Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрольная работа №1 содержит задачи №№ 1-4,Стр 1 из 6Следующая ⇒
Работ. После усвоения необходимого теоретического материала студенты выполняют две контрольные работы. Цель контрольной работы – проверить степень овладения материалом курса. При оформлении контрольной работы обязательно соблюдение следующих правил: 1. Контрольная работа выполняется в отдельной школьной тетради с выделенными линией полями. 2. Практическое задание должно быть выполнено с пояснениями и ссылками на формулы, используемые в решении. 3. Условия задач переписываются полностью, цифровые данные выписываются с обязательным указанием единиц измерения в системе СИ. 4. Схемы, графики, диаграммы выполняются с соблюдением требований ГОСТ, ЕСКД. 5. В конце работы необходимо привести список используемой литературы, поставить дату, подпись. 6. После получения работы с замечаниями надо исправить отмеченные ошибки и выполнить все указания преподавателя по доработке контрольной. 7. Если работа не зачтена, ее необходимо переделать и выслать повторно вместе с незачтенной работой. 8. Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается и возвращается студенту без оценки.
Вариант, подлежащий выполнению, контрольной работы определяется по последней цифре учебного шифра студента. Контрольная работа №1 содержит задачи №№ 1-4, Контрольная работа №2 содержит задачи №№ 5-8 Методические рекомендации К РЕШЕНИЮ задач ЗАДАЧА 1 Задача 1 относится к теме «Электрические цепи постоянного тока». Решение задачи 1 требует знания закона Ома для всей цепи и ее участков, 1-го и 2-го законов Кирхгофа, методики определения эквивалентного сопротивления цепи при смешанном соединении резисторов в цепи постоянного тока, а также умения вычислять мощности и составлять баланс мощностей для проверки правильности решения задачи. Перед решением задачи 1 рассмотрите решение типового примера 1. ПРИМЕР 1. Для цепи постоянного тока, изображенной на рисунке 1, определить: 1) эквивалентное сопротивление цепи, R экв; 2) токи, протекающие по каждому сопротивлению; 3) мощность, потребляемую цепью, Р; 4) расход электроэнергии в цепи за время t = 10 ч. Проверить решение задачи, составив баланс мощностей. Решение.
1. Сопротивления в схеме соединены смешанно. Упрощение схемы начинаем с конца. Сопротивления R 4 и R 5 соединены параллельно, поэтому их общее сопротивление относительно зажимов CD
2 Сопротивления R 2, R 3, R 4,5 соединены последовательно, поэтому их эквивалентное сопротивление равно: R 2,3,4,5 = R 2 + R 3 + R 4,5 = 4 + 2 + 2 = 8 Ом. 3. Сопротивления R 1 и R 2,3,4,5 соединены параллельно, поэтому эквивалентное сопротивление цепи 4. Ток в неразветвленной части цепи определяем по закону Ома:
5. По закону Ома ток, протекающий через сопротивление R 1, так как напряжение UAB приложено к резистору R 1. 6. Токи, протекающие через сопротивления R 2 и R 3, по закону Ома так как напряжение UAB приложено к участку цепи с общим сопротивлением R 2,3,4,5: или I 2 = I 3 = I 4,5 = I – I 1 = 4 – 2 = 2 А – по 1-му закону Кирхгофа для узловой точки А. 7. Напряжение на участке цепи CD меньше напряжения UAB на величину потери напряжения в сопротивлениях R 2 и R 3 от токов I 2 и I 3 соответственно: UCD = UAB – I2R2 – I3R3 = 16 – 2 ∙ 4 – 2 ∙ 2 = 16 – 8 – 4 = 4 В.
8. Токи I 4 и I 5, протекающие через сопротивления R 4 и R 5 соответственно 9. Мощность, потребляемая цепью, P = UABI = 16 ∙ 4 = 64 Вт.
10. Расход электроэнергии в цепи за время t = 10 ч
W = Pt = 64 ∙ 10 = 640 Вт∙ч = 0,64 кВт∙ч.
11. Выполним проверку решения, составив баланс мощностей:
64 Вт = 64 Вт, т. е. баланс мощностей сходится. Значит, задача решена, верно.
ПРИМЕР 2 В цепи: С1 = 8мкФ, С2 = 4мкФ, С3 = 6мкФ, С4 = 4мкФ, U = 36В. Определить эквивалентную емкость цепи, а также заряд и энергию электрического поля каждого конденсатора и всей цепи.
Решение: 1. Конденсаторы С1 и С2 включены параллельно, их эквивалентная емкость:
С12 = С1 + С2 = 8 + 4 = 12мкФ. 2. Конденсаторы С12 , С3, С4 соединены последовательно, их эквивалентная емкость: , откуда мкФ.
3. Определим величину заряда в цепи: Q = C экв ∙ U = 2∙36 = 72 мкКл. 4. Определим величину напряжения на обкладках каждого конденсатора: ; ; . 5. Определим энергию электрического поля каждого конденсатора: ; ; ; . 6. Определим сумму энергий электрических полей всех конденсаторов:
W = W 1 + W 2 + W 3 + W 4 = 144 + 72 + 432 + 648 = 1296 мкДж. 7. Выполним проверку, определив энергию электрического поля всей цепи:
. 1296мкДж = 1296мкДж Задача решена верно. ПРИМЕР 3 а) метод контурных токов: Определить токи в отдельных ветвях цепи, если: Е1=10 В, Е2= 40 В, R1= 8 Oм, R2= 40 Oм, R3= 10 Oм
Решение: 1. Задаемся произвольным направлением тока в обоих контурах, например, по часовой стрелке и составляем уравнения по второму закону Кирхгофа при обходе каждого контура:
2. Решив эту систему двух уравнений с двумя неизвестными, найдем контурные токи и : Переписываем второе уравнение в системе с перемещением неизвестных:
С целью выравнивания коэффициентов при домножим все члены второго уравнения на 1,2
Суммируем оба уравнения и определяем контурный ток :
Подставляем найденное значение в первое уравнение и определяем контурный ток :
Полученные значения контурных токов со знаком (-) говорят лишь о том, что фактическое направление токов в контурах противоположно произвольно выбранному, т.е. против часовой стрелки. 3. Определяем токи в ветвях: ; ;
Проверка:
+ = = =
Решение: б) метод узлового напряжения:
1.Задаемся произвольным направлением тока в ветвях к одному из узлов, например, вверх, и находим напряжение между узлами:
2. Определяем направления и величины токов в ветвях:
3. Знак (-) в полученных величинах говорит о том, что фактическое направление тока противоположно произвольно выбранному.
Решение: в) метод суперпозиции (наложения): 1.На основе исходной схемы составляем частные расчетные схемы, в каждой из которых действует только одна ЭДС, определяем частные токи и алгебраическим сложением частных токов с учетом их направления находим величины токов в исходной схеме:
В частной схеме а) определяем частные токи в ветвях I 1 a, I 2 a, I 3 a:
;
;
В частной схеме b) определяем частные токи в ветвях I1b, I2b, I3b:
;
;
.
Производим алгебраическое сложение полученных частных токов:
;
;
.
Значение тока I1 получилось отрицательным, что говорит о работе источника ЭДС Е1 в режиме потребления электроэнергии.
ПРИМЕР 4
Определить индуктивность катушки, равномерно намотанной на текстоли-товый кольцевой замкнутый сердечник с круговым поперечным сечением, с числом витков w = 500, проходящим по ней постоянным током I = 2 A,и значение ЭДС, индуктируемой в обмотке, если ток прекращается за время t =1мсек. Наружный диаметр кольца D 1=300 мм, внутренний D 2=200 мм
Решение:
1. Определяем длину средней магнитной линии:
. 2. Определяем напряженность магнитного поля:
3. Определяем величину магнитной индукции:
B = μoH = 4. Определяем площадь поперечного сечения кольцевого сердечника:
S= 5. Определяем величину магнитного потока катушки:
Ф= BS= 0,16∙10-2∙0,785∙10-2 = 0,1256∙10-4 Вб. 6. Определяем потокосцепление:
Ψ=Ф w = 0,1256∙10-4 ∙500 = 0,628∙10-2 Вб; 7. Определяем индуктивность катушки:
L = 8. Определяем величину индуктированной ЭДС:
e =
Примечание: при наличии ферромагнитного сердечника ЭДС была бы больше в μ раз (μ стали = 102 −104) ПРИМЕР 5. Неразветвленная цепь переменного тока содержит активное R = 8 Ом, индуктивное XL = 4 Ом и емкостное Х C = 10 Ом сопротивления. Напряжение на зажимах цепи U = 200 В (действующее значение).
Определить: 1) полное сопротивление цепи Z; 2) угол сдвига фаз φ (по величине и знаку); 3) ток в цепи I; 4) активную Р, реактивную Q и полную S мощности, потребляемые цепью. Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи и пояснить ее построение.
Решение: 1. Полное сопротивление цепи где Х – общее реактивное сопротивление цепи, равное
2.Угол сдвига фаз φ (по величине и знаку) Во избежание потери знака угла (косинус - функция четная) определяем sin φ: По таблицам Брадиса или с помощью микрокалькулятора определяем угол φ = - 36°52' < 0 и коэффициент мощности соs φ = cos (-36°52') = 0,8. Проверка: Sin φ < 0, так как XL < Х C, отсюда угол φ < 0.
3. Ток в цепи определяем по закону Ома:
4. Определяем активную мощность цепи: 5. Реактивная мощность цепи:
Q = UIsinφ = 200 ∙ 20 ∙ (-0,6) = -2400 вар < 0 или Q = I2X = I2(XL – Х C) = 202 ∙ (4 – 10) = 202 ∙ (-6) = -2400 вар<0, так как XL < Х C Þ Q < 0.
6. Полная мощность цепи:
S = UI = 200 ∙ 20 = 4000 В∙А, или S = I 2 Z = 202 ∙ 10 = 4000 В∙А, или
7. Построение векторной диаграммы: а) определяем падения напряжения на всех участках цепи: б) выбираем масштабы тока т1 = 5 А/см и напряжения т U = 50 В/см; в) определяем, пользуясь выбранными масштабами тока и напряжения, длины векторов тока и падений напряжения на всех участках цепи: г) при построении векторной диаграммы за начальный принимается вектор тока , так как ток имеет одинаковое значение для всех участков неразветвленной цепи. Далее следует строить векторы напряжений на каждом сопротивлении с учетом сдвига фаз относительно вектора тока: вектор напряжения на активном сопротивлении R строим от начала вектора тока параллельно вектору тока, так как между векторами и сдвига фаз нет; вектор напряжения на индуктивном сопротивлении XL строим от конца вектора под углом 90° в сторону опережения (вверх) вектора тока , а значит, и вектора , так как напряжение на индуктивности опережает на 90° по фазе ток в ней; вектор напряжения на емкостном сопротивлении Х C строим от конца вектора под углом 90° в сторону отставания (вниз) от вектора тока , так как напряжение на емкости отстает от тока в ней на 90° по фазе. Вектор напряжения на зажимах цепи находим геометрически сложением векторов , и по правилу многоугольника: начало принятого за первый вектора соединяем с концом последнего вектора , т. е. имеем:
Угол между векторами тока и напряжения на входных зажимах цепи обозначают φ и называют углом сдвига фаз данной цепи.
ПРИМЕР 6
Цепь переменного тока состоит из двух ветвей, соединенных параллельно. Первая ветвь содержит катушку с активным R 1 =12 Ом, и индуктивным XL =16 Ом сопротивлениями, во вторую включен конденсатор с емкостным сопротивлением XC =8 Ом и последовательно с ним активное сопротивление R 2 =6 Ом. Активная мощность, потребляемая первой ветвью, P 1 =48 Вт. Определить: 1) токи в ветвях и в неразветвленной части цепи; 2) напряжение, приложенное к цепи; 3) активные и реактивные мощности цепи; 4) угол сдвига фаз между током в неразветвленной части цепи и напряжением. Построить в масштабе векторную диаграмму цепи.
Решение:
1. Активная мощность Р1 теряется в активном сопротивлении R 1 , отсюда определяем величину тока в первой ветви: . 2. Определяем напряжение, приложенное к цепи: .
3. Определяем величину тока во второй ветви:
4. Находим активную и реактивную мощности, потребляемые цепью:
Знак «-» показывает, что преобладает реактивная мощность емкостного характера Полная мощность, потребляемая цепью, составит: . 5. Определяем величину тока в неразветвленной части цепи:
6. Угол сдвига фаз во всей цепи находим через sin φ во избежание потери знака угла:
Знак «-» означает, что ток в цепи опережает напряжение. 7. Для построения векторной диаграммы определяем углы сдвига фаз в ветвях: ; . Задаемся масштабом по току: в 1см – 1А и напряжению: в 1 см – 5В. За исходный принимаем вектор напряжения. Под углом к нему в сторону отставания откладываем в масштабе вектор тока I 1, под углом в сторону опережения – вектор тока I 2. Геометрическая сумма векторов этих токов равна вектору тока в неразветвленной части цепи: Векторная диаграмма цепи примера № 6
ПРИМЕР 7
В четырехпроводную сеть включена несимметричная нагрузка, соединенная звездой: в фазе А - в фазе В - в фазе С - Линейное напряжение сети Определить токи в фазах, начертить векторную диаграмму цепи в нормальном режиме и при отключении фазы А. Из векторных диаграмм графически найти ток в нулевом проводе в обоих случаях.
Решение:
1. Определяем величину фазного напряжения: 2. Определяем величину полного сопротивления каждой фазы: ; 3. Определяем величину токов в фазах:
4. Определяем величину углов сдвига фаз в каждой фазе:
, так как в фазе С есть только активное сопротивление 5. Для построения векторной диаграммы выбираем масштабы по току:
1см – 10 А и напряжению: 1см – 40 В. Построение диаграммы начинаем с векторов фазных напряжений UA, UB, UC, располагая их под углом 120° друг относительно друга. В фазе А нагрузка имеет емкостной характер, поэтому ток IA опережает фазное напряжение на угол , длина вектора IA составит ; в фазе В нагрузка носит индуктивный характер, поэтому ток I В отстает от фазного напряжения на угол , длина вектора I В составит в фазе С ток и напряжение совпадают по фазе, длина вектора I c cоставит
Ток в нулевом проводе I 0 равен геометрической сумме трех фазных токов. Измерив длину вектора и сопоставив масштаб, получаем, что в нормальном режиме I 0 = 33 A. При отключении фазы А на векторной диаграмме остаются фазные напряжения U B и U C и продолжают протекать в этих фазах токи I B и I C. Ток в нулевом проводе I 01 равен их геометрической сумме, измерив длину вектора и сопоставив масштаб, получаем I 01 = 45А. ПРИМЕР 8
В трехфазную сеть включили треугольником несимметричную нагрузку: в фазу АВ – активное сопротивление R AB =10 Ом; в фазу ВС - активное сопротивление R ВС =8 Ом, индуктивное сопротивление Х ВС =6 Ом; в фазу СА - активное сопротивление R СА =5 Ом. Линейное напряжение сети U Л =220 В. Определить фазные токи и построить векторную диаграмму цепи, из которой графически найти линейные токи в следующих случаях: 1) в нормальном режиме; 2) при аварийном отключении линейного провода А; 3) при аварийном отключении фазы АВ. Решение:
1. Нормальный режим: Определяем фазные токи:
Определяем углы сдвига фаз в каждой фазе: ; Для построения векторной диаграммы выбираем масштаб по току: 1см – 10 А и напряжению: 1см – 40 В. Затем в принятом масштабе откладываем векторы фазных (они же линейные) напряжений под углом 120° друг относительно друга, после этого откладываем векторы фазных токов: ток в фазе АВ совпадает с напряжением ; ток в фазе ВС отстает от напряжения на угол ток в фазе СА совпадает с напряжением (рис. 8.1). Векторы линейных токов строим на основании известных уравнений: Измерив длины векторов линейных токов и пользуясь масштабом, находим их значения:
2. Аварийное отключение линейного провода А:
В этом случае трехфазная цепь превращается в однофазную с двумя параллельно включенными ветвями САВ и ВС (рис. 8.2) и рассчитывается как обычная схема с одним напряжением : Рисунок 8.2 Определяем токи и : Полное сопротивление ветви Полное сопротивление ветви
Строим векторную диаграмму, по которой находим линейные токи: , по направлению же эти токи обратны.
3. Аварийное отключение фазы АВ: При этом ток в отключенной фазе равен нулю, а токи в двух других фазах остаются прежними:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ЗАДАЧА 1 Для цепи постоянного тока со смешанным соединением резисторов, изображенной на рисунках 1и 2, определить: 1) эквивалентное сопротивление цепи R экв; 2) токи, напряжения и мощности на всех участках схемы; 3) расход электроэнергии в цепи за время t = 8 ч. Проверить решение задачи, составив баланс мощностей. Данные для своего варианта взять из таблицы 1.1. Указания: 1. Индексы токов, напряжений, мощностей соответствуют индексу резистора. Например, через резистор R 1 проходит ток I 1, падение напряжения на нем U 1, потребляемая им мощность Р1 и т. д. 2. Рассмотрите решение типового примера 1 в вышеприведенных методических указаниях к выполнению контрольной работы.
Таблица 1.1 – Данные для задачи 1
ЗАДАЧА 2 Определить эквивалентную емкость цепи, заряд и энергию электрического поля каждого конденсатора по схемам, изображенным на рисунках 1 и 2 (данные для своего варианта взять из таблицы 2.1): Таблица 2.1 – Данные для задачи 2
ЗАДАЧА 3
Определить токи во всех ветвях разветвленной электрической цепи постоянного тока тремя различными способами. Проверить решение задачи по I закону Кирхгофа. Составить баланс мощностей.
Данные для своего варианта взять из таблицы 3.1.
Таблица 3.1 – Данные для задачи 3
ЗАДАЧА 4 Определить индуктивность катушки, равномерно намотанной на неферромагнитный кольцевой замкнутый сердечник с круговым поперечным сечениеми значение ЭДС, индуктируемой в обмотке, если ток в ней при выключении прекращается за время t =1мсек. Перед решением задачи 4 рассмотрите решение типового примера 4. Данные для своего варианта взять из таблицы 4.1. Указание. Особое внимание при решении задачи обратите на единицы измерения. Правильные параметры электромагнитных устройств определяются только в системе СИ.
Таблица 4.1 – Данные для задачи 4
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 ЗАДАЧА 5
Неразветвленная цепь переменного тока, изображенная на рисунке, содержит активные, индуктивное и емкостное сопротивления, величины которых, а также один дополнительный параметр заданы в таблице 5.1 Определить следующие величины, если они не заданы в таблице 5.1: 1) полное сопротивление цепи Z; 2) угол сдвига фаз φ (по величине и знаку); 3) напряжение U, приложенное к цепи; 4) силу тока I; 5) активную Р, реактивную Q и полную S мощности, потребляемые цепью. Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи и пояснить ее построение. Начертить в масштабе треугольники сопротивлений и мощностей. Пояснить, как нужно изменить реактивное сопротивление, чтобы в цепи возник резонанс напряжений, и чему будет равен ток в цепи при резонансе.
Таблица 5.1 – Данные для задачи 5
ЗАДАЧА 6 Разветвленная цепь переменного тока состоит из двух параллельных ветвей, содержащих активные сопротивления R 1, R 2 и реактивные ХС и XL. Полные сопротивления ветвей Z 1 и Z 2, к цепи приложено напряжение U. Токи в ветвях соответственно равны I 1 и I 2; ток в неразветвленной части цепиравен I. Ветви потребляют активные мощности P 1, P 2 и реактивные Q 1 и Q 2. Определить значения, отмеченные прочерками в таблице вариантов (6.1), и построить в масштабе векторную диаграмму цепи, предварительно вычислив углы сдвига фаз φ1, φ2 и φ. Таблица 6.1 – Данные для задачи 6
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.272 с.) |