Конспект 3.2. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. – М., 1971. – С. 52 – 76. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект 3.2. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. – М., 1971. – С. 52 – 76.



1) Упрямство и пути его преодоления.

Способы преодоления упрямства в зависимости от причин их вызвавших:

1.Если причина упрямства ребенка в чувстве ложного стыда перед товарищами, то нужно понимать, что это не дурное качество само по себе, и, «заставляя дитя переламывать этот стыд страхом наказаний, можно легко превратить стыдливость в бесстыдство». В данном случае необходимо изменить ложное понимание ребенка, а понимание от наказаний не зависит. Иногда в целых классах и целых школах заводятся такие ложные понятия о чести, а вследствие того и ложный стыд в отношении, например, повиновения учителю, что любая дисциплина делается невозможной. Но, утверждал ученый, в укоренении таких ложных идей виноваты сами же воспитатели. «Зло без вреда для души и характера воспитанников можно искоренить только исправлением их понятий, а главное, внушением уважения, любви и доверия к воспитателю. Наказания либо совершенно бессильны, либо преодолеваются страхом. Но что же преодолевают? Стыдливость детей и их чувство чести»

2.Если же упрямство происходит от раздутого самолюбия, то «лучше всего устроить дело так, чтобы оно само себя наказало глупостью своих последствий».

3.Если упрямство, происходящее от нелюбви к воспитателю, будет сломлено наказаниями, то последствия такого перелома - трусость, скрытость, лживость, тайная злоба и т.п. Возможный выход – это изменить чувства, из которых вытекает упорство. «Если же воспитатель не может внушить ни уважения, ни любви к себе, то пусть лучше оставит дело воспитания. Если он поставлен в такое положение, что всякая досада ему будет радостью для воспитанников, и не может изменить этого положения, то он уже не воспитатель»

Но встречаются характеры до того испорченные, что для них всякое повиновение кажется оскорбительным и всякое неповиновение как бы долгом совести. Ученый рекомендует в отношении таких детей обходить прямое столкновение с их упорством, и обходить сознательно, спокойно. Если при этом в ребенке не пробудится сознание всей незаконности или неразумности своего упорства, то и прямой борьбой с этим упорством нельзя достичь хороших результатов. Такие упорные характеры, считал Ушинский, «не следует избавлять от взысканий, вообще принятых в классе или в школе, но не иначе, как наравне со всеми другими воспитанниками, не выказывая никакого особенного раздражения и не только не изыскивая встречи с таким упорством, но открыто и сознательно избегая ее»

4. Если причиной упрямства является сознание своего права, то лучше продумать и создать такую ситуацию, в которой воспитанник сам бы почувствовал необходимость поступиться своимиправами.

2). Типы игр и их влияние на ребенка.

В игре формируются все стороны детской души, писал Ушинский, ум ребенка, «его сердце и его воля, и, если говорят, что детские игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу». Игра не как наслаждение или игра воображения, избыток телесных сил, но такая игра, в которой «дитя, уже зреющий

человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». «Если мы присмотримся к детским играм, то увидим, что дети, если они еще не испорчены, не столько ищут наслаждений в тесном смысле этого слова, сколько увлекающих их занятий, и дитя счастливо вполне не тогда, когда громко хохочет и глаза его блестят восторгом, а тогда, когда оно все и очень серьезно погружено в свою игру или в какое-нибудь свое, свободно найденное детское дело».

Творческий характер игры, проявляется, прежде всего, не в игре воображения, но в созидательной деятельности

Игры «общественные» также необходимы ребенку. В них проявляются его способности к совместной деятельности, раскрываются такие его качества как умение руководить и подчиняться, без которых ему будет трудно приспособиться к взрослой жизни.

3). Причины лени и пути ее устранения.

Лень - это явление психофизическое и «возникает в сфере отношений души к телу».   

Физические причины скрываются в самом телесном организме. В период интенсивного роста у детей замечается склонность к пассивности, апатии. Объясняется это тем, что «чем сильнее направлены процессы тела к росту и развитию организма, тем труднее для души извлекать оттуда силы из запаса сил физических и направлять их на избранные ею душевные работы»

Особенная слабость организма тоже порождает леность. С такими детьми взрослые должны быть внимательны, чтобы «не повредить ни физическому, ни душевному здоровью дитяти», так как «ему труднее, чем здоровому отнимать у физических процессов часть сил для своих душевных работ».

Психофизическими причинами лености являются «разнообразные приятные телеприятные телеставлений человека взяты из мира чувственных наслаждений, то они могут сильно обусловить всю его дальнейшую жизнедеятельность, тогда трудно будет пробудить в нем жажду к жизни духовной.

Психические причины заключаются в жизненном опыте ребенка. Дети от природы не имеют душевной лени, наоборот, они больше склоны к самостоятельности.

Дитя нельзя останавливать или наказывать за порывы к самостоятельности, это значит прибавлять ему еще одну внешнюю трудность, кроме той, которую уже представляет его физический организм. В результате ребенок учится прятаться избегать трудности, у него формируются такие черты как слабость характера, зависимость. Эта же внешняя причина душевной лени действует, когда взрослый требует от воспитанника непосильных трудов…

Чтобы воспитать сильный, деятельный характер, надо дать простор воле ребенка, возможность ей самой расти и усиливаться, нельзя контролировать каждый шаг, жестко регламентировать всю жизнедеятельность воспитанника.

Для этого взрослые временами должны отступать от дитя, предоставлять его самому себеНо от действительной склонности к лени следует отличать кажущееся стремление к ней. Человек может быть абсолютно равнодушен к какой-либо деятельности только потому, что полностью поглощен уже другим занятием, более для него значимым. Так же стремление к лени нельзя смешивать с законным стремлением к отдыху.

Нервная система устает, силы ее истощаются, она, естественно, требует их возобновления. Но если человек не прислушивается к своему организму, продолжает активно работать, то слишком раздраженные нервы сами начинают поглощать силы из пищевого запаса. Такая невольная нервная деятельность приводит к синдрому эмоционального выгорания, психосоматическим заболеваниям, длительной, затяжной депрессии.

Лучший отдых для организма - это перемена физического труда на психический, и, наоборот. В разумных пределах лень может быть даже необходима, так как позволяет не растрачивать без пользы энергию, экономит умственные и физические силы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.005 с.)