Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I . Общие проблемы истории и философии науки.

Поиск

Раздел 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

 

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая форма культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социальном контексте. Эволюция подходов к анализу науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Ценность научной рациональности. Философия и наука. Наука и искусство. Наука и обыденное сознание. Функции науки в жизни общества.

 

Раздел 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Типы научной рациональности

 

Пранаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Античная наука: этапы развития и основные достижения. Особенности античного типа научности. Средневековый этап развития науки. Западная и восточная ветви средневековой науки. Возникновение современной науки в Западной Европе: исторические условия и социальные предпосылки. Классический этап (XVII-XVIII вв.). Формирование классической научной картины мира, гносеологии и методологии классической науки. Конец XIX – начало ХХ в. Кризис в основаниях классической науки и глобальная научная революция в математике, физике и социальных науках. Неклассическая наука: онтология, гносеология и методология. Постклассический этап развития науки (последняя треть XIX в. – по настоящее время).Будущее науки. Сосуществование и интеграция сформированных ранее типов научности: классического, неклассического, постклассического.

 

Раздел 3. Структура научного знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

 

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различия. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Природа формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Научная картина мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знаний, как исследовательская программа).

 

Раздел 4. Философские основания науки

 

Роль философских идей и принципов в формировании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как включение научных данных в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Проблема классификации. Процедуры обоснования теоретических знаний. Механизмы развития научных понятий. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Проблема включения теоретических представлений в культуру. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Научные революции как перестройка оснований науки. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностичекая роль философского знания. Глобальные революции и типы научной рациональности.

 

Раздел 5. Этика науки. Наука в культуре современной цивилизации. Перспективы развития науки.

 

Новые этические проблемы науки в начале XXI в. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Наука как социальный институт. Поиск нового типа цивилизиционного развития и новые функции науки в культуре. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Подготовка научных кадров. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.226 (0.009 с.)