Тема № 1: средства массовой информации как системный объект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1: средства массовой информации как системный объект



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СИСТЕМА СМИ»

Б1.Б.17

 

Направление подготовки – 42.03.02 «Журналистика»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

 

 

Кафедра журналистики

 

Москва 2018


Рабочая программа дисциплины «Система СМИ» составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» и рабочими учебными планами, утвержденными ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

 

 

Авторы: Колпаков Л. В. – доцент кафедры журналистики Московского гуманитарного университета   Коханая О. Е. – доктор культурологии, профессор кафедры журналистики Московского гуманитарного университета
Эксперты:   Головин Ю.А. – доктор культурологии, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики МосГУ   Шкондин М. В. – доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению актуальных проблем журналистики кафедры периодической печати Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

 

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры журналистики «08» октября 2018 г.,

протокол № 2.

 

ОДОБРЕНО

Методической комиссией факультета рекламы, журналистики и дизайна

«18» октября 2018 г., протокол № 2.

 

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса «Система СМИ» предусматривает изучение студентами закономерностей формирования системы средств массовой информации (её организации и самоорганизации),

Основными задачами дисциплины являются:

­ понимание смысла процессов дифференциации, интеграции различных её компонентов, механизмов регулирования на их основе структуры медиасистемы,

­ понимание качественных особенностей различных структурных медийных образований, современных типологических моделей различных средств массовой информации.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП  бакалавриата

Учебная дисциплина «Система СМИ» – дисциплина базовой части блока 1 «Дисциплины» ФГОС ВО по направлению 42.03.02 «Журналистика», системно-профессионального модуля.

К входным знаниям относятся сведения ознакомительного характера о средствах массовой информации России, а также знания, касающиеся роли СМИ и спектре их функций, общественных потребностей аудиторных интересов как факторов формирования развития медиасистемы, которые даются параллельно в курсе «Введение в специальность». Курс «Система СМИ» является базовым для следующих за ним ряда разделов курса «Техника и технология СМИ», «Основы журналистской деятельности», дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ», курсов начальной профилизации по средствам массовой информации, их видам и типам, прохождения учебной и производственных практик.

3.  Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

­ способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2);

­ способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ОПК-15).

 

В результате изучения дисциплины «Система СМИ» обучающийся должен:

знать:

­ как организована система СМИ в России и каковы направления её оптимизации с точки зрения общественных потребностей, современных теоретических подходов и апробированного опыта мировой практики;

уметь:

­ использовать полученные знанияв коллективной редакционной работе (разработка концепции издания, теле-, радиопрограммы, его тематической и дизайнерской модели, формирование медийного контента) и индивидуальном журналистском творчестве (при подготовке авторских материалов в соответствии со спецификой вида, типа, формата СМИ);

владеть:

­ системным подходом и основанным на нем методом типологического анализа СМИ в профессиональных целях.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Система СМИ» составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

4.1. Структура дисциплины

Для очной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр 1 час.
Аудиторные занятия (всего) 36 36
Занятия лекционного типа 16 16
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.) 20 20
Самостоятельная работа (всего) 36 36
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   Зачет

 4.1.2. Для заочной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр 1 час.
Аудиторные занятия (всего) 12 12
Занятия лекционного типа 6 6
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.) 6 6
Самостоятельная работа (всего) 60 60
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   Зачет

4.2. Учебно-тематический план дисциплины

Для очной формы обучения

Номер раздела

Наименование раздела/темы

Часов по учебной (рабочей)
программе

Отрабатываемые компетенции

Всего в уч. плане
по разделу /теме

Аудиторная работа

Самостоятельная работа студента

Всего

В том числе

Лекции (всего/интеракт.) Практич. занятия (всего/интеракт.)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Тема № 1: Средства массовой информации как системный объект 3 1 1   2 ОПК-2
2 Тема № 2: Влияние аудитории на систему СМИ 3 1 1   2 ОПК-2
3 Тема № 3: Предметно-тематическая универсализация и специализация СМИ 3 1 1   2 ОПК-15
4   Тема № 4: Функции как фактор дифференциации системы СМИ 3 1 1   2 ОПК-2
5 Тема № 5: Редакционный процесс и коммуникативные функции субъектов социальной деятельности 10 4 2 2 6 ОПК-15
6 Тема № 6: Влияние информационных и коммуникационных технологий на систему СМИ 8 4   4 4 ОПК-2
7 Тема № 7: Характер трансформации системы СМИ в условиях рынка 4 2 2   2 ОПК-2
8 Тема № 8: Типология средств массовой информации 4 2 2   2 ОПК-2
9 Тема № 9: Газеты и журналы 8 4   4 4 ОПК-15
10 Тема № 10: Телевидение и радиовещание 6 4 2 2 2 ОПК-15
11 Тема № 11: Интернет-СМИ 6 4   4 2 ОПК-15
12 Тема № 12: Информационные агентства и другие структуры информационного обслуживания СМИ 4 2 2   2 ОПК-15
13 Тема № 13: Книгоиздание 6 4   4 2 ОПК-15
14 Тема № 14: Тенденции развития системы СМИ в условиях общественной трансформации 4 2 2   2 ОПК-2
  ИТОГО 72 36 16 20 36  

Для заочной формы обучения

Номер раздела

Наименование раздела/темы

Часов по учебной (рабочей)
программе

Отрабатываемые компетенции

Всего в уч. плане
по разделу /теме

Аудиторная работа

Самостоятельная работа студента

Всего

В том числе

Лекции (всего/интеракт.) Практич. занятия (всего/интеракт.) 1 2 3 4 5 6 7 8 1 Тема № 1: Средства массовой информации как системный объект 4,5 0,5 0,5   4 ОПК-2 2 Тема № 2: Влияние аудитории на систему СМИ 4,5 0,5 0,5   4 ОПК-2 3 Тема № 3: Предметно-тематическая универсализация и специализация СМИ 4,5 0,5 0,5   4 ОПК-15 4   Тема № 4: Функции как фактор дифференциации системы СМИ 4,5 0,5 0,5   4 ОПК-2 5 Тема № 5: Редакционный процесс и коммуникативные функции субъектов социальной деятельности 7 1   1 6 ОПК-15 6 Тема № 6: Влияние информационных и коммуникационных технологий на систему СМИ 7 1   1 6 ОПК-2 7 Тема № 7: Характер трансформации системы СМИ в условиях рынка 5 1 1   4 ОПК-2 8 Тема № 8: Типология средств массовой информации 5 1 1   4 ОПК-2 9 Тема № 9: Газеты и журналы 5 1   1 4 ОПК-15 10 Тема № 10: Телевидение и радиовещание 5 1   1 4 ОПК-15 11 Тема № 11: Интернет-СМИ 5 1   1 4 ОПК-15 12 Тема № 12: Информационные агентства и другие структуры информационного обслуживания СМИ 5 1 1   4 ОПК-15 13 Тема № 13: Книгоиздание 5 1   1 4 ОПК-15 14 Тема № 14: Тенденции развития системы СМИ в условиях общественной трансформации 5 1 1   4 ОПК-2   ИТОГО 72 12 6 6 60  

4.3 Содержание дисциплины

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 5.

  Вопросы для обсуждения:

1. Литературные, художественные, литературно-художественные, художественно-публицистические СМИ.

2.  Научные, научно-практические, научно-технические, научно-производственные, научно-популярные, научно-методические, научно-образовательные СМИ.

3. Учебные, учебно-методические и другие издания и программы.

4.  Технические, производственно-технические, производственные, торговые, рекламные и другие СМИ.

5. Официально-документальные, инструктивные и другие издания.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 6.

  Вопросы для обсуждения:

1. Развитие электронных СМИ как ведущая тенденция медиасистемы.

2.  Особенности распространения в России цифрового телевидения.

3.  Сетевые СМИ.

4.  Видео, аудио, CD, мобильная телефония и СМИ.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Тема № 9: Газеты и журналы

Практическое занятие № 9.

  Вопросы для обсуждения:

1. Газета как тип издания. Еженедельник и ежедневная газета: общее и особенное.

2. Основные тенденции развития современной газетной периодики. Общеполитические и специализированные газеты.

3. Журнал как тип издания.

4. Типологическая структура журналов в условиях становления информационного общества. Деловая и корпоративная периодика.

5.   Особенности распространения в России цифрового телевидения.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 10.

  Вопросы для обсуждения:

1. Радиовещание в структуре СМИ.

2. Трансформация системы государственного радиовещания.

3. Развитие сети коммерческих радиостанций.

4. Дифференциация по характеру аудитории, функциональным характеристикам, тематической специализации.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Тема № 11: Интернет-СМИ

Практическое занятие № 11.

  Вопросы для обсуждения:

1. СМИ среди видов социальной коммуникации в Интернете.

2.  Интернет-СМИ как часть медиасистемы.

3. Типы интернет-СМИ: дифференциация по тематике, целевому назначению, характеру аудитории.

4. «Старые» СМИ в новой медийной среде.

5. Конвергенция и Интернет-СМИ.

6. Принципы работы конвергентной редакции. Особенности контента интернет-СМИ.

7. Гражданские медиа.

8. Особенности распространения в России цифрового телевидения.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Тема № 13:  Книгоиздание

Практическое занятие № 13.

  Вопросы для обсуждения:

1. Роль книги в структуре современных коммуникаций.

2.  Трансформация книгоиздания в процессе развития рыночных отношений.

3. Плюрализм форм собственности в современном издательском деле.

4.  Влияние новых информационных технологий на современный издательский процесс.

5. Роль электронной книги в книгоиздании. 

6. Основные тенденции выпуска книжной продукции по тематическим разделам и целевому назначению.

7. Особенности распространения в России цифрового телевидения.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

 

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

5.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенции, закреплённые за дисциплиной ОП ВО:

N Шифр Компетенция
1 ОПК-2 способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа
2 ОПК-15 способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, телерадиопрограмм, интернет-СМИ, современной    жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (ОПК-15)

 

 

Компетенция Знать Уметь Владеть
ОПК-2 Базовые принципы формирования медийных видеосистем; важнейшие инновационные практики в сфере  массмедиа; причинно-следственную зависимость научно-технического  и медийного прогресса; обусловленность качества журналистской продукции социально-культурным потенциалом страны и государственной поддержкой СМИ; имена самых известных журналистов Ориентироваться в национальной специфике формирования медиасистем; специфике различных видов СМИ, особенностях национальных медиамоделей и реалиях функционирования российских СМИ; процессах становления и развития различных видов СМИ;   проблемно-тематических и идейно-эстетических  направлениях различных видов СМИ Основными приёмами и способами публичного (массмедийного) анализа происходящего в мировой медиаотрасли; профессиональной оценки наиболее заметных «продуктов» (произведений) различных видов  СМИ; эстетической (семантико-стилистической) экспертизой продукции масс-медиа
ОПК-15 систему жанров, жанровые признаки, коммуникативные и информативные возможности различных форм журналистских текстов осуществлять отбор релевантных жанровых форм для представления журналистской информации навыками представления актуальной социальной информации в релевантных журналистских формах

Схема фонда оценочных средств промежуточной аттестации дисциплины, отражающая этапы формирования компетенций, проводимой в форме зачёта

№ п/п Раздел рабочей программы дисциплины Контролируемые компетенции Оценочное средство
1 Тема № 1: Средства массовой информации как системный объект ОПК-2 Вопрос к зачету №38
2 Тема № 2: Влияние аудитории на систему СМИ ОПК-2 Вопрос к зачету №39
3 Тема № 3: Предметно-тематическая универсализация и специализация СМИ ОПК-15 Вопросы к зачету №№ 4, 26,27,34
4   Тема № 4: Функции как фактор дифференциации системы СМИ ОПК-2 Вопрос к зачету №21
5 Тема № 5: Редакционный процесс и коммуникативные функции субъектов социальной деятельности ОПК-15 Вопросы к зачету №№ 10, 22,23,30,31
6 Тема № 6: Влияние информационных и коммуникационных технологий на систему СМИ ОПК-2 Вопрос к зачету №11
7 Тема № 7: Характер трансформации системы СМИ в условиях рынка ОПК-2 Вопросы к зачету №№ 12-14
8 Тема № 8: Типология средств массовой информации ОПК-2 Вопросы к зачету №№ 2,3, 15-20,25,28,29,32
9 Тема № 9: Газеты и журналы ОПК-15 Вопросы к зачету №№8,9,24,29,34
10 Тема № 10: Телевидение и радиовещание ОПК-15 Вопросы к зачету №№22-26,29
11 Тема № 11: Интернет-СМИ ОПК-15 Вопрос к зачету № 29
12 Тема № 12: Информационные агентства и другие структуры информационного обслуживания СМИ ОПК-15 Вопросы к зачету №№ 6,7
13 Тема № 13: Книгоиздание ОПК-15 Вопрос к зачету № 36
14 Тема № 14: Тенденции развития системы СМИ в условиях общественной трансформации ОПК-2 Вопросы к зачету №№ 33, 35,37

ОПК-2

Репродук - тивный

Знать: имена самых известных журналистов; названия и содержание различных видов СМИ

Уметь: ориентироваться в национальной специфике различных видов СМИ

Владеть: основными приёмами и способами публичного (массмедийного) анализа происходящего в различных видах СМИ

удовлетворительно

ОПК-2

Поисковый

Знать: базовые принципы формирования  медиасистем в различных странах; взаимосвязь процесса развития различных видов СМИ в российской и международной общественной среде

Уметь: ориентироваться в периодах научно-технической транформации видов СМИ, проблемно-тематических и идейно-эстетических направлениях различных видов СМИ   

Владеть: основами профессиональной оценки наиболее заметных «продуктов» (произведений) различных видов СМИ; проблемно-тематических и идейно-эстетических направлениях различных видов СМИ,

хорошо

ОПК-2

Творческий

Знать: базовые принципы формирования медийных видеосистем; важнейшие инновационные практики в сфере массмедиа; причинно-следственную зависимость научно-технического и медийного прогресса; обусловленность качества журналистской продукции социально-культурным потенциалом страны и государственной поддержкой СМИ; имена самых известных журналистов

Уметь: ориентироваться в национальной специфике формирования медиасистем; специфике различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ; процессах становления и развития различных видов СМИ; проблемно-тематических и идейно-эстетических направлениях различных видов СМИ

Владеть: основными приёмами и способами публичного (массмедийного) анализа происходящего в мировой медиаотрасли; профессиональной оценки наиболее заметных «продуктов» (произведений) различных видов СМИ; эстетической (семантико-стилистической) экспертизой продукции масс-медиа

отлично

ОПК-15способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, телерадиопрограмм, интернет-СМИ, современной    жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений  

ОПК-15

Репродук - тивный

Знать: определение журналистики; специфические признаки, основные характеристики журналистских жанров, позволяющие осуществлять их дифференциацию; Уметь: дифференцировать жанры журналистики по совокупности характерных признаков; Владеть: базовыми понятиями теории жанров применительно к журналистским жанрам.

Удовлетворительно

Поисковый

Знать: исторические формы журналистской деятельности; историю и современное состояние системы журналистских жанров в российских СМИ; ведущие жанры журналистики; Уметь: анализировать журналистские жанры с позиций формы, образно-выразительных средств, методов работы с фактом. Владеть: навыками первичного анализа журналистского текста в его различных жанровых модификациях с позиций релевантности представленной информации

Хорошо

Творческий

Знать: систему современных журналистских жанров; современные модификации жанровых форм журналистики; конвергентные жанровые формы журналистики; ведущие приемы создания публицистических текстов; творческие приемы ведущих журналистов России. Уметь: осуществлять комплексный анализ журналистских текстов с позиций их жанровых разновидностей, образно-выразительных средств, способов предъявления факта, выражения авторской позиции в различных жанровых формах;  Владеть: сформированными навыками системного взгляда на эволюцию жанровых форм журналистики; теоретическими аспектами осмысления журналистских жанров; практическими навыками анализа журналистских текстов различных типов.

Отлично

           

5.3.Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций по данной дисциплине.

Задания для самостоятельной работы студентов в аудитории под контролем преподавателя (КСР).

     Примерная тематика контрольных работ и рефератов

-  Типологические особенности газеты (общероссийской, областной, городской, районной – на примере конкретных изданий).

- Типологические особенности журнала (общественно-политического, экономического, отраслевого, научного или др. – на примере конкретного издания).

- Тип и профиль различных групп СМИ (мужских, женских, о здоровом образе жизни, спортивных и др.).

- Типологические характеристики отдельного информационного агентства.

- Типологические характеристики группы информационных агентств (экономических, социальных и др.).

- Роль районных (городских, областных, республиканских, региональных) СМИ в местном самоуправлении.

- Система развлекательных СМИ: тенденции развития.

 

 Вопросы для самоподготовки к зачету

1. Система средств массовой информации отдельного региона (республики, области, города, района).

2. Типологические особенности газеты (общероссийской, областной, городской, районной – на примере конкретных изданий).

3. Типологические особенности журнала (общественно-политического, экономического, отраслевого, научного или др. – на примере конкретного издания).

4. Тип и профиль различных групп СМИ (мужских, женских, о здоровом образе жизни, спортивных и др.).

5. Влияние революции в сфере технологий на типологическую структуру СМИ

6. Типологические характеристики отдельного информационного агентства

7. Типологические характеристики группы информационных агентств (экономических, социальных и др.).

8. Тенденции развития газетной периодики России (на основе статистических данных)

9. Тенденции развития журнальной периодики России (на основе статистических данных).

10. Особенности регионализации средств массовой информации России.

11. Новостная журналистика как коммуникативная система.

12. Соотношение местной и общероссийской информации в локальных (региональных) СМИ.

13. Роль районных (городских, областных, республиканских, региональных) СМИ в местном самоуправлении.

14. Местное СМИ. Формы взаимодействия с властными структурами.

15. Массовые публицистические издания и программы.

16. Качественные издания и программы.

17. Художественные и художественно-публицистические издания и программы.

18. Аналитические журналы: типологические и профильные особенности.

19. Культурно-просветительные СМИ: общее и особенное.

20. Система развлекательных СМИ: тенденции развития.

21. Наука как фактор типологической дифференциации СМИ.

22. Характер развития образовательных изданий и программ.

23. СМИ политических партий и движений.

24. Газета и журнал как типы изданий.

25. СМИ этнических общностей: типологические и профильные особенности.

26. Деловые и корпоративные СМИ: общее и особенное.

27. Молодежные СМИ и проблемы медиаобразования новых поколений.

28. Религиозные средства массовой информации: типологические характеристики.

29. Особенности печати (телевидения, радиовещания, интернет-изданий) как средства массовой информации.

30. Политический дискурс в общероссийской качественной прессе.

31. Субъектность СМИ в политическом пространстве.

32. Типология массовой прессы.

33. Публичная политика и СМИ.

34. Сравнительный анализ политической проблематики в журналах «Власть», «Эксперт», «Профиль» и The New Time.

35. Политическая система как фактор позиционирования СМИ.

36.   Книгоиздание в условиях общественной трансформации.

37.   Тенденции развития системы СМИ в условиях общественной трансформации.

38.   Средства массовой информации как системный объект.

39.   Влияние аудитории на систему СМИ.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СИСТЕМА СМИ»

Б1.Б.17

 

Направление подготовки – 42.03.02 «Журналистика»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

 

 

Кафедра журналистики

 

Москва 2018


Рабочая программа дисциплины «Система СМИ» составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» и рабочими учебными планами, утвержденными ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

 

 

Авторы: Колпаков Л. В. – доцент кафедры журналистики Московского гуманитарного университета   Коханая О. Е. – доктор культурологии, профессор кафедры журналистики Московского гуманитарного университета
Эксперты:   Головин Ю.А. – доктор культурологии, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики МосГУ   Шкондин М. В. – доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению актуальных проблем журналистики кафедры периодической печати Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

 

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры журналистики «08» октября 2018 г.,

протокол № 2.

 

ОДОБРЕНО

Методической комиссией факультета рекламы, журналистики и дизайна

«18» октября 2018 г., протокол № 2.

 

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса «Система СМИ» предусматривает изучение студентами закономерностей формирования системы средств массовой информации (её организации и самоорганизации),

Основными задачами дисциплины являются:

­ понимание смысла процессов дифференциации, интеграции различных её компонентов, механизмов регулирования на их основе структуры медиасистемы,

­ понимание качественных особенностей различных структурных медийных образований, современных типологических моделей различных средств массовой информации.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП  бакалавриата

Учебная дисциплина «Система СМИ» – дисциплина базовой части блока 1 «Дисциплины» ФГОС ВО по направлению 42.03.02 «Журналистика», системно-профессионального модуля.

К входным знаниям относятся сведения ознакомительного характера о средствах массовой информации России, а также знания, касающиеся роли СМИ и спектре их функций, общественных потребностей аудиторных интересов как факторов формирования развития медиасистемы, которые даются параллельно в курсе «Введение в специальность». Курс «Система СМИ» является базовым для следующих за ним ряда разделов курса «Техника и технология СМИ», «Основы журналистской деятельности», дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ», курсов начальной профилизации по средствам массовой информации, их видам и типам, прохождения учебной и производственных практик.

3.  Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

­ способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2);

­ способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ОПК-15).

 

В результате изучения дисциплины «Система СМИ» обучающийся должен:

знать:

­ как организована система СМИ в России и каковы направления её оптимизации с точки зрения общественных потребностей, современных теоретических подходов и апробированного опыта мировой практики;

уметь:

­ использовать полученные знанияв коллективной редакционной работе (разработка концепции издания, теле-, радиопрограммы, его тематической и дизайнерской модели, формирование медийного контента) и индивидуальном журналистском творчестве (при подготовке авторских материалов в соответствии со спецификой вида, типа, формата СМИ);

владеть:

­ системным подходом и основанным на нем методом типологического анализа СМИ в профессиональных целях.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Система СМИ» составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

4.1. Структура дисциплины

Для очной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр 1 час.
Аудиторные занятия (всего) 36 36
Занятия лекционного типа 16 16
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.) 20 20
Самостоятельная работа (всего) 36 36
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   Зачет

 4.1.2. Для заочной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр 1 час.
Аудиторные занятия (всего) 12 12
Занятия лекционного типа 6 6
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.) 6 6
Самостоятельная работа (всего) 60 60
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   Зачет

4.2. Учебно-тематический план дисциплины

Для очной формы обучения

Номер раздела

Наименование раздела/темы

Часов по учебной (рабочей)
программе

Отрабатываемые компетенции

Всего в уч. плане
по разделу /теме

Аудиторная работа

Самостоятельная работа студента

Всего

В том числе



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.165 с.)