Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи



МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ

РЕЧИ

Москва 2004


ББК7-1.:* Б 43

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

 

[ SBN б 88821 Ofl

Научный редактор:

доктор мед. наук профессор Л.И. Белякова

Рецензенты:

профессор Е.В. Лаврова,

доктор мед. наук профессор Л.Ф. Гаврилов

Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московского комитета образования. В апробации методики развития речевого дыхания у дошкольников с патологией речи приняли участие педагоги Г.В.Прокопенко, М.Л.Воронцова.

Обучение по этой методике позволяет детям с заиканием усваивать правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией, ринолалией и алалией помогает нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Адресовано педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения. Педагогическая технология развития речевого дыхания окажет помощь студентам логопедических отделений вузов в овладении специальностью.

ББК 74.3

ISBN 5-93927-098-0

© Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова, 2003 ©Оформление. ОООИздательство «Книголюб», 2004


ВВЕДЕНИЕ

Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Различают три типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный). При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом неполностью.

У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания - грудобрюшной.

Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений.

Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. У детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со взрослым и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.

Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде четырех-, пяти- и шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности.

Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания. Таким образом, к 10 годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

 

I этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. В течение дня упражнения повторяются 2-3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели.

Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.

Примерная продолжительность этапа - четыре недели. В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.

На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.

упражнение 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребенком зрительно (рис. 1).

Рис. 1. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Легкая игрушка лежит на области диафрагмы

 

Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

В соответствии с инструкцией логопеда ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы.

Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом.

Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. Например: «Качели - вверх, качели - вниз, крепче, куколка, держись!»

УПРАЖНЕНИЕ 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.

Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).

Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Бегемотики лежали

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Рис. 2. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Ладонь ребенка находится на области диафрагмы Рис. 3. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Ладонь ребенка находится на области диафрагмы

УПРАЖНЕНИЕ 3. Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы (рис. 2).

Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.

Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

упражнение 4. Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы (рис. 3).

Упражнение выполняется перед большим зеркалом.

Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно».

Это упражнение проводится также и с обнаженным торсом. Дети стоят в профиль к большому зеркалу, что помогает не только тактильно, но и визуально контролировать выполнение упражнений в положении стоя.

Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения тела переходят к более привычному верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае логопед кладет ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагает ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется брюшная стенка в процессе дыхания.

При выполнении упражнений логопед следит за тем, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Такой контроль необходим, потому что у детей с нарушениями речи при значительном увеличении объема вдыхаемого воздуха легко возникает гипервентиляция (наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение; и как следствие - отказ от занятий).

Важно помнить, что внимание ребенка на этом этапе сосредоточивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы, т.е. на ощущениях сокращений этой мышцы.

Сформированность грудобрюшного типа дыхания и активность сокращения диафрагмальной мышцы ребенка определяется логопедом визуально и тактильно (с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка).


ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Задача: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук.

В комплекс входит шесть упражнений. На обучение каждому упражнению отводится неделя.

Перед разучиванием нового упражнения повторяются все ранее усвоенные упражнения. Таким образом, к концу обучения дети могут последовательно выполнить комплекс, состоящий из шести упражнений.

В первые дни упражнение выполняются 4 раза подряд. Постепенно их количество увеличивается до 12 раз. На овладение комплексом отводится шесть недель.

 

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Задача: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы.

На изучение второго комплекса отводится шесть недель, в течение которых детям предлагается выполнять усвоенные ранее дыхательные упражнения при увеличении физической нагрузки.

В первые дни упражнения выполняются 4-5 минут, постепенно время увеличивается до 8-10 минут.

Для регуляции темпа и ритма движений логопед использует хлопки в ладони. Вначале каждое упражнение выполняется в замедленном темпе. По мере усвоения упражнения скорость движений увеличивается до тех пор, пока не будет найден оптимальный для всей группы темп.

С этого времени упражнения рекомендуется выполнять под музыкальное сопровождение. (Перечень музыкальных произведений см. на с. 54.)

Использование музыки ритмизирует все функции ребенка и позволяет ему быстрее овладевать навыками речевого дыхания.

УПРАЖНЕНИЕ 1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 9).

Рис. 9. Ходьба на 4 такта, на 1-й шаг - «быстрые вдохи»

Исходное положение: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг нюхаем воздух: "нюх-нюх" - раз.

Затем делаем три шага - два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

 

Схема: 1-й шаг - два «быстрых вдоха»;

2, 3, 4-й шаги - выдох. На первых занятиях инструкции в отношении рук не даются, чтобы не усложнять двигательную задачу и не отвлекать внимания от правильного выполнения вдохов. Обычно дети выполняют маршевые движения, слегка сгибая руки в локтях и практически не двигая ими. Маршировка длится 3-5 минут.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2. На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 10).

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

Рис. 10. «Быстрые вдохи» в сочетании с ходьбой и поворотом головы Рис. 11. «Быстрые вдохи» в сочетании с ходьбой, поворотом головы и прикладыванием руки к уху

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поворачиваем голову направо и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Затем смотрим прямо, делаем подряд три шага и отдыхаем.

А теперь делаем шаг и поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Опять смотрим прямо, делаем три шага и отдыхаем.

Все движения выполняем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, поворачивать голову и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

Схема: дети стоят друг за другом; на счет «раз» - шаг с поворотом головы направо и два «быстрых вдоха»; насчет «два», «три», «четыре» - возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох; на счет «раз» - шаг с поворотом головы налево и два «быстрых вдоха»; насчет «два», «три», «четыре» - возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох.

Далее все эти движения на 4 такта повторяются.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3. На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 11).

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг прислушиваемся и нюхаем воздух, как собачка: "нюх-нюх".

Затем опускаем руку, делаем три шага и отдыхаем.

Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо.

Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

Схема: дети стоят друг за другом;

на счет «раз» - шаг с поворотом головы вправо с прикладыванием левой ладони к уху и два «быстрых вдоха»; на счет «два», «три», «четыре» - возврат головы и руки в исходное положение, продолжение ходьбы в такт, свободный выдох;

на счет «раз» - шаг с поворотом головы влево с прикладыванием правой руки к уху;

на счет «два», «три», «четыре» - возврат головы и руки в исходное положение, продолжение ходьбы в такт. Далее все эти движения на 4 такта повторяются.

УПРАЖНЕНИЕ 4. На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 12).

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Затем смотрим прямо и делаем три шага.

Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как это буду делать я».

Логопед показывает упражнение целиком.

Рис. 12. «Быстрые вдохи» в сочетании с ходьбой и подъемом подбородка Рис. 13. «Быстрые вдохи» в сочетании с ходьбой и на клонами головы

Схема: 1-й шаг - поднимание подбородка, два «быстрых вдоха»; 2, 3, 4-й шаги - голова прямо, выдох.

УПРАЖНЕНИЕ 5. На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг наклоняем голову к правому плечу и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Затем смотрим прямо и делаем три шага.

А теперь делаем шаг, наклоняем голову к левому плечу и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Опять смотрим прямо и делаем три шага.

Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, наклонять голову и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

Схема: 1-й шаг - наклон головы к правому (левому) плечу, два «быстрых вдоха»; 2,3, 4-й шаги - голова прямо, выдох.

УПРАЖНЕНИЕ 6. На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладони, далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых дети трижды хлопают в ладони и спонтанно выдыхают воздух (рис. 14).

Рис. 14. «Быстрые вдохи» в сочетании с ходьбой, поворотом головы в сторону и хлопками в ладони

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поворачиваем голову направо, нюхаем воздух: "нюх-нюх" и одновременно хлопаем в ладони.

Затем смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.

А теперь поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: "нюх-нюх" и одновременно хлопаем в ладони.

Смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.

Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

Схема: 1-й шаг - поворот головы направо (налево), два «быстрых вдоха» и хлопок в ладони; 2-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони; 3-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони; 4-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони.

 

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИИ

Задача: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких.

Третий комплекс, состоящий из трех упражнений, заключается в использовании приемов парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе усложнения двигательной нагрузки.

Первые дни упражнения выполняются не более четырех раз. Постепенно их количество увеличивается до 8-10 раз за одно занятие.

Желательно повторение упражнений в течение дня на занятиях, проводимых музыкальным руководителем, воспитателем и другими педагогами.

Длительность обучения третьему комплексу - примерно три недели. Каждое упражнение обычно усваивается за 5-7 дней.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки (рис. 15).

Рис. 15. Встречные движения согнутых в локтях рук

При максимальном сведении рук ребенок обхватывает свои плечи ладонями. Обхват плеч повторяется два раза без паузы, далее руки возвращаются в исходное положение.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, предплечья располагаются горизонтально перед грудью, параллельно друг другу.

Логопед следит за движениями рук - они не должны расходиться в стороны шире, чем при исходном положении, и опускаться с уровня плеч до уровня груди. Кисти рук не следует излишне напрягать.

Ритм и темп движений задается хлопками логопеда.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «В лесу стало совсем холодно и надо согреться.

Поднимите руки до уровня плеч, согните их в локтях. Чтобы со греться, обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное положение и, не останавливаясь, опять обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное положение.

Согрелись? Помните, что та рука, которая у вас сейчас сверху, должна и потом находиться сверху, не меняйте руки. Кисти рук должны быть "мягкие", не напряженные. Локти не опускайте, и руки шире, чем я показываю, не разводите».

Логопед показывает упражнение целиком и продолжает: «А теперь сделаем это упражнение вместе. На счет "раз" - быстро обняли плечи и вернули руки в исходное положение. На счет "два" - снова быстро обняли плечи и вернули руки в исходное положение. Опускаем руки и отдыхаем на счет "три", "четыре", "пять"».

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение «быстрых вдохов» при встречных движениях рук, после чего руки возвращаются в исходное положение и осуществляется непроизвольный выдох (рис. 16).

Рис. 16. Охват руками верхней части грудной клетки

Исходное положение: см. предыдущее упражнение.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На счет "раз" - быстро обняли плечи и понюхали воздух.

Вернули руки в исходное положение, но не опускаем их.

На счет "два" - сделали такое же движение руками и снова понюхали воздух.

Опускаем руки и отдыхаем на счет "три", "четыре", "пять"».

Ритм и темп движений задается логопедом с помощью счета или хлопков в ладони.

С детьми, которые не могут соединить пару «быстрых вдохов» с движениями рук, проводится индивидуальная работа.

Схема: «раз» - обхват плеч, «быстрый вдох», исходное положение (руки остаются на уровне плеч); «два» - обхват плеч, «быстрый вдох», исходное положение;

«три», «четыре», «пять» - руки опускаются,

УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение «быстрых вдохом» при наклонах туловища и движениях

рук (имитация накачивания шины) (рис. 17).

Рис. 17. Упражнение «насос»

Исходное положение: стол, ноги на ширине плеч, руки опущены, кисти сведены, ладони сжимают палочку («рукоятку насоса»).

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Будем накачивать шину и нюхать воздух. Взяли насос в руки, делаем небольшой наклон вперед — "нюх" -раз. Чуть выпрямились.

Еще наклон - "нюх" - два.

Теперь выпрямились, отдыхаем - три, четыре, пять».

Логопед показывает упражнение целиком.

Ритм и темп движений задается логопедом с помощью счета или хлопков в ладони.

С детьми, которые не могут соединить «быстрые вдохи» с движениями, проводится индивидуальная работа.

Схема: «раз» - наклон вперед, «быстрый вдох», слегка выпрямиться; «два» - наклон вперед, «быстрый вдох»; «три», «четыре», «пять» - исходное положение, выдох.


ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения первого комплекса выполняются в течение одной недели и заключаются в пропевании раз личных слогов.

 

УПРАЖНЕНИЯ 1-2. Выполнение ротового вдоха и на вы дохе произнесение нараспев слога.

1. Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т.д.)

2. Используются слоги, которые будут входить в состав слов, «пропеваемых» при изучении второго комплекса упражнений (КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т.д.)

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги.

Волшебные они потому, что из них образуются слова.

Послушайте, как я произнесу волшебный слог. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слог, например, «МА».) А теперь произносим вместе».

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Второй комплекс упражнений выполняется в течение двух недель.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам).

 

Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Послушайте, как у меня это получится. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, «МА-А-МА-А».) А теперь произносим все вместе». В течение одного занятия каждое слово пропевается 4-5 раз.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам).

 

Используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т.д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: аналогична инструкции, данной в предыдущем упражнении.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Третий комплекс упражнений выполняется в течение одной недели.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов.

Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т.д.

 

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе.

Послушайте, как это сделаю я. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе нараспев произносит фразу, например: «МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А».) А теперь произносим все вместе».

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха и па выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ» и т.д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики-слова».

Логопед, называя каждое слово «вагончиком», рисует на доске схему:

Логопед, указывая рукой на каждый «вагончик», проговаривает фразу:

«Мама                       мыла            Милу»

Затем логопед проговаривает текст слитно и плавно, быстро поднимая руку перед началом произнесения фразы (вдох полуоткрытым ртом) и опуская медленно руку к концу фразы (выдох):

  Мама мыла Милу

Теперь все вместе говорим:

  Мама мыла Милу [3]

Введение в упражнение новой фразы предваряется инструкцией: «А теперь также плавно и слитно скажем: "МИЛА ЕЛА КАШУ"».

УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ» и т.д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: аналогична данной в предыдущем упражнении.

Логопед проговаривает фразу, например:

  Мама мыла Милу мылом   и зарисовывает на доске ее схему:

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Белякова Л.И., Дьякова ЕЛ. Заикание. - М., 2000.

Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. -М., 1989.

Козляинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. -М., 1989.

Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. -М., 1989.

Пеллингер ЕЛ., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. -М., 1995.

Поварова ИЛ. Коррекция заикания в играх и тренингах. - СПб., 2001.

Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. - СПб., 2002.

Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

I этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике

II этап.Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой

Первый комплекс упражнений

Второй комплекс упражнений

Третий комплекс упражнений

III этап. Развитие фонационного выдоха

IV этап. Развитие речевого дыхания

Первый комплекс упражнений

Второй комплекс упражнений

Третий комплекс упражнений

Четвертый комплекс упражнений

Пятый комплекс упражнений

V этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

Перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для использования на занятиях по развитию дыхания у детей с нарушениями речи (размер дву- и четырехдольный, темп умеренный)

Список рекомендуемой литературы

 

 


Серия «Логопедические технологии»

Лидия Ивановна Белякова

Нина Николаевна Гончарова

Татьяна Григорьевна Шишкова

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ

РЕЧИ

Москва 2004


ББК7-1.:* Б 43

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

 

[ SBN б 88821 Ofl

Научный редактор:

доктор мед. наук профессор Л.И. Белякова

Рецензенты:

профессор Е.В. Лаврова,

доктор мед. наук профессор Л.Ф. Гаврилов

Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московского комитета образования. В апробации методики развития речевого дыхания у дошкольников с патологией речи приняли участие педагоги Г.В.Прокопенко, М.Л.Воронцова.

Обучение по этой методике позволяет детям с заиканием усваивать правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией, ринолалией и алалией помогает нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Адресовано педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения. Педагогическая технология развития речевого дыхания окажет помощь студентам логопедических отделений вузов в овладении специальностью.

ББК 74.3

ISBN 5-93927-098-0

© Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова, 2003 ©Оформление. ОООИздательство «Книголюб», 2004


ВВЕДЕНИЕ

Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.217 с.)