Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть I . Общие проблемы истории и философии науки.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ имени А.М. ГОРЬКОГО» Кафедра общественных наук
Утверждаю проректор по научной и творческой работе С.Ф. Дмитренко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «История и философия науки» (Цикл ОД.А.01 – обязательная дисциплина) основной образовательной программы подготовки аспирантов по отрасли: Филология, Русская литература.
Москва 2019 г.
Программа утверждена на заседании кафедры общественных наук Литературного института им. А.М. Горького, протокол № 5 «31» мая 2019 г.
Зав. кафедрой профессор Л.М. Царева
Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной образовательной программе послевузовского образования (аспирантура), утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации 16 марта 2011 г. № 21365. Составитель: докт. философ. наук, проф. А.И. Зимин Ó Кафедра общественных наук Литературного института им. А.М. Горького, 2019 г. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины – создание предпосылок для формирования научных представлений по истории и философии науки у специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием независимо от профиля полученного образования.
Задачи дисциплины: - содействовать усвоению аспирантами категориального аппарата истории и философии науки и выработке способности критически оценивать результаты научных достижений; - способствовать ознакомлению с существующими теоретико-методологическими подходами к исследованию основных проблем истории и философии науки, а также со становлением системы научно-познавательных ценностей в различных культурах народов мира; - овладевать и на практике использовать философско-научные методы исследования избранной научной проблемы; - способствовать формированию активной морально-нравственной, гражданской и патриотической позиции современного ученого.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Аспирант, изучивший дисциплину, должен: Знать: - содержание основных разделов курса; - последние достижения в сфере теоретических и практических разработок в избранной области исследования.
Уметь: - пользоваться полученной теоретической информацией в процессе подготовки текста диссертационного исследования; - применять полученные знания в ходе практики, во время занятий с разными категориями обучающихся; - грамотно пользоваться полученными знаниями в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.
Владеть навыками: - критической оценки тех или иных эстетических объектов, а также теоретических взглядов, представленных в трудах современных исследователей; - поиска новой информации, связанной с исследовательскими задачами в избранной области научного знания.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аудиторные занятия |
64 | |||||||||||||||||||
Лекции | 32 | ||||||||||||||||||||
Практические занятия | 30 | ||||||||||||||||||||
Другие виды работы | 2 | ||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 80 | ||||||||||||||||||||
Обработка рекомендованной литературы (подбор литературы, ведение конспектов и т.п.) | 40 | ||||||||||||||||||||
Реферирование источников, связанных с исследуемой проблематикой | 30 | ||||||||||||||||||||
Подготовка к научным дискуссиям по проблемам диссертационного исследования | 10 | ||||||||||||||||||||
Вид промежуточной аттестации - экзамен | 36 | ||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость: Зачетные единицы часы |
5 з.ед. 180 уч. час
| ||||||||||||||||||||
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины и виды занятий:
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Программа дисциплины. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М.: Либроком. 2009 Лебедев С.А. Философия науки. Терминологический словарь. – М.: Академический проект, 2011. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001. Лисеев И. Наука о жизни и современная философия. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. Мангейм К. Очерки социологии знания. Теория познания – Мировоззрение – Историзм. – М., 1998. Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. Огородников В.П. История и философия науки. – СПб.: Питер, 2011. Постклассика. Философия, наука, культура. /Под ред. Л.Киященко, В. Степина. – М.: Мiръ, 2009. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998. Социальное знание и социальные изменения. /Отв. ред. В.Г. Федотова. – М., 2001. Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации.// Вопросы философии, 1989. - № 10. Степин В.С. Философская антропология и философские науки. – М., 1992. Степин В.С. История и философия науки. – М.: Академический проект, Трикста, 2011. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009.
Дополнительная литература 1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988. 2. Бабушкин В.У. Критика герменевтических концепций общественных наук. - М., 1984. 3. Барбур И. Религия и науки: история и современность. – М., 2000. 4. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. 5. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956. 6. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 1999. 7. Биофилософия. - М., 1997. 8. Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. – М., 2000. 9. Валлерстайн И. Глобализация как переходная эпоха? Взгляд на долгосрочное развитие мир-системы. // Красные холмы. – М., 1999. 10. Вейник В. Почему я верю в Бога. - Минск, 2000.. 11. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. – М., 1998. 12. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и ХХ веков. – М., 1997. 13. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М., 1988. 14. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Гуманитарный комментарий к естествознанию. Р.-н/ Д., 1992. 15. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). – М., 1987. 16. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. – М., 1999. 17. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. / Пер. с англ.и франц. – М., 1990. 18. Головин С.Л. Всемирный потоп. Миф, легенда или реальность?. – М., 2000. 19. Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. – М., 1999. 20. Гуссерль Э. Логические исследования. // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. – Рига, 1988. – С.282-297. 21. Девис П. Случайная вселенная. – М., 1985. 22. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. – М., 1989. 23. Девятова С.В. Христианство и наука: от конфликтов к конструктивному диалогу. – М., 1999 24. Девятова С.В., Купцов В.И. Структура научного знания. // Философия и методология науки. – М., 1996 25. Делягин М.Г. (ред.) Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. - М., 2000. 26. Дэш М. Тайны запредельного. – М., 1998. 27. Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. – Новосибирск, 1984. 28. Зеньковский В.В. История русской философии. – Т.2. – М., 2001. 29. Зимин А.И. Европоцентризм и русское культурно-историческое самосознание. – М., 2000. 30. Зиновьев А.А. Глобальное сверхобщество и Россия. – М., 2000. 31. Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV веков. – М., 1996. 32. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001. 33. Иноземцев В.А. Расколотая цивилизация. – М., 1999. 34. История философии: Запад – Россия – Восток (под ред. Мотрошиловой Н.В.) Кн. 4. – М., 1999. 35. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. – М. 1995. 36. Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии: Критический анализ новейших течений в буржуазной философии. – М., 1987. 37. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. – М., 1989. 38. Кезин А.В. Научность: Эталоны, идеалы, критерии. – М., 1985. 39. Кезин А.В. Идеалы научности. // Философия и методология науки. – М., 1996. 40. Кезин А.В. Идеалы научности и паранаука. // Наука в культуре. – М., 1998. 41. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990. 42. Кезин А.В. Классический и современный идеалы научности. // Ценности познания и гуманизация науки. – М., 1992. 43. Койре А. Очерки истории философсчкой мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985. 44. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. – М., 1989. 45. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное знание. – М., 1991. 46. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. – М., 1982. 47. Кун Т. Сьтруктура научных революций. – М., 1975. 48. Кураев А. Пантеизм т монотеизм. // Вопросы философии, 1996, № 6. – С. №:-53. 49. Лейман И.И. Наука как социальный институт. – Л., 1971. 50. Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? – М., 2001. 51. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница. // Наука в культуре. – М., 1998 52. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодернизма. – СПб., 1998. 53. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998 54. Малкей М. Наука и социология знания. – М., 1983. 55. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. – Киев, 1995. 56. Мартинетти Д. Человек, Бог, Вселенная. – М., 2001. 57. Наука в культуре. – М., 1998. 58. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998. 59. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992. 60. Степин В.С. Наука. / Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – Т. 3. – М.: Мысль, 2000. 61. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988. 62. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991. 63. Очерки истории русского культурно-исторического и национального самосознания (ред. А.И. Зимин). – Тольятти, 2005. 64. Полани М. Личностное знание. – М., 1985. 65. Поппер к. Открытое общество и его враги. – М., 1992 66. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность. – М., 1999. 67. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования в философии XIX-XX вв. – Иваново, 1994. 68. Пигожин И., Стенгер И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. – М., 1986.Рассел Б. Человеческое познание. – Киев, 1997. 69. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М., 1979. 70. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т.4. – СПб., 1997. 71. Редже Т. Этюды о вселенной. - М., 1985. 72. Самосознание европейской культуры. – М., 1991. 73. Современная философия науки. Хрестоматия. – М., 1994. 74. Сартр Ж..-Р. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность. // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. – Рига, 1988. 75. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. – М., 1996 76. Стратегия выживания. Космизм и экология. / Отв. ред. Л.В. Фесенкова. М., 1997.. 77. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987. 78. Швейцер А. Культура и этика. / Пер. с нем. – М., 1973. 79. Шпет Г.Г. Явление и смысл: Феноменология как основная наука а ее проблемы. – Томск, 1996. 80. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. – М., 1986. 81. Флоровский Г. Пути русского богословия. – М., 1998. 82. Фолмер Г. Эволюционная теория познания. – М., 1998.. 83. Фуко М. Рождение клиники. – М., 1998. 84. Хабермас Ю. Познание и интерес. // Философские науки, 1990, № 1. 85. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.- М. 2005. 86. Хюбнер К. Истина мифа. – М., 1996. 87. Хюбнер К. Прогресс от мифа, через логос к науке? // Наука в культуре. – М., 1998. 88. Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека» (международные документы и аналитические материалы). – М., 1998. 89. Якунин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. – М., 1985.
Вопросы кандидатского минимума по «Истории и философии науки» 1. Предмет философии науки и ее место в структуре философского знания. 2. Методологическое значение истории и философии науки для социально-гуманитарного знания. 3. Научная картина мира. 4. Типы систем. 5. Основные формы донаучного и вненаучного знания (миф, магия, алхимия, астрология, паранауки). 6. Проблемы демаркации научного и ненаучного знания. Критерии научности. 7. Возникновение науки и философии: условия и предпосылки. 8. Основные исторические этапы развития философии и науки. 9. Место философии и науки в истории научно-технической цивилизации. 10. Связь философии и языка. Выразительные средства философии науки. 11. Логико-лингвистические концепции античности (Платон, Аристотель, стоики). 12. Рациональность (Логос) и ее альтернативы. 13. Рациональное и внерациональное в человеческой психике. Дилемма хаоса и космоса, «аполлоновского» и «дионисийского», природы и культуры. 14. Роль слова и числа в становлении античной философии и науки. 15. Реализация Логоса в истории христианской культуры и цивилизации. 16. Специфика становления русской культурно-исторической системы. 17. Русское национальное самосознания в его движении от религиозного мифа к науке и философии. 18. Отличительные особенности формирования философии и науки Западной Европы. 19. Научное понимание методологического влияния византийского мира на формирование европейского мировоззрения. 20. Методологические особенности философии Нового времени. Идея приращения знаний, эмпиризм и рационализм как конкретное воплощение принципов научности. 21. Методологические особенности философии и науки Просвещения. Деизм и материализм. Энциклопедический характер философско-научного знания. 22. Научное мировоззрение и научная методология. 23. Стратегия развития науки и природа научной истины. 24. Влияние науки на формирование культурно-социальной действительности. 25. Сциентизм и антисциентизм как основные тенденции современного мировоззрения. 26. Позитивизм и его разновидности. 27. Неопозитивизм в его логической и лингвистической ориентации. 28. Неокантианская философия науки и ее применение к анализу истории и культуры. 29. Марксистская идея научной философии, ее достоинства и недостатки. 30. Рациональный и иррациональный Логос в европейской философии и ее взаимоотношениях с наукой. 31. Философия жизни как реакция на рационализм и сциентизацию сознания. 32. Феноменологическая методология в философии Гегеля и ее отношение к науке логики. 33. Феноменологическая методология науки Э. Гуссерля. 34. Жизнь как категория наук об обществе и культуре (на примере творчества А. Бергсона и О. Шпенглера). 35. Интуитивизм и его вклад в развитие методологии научного познания (Н.О. Лоссский). 36. Экзистенциализм и наука. Методологический смысл проблемы «существование предшествует сущности). 37. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Взаимодействие религиозной, научной и философской форм проявления Логоса. 38. Теория фальсификации К. Поппера. 39. Концепция научных революций Т. Куна. 40. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 41. Гносеологический анархизм П. Фейерабенда. 42. Проблема объективности и культурно-социальная обусловленность методологии научного познания. 43. Европоцентризм и его влияние на особенности философского и социально-научного мировоззрения западной цивилизации. 44. Научное осмысление проблемы европоцентризма и культурно-исторического (цивилизационного) плюрализма. 45. Христианский Логос и его влияние на русскую философию и науку. 46. Генезис русской религиозной философии и ее отношение к научному знанию. 47. Методологическое значение идеи самобытности в развитии русской философии и науки. 48. Связь философии и художественного творчества в русской культурно-исторической традиции. 49. Научно-методологический смысл идеи «Восток-Запад». 50. Современное философско-научное осмысление проблемы глобализации.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ имени А.М. ГОРЬКОГО» Кафедра общественных наук
Утверждаю проректор по научной и творческой работе С.Ф. Дмитренко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «История и философия науки» (Цикл ОД.А.01 – обязательная дисциплина) основной образовательной программы подготовки аспирантов по отрасли: Филология, Русская литература.
Москва 2019 г.
Программа утверждена на заседании кафедры общественных наук Литературного института им. А.М. Горького, протокол № 5 «31» мая 2019 г.
Зав. кафедрой профессор Л.М. Царева
Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной образовательной программе послевузовского образования (аспирантура), утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации 16 марта 2011 г. № 21365. Составитель: докт. философ. наук, проф. А.И. Зимин Ó Кафедра общественных наук Литературного института им. А.М. Горького, 2019 г. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины – создание предпосылок для формирования научных представлений по истории и философии науки у специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием независимо от профиля полученного образования.
Задачи дисциплины: - содействовать усвоению аспирантами категориального аппарата истории и философии науки и выработке способности критически оценивать результаты научных достижений; - способствовать ознакомлению с существующими теоретико-методологическими подходами к исследованию основных проблем истории и философии науки, а также со становлением системы научно-познавательных ценностей в различных культурах народов мира; - овладевать и на практике использовать философско-научные методы исследования избранной научной проблемы; - способствовать формированию активной морально-нравственной, гражданской и патриотической позиции современного ученого.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Аспирант, изучивший дисциплину, должен: Знать: - содержание основных разделов курса; - последние достижения в сфере теоретических и практических разработок в избранной области исследования.
Уметь: - пользоваться полученной теоретической информацией в процессе подготовки текста диссертационного исследования; - применять полученные знания в ходе практики, во время занятий с разными категориями обучающихся; - грамотно пользоваться полученными знаниями в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.
Владеть навыками: - критической оценки тех или иных эстетических объектов, а также теоретических взглядов, представленных в трудах современных исследователей; - поиска новой информации, связанной с исследовательскими задачами в избранной области научного знания.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аудиторные занятия | 64 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Лекции | 32 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | 30 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Другие виды работы | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | |||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 80 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Обработка рекомендованной литературы (подбор литературы, ведение конспектов и т.п.) | 40 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Реферирование источников, связанных с исследуемой проблематикой | 30 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка к научным дискуссиям по проблемам диссертационного исследования | 10 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Вид промежуточной аттестации - экзамен | 36 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость: Зачетные единицы часы |
5 з.ед. 180 уч. час
| |||||||||||||||||||||||||||||||
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины и виды занятий:
Часть I. Общие проблемы истории и философии науки.
| ||||||||||||||||
№ | Разделы, темы | Количество часов | Контрольные мероприятия | |||||||||||||
Всего
180 | Сам. Раб.
80 | Аудиторные занятия | ||||||||||||||
Всего 64 | Лекц 32 | Друг.виды раб.
2 | Практич. 30 | Реферат | Зач | Экз 36 | ||||||||||
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.01 с.) |