Постсоветская Россия: движение к рынку и демократии. Внешняя полити-ка российского государства в 1992-2014гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постсоветская Россия: движение к рынку и демократии. Внешняя полити-ка российского государства в 1992-2014гг.



Постсоветская россия: движение к рынку демократии. Внешняя политика российского государства в 1992-2014.

После распада СССР наступил новый важный этап в истории российской государственности. Его можно условно разделить на три основных хронологических периода: 1991-1993-е, 1993-2000-е, 2000-2012-е годы.

Первый период (1992-1993) следует характеризовать как постсоветский, во многих отношениях переходный. В сжатые сроки, в условиях продолжавшегося экономического кризиса, в Российской Федерации был осуществлен демонтаж советской экономической системы и заложены основы рыночной экономики. «Шоковая терапия» привела к резкому снижению уровня жизни населения.

В результате победы Бориса Ельцина после трагических событий в Москве в октябре 1993 года в России произошла кардинальная смена политической системы. Была проведена поэтапная конституционная реформа, создана президентская республика. Завершением первого периода стала окончательная ликвидация системы Советов и принятие в конце 1993 года ныне действующей российской Конституции.

Второй период в истории российской государственности после распада Советского Союза (конец 1993-2000 годов) связан с корректировкой курса реформ и попытками экономической стабилизации. В 1998-м экономику потряс новый финансовый кризис (дефолт), оказавший временное благотворное влияние на экономические процессы. Однако параллельно нарастал кризис центральной власти, который усугублялся коррупционными скандалами, военно-политическим кризисом в восстановлением конституционного порядка в Чеченской Республике. Росло общественное недовольство, возникла новая угроза распада страны. В таких условиях президент Борис Ельцин подал в отставку, в соответствии с Конституцией, руководителем государства стал премьер-министр Владимир Путин, избранный вскоре новым президентом России.

В ходе третьего периода (2000-2012 год) Владимир Путин в рамках своего первого и второго президентских сроков сумел стабилизировать ситуацию в стране, провести меры по укреплению властной вертикали. Благоприятная конъюнктура способствовала экономическому росту, который продолжался в России вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008-го. При президенте Дмитрии Медведеве и премьер-министре Путине (май 2008-го - май 2012 года) стране в целом успешнее, чем большинству других стран мира, удалось преодолеть основную волну экономического кризиса. Преемственность власти была подтверждена возращением на пост президента России Владимира Путина в 2012-м.

Внешняя политика в конце XX-го - начале XXI веков

Внешнеполитический курс в годы президентства Б.Н. Ельцина. Восстановление позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Дальневосточное и другие направления политики России.

50. Политические реформы и социально-экономическая политика российско-го руководства в 1991-2014 гг. РФ в системе международных отношений (1992-2014гг)

1)Распад СССР привел к серьезному изменению геостратегической ситуации России. Страна не только утратила традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и вынудила их этим к сотрудничеству с НАТО. Приход националистически настроенных политиков к власти в прибалтийских странах, ряде государств СНГ изменил характер их отношений с Россией. Ее принялись обвинять во всех грехах: "колонизации", "ограблении", "геноциде" и т.п.

 

Серьезный ущерб был нанесен обороноспособности России. Бывшие республики Союза национализировали ударные военные группировки, располагавшиеся прежде вдоль границ СССР. Военно-морской флот лишился своих баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Развалилась единая система противовоздушной обороны страны.

В результате военной реформы резко сократилась численность Вооруженных Сил, в первую очередь на западном направлении.

2)Россия - Запад. Россия взяла курс на установление союзнических отношений со странами Запада. В конце 1991 - начале 1992 г. Б. Н. Ельцин заявил о том, что ядерные ракеты России больше не направлены на объекты в США. Позже аналогичные решения были приняты им и в отношении других стран НАТО.

В 1992 г. президенты США и России подписали кэмп-дэвидскую декларацию о прекращении состояния "холодной войны". "Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством.

3) Балканский кризис 1999 года и его последствия. Рубежом в отношениях России с Западом стал балканский кризис, разразившийся в марте 1999 г. Обвинив Югославию в притеснении албанского населения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта начали бомбардировки суверенного европейского государства, традиционного союзника России.

Еще большую напряженность в отношения между Россией и Западом создала возобновившаяся чеченская война. Были предприняты попытки международных организаций выступить "посредниками" во внутрироссийском конфликте.

4)Россия - Восток. Отношения с Востоком продолжали оставаться второстепенным направлением внешней политики России.

Тем не менее с 1992 г. были активизированы отношения России со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран АСЕАН и Персидского залива.

Одним из крупнейших торговых партнеров России стал Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном - в сооружении атомной электростанции.

В 1998 г. Россия была принята в международную организацию стран Тихоокеанского бассейна, что давало ей значительные преимущества в торговле с ними. В дни балканского кризиса Китай и Россия выступили с заявлениями о необходимости налаживания стратегического партнерства, обеспечения многополярности современного мира.

5)Россия - СНГ. С распадом СССР главной задачей, стоявшей перед лидерами и народами бывших союзных республик, стало предотвращение вооруженных конфликтов из-за территориальных и иных противоречий.

С помощью российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии. В 1992 г. 6 стран СНГ (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности. В Грузии, Таджикистане, Армении на основе двусторонних договоров были созданы российские военные базы.

Сложными были российско-украинские отношения. Их омрачали проблемы Крыма и Черноморского флота. Лишь в 1999 г. обе страны ратифицировали полномасштабный договор, в котором Россия признавала принадлежность Крыма к Украине и соглашалась на аренду военно-морской базы в Севастополе.

Набирали силу попытки интеграции некоторых стран в рамках СНГ. В 1996 г. Россия и Белоруссия объявили о создании Сообщества суверенных государств. В 1997 г. оно трансформировалось в Союз суверенных республик (ССР). Началось постепенное сближение экономических и политических структур двух стран с целью создания в перспективе единого союзного государства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.008 с.)