Современная философия науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная философия науки.



Философия науки и техники представляет собой анализ методологических и теоретико-познавательных основ современного научно-технического познания. Современная наука сегодня выступает в совершенно различных ипостасях - и как познание законов реального мира, и как вид творчества, и как особая социальная программа. Философский анализ научного познания на сегодняшний день имеет достаточно богатую историю, а современная философия науки складывается в особый самостоятельный раздел в общей системе философского знания.

В современной философии существуют два рациональных подхода к анализу научного познания: социокультурный и логико-эпистемологический. Особое внимание здесь уделяется специфике философии техники и её взаимоотношениям с философией науки, основная цель подобной программы заключается в том, чтобы после её претворения в жизнь соискатель стал настоящим учёным, который может вполне самостоятельно вести научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в области философии техники и науки.

Современный мир предлагает самые различные знания в самых специфических областях, не менее значимой сегодня становится философия науки и техники, поскольку количество узко-профильных технических дисциплин с каждым годом становится всё больше и больше. Теперь для философии становятся интересными не только сами технические отрасли, но и самые различные их аспекты становятся весьма интересным предметом для исследования. Философия науки и техники становится очень популярной из-за проникновения техники почти во все сферы человеческого существования.

Кроме того, проведение многих естественнонаучных экспериментов становится практически невозможным без технических устройств. Таким образом, философия науки и техники изучает феномен техники в целом с расчетом на её долгосрочную перспективу. Что же такое техника и как она влияет на жизнь современного человека? Сегодня под этим термином понимают систему созданных орудий и средств производства. Хотя техника появилась уже в античные века, она всегда попадала в поле зрения учёных, как автономная дисциплина, постмодернистская философия науки очень наглядно это доказывает. Однако, начало прошлого века ознаменовалось достаточно критическим отношением к возрастающему техническому прогрессу, делая основной упор на его отрицательные стороны. Так или иначе, но со временем техника стала предметом специального исследования и тщательного анализа. Помимо этого в сфере технических наук формируется целая база фундаментальных исследований (технической теории), что приводит к узкой специализации внутри отдельных технических областей и к развитию инженерной деятельности. Возникает взаимодействие между научной и инженерной деятельностью, подобно тому, как взаимодействует философия науки и техники.

Современная литература выделяет несколько направлений по решению вопроса о соотношении науки и техники: В этом контексте техника трактуется как прикладная наука. Основные процессы развития техники и науки рассматриваются как независимые скоординированные процессы. Наука развивается с ориентацией на технический прогресс. Техника науки всегда и во всём находится впереди техники повседневной жизни. До конца девятнадцатого века не было применения научных знаний в технических практиках, однако оно характерно для современных научно-технических исследований.

Сознание и мозг

У истоков современной трактовки психофизической проблемы стоял

Р. Декарт, который дал ей истолкование, столь глубоко закрепившееся в философии и науке, что его и в наше время можно считать доминирующим.

Декарт учил, что существуют два рода субстанций - мыслящая, представленная человеческими сознаниями, и телесная. Эти две субстанции или два мира принципиально отличаются друг от друга. Если вещи и события телесного, физического мира пространственны и доступны внешнему наблюдению, то сознание и события, происходящие в нем не пространственны, не доступны публичному наблюдению и могут осознаваться посредством внутреннего опыта только самим обладателем сознания. Все бы было ясно, если в мире не существовало бы человеческих существ, представляющих собой сочетание этих двух субстанций - тела и сознания, разума, которые должны каким-то образом взаимодействовать между собой.

При такой постановке психофизической проблемы возникает целый ряд труднейших вопросов. Как связаны наши тела и наши бестелесные мысли? Ведь в обычной жизни мы убеждены, что наши мысли и чувства могут оказывать причинное воздействие на тела физического мира.

До известной степени избежать подобных труднейших вопросов позволяет теория, которая в современной философии сознания получила название функционализма. В ней явления и процессы сознания рассматриваются не как физические состояния мозга, а как его "функциональные состояния". При этом мозг понимается как очень сложная система, которая помимо физических свойств обладает свойствами более высокого уровня - системными и функциональными свойствами. Для более конкретного объяснения этого сторонники функционализма предполагают аналогию между мозгом и компьютером. В самом деле, все части компьютера, несомненно, чисто материальны, они сделаны из железа, меди, кремния и других веществ. Но в функционировании компьютера эти физические элементы и их состояния являются только основой для работы разнообразных и часто очень сложных программ. Вот эти-то программы и есть то, что аналогично работе сознания: психические состояния и процессы должны быть описаны как программное обеспечение сложнейшего биологического компьютера-мозга, как его "функциональная организация". И подобно тому, как компьютерные программы могут работать на разных по своему устройству компьютерах, с разными процессорами и т.п., так и сознательные процессы нельзя отождествлять с непосредственными физико-химическими или физиологическими состояниями мозга, но их можно понять как его функциональные состояния.

Разумеется, и у такого подхода есть свои слабости, главная из которых, по мнению его критиков, состоит в том, что это решение проблемы "сознание-мозг" все еще остается в рамках картезианского дуализма. Поэтому некоторые представители современной философии сознания предлагают вообще отказаться от закрепившегося в нашей культуре представления Декарта о человеке как о "духе в машине". Можно исходить, например, из того, что человек изначально есть разумное животное, способное к различным видам сознательного поведения, что личность нельзя разделять на два особых мира, и что в свете этого нужно дать новое истолкование всех основных понятий, в которых мы описываем сознание, - от простейших ощущений до самосознания и интеллектуальных процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.004 с.)