Контроль состояния оператора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль состояния оператора



Возможные виды и методы контроля состояния оператора достаточно разнообразны

В зависимости от поставленных целей контроль состояния оператора может быть исследовательским, конс татирующим и прогнозирующим.

  Исследовательский кон троль применяется для проверки адекватности выдвигаемых инженерно-психологических решений, выбора наилучшего из имеющихся вариантов. На основании результатов такого контроля, проводимого в процессе инженер­но-психологического эксперимента, делается вывод о це­лесообразности или нецелесообразности внедрения в практику данной инженерно-психологической разработки.

Констатирующий контроль применяется для провер­ки готовности оператора к выполнению данной деятельности.

Прогнозирующий контроль прово­дится с целью предсказания возникновения у оператора нежелательных состояний, которые могут служить при­чиной снижения эффективности его деятельности. Такой контроль необходим в тех случаях, когда оператор выполняет особо ответственные функции и его ошибка или про­медление могут привести к серьезным последствиям. Поэтому возникает задача предвидеть эти нежелательные состояния раньше, чем это скажется на результатах деятельности оператора, и принять меры к предотвращению наступления таких состояний.

В зависимости от применяемых методов контроль состояния может вестись по изменению психологических, физиологических и биохимических показателей.

Психологические показатели (памяти, внимания, эмо ционально-волевой сферы и т. д.) более тесно коррели­руют с результатами деятельности, чем физиологические показатели. Это связано с их регулирующей функцией в деятельности. Однако они имеют и существенный недостаток, связанный с тем, что для их измерения требуется специальное тестовое воздействие на оператора, отвлечение его от выполнения основной деятельности.

Физиологические показатели характеризуют собой степень напряженности организма и не всегда позволяют определять работоспособность оператора, а тем более прогнозировать ее изменение. Кроме того, их использование требует применения сложной аппара­туры для регистрации и учета происходящих изменений в организме человека.

Биохимические показатели (например, состав крови) могут давать информацию о степени напряжения опера­тора, возникновении стрессовых состояний и т. д. Однако в практике инженерно-психологических исследований тони используются редко. Это связано с трудностью полу­чения и регистрации этих показателей непосредственно в процессе трудовой деятельности.

Важным вопросом контроля оператора является определение допустимых отклонений контролируемых физиологических и психологических показателей от своих номинальных значений. Для их определения в каждом конкретном случае можно воспользоваться одним из следую­щих способов:

1. Показатели состояния оператора считаются нормальными в процессе работы, если отклоняются не более чем на ± 10 % от своего исходного уровня.

 В результате статистического анализа психологичес­ких и физиологических показателей определенного кон­тингента операторов находятся математические ожида­ния Мi – и среднеквадратические отклонения σi этих показателей. Допустимыми в процессе работы счита­ются те из них, значения которых лежат в интервале Mi±2σi

2. Показатели состояния оператора считаются нормальными, если их изменение в процессе работы является незначимым (в статистическом смысле) по сравнению с исходным уровнем.

В зависимости от требуемой точности, собранного статистического материала, вида изучаемого показателя может использоваться тот или иной способ.

Конечной целью контроля и диагностики состояния оператора является его нормализация (управление состоянием). Она представляет собой систему воздействий, направленных на предотвращение неблагоприятного со­стояния оператора, и имеет целью предупреждение оши­бок оператора и сохранение его здоровья.

Множество воздействий на человека может включать в себя коррек цию режимов труда и отдыха, воздействие внешними раздражителями, различные виды саморегуляции состояния (психическая саморегуляция).

Коррекция режимов труда и отдыха заключается в предоставлении перерывов для отдыха в зависимости от возникновения неблагоприятного состояния. Время на­значения перерыва должно приходиться на начальные пе­риоды изменения состояния, то есть предшествовать появ­лению выраженного сдвига на кривой работоспособности. Важным является также определение продолжитель­ности перерыва и способа его проведения.

Воздействие внешними раздражителями является наиболее эффективным способом нормализации состояния. К числу таких воздействий относятся зрительные образы, функциональная музыка, применение специально подобранных фармакологических средств. Для снятия возникающей в процессе работы нервно-психической нагрузки и утомления используются методы индивидуальной и групповой психотерапии. Одним из способов реализации такого подхода является создание на предприятиях комнат психологической разгрузки. В основу их создания положена идея имитации естественно-при­родного окружения. Для этого используются рекоменда­ции по целенаправленному психофизиологическому воз­действию на человека с помощью картин природы, света, динамического цвета и музыки.

В методах психической саморегуляции важное место занимает психологическая подготовка. Под ней понимается целенаправленное формирование инди­видуальных приемов, обеспечивающих сохранение заданных параметров выполнения деятельности в сложных ситуациях. Одним из способов такой подготовки является моделирование в процессе тренировок различного рода необычных производственных ситуаций и отработка при этом необходимых действий оператора. В эту же группу методов входит специальная производственная гимнастика, нервно-мышечная релаксация (расслабление), само­внушение (аутогенная тренировка).

Повышению эффективности применения рассмотренных методов способствует введение биологической обратной связи. Она основана на регистрации изменения состояния оператора и предо­ставлении ему информации об этом. Это дает возможность
человеку произвольно управлять некоторыми психологическими и физиологическими процессами и состоянием в целом.
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРЕДМЕТУ

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА

 

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Лекция 1. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Лекция 2. Психологическая помощь в местах лишения свободы.

Лекция 3. Военная психология или психологическое обеспечение МО (министерства обороны) и МВД (министерства внутренних дел)

Лекция 4. Психологическая подготовка людей в действиях в экстремальных условиях.

Лекция 5. Деятельность психологов в службе занятости (департаменты службы занятости)

Лекция 6: Инженерная психология и эргономика

 

ТЕМА: Психология профессиональной деятельности

ТЕМА: История психологии профессиональной деятельности

ТЕМА: Схема описания профессиональной деятельности
ТЕМА: Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности
ТЕМА: Профессиональное самоопределение
ТЕМА: Профессиональный отбор
ТЕМА: Профессиональная адаптация: ее сущность и содержание
ТЕМА: Психологическое сопровождение профессиональной деятельности: общее понятие

ТЕМА: Психологическое обеспечение «выхода» из професии

ТЕМА: Психологическая помощь в местах лишения свободы.

ТЕМА: Военная психология или психологическое обеспечение МО (министерства обороны) и МВД (министерства внутренних дел)

ТЕМА: Психологическая подготовка людей в действиях в экстремальных условиях.

ТЕМА: Деятельность психологов в службе занятости (департаменты службы занятости)

ТЕМА: Психологическая помощь в местах лишения свободы.

ТЕМА: Инженерная психология и эргономика

 

 

ТЕМА: Психология профессиональной деятельности

 

ППД – это научная дисциплина, изучающая психологические вопросы, факторы, закономерности формирования и последующие функционирование профессиональной деятельности.

 

Объект – человек, как субъект самоопределения профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.

Предмет изучения – профессиональная деятельность от момента входа в профессию до выхода из нее.

 

Профессиональная деятельность – это целесообразная деятельность ориентированная на создание потребительской стоимости. А так же это ведущая деятельность взрослого человека, занимающая длительный период жизни человека (с 18 лет или со школы)

 

5 компонентов профессиональной деятельности:

- субъект профессиональной деятельности

- объект (или предмет профессиональной деятельности над которым субъект трудится)

- инструмент (предмет с помощью которого человек трудится)

- цель деятельности (чего он хочет достигнуть)

- среда профессиональной деятельности (в какой среде человек достигает профессиональной самореализации)

 

Профессия – это исторически сложившаяся форма деятельности человека, необходимая в социальных отношениях для выполнения которой требуется определенных комплекс знаний, умений и навыков (ЗУН)

 

5 типов профессий:

- человек-человек

- человек – техника

- человек – знаковая система

- человек – художественный образ

- человек – природа

 

 

 

ТЕМА: История психологии профессиональной деятельности

 

Психология предметной деятельности сложилась в начале XX века. Но еще древности существовал психологический отбор (Например: если человек хорошо ест, значит он хорошо работает)

 

В 1889 году в Париже – 1-ый психологический конгресс. Но вопросы психологии предметной деятельности практически не поднимались, т.к. эта наука носила скорее теоретический характер.

 

В 1903 году В.Штерн предложил новый термин и вел новую дисциплину – ПСИХОТЕХНИКУ (область психологической деятельности, которая носит прикладное значение. Например: медицина.). Это и является психологией предметной деятельности.

 

В начале 30х годов 20 века появляется термин «психология труда»

 

1902 – в Страсбурге возник первый центр профессиональной консультации, по руководством Мюнстернберга

 

1907 - в США появляется первый центр профессиональной консультации, основателем которого явился Парсонс

 

В ходе первой мировой войны был сделан мощный толчок к развитию, так как возникало много психогенных факторов. Появление авиации подтолкнуло к возникновению профессионального отбора.

 

В США и Германии водится профессиональный отбор на многие военные специальности.

 

СССР отстал от Европы и Америки сильнее всех, и первый профессиональный отбор в ВВС был сделан в 1950 году. Психология труда в советском союзе разрабатывалась в основном в рамках инженерной психологии и выявляло основную задачу описания предметной деятельности. 

 

 

ТЕМА: Схема описания профессиональной деятельности

 

Психологическое изучение любой профессиональной деятельности начинается с детального изучения психологом профконсультантом ее схемы. Она была разработана Е.А. Климовым и его сотрудниками для выявления общего ряда особенностей профессий, характеризующихся целями, орудиями труда, организацией и условиями деятельности. Данная схема состоит из 5 параметров:

I.    Цель труда.

1. Гностическая. (не создавать, а оценивать уже имеющийся продукт)

2. Преобразующая. (изменение, усовершенствование, доработки)

а) организовывать, упорядочивать;

б) оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать;

в) перемещать, обслуживать.

3. Изыскательская. (создавать, изобретать что-то новое)

I. Орудия и средства труда.

1. Внешние:

а) ручные инструменты;

б) механизмы, машинное оборудование, различные виды транспорта;

в) автоматическое оборудование;

г) приборы, измерительные устройства.

2. Внутренние, функциональные:

а) речь          

- эмоциональная, выразительная;

- деловая, бесстрастная.

б) поведение (мимика, жесты)

- эмоциональное, выразительное;

- деловое.

в) интеллектуальные средства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.031 с.)