Характеристика профессиональной деятельности бакалавров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика профессиональной деятельности бакалавров



Содержание

1 Цели освоения дисциплины по направлению подготовки 030900

Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)…………………..……3

1.1 Характеристика профессиональной деятельности бакалавров………….…3

1.2 Требования к результатам освоения основных образовательных

программ бакалавриата……………………………………………………….4

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы….….6

3. Структура и содержание учебной дисциплины…………………………………9

3.1 Структура учебной дисциплины………………………………………..……9

3.1.1 Содержание учебной дисциплины………………………………………9

3.2.1 Организационно-методические данные для

студентов заочного отделения……………………………………….…21

3.2.2 Организационно-методические данные для студентов

групп на базе СПО заочного отделения…………………….………….22

3.2.3 Организационно-методические данные для студентов

групп на базе ВПО заочного отделения………………………………..23

3.3.1 Тематический план для студентов заочной формы обучения……….23

3.3.2 Тематический план для студентов групп на базе СПО

заочной формы обучения…………………………………………......…24

3.3.3 Тематический план для студентов групп на базе ВПО

заочной формы обучения………………….…………………………….25

3.4 Лекции……………………………………………………………………..…26

3.5. Практические занятия……………………………………………………....28

3.6. Самостоятельная работа студента………………………………………....31

4. Образовательные технологии………………………………………………...…32

5. Оценочные средства…………………………………………………………..…33

5.1 Задания для выполнения контрольных работ……………………………...33

5.2 Задачи по криминалистической тактике и

криминалистической методике……………………………………………..42

5.3 Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………….49

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины…………………...54

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………...56

7.1 Рекомендуемая литература…………………………………………….……56

7.1.1 Нормативные акты…………………………………………………...…56

7.1.2 Основная литература……………………………………………………57

7.1.3 Периодическая литература…………………………………………..…57

7.1.4 Электронные источники………………………………………………..68

7.2 Средства освоения дисциплины………………………………………….....71

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины………………71

1 Цели освоения дисциплины

по направлению подготовки 030900 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Раздел 1 Общая теория криминалистики (введение в курс)

Тема 1. Предмет, методы и система криминалистики

Предмет криминалистики: закономерности возникновения, собирания и использования следов преступления, отражение механизма преступления, взаимосвязи его элементов как источники криминалистической информации.

Задачи криминалистики как науки: разработка понятийного аппарата, системы общих и частных теорий, средств, приемов и методик. Прикладные задачи криминалистики в деле борьбы с преступностью.

Методология криминалистики, значение диалектической логики, общенаучных категорий, общенаучных категорий и методов познания, данных естественных и общественных наук, положений уголовного и уголовно-процессуального права в ее формировании.

Общая характеристика криминалистических методов познания. Функции криминалистических теорий и учений. Соотношение научных методов и практических рекомендаций. Общенаучные, частнонаучные и специальные методы криминалистики.

Система науки криминалистики, ее место в системе юридических наук, природа криминалистики. Использование криминалистических познаний при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел.

Тема 2. История развития криминалистики

Возникновение криминалистики как прикладной отрасли знаний: первые научные методы регистрации и идентификации преступников, роль российских ученых-криминалистов в формировании судебной фотографии, криминалистического исследования документов и других отраслей криминалистической техники.

Основные этапы развития криминалистики: первые отечественные ученые криминалисты, их вклад в становление криминалистики: первые отечественные ученые-криминалисты, их вклад в становление современных представлений о природе криминалистики, в теоретические и прикладные исследования, проводимые в экспертных и других научных учреждениях страны.

Развитие научных взглядов на криминалистику как самостоятельную отрасль знаний. Состояние науки криминалистики и перспективы ее развития в России и за рубежом.

 

Тема 4. Общие положения криминалистической техники

Понятие криминалистической техники, система ее частных теорий.

Понятие технико-криминалистических средств, приемов и методов. Место технико-криминалистических средств в системе специальной техники. Правовые формы и условия применения криминалистической техники.

Классификация технико-криминалистических средств и методов. Общие криминалистические правила обращения с объектами – носителями информации.

Технико-криминалистические средства и способы обнаружения материальных объектов – носителей информации о преступлении: средства поиска скрытых объектов, выявления невидимых и маловидимых следов; вспомогательные технические средства. Комплекты технико-криминалистических средств. Оснащение передвижной криминалистической лаборатории.

Технико-криминалистические средства исследования материальных объектов – носителей информации о преступлении: средства предварительного исследования; стационарные средства криминалистических исследований. Средства хранения и обработки криминалистической информации.

 

Тема 7. Трасология

Понятие и значение трасологии. Следы отображения, механизм их образования и классификация.

Криминалистическая дактилоскопия. Научные предпосылки отождествления человека по следам рук. Классификация папиллярных узоров.

Механизм следообразования и виды следов рук. Способы и технические средства выявления, фиксации и изъятия следов рук. Следы рук как источник информации. Ситуационный анализ следов рук с целью определения обстоятельств расследуемого преступления.

Следы ног и обуви. Виды следов ног и их связь с функционированием опорно-двигательного аппарата человека, механизм следообразования.

Элементы «дорожки следов» и единичного следа. Криминалистические методы обнаружения, фиксации и изъятия объемных и поверхностных следов ног и обуви. Ситуационный анализ произошедшего по следам ног и обуви.

Следы зубов, губ, ногтей и прочие следы, их использование в правоохранительной деятельности. Способы обнаружения, фиксации и изъятия данных следов. Использование следов человека для диагностики и идентификации лиц их оставивших.

Следы транспортных средств как носители доказательственной информации, их виды, приемы обнаружения, фиксации и изъятия.

Следы орудий взлома и инструментов, их виды и признаки, отображаемые в следах. Обнаружение, фиксация и изъятие следов. Возможности криминалистической диагностики и идентификации орудий взлома и инструментов по оставленным ими следам.

 

И следов его применения

Криминалистическая баллистика. Понятие и научные основы криминалистической баллистики, ее значение в борьбе с преступностью.

Классификация и криминалистическое описание ручного огнестрельного оружия и патронов к нему. Механизм образования следов оружия на гильзах и пулях, дроби картечи, криминалистическое значение этих следов.

Основные и дополнительные следы выстрела. Правила осмотра, фиксации, изъятия и транспортировки огнестрельного оружия. Обнаружение, фиксация и изъятие стреляных пуль, гильз, следов выстрела. Определение вида, калибра, модели оружия по следам на пулях и гильзах. Возможности решения иных задач криминалистической баллистики.

Криминалистическое исследование холодного оружия. Понятие, виды, задачи криминалистического исследования холодного оружия и других объектов (предметов), используемых в этом качестве. Классификация холодного оружия.

Криминалистическое взрывоведение (взрывотехника). Понятие и научные основы криминалистической взрывотехники.

Обнаружение, осмотр, фиксация и изъятие взрывных устройств и следов взрыва с участием специалиста-взрывотехника, подготовка материалов для проведения взрывотехнических экспертиз; вопросы, решаемые экспертами.

Материалов, изделий

Понятие веществ, материалов и изделий как носителей криминалистически значимой информации, научные основы их использования в судопроизводстве. механизм образования следов веществ и материалов. Методы и средства собирания и предварительного исследования веществ и материалов различной природы в макро- и микроколичествах.

Понятие и классификация микрообъектов, механизм их образования. Средства и приемы обнаружения, фиксации, изъятия микрообъектов различной природы, обеспечивающие сохранность и фиксацию их расположения на объекте-носителе. Роль микрообъектов при установлении факта контактного взаимодействия объектов.

Основные методы экспертного исследования веществ и материалов, решаемые при этом диагностические и идентификационные задачи. Возможности установления единого источника происхождения веществ, материалов. Розыскное значение результатов исследований веществ и материалов.

Возможности идентификации человека по следам биологического происхождения: крови, сперме, частичкам эпидермиса, кости и др. Судебная генетическая экспертиза, использование ее результатов в уголовном и гражданском судопроизводстве.

 

Тема 15. Общие положения криминалистической тактики

Понятие и сущность криминалистической тактики. Организационные и тактические приемы, тактические решения и тактические операции; их научные основы и правовые условия применении в следственной деятельности.

Информационно-логическая структура и система следственных действий, розыскных мероприятий и тактических операций. Организационные и тактические приемы подготовки и производства следственных действий, решаемые задачи.

 

Тема 16. Криминалистические версии и планирование

Расследования преступлений

Понятие криминалистической версии как метода познания и логической основы планирования расследования преступлений. Классификация версий, методика их построения. Проверка криминалистических версий.

Понятие, виды и принципы планирования расследования преступлений. значение планирования для организации следственной работы.

Особенности планирования расследования в зависимости от следственной ситуации. Планирование проведения отдельного следственного действия. Техника планирования работы по нескольким уголовным делам.

 

Тема 24. Общие положения криминалистической методики

Расследования преступлений

Понятие криминалистической методики расследования преступлений, ее информационные и правовые основы.

Понятие, структура криминалистической характеристики видов преступлений. Элементы криминалистической характеристики. Ее роль в формировании частных криминалистических теорий.

Классификация и структура частных методик расследования преступлений.

Принципы криминалистических методик: учет типичных ситуаций и версий; плановость; учет особенностей отдельных видов преступлений.

Использование помощи общественности и средств массовой информации в раскрытии преступлений.

Понятие противодействия расследованию: внешнее и внутреннее, коммуникативное и некоммуникативное противодействие.

Выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Лекции

 

Лекции

(для студентов заочного отделения в 5, 6 семестре и студентов групп непрерывного образования в 5 семестре)

Лекция 1 (5 семестр)

«Общие положения криминалистической техники» (1 час)

Рекомендуемый план:

1. Сущность криминалистической техники как раздела криминалистики.

2. Понятие, виды технико-криминалистических средств.

3. Сферы использования технико-криминалистических средств.

«Криминалистическая регистрация» (1 час)

Рекомендуемый план:

1. Криминалистическая регистрация, как отрасль криминалистической техники.

2. Виды криминалистических учетов. Формы и способы ведения учетов и коллекций.

3. Международные криминалистические учеты.

 

Лекция 2 (6 семестр)

«Тактика следственного эксперимента» (1 час)

Рекомендуемый план:

1. Понятие следственного эксперимента, его виды, значение и правила производства.

2. Общие тактические условия.

3. Особенности, обусловленные видом эксперимента.

4. Оценка полученных результатов.

 

«Общие положения криминалистической методики» (1 час)

Рекомендуемый план:

1. Криминалистическая методика, как раздел криминалистики.

2. Сущность и практическое значение частной криминалистической методики, ее прикладное значение

3. Структура частной криминалистической методики

 

Лекции

(для студентов групп целевой подготовки заочного отделения)

Лекция 1

«Система криминалистики. Прикладные задачи криминалистики»

Рекомендуемый план:

1. Система криминалистики, методы криминалистики, е прикладное значение

2. Технико-криминалистические средства и методы.

3. Тактико-криминалистические задачи.

4. Методические задачи криминалистики.

 

 

Практические занятия

Практическое занятие 1

заочная форма – 5 семестр (2 ч.), группы непрерывного образования – 5семестр (2 ч.), группы целевой подготовки – 5 семестр (2 ч.)

«Криминалистическая идентификация и диагностика»

Рекомендуемый план:

1. Понятие, сущность и практическое значение криминалистической идентификации.

2. Общенаучные предпосылки криминалистической идентификации. Отличие криминалистической идентификации от идентификации в иных областях знания.

3. Объекты и задачи криминалистической идентификации.

4. Формы и субъекты криминалистической идентификации.

5. Понятие и значение признака в криминалистической идентификации и диагностике.

6. Процесс идентификационного исследования.

7. Виды криминалистической идентификации.

8. Определение (установление) групповой принадлежности и ее соотношение с криминалистической идентификацией.

9. Понятие, виды и значение криминалистической диагностики.

10. Диагностический процесс. Диагностируемые и диагностирующие объекты.

 

Практическое занятие 2

заочная форма – 5 семестр (2 ч.), группы непрерывного образования – 5семестр (2 ч.), группы целевой подготовки – 5 семестр (2 ч.)

«Криминалистическая трасология»

Рекомендуемый план:

1. Понятие, значение и система трасологии. Понятие следа в криминалистике. Следы преступления и следы отображения, их соотношение. Следы отображения, механизм их образования и классификация.

2. Криминалистическая дактилоскопия. Научные предпосылки отождествления человека по следам рук. Классификация папиллярных узоров и ее значение.

3. Механизм образования следов рук и их виды.

4. Способы, технические средства обнаружения, выявления, фиксации и изъятия следов рук, их исследование.

5. Автоматизированные дактилоскопические информационно-поисковые системы (АДИС «ПАПИЛЛОН»), их значение.

6. Виды следов ног и обуви, их связь с функционированием опорно-двигательного аппарата человека. Механизм образования следов ног и обуви.

7. Элементы «дорожки следов» и единичного следа босой ноги и следа обуви.

8. Криминалистические методы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования поверхностных и объемных следов ног и обуви.

9. Следы зубов, губ, ногтей и прочие следы, их использование в правоохранительной деятельности.

10. Следы транспортных средств (транспортная трасология). Виды следов, приемы обнаружения, фиксации, изъятия. Их исследование, решаемые задачи.

11. Следы орудий взлома и инструментов (механоскопия). Виды следов, признаки в них отображаемые. Обнаружение, фиксация и изъятие. Возможности криминалистической диагностики и идентификации орудий взлома и инструментов по оставленным ими следам.

 

Практическое занятие 3

заочная форма – 6 семестр (2 ч.), группы непрерывного образования – 5семестр (2 ч.), группы целевой подготовки – 5 семестр (2 ч.)

«Тактика осмотра и освидетельствования»

Рекомендуемый план:

1. Сущность, задачи и виды осмотра.

2. Понятие места происшествия и места преступления, их соотношение.

3. Подготовка к осмотру места происшествия и отдельных материальных объектов.

4. Задачи и организационно-тактические приема производства общей и детальной стадии осмотра.

5. Заключительный этап осмотра места происшествия.

6. Особенности осмотра трупа на месте его обнаружения.

7. Осмотр транспортных средств, документов, иных предметов.

8. Понятие, сущность и значение негативных обстоятельств. Выявление инсценировок, их виды мотивы, субъекты инсценировки. Средства и методы выявления и разоблачения инсценировок.

9. Тактика следственного освидетельствования.

 

Практическое занятие 4

заочная форма – 6 семестр (2 ч.), группы целевой подготовки – 5 семестр (2 ч.)

«Тактика допроса и очной ставки»

Рекомендуемый план:

1. Научные основания получения информации из личностных источников: психология формирования данных в сознании человека.

2. Общие тактические правила допроса: индивидуальный подход, установление психологического контакта др.

3. Особенности допроса подозреваемого, обвиняемого.

4. Система тактико-криминалистических приемов допроса лиц в конфликтной ситуации, а также дающих ложные показания.

5. Особенности допроса свидетелей, потерпевших. Учет формирования их показаний. Оказание мнемотехнической помощи при допросе добросовестно заблуждающихся.

6. Особенности допроса несовершеннолетних.

7. Задачи, правила и приемы очной ставки.

8. Понятие и сущность алиби. Методика исследования алиби.

9. Самооговор: понятие, виды мотивы, субъекты самооговора, пути его преодоления.

 

Практическое занятие 5 (ПЗ – 4 для групп непрерывного образования)

заочная форма – 6 семестр (1 ч.), группы непрерывного образования – 5семестр (1 ч.), группы целевой подготовки – 5 семестр (1 ч.)

«Основы расследования преступлений против личности»

Рекомендуемый план:

1. Классификация и криминалистическая характеристика убийств: виды, субъекты, цели, мотивы, способы, орудия, типичные носители и источники информации.

2. Тактика производства неотложных и первоначальных следственных действий. Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями.

3. Последующий этап расследования.

4. Особенности назначения судебной экспертизы и решаемые задачи.

5. Криминалистическая характеристика изнасилований. Типовые следственные ситуации.

6. Особенности возбуждения уголовного дела по делам данной категории.

7. Первоначальный этап расследования. Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями.

8. Последующий этап расследования.

9. Назначение судебных экспертиз, решаемые задачи.

 

«Расследование преступлений против собственности»

Рекомендуемый план:

1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с завладением чужого имущества.

2. Особенности первоначального этапа расследования о кражах, грабежах, разбойных нападениях, мошенничестве. Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями.

3. Последующий этап расследования. Назначение судебных экспертиз, решаемые задачи.

4. Расследование преступлений, совершенных путем вымогательства.

 

3.6. Самостоятельная работа студента

Количество лекционных часов не позволяет лектору раскрыть все темы полностью.

Лектор разъясняет наиболее важные и сложные вопросы рассматриваемой темы, обращая особое внимание на актуальные вопросы, изменения в законодательстве и практику его применения.

Кроме того, автор дает рекомендации по самостоятельному изучению соответствующей темы.

Наибольший эффект достигается в том случае, если студент до лекции изучает соответствующий раздел учебника, уголовного и уголовно-процессуального кодекса.

Это позволит лектору не тратить время на освещение вопросов, изложенных в нем.

Содержание лекции определяется лектором на основе нижеприведенных рекомендаций. Чтение лекций поручается, как правило, профессору или доценту.

Особые затруднения у студентов заочного отделения вызывает подготовка к практическим занятиям. Поэтому были разработаны примерные вопросы, которые будут рассматриваться на практических занятиях. Приступая к изучению курса криминалистики, студент должен предварительно ознакомиться с программой курса, чтобы получить представление о курсе в целом: его системе, тематическом содержании, круге проблем и вопросов по каждой теме, последовательности изложения материала.

Важное значение при изучении курса, особенно для студентов заочной формы обучения, имеет выполнение контрольных работ и решение задач по криминалистической тактике и методике, так как позволяет усваивать материал не отвлеченно лишь в теоретической части, а в неразрывной связи с изучением практики использования положений криминалистики в судопроизводстве, предотвращении преступлений, розыске преступников.

Успех изучения курса во многом зависит от того насколько систематически и регулярно студент работает над учебным материалом. Изучение каждой темы курса необходимо осуществлять в следующем порядке:

1. прослушать лекцию по теме;

2. изучить соответствующие разделы рекомендуемой литературы;

3. если по теме лекция не предусмотрена, студентам необходимо изучить рекомендуемую литературу или сделать выписки из нее;

4. к практическому занятию студенты в обязательном порядке должны подготовить конспект в соответствии с рассматриваемыми вопросами и представить его преподавателю перед занятием;

5. студенты заочного отделения должны в обязательном порядке решить предложенные задачи по криминалистической тактике и методике и представить их решение преподавателю в письменном виде, перед семинарским занятием.

При написании контрольной работы студент-заочник в 6 семестре (также студент групп непрерывного образования в 5 семестре) должен выполнить ее в практической части, предварительно изучив литературу и проконсультировавшись с преподавателем по вопросам, вызвавшим затруднения. Объем контрольной работы должен составлять примерно 15-20 страниц печатного текста с интервалом между строк 1,5.

Студенты, обучающиеся в группах целевой подготовки (3курс 5 семестр), при написании контрольной работы должны рассмотреть и некоторые теоретические аспекты решаемых заданий. Объем работы, при этом должен составлять 20-25 страниц печатного текста с интервалом между строк 1,5.

 

Образовательные технологии

 

При освоении программы используются аудиторные занятия (лекции и практические занятия) и самостоятельная подготовка студента.

При чтении лекций рекомендуется использование наглядных пособий, в том числе электронных презентаций. Презентация позволяет сосредоточить внимание студента на ключевых вопросах темы и основных системных взаимосвязях, без понимания которых сложно правильно уяснить проблематику лекции. Лектор самостоятельно готовит презентации с учетом тех педагогических задач, которые он намерен решить при проведении занятия, если он сочтет, что использование презентации в конкретном случае целесообразно.

Все практические занятия (70% от общего объема аудиторных занятий) проводятся в интерактивных формах. Наиболее приемлемой интерактивной формой представляется разбор конкретных ситуаций (как при решении задач, так и при обсуждении реальных судебных постановлений). Можно также рекомендовать деловые и ролевые игры, в ходе которых студент учится юридически грамотно и корректно мотивировать свою позицию по вопросам уголовного процесса в устной и письменной форме и другие формы. Также в ходе практических занятий активно используется демонстрация возможностей технико-криминалистических средств.

 

 

Оценочные средства

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 – Юриспруденция (квалификация (степень) бакалавр) и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися дисциплины криминалистика включает текущий контроль успеваемости, итоговый контроль в форме экзамена.

в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рекомендациями ПрООП ВПО для проведения текущего контроля предусмотрены соответствующие оценочные средства:

· задания для выполнения контрольных работ;

· тематика самостоятельной работы (тематика практических задач);

· контрольные вопросы для подготовки к экзамену.

 

Задания для выполнения контрольных работ

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ [1]

для групп целевой подготовки заочного отделения

(пятый семестр)

 

Задание 1

В одном из коттеджей дачного поселка, где проживал президент страховой компании, раздался выстрел, а затем пронзительный женский крик. Соседи, прибежавшие на крик, увидели на полу комнаты труп хозяина дома с огнестрельным ранением в области головы. Рядом рыдала женщина, которая приходилась погибшему дальней родственницей и занималась ведением домашнего хозяйства. О происшедшем было сообщено в милицию.

На место происшествия прибыла следственно-оперативная группа. В ходе осмотра было установлено, что окно комнаты, защищенное металлической решеткой, выходит на лужайку с клумбой. В стекле было обнаружено два небольших отверстия, от которых расходилась тонкая сетка мелких трещин. С внешней стороны диаметр отверстий был несколько меньше, чем с внутренней.

Перед окном в комнате стояли письменный стол и кресло, рядом с которым на полу лежал труп. При осмотре кресла в его спинке обнаружили застрявшую там пулю, другая была извлечена из головы погибшего, в ходе судебно-медицинского исследования трупа.

В ходе осмотра участка перед окном на мягкой земле на мягкой земле клумбы были обнаружены два объемных следа обуви, похожие на те, которые оставляют кроссовки. Цветы на клумбе оказались помятыми. С помощью металлоискателя в траве были обнаружены две стреляные гильзы, которые как и пули, были предположительно от оружия калибра 9 мм.

1. Составьте протокол осмотра места происшествия.

2. Выдвиньте и обоснуйте общие версии о событии и субъекте преступления.

3. Определите виды экспертиз, которые должны быть назначены по данному делу.

4. Сформулируйте вопросы к эксперту по каждому виду экспертиз.

5. Определите круг лиц, подлежащих допросу, и то, какие обстоятельства следует выяснит в ходе допросов.

 

Задание 2

В управление внутренних дел одного из административных округов г. Москвы поступило сообщение от родственников Сидорова, страдающего алкоголизмом, о его неожиданном исчезновении и о проживании в его квартире посторонних лиц. В ходе проверки этого заявления выяснилось, что в квартире проживает Гургенов, который заявил, что Сидоров дал ему доверенность на право продажи квартиры, а сам, получив деньги, ушел к своей сожительнице. В ходе осмотра помещения квартиры были обнаружены документы и паспорт на имя Сидорова, а также его личные вещи. Как пояснила сожительница Сидорова, она уже год с ним не встречается.

1. Какие общие следственные версии должны быть выдвинуты и проверены?

2. Какие обстоятельства подлежат установлению проверяющим?

3. Какие оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия должны быть произведены? Какое процессуальное решение необходимо принять по итогам проверки? Составьте постановление.

4. Какие виды криминалистического учета можно использовать для установления обстоятельств данного дела?

 

Задание 3

Жительница поселка Голыгино Тишкова каждое утро отправлялась на работу в Москву на электричке. До станции она шла пешком через лес. Как-то вечером Тишкова не вернулась домой, через два дня ее тело было обнаружено в глубоком овраге с множественными телесными повреждениями, нанесенными колюще-режущим орудием. Труп был замаскирован срезанными ветками.

Через несколько дней в отделение милиции на железнодорожном транспорте обратилась студентка Алексеева с заявлением, что в лесу, недалеко от места обнаружения трупа, ее преследовал мужчина, которого она смогла бы опознать. Вскоре был задержан некий Курбашов, в котором Алексеева опознала преследовавшего ее мужчину.

В ходе задержания, при личном обыске, у Курбашова были изъяты большой охотничий нож и куртка с помарками вещества бурого цвета. Возникла версия, что он может быть причастен к убийству Тишковой. Сам Курбашов отрицал факт встречи с Тишковой и причастность к ее убийству.

1. Составьте план расследования по делу.

2. Составьте протокол личного обыска Курбашова.

3. Определите виды экспертиз, которые должны быть назначены по делу.

4. Сформулируйте вопросы по каждому виду экспертиз.

 

Задание 4

В отдел внутренних дел обратился гражданин Сухотин и заявил, что его дочь Лена с подругой Олей четыре дня назад ушла на танцы и домой не вернулась. Исчезла и Оля. Сухотин и мать Оли – Кондратова обошли всех знакомых своих дочерей, но о месте нахождения пропавших никакой информации не получили.

После этого Сухотин и Кондратова предположили, что девушек могли убить и стали осматривать чердаки, подвалы и другие помещения вблизи от дома. Заглянув в приоткрытый люк одного из канализационных колодцев, они увидели трупы своих дочерей. На место происшествия выехала следственно-оперативная группа.

1. Определите состав следственно-оперативной группы по осмотру данного места происшествия.

2. Какие задачи должны быть решены при осмотре места происшествия?

3. Определите круг обстоятельств, которые необходимо установить по делу. На какие обстоятельства следует в первую очередь обратить внимание при осмотре трупов девочек?

4. Разработайте версии о субъекте (-ах) преступления и его мотивах.

Задание 5

На имя начальника отделения милиции поступило заявление от Смирновой А.В. с просьбой о принятии мер к розыску неизвестного мужчины, который затащил ее несовершеннолетнюю дочь Смирнову Н.К., возвращавшуюся из школы, в кусты и, угрожая ножом, изнасиловал.

При выезде на место происшествия с участием потерпевшей было обнаружено: преступление совершено в кустах лесопосадки слева от Дмитриевского шоссе, в 10 метрах от указателя «15 км». На месте изнасилования, указанного потерпевшей, обнаружено несколько объемных следов ног, пуговица черного цвета и пустая смятая пачка из-под сигарет «Тройка» коричневого цвета, на которой выявлены потожировые следы пальцев рук. В том месте, где примята трава, имеются пятна с веществом светлого и бурого цвета.

По показаниям потерпевшей при оказании сопротивления насильнику у него от куртки оторвалась пуговица. Кроме того, после совершения преступления, мужчина закурил, выбросил пачку из-под папирос и пошел в сторону шоссе.

1. Определите состав следственно-оперативной группы по осмотру данного места происшествия.

2. В соответствии с исходными данными, составьте протокол места происшествия, отразив в нем все необходимые данные о следах и вещественных доказательствах.

3. Составьте план неотложных и первоначальных следственных действий, направленных на установление личности насильника.

4. Опишите процессуальные и тактические особенности допроса потерпевшей.

 

Задание 6

Вечером 20 октября в Троицкий ГОВД сообщили, что в городскую больницу на грузовом автомобиле водителем Кирсановым и Сидоровм доставлен главный бухгалтер кожевенно-обувного комбината Антонов с ножевым ранением.

Прибывшему в больницу следователю встретиться с потерпевшим не удалось, так как после только что закончившейся операции он показаний давать не мог. Хирург пояснил, что у Антонова глубокое проникающее ранение в правой стороне спины. Судя по характеру раны она могла быть нанесена острым тонким металлическим предметом, возможно ножом с шириной лезвия 20-25 мм.

По адресу, записанному в больнице, разыскали Сидорова, который показал, что примерно в 19 часов он с женой возвращался из кинотеатра. На улице Азина они заметили впереди трех мужчин, о чем-то громко разговаривавших. Когда до них осталось метров двадцать, один из мужчин вскрикнул и упал, а двое других убежали.

Подойдя к лежащему, Сидоров и его жена услышали слова: «Зарезали мерзавцы». В свете уличного фонаря на тротуаре была видна кровь. Сидоров остановил проезжавший мимо грузовик и вместе с водителем отвез раненого в больницу. Описать внешность убегавших мужчин Сидоров не смог.

При осмотре места происшествия на тротуаре обнаружено пятно жидкости, похожей на кровь. Поблизости лежал потертый кожаный чехол для ключей, в котором на металлическом кольце были четыре ключа. Два из них имели маркировку «ГАЗ» и возможно, предназначались для автомашины.

Доставленная на место происшествия служебная собака взяла след и привела к автобусной остановке на Красноармейской улице, где подошла к мусорной урне, в которой лежал сверток. В газете «Троицкий рабочий» от 18 октября был завернут кухонный нож с деревянной ручкой. Общая длина клинка ножа – 150 мм и ширина 20 мм. На ноже и на газете имелись пятна, похожие на кровь.

22 октября врач разрешил встречу с потерпевшим Антоновым. Его допрос был записан на видеокамеру. Антонов показал, что вечером 20 октября, задержавшись на работе, зашел в круглосуточный продовольственный магазин. Покупателей почти не было. У витрины стояли двое пьяных молодых людей, которые курили и нецензурно выражались. Антонов сделал им замечание, они ответили грубой бранью.

После этого Антонов направился домой, но вскоре эти пьяные догнали его, нанесли несколько ударов по лицу, а один из них ударил ножом в спину. Допрошенный описал приметы нападавших и сказал, что имя того, кто нанес ранение, по видимому Геннадий, так как в магазине второй называл его Генкой.

1. Составьте протокол осмотра места происшествия.

2. На основе анализа сложившейся ситуации выдвиньте и обоснуйте версии, отработка которых необходима на данном этапе.

3. Составьте план первоначальных следственных действий.

4. Определите, какие экспертизы должны быть проведены в данном случае. Сформулируйте вопросу к эксперту по каждому виду экспертиз.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ [2]

для студентов 3 курса заочного отделения (6 семестр)

для студентов 3 курса групп непрерывного образования (5 семестр)

 

ВАРИАНТ 1

Задание 1. Произведите ориентирующую, обзорну



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.196 с.)