Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I . Общие проблемы истории и философии науки.

Поиск

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ имени А.М. ГОРЬКОГО»

Кафедра общественных наук

 

                                             Утверждаю

проректор по научной и творческой работе

                                                                                                   С.Ф. Дмитренко              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«История и философия науки»

(Цикл ОД.А.01 – обязательная дисциплина)

основной образовательной программы подготовки аспирантов по отрасли:

Филология, Русская литература.

 

 

Москва 2019 г.

 

 

Программа утверждена на заседании кафедры общественных наук Литературного института им. А.М. Горького, протокол № 5

«31» мая 2019 г.

 

Зав. кафедрой профессор Л.М. Царева

 

 

Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной образовательной программе послевузовского образования (аспирантура), утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации 16 марта 2011 г. № 21365.

Составитель: докт. философ. наук, проф. А.И. Зимин

Ó Кафедра общественных наук Литературного института

 им. А.М. Горького, 2019 г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – создание предпосылок для формирования научных представлений по истории и философии науки у специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием независимо от профиля полученного образования.

 

Задачи дисциплины:

- содействовать усвоению аспирантами категориального аппарата истории и философии науки и выработке способности критически оценивать результаты научных достижений;

- способствовать ознакомлению с существующими теоретико-методологическими подходами к исследованию основных проблем истории и философии науки, а также со становлением системы научно-познавательных ценностей в различных культурах народов мира;

- овладевать и на практике использовать философско-научные методы исследования избранной научной проблемы;

- способствовать формированию активной морально-нравственной, гражданской и патриотической позиции современного ученого.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Аспирант, изучивший дисциплину, должен:

Знать:

- содержание основных разделов курса;

- последние достижения в сфере теоретических и практических       разработок в избранной области исследования.

 

Уметь:

- пользоваться полученной теоретической информацией в процессе  подготовки текста диссертационного исследования;

- применять полученные знания в ходе практики, во время занятий с разными категориями обучающихся;

- грамотно пользоваться полученными знаниями в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

 

Владеть навыками:

- критической оценки тех или иных эстетических объектов, а также теоретических взглядов, представленных в трудах современных исследователей;

- поиска новой информации, связанной с исследовательскими задачами в избранной области научного знания.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Индекс

 

ОД.А.01.

Наименование специальной дисциплины научной специальности «История и философия науки»

Всего зачетных единиц/часов  
 

5 зач. Единицы/ 180 часов

Аудиторные занятия

64

Лекции

32

Практические занятия

30

Другие виды работы

2

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

80

Обработка рекомендованной литературы

(подбор литературы, ведение конспектов и т.п.)

40

Реферирование источников, связанных с исследуемой проблематикой

30

Подготовка к научным дискуссиям по проблемам диссертационного исследования

10

Вид промежуточной аттестации - экзамен

36

Общая трудоемкость:

                                  Зачетные единицы

                                                    часы

5 з.ед.

180 уч. час

 

           

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Содержание дисциплины и виды занятий:

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа дисциплины.

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М.: Либроком. 2009

Лебедев С.А. Философия науки. Терминологический словарь. – М.: Академический проект, 2011.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.

Лисеев И. Наука о жизни и современная философия. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010.

Мангейм К. Очерки социологии знания. Теория познания – Мировоззрение – Историзм. – М., 1998.

Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006.

Огородников В.П. История и философия науки. – СПб.: Питер, 2011.

Постклассика. Философия, наука, культура. /Под ред. Л.Киященко, В. Степина. – М.: Мiръ, 2009.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Социальное знание и социальные изменения. /Отв. ред. В.Г. Федотова. – М., 2001.

Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации.// Вопросы философии, 1989. - № 10.

Степин В.С. Философская антропология и философские науки. – М., 1992.

Степин В.С. История и философия науки. – М.: Академический проект, Трикста, 2011.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009.

 

 

Дополнительная литература

1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988.

2.  Бабушкин В.У. Критика герменевтических концепций общественных наук. - М., 1984.

3. Барбур И. Религия и науки: история и современность. – М., 2000.

4. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989.

5. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

6. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 1999.

7. Биофилософия. - М., 1997.

8. Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. – М., 2000.

9. Валлерстайн И. Глобализация как переходная эпоха? Взгляд на долгосрочное развитие мир-системы. // Красные холмы. – М., 1999.

10.  Вейник В. Почему я верю в Бога. - Минск, 2000..

11. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. – М., 1998.

12. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и ХХ веков. – М., 1997.

13. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М., 1988.

14. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Гуманитарный комментарий к естествознанию. Р.-н/ Д., 1992.

15.  Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). – М., 1987.

16. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. – М., 1999.

17. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. / Пер. с англ.и франц. – М., 1990.

18. Головин С.Л. Всемирный потоп. Миф, легенда или реальность?. – М., 2000.

19. Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. – М., 1999.

20. Гуссерль Э. Логические исследования. // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. – Рига, 1988. – С.282-297.

21. Девис П. Случайная вселенная. – М., 1985.

22. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. – М., 1989.

23. Девятова С.В. Христианство и наука: от конфликтов к конструктивному диалогу. – М., 1999

24. Девятова С.В., Купцов В.И. Структура научного знания. // Философия и методология науки. – М., 1996

25. Делягин М.Г. (ред.) Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. - М., 2000.

26. Дэш М. Тайны запредельного. – М., 1998.

27. Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. – Новосибирск, 1984.

28.  Зеньковский В.В. История русской философии. – Т.2. – М., 2001.

29. Зимин А.И. Европоцентризм и русское культурно-историческое самосознание. – М., 2000.

30. Зиновьев А.А. Глобальное сверхобщество и Россия. – М., 2000.

31. Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV веков. – М., 1996.

32. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

33. Иноземцев В.А. Расколотая цивилизация. – М., 1999.

34. История философии: Запад – Россия – Восток (под ред. Мотрошиловой Н.В.) Кн. 4. – М., 1999.

35. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. – М. 1995.

36. Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии: Критический анализ новейших течений в буржуазной философии. – М., 1987.

37. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. – М., 1989.

38.  Кезин А.В. Научность: Эталоны, идеалы, критерии. – М., 1985.

39. Кезин А.В. Идеалы научности. // Философия и методология науки. – М., 1996.

40. Кезин А.В. Идеалы научности и паранаука. // Наука в культуре. – М., 1998.

41. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990.

42. Кезин А.В. Классический и современный идеалы научности. // Ценности познания и гуманизация науки. – М., 1992.

43. Койре А. Очерки истории философсчкой мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985.

44. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. – М., 1989.

45. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное знание. – М., 1991.

46. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. – М., 1982.

47. Кун Т. Сьтруктура научных революций. – М., 1975.

48. Кураев А. Пантеизм т монотеизм. // Вопросы философии, 1996, № 6. – С. №:-53.

49. Лейман И.И. Наука как социальный институт. – Л., 1971.

50.  Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? – М., 2001.

51. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница. // Наука в культуре. – М., 1998

52.  Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодернизма. – СПб., 1998.

53.  Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998

54. Малкей М. Наука и социология знания. – М., 1983.

55. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. – Киев, 1995.

56. Мартинетти Д. Человек, Бог, Вселенная. – М., 2001.

57.  Наука в культуре. – М., 1998.

58. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

59. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

60.  Степин В.С. Наука. / Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – Т. 3. – М.: Мысль, 2000.

61. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988.

62. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

63. Очерки истории русского культурно-исторического и национального самосознания (ред. А.И. Зимин). – Тольятти, 2005.

64.  Полани М. Личностное знание. – М., 1985.

65. Поппер к. Открытое общество и его враги. – М., 1992

66. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность. – М., 1999.

67. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования в философии XIX-XX вв. – Иваново, 1994.

68. Пигожин И., Стенгер И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. – М., 1986.Рассел Б. Человеческое познание. – Киев, 1997.

69. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М., 1979.

70. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т.4. – СПб., 1997.

71.  Редже Т. Этюды о вселенной. - М., 1985.

72. Самосознание европейской культуры. – М., 1991.

73. Современная философия науки. Хрестоматия. – М., 1994.

74. Сартр Ж..-Р. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность. // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. – Рига, 1988.

75. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. – М., 1996

76. Стратегия выживания. Космизм и экология. / Отв. ред. Л.В. Фесенкова. М., 1997..

77. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

78. Швейцер А. Культура и этика. / Пер. с нем. – М., 1973.

79. Шпет Г.Г. Явление и смысл: Феноменология как основная наука а ее проблемы. – Томск, 1996.

80. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. – М., 1986.

81. Флоровский Г. Пути русского богословия. – М., 1998.

82.  Фолмер Г. Эволюционная теория познания. – М., 1998..

83. Фуко М. Рождение клиники. – М., 1998.

84. Хабермас Ю. Познание и интерес. // Философские науки, 1990, № 1.

85. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.- М. 2005.

86. Хюбнер К. Истина мифа. – М., 1996.

87. Хюбнер К. Прогресс от мифа, через логос к науке? // Наука в культуре. – М., 1998.

88.  Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека» (международные документы и аналитические материалы). – М., 1998.

89. Якунин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. – М., 1985.

 

 

Вопросы кандидатского минимума по «Истории и философии науки»

1. Предмет философии науки и ее место в структуре философского знания.

2. Методологическое значение истории и философии науки для социально-гуманитарного знания.

3. Научная картина мира.

4. Типы систем.

5. Основные формы донаучного и вненаучного знания (миф, магия, алхимия, астрология, паранауки).

6. Проблемы демаркации научного и ненаучного знания. Критерии научности.

7. Возникновение науки и философии: условия и предпосылки.

8. Основные исторические этапы развития философии и науки.

9. Место философии и науки в истории научно-технической цивилизации.

10. Связь философии и языка. Выразительные средства философии науки.

11. Логико-лингвистические концепции античности (Платон, Аристотель, стоики).

12. Рациональность (Логос) и ее альтернативы.

13. Рациональное и внерациональное в человеческой психике. Дилемма хаоса и космоса, «аполлоновского» и «дионисийского», природы и культуры.

14. Роль слова и числа в становлении античной философии и науки.

15. Реализация Логоса в истории христианской культуры и цивилизации.

16. Специфика становления русской культурно-исторической системы.

17. Русское национальное самосознания в его движении от религиозного мифа к науке и философии.

18. Отличительные особенности формирования философии и науки Западной Европы.

19. Научное понимание методологического влияния византийского мира на формирование европейского мировоззрения.

20. Методологические особенности философии Нового времени. Идея приращения знаний, эмпиризм и рационализм как конкретное воплощение принципов научности.

21. Методологические особенности философии и науки Просвещения. Деизм и материализм. Энциклопедический характер философско-научного знания.

22. Научное мировоззрение и научная методология.

23. Стратегия развития науки и природа научной истины.

24. Влияние науки на формирование культурно-социальной действительности.

25.  Сциентизм и антисциентизм как основные тенденции современного мировоззрения.

26. Позитивизм и его разновидности.

27. Неопозитивизм в его логической и лингвистической ориентации.

28. Неокантианская философия науки и ее применение к анализу истории и культуры.

29. Марксистская идея научной философии, ее достоинства и недостатки.

30. Рациональный и иррациональный Логос в европейской философии и ее взаимоотношениях с наукой.

31. Философия жизни как реакция на рационализм и сциентизацию сознания.

32. Феноменологическая методология в философии Гегеля и ее отношение к науке логики.

33. Феноменологическая методология науки Э. Гуссерля.

34. Жизнь как категория наук об обществе и культуре (на примере творчества А. Бергсона и О. Шпенглера).

35. Интуитивизм и его вклад в развитие методологии научного познания (Н.О. Лоссский).

36. Экзистенциализм и наука. Методологический смысл проблемы «существование предшествует сущности).

37. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Взаимодействие религиозной, научной и философской форм проявления Логоса.

38. Теория фальсификации К. Поппера.

39. Концепция научных революций Т. Куна.

40. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

41. Гносеологический анархизм П. Фейерабенда.

42. Проблема объективности и культурно-социальная обусловленность методологии научного познания.

43. Европоцентризм и его влияние на особенности философского и социально-научного мировоззрения западной цивилизации.

44. Научное осмысление проблемы европоцентризма и культурно-исторического (цивилизационного) плюрализма.

45. Христианский Логос и его влияние на русскую философию и науку.

46. Генезис русской религиозной философии и ее отношение к научному знанию.

47. Методологическое значение идеи самобытности в развитии русской философии и науки.

48. Связь философии и художественного творчества в русской культурно-исторической традиции.

49. Научно-методологический смысл идеи «Восток-Запад».

50. Современное философско-научное осмысление проблемы глобализации.

 

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ имени А.М. ГОРЬКОГО»

Кафедра общественных наук

 

                                             Утверждаю

проректор по научной и творческой работе

                                                                                                   С.Ф. Дмитренко              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«История и философия науки»

(Цикл ОД.А.01 – обязательная дисциплина)

основной образовательной программы подготовки аспирантов по отрасли:

Филология, Русская литература.

 

 

Москва 2019 г.

 

 

Программа утверждена на заседании кафедры общественных наук Литературного института им. А.М. Горького, протокол № 5

«31» мая 2019 г.

 

Зав. кафедрой профессор Л.М. Царева

 

 

Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной образовательной программе послевузовского образования (аспирантура), утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации 16 марта 2011 г. № 21365.

Составитель: докт. философ. наук, проф. А.И. Зимин

Ó Кафедра общественных наук Литературного института

 им. А.М. Горького, 2019 г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – создание предпосылок для формирования научных представлений по истории и философии науки у специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием независимо от профиля полученного образования.

 

Задачи дисциплины:

- содействовать усвоению аспирантами категориального аппарата истории и философии науки и выработке способности критически оценивать результаты научных достижений;

- способствовать ознакомлению с существующими теоретико-методологическими подходами к исследованию основных проблем истории и философии науки, а также со становлением системы научно-познавательных ценностей в различных культурах народов мира;

- овладевать и на практике использовать философско-научные методы исследования избранной научной проблемы;

- способствовать формированию активной морально-нравственной, гражданской и патриотической позиции современного ученого.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Аспирант, изучивший дисциплину, должен:

Знать:

- содержание основных разделов курса;

- последние достижения в сфере теоретических и практических       разработок в избранной области исследования.

 

Уметь:

- пользоваться полученной теоретической информацией в процессе  подготовки текста диссертационного исследования;

- применять полученные знания в ходе практики, во время занятий с разными категориями обучающихся;

- грамотно пользоваться полученными знаниями в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

 

Владеть навыками:

- критической оценки тех или иных эстетических объектов, а также теоретических взглядов, представленных в трудах современных исследователей;

- поиска новой информации, связанной с исследовательскими задачами в избранной области научного знания.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Индекс

 

ОД.А.01.

Наименование специальной дисциплины научной специальности «История и философия науки»

Всего зачетных единиц/часов  
 

5 зач. Единицы/ 180 часов

Аудиторные занятия

64

Лекции

32

Практические занятия

30

Другие виды работы

2

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

80

Обработка рекомендованной литературы

(подбор литературы, ведение конспектов и т.п.)

40

Реферирование источников, связанных с исследуемой проблематикой

30

Подготовка к научным дискуссиям по проблемам диссертационного исследования

10

Вид промежуточной аттестации - экзамен

36

Общая трудоемкость:

                                  Зачетные единицы

                                                    часы

5 з.ед.

180 уч. час

 

           

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Содержание дисциплины и виды занятий:

 

 

Часть I. Общие проблемы истории и философии науки.

 

Разделы, темы

Количество часов

Контрольные мероприятия

Всего

 

180

Сам. Раб.

 

80

Аудиторные занятия

Всего     64 Лекц   32

Друг.виды раб.

 

 

2

Практич.     30 Реферат  

Зач

Экз     36  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.01 с.)