, как таковое всегда предполагает параллельный процесс межличностного познания. Отсюда, эффективность педагогического общения находится в существенной зависимости от полноты и адекватности познания педагогом личности ребёнка.

Анализ педагогических способностей учителя показал большое значение понимания ученика для эффективности педагогической деятельности.

На Западе изучались лишь отдельные аспекты этой проблемы: понимание детей «эффективными» и малоэффективными» педагогами, влияние на понимание детей пола, возраста, стажа и специальности педагога, понимание детьми учителя.

По мнению 3. Хелуса, влияние на представление учителя об ученике – один из возможных путей улучшения воспитания и образования. Он утверждает, что если это представление выступает как фактор регуляции педагогического воздействия, то из него вытекают важные последствия для ребенка. Практическое понимание опирается на научную психологическую теорию, связано с умением применять ее в практической деятельности и на этой основе находить индивидуальный подход. Понимание, которое опирается на научный подход, избавляет практическое воздействие от случайностей, делает стратегию этого воздействия концептуально обоснованной и творческой.

Б.Г. Ананьев установил, что понимание личности ученика опосредовано типом успешности в обучении, то есть, что оно носит стереотипный характер [1, с. 50].

При изучении ученика педагоги нередко ограничиваются констатацией усвоения ими программы, проблем и отставаний в усвоении знаний.

В. И. Максакова утверждает, что многогранность психического образа, внутренние особенности воспитанника остаются при этом вне поля зрения педагогов.

Стереотипизация познания учащихся возникает не только на базе оценки их учебно-воспитательной деятельности, но и при оценке проявлений общественной активности воспитанников, часто из самого факта активного участия ученика в труде и общественной работе педагог, не вникая в мотивы проявления активности, делает неверный вывод о коллективистической направленности личности учащегося. С.Л. Рубинштейн отмечал: «Не умея проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков ребенка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, воспитатель, по существу, работает вслепую» [16, с. 400].

Одной из основных причин трудностей в процессе познания воспитанника является монологический стиль общения. А. Б. Орлов отмечает, что на всех уровнях взаимодействия преобладает учитель. Он считается источником информации, он задает вопросы, он контролирует и оценивает ответы, он авторитетен, он «большая» личность, личностный идеал для ребенка. Это исходная суперпозиция взрослого в монологизированном педагогическом взаимодействии требует от него лишь частичного понимания, частичного принятия личности ребенка, и только той ее части, которая одобряется взрослым, соответствует его педагогическому эталону. Все остальное в личности ребенка категорически отрицается, не принимается, отрицательно оценивается.

А. М. Раевский называет негативные факторы и условия, сложившиеся в последние годы в детском саду. В первую очередь к ним относятся: закрепление в отношениях педагога и воспитанника стереотипов руководства и подчинения как их основных позиций в учебно-воспитательном процессе; преобладание на занятии речи педагога, ее монологичность и монотония, подавляющие активность детей, препятствующие созданию на занятии познавательной творческой атмосферы и т.п.

Причиной стереотипности является и формализм в учебно-воспитательной работе детского сада, «объектный» подход к воспитаннику, авторитарный стиль общения, преобладание индивидуальной деятельности учащихся над коллективной.

Стереотипность в понимании педагогом ребенка, отмечаемая значительным большинством исследователей, не является общей закономерностью, он враждебна природе педагогического труда.

Данные рассмотренных исследований говорят о том, что зависимость понимания воспитанников от типа успешности на занятиях, стереотипность этого понимания типичны для большинства работающих педагогов. Эта стереотипность проявляется и у студентов педвузов.

Наряду с выявлением рядом исследователей особенностей стереотипного, то есть нетворческого понимания учителем ученика, в последнее время делаются попытки выделить элементы творчества в процессе этого понимания.

В формировании понятия о другом человеке как о личности действует та же закономерность, которая характеризует отражение любого объекта действительности: «Внешние причины действуют через посредство внутренних условий... Всякое психическое явление обусловлено, в конечном счете, внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этим воздействиям подвергается» [23, с. 307].

Установлено, что понимание педагогом воспитанника детерминировано содержанием, организацией и структурой деятельности ребенка. В условиях индивидуальной деятельности ребенок воспринимается педагогом скорее как субъект деятельности. В этом случае качества личности учащегося выделяются слабо. В коллективной деятельности у педагога появляется возможность выявления личностных свойств учащихся (статус, ценностные ориентации, мотивы, черты характера).

Для понимания творческого содержания процесса познания учащихся представляет интерес данные исследований о социальной перцепции педагогов- мастеров. При определении сущности педагогического творчества зачастую вводят в его содержание категорию педагогического мастерства. Возникает проблема соотношения понятий «педагогическое творчество» и «педагогическое мастерство». В современной психолого-педагогической литературе в понимании взаимоотношений категорий мастерства и творчества в области педагогической деятельности еще много неопределенного. Понятия «мастерство» и «творчество» не тождественны, но они взаимосвязаны.

В литературе выделены разные характеристики педагогического мастерства: «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей», «синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса».          А.И. Щербаков педагогическое мастерство определяет как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя                       [17, с. 30].

А.К. Маркова определяет сущность педагогического мастерства как «выполнение педагогом своего труда на уровне образцов и эталонов отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях» [5‚ с. 51]. Она считает, что мастерство педагога проявляется в достаточном высоком уровне впадения основами профессии, в успешном применении педагогом уже известных в науке и практике приемов.

Мастерство, приобретаемое при овладении навыками и умениями педагогической деятельности, является необходимой основой для проявления творчества. В педагогическом творчестве мастерство проявляется в двух планах: во-первых, как предпосылка творческого процесса педагога, как определенный уровень умений и навыков, позволяющий быстро осуществлять творческий процесс, и, во-вторых, как воплощение творческого процесса педагога в системе «учитель-ученик», его практическая реализация.

Для педагогов, с высоким уровнем педагогического мастерства, характерно проникновение в скрытые резервы развития, оптимистичные характеристики личности. Чем выше уровень понимания педагогом воспитанника, тем выше уровень педагогического мастерства педагога.

Общее количество признаков, которые учитель называет, описывая воспитанников, уменьшается по мере повышения уровня педагогического мастерства. Педагог с большим опытом характеризует воспитанников более обобщенно. Педагог-мастер понимает ребенка творчески, обобщенность отражения заключается в выявлении индивидуальной личности воспитанника.

Установлено, что с повышением уровня педагогического мастерства возрастает  оценка личности воспитанника любого типа успеваемости.         По мнению А.А. Бодалева, для наиболее успешных педагогов характерно сосредоточение внимания на положительных качествах личности ребенка                [6, с. 55].

С. В. Кондратьева показала, что социально-перцептивные способностиформируются на основе накопления и обобщения социально-перцептивные умений. К ним относятся: применение теоретических знаний в области психологии к практике изучения личности конкретного ученика; выявление системы ведущих целей и мотивов его поведения; распознание личности в целом на основе анализа отдельных ее поступков; отражение не только преходящих психических состояний, но и всей системы интегративных устойчивых свойств ученика; предвидение ого деятельности и поведения в определенных жизненных ситуациях; умение оценить ученика объективно, независимо от типа его успеваемости. Высокий уровень этих умений свойственны педагогам-мастерам с развитой профессиональной педагогической направленностью [11, с. 158].Эти умения уже являются элементами творческого познания учителем ученика. В частности такими, как проникновение в скрытые резервы развития учащегося; предвидение его деятельности и поведения в определенных жизненных ситуациях и др.У педагогов-мастеров выражена связь социально-перцептивных способностей с другими педагогическими способностями. Эти способности позволяют творчески решить сложную задачу открытия индивидуального своеобразия личности, ее неповторимости, уникальности, определить специфику межличностных отношений, сложившихся в конкретном коллективе, и находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику.Таким образом, понимание педагогом личности воспитанника является одним из центральных компонентов педагогических способностей, условием развития которого является систематическое целенаправленное руководство, обеспечивающее в то же время поиск новых творческих приемов педагогического воздействия. Поскольку этот вопрос требует особого рассмотрения, мы ограничимся кратким списком того, что способствует повышению уровня понимания педагогом личности воспитанника: актуализация научных и психологических знаний; моделирование в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогических ситуаций, способствующих выявлению качеств личностных качеств воспитанника; прогнозирование воспитателями деятельности и поведения воспитанников с последующей проверкой правильности прогноза; организация обсуждения в педагогических коллективах качеств воспитываемой личности; помощь опытным педагогам в составлении психолого-педагогических характеристик, анализ допускаемых при их составлении психологических ошибок. Пересмотр педагогом своих понятий и представлений о воспитаннике, определение того, как дети его понимают, являются необходимым условием для коррекции поведения и деятельности педагога.Методические рекомендации молодому педагогу УДО:– Уметь радоваться маленькими успехами своих воспитанников и сопереживать их неудачам.

– Стараться, чтобы ребенок был всегда открыт для вас, стать его другом и наставником.

– Не бойтесь признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь с ними в поиске.

– Попытайтесь привить  воспитаннику веру в себя, в его успех.

– Сформировать у ребенка открытую, увлеченную, раскованную личность, способную творить, всесторонне развиваться.

­– Стремится к тому, чтобы занятия интересовали детей, чтоб каждая встреча с родителями была полезной и результативной.

– Стараться, чтоб улыбка с лица не сходила. Узнай настроение ребенка и поддержать его, если ему грустно.

­– Чтобы дать хорошую энергию детям следует помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

– Необходимо знать что, каждое занятие должно быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

– Не скрывайте своих добрых чувств от детей, но помните: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". В каждом ребенке попытаться увидеть предначертанное ему, открыть его и развеять в нем то, что скрыто, чего он и даже не подозревает.

– Учить своих воспитанников трудиться. Не искать простого способа в обучении. Но необходимо помнить, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чтоб ребенок чувствовал, где необходимо ваше плечо, ваши знания, ваш опыт.

– Помнить о том, что ребенок должен быть заинтересован на занятии. Только когда это интересно, ребенок становится внимательным.

– Общаясь с родителями своих воспитанников необходимо знать, что их дети – самое ценное в жизни. Будь умным и тактичным. Находить нужные слова. Старайтесь не оскорблять и не унижать их достоинство.

– Не бойтесь извиняться, если ошиблись. Ваш авторитет в глазах воспитанников только повысится. Необходимо быть терпеливым и к их ошибкам.

– Необходимо стараться жить полноценной жизнью с детьми. Радуйтесь и грустите вместе с ними. Увлекать и удивлять. Шутить и учить. Учитесь быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учить справедливости, упорству, правдивости.

– Не воспитывать слишком высокомерных – их будут избегать; слишком скромных – их не будут уважать; слишком болтливых – на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых – с ними не будут считаться; слишком суровых – от них отмахнутся; слишком добрых – их растопчут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.022 с.)