Безналичный денежный оборот. Формы безналичных расчетов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безналичный денежный оборот. Формы безналичных расчетов.



Безналичный денежный оборот – это процесс движения денег в безналичной форме. Он организован при помощи банковской системы, основой для его осуществления является текущий счет, открытый в обслуживающем банке. Для открытия текущего счета необходимо предоставить следующий пакет документов:

- заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

- копию учредительных документов;

- свидетельство о государственной регистрации;

- справка из налогового органа о присвоении УНН;

- справка из фонда социальной защиты о том, что организация является плательщиком денежных средств в данный фонд;

- карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера;

- квитанция об оплате за открытие счета в соответствии с тарифами, установленными коммерческим банком.

При этом заключается договор о текущем (расчетном) счете, основными условиями которого являются предмет договора, права и обязанности сторон, ответственность за нарушение условий договора, форс-мажорные обстоятельства, реквизиты сторон.

Важными особенностями договора является вознаграждение, которое получает и выплачивает клиент за осуществление расчетных операций.

 

В соответствии с банковским кодексом безналичные расчеты могут проводиться при помощи:

1 – банковского перевода

2 – инкассо

3 – аккредитива.

 

Банковский перевод – это процесс перечисления денежных средств плательщика на счет получателя. Он может осуществляться при помощи:

- платежных инструкций – это документ строго установленной формы, который является основанием для проведения безналичных расчетов. К ним относятся платежное поручение, платежное требование.

- платежных инструментов – это документ либо предмет, с помощью которого могут быть осуществлены безналичные перечисления. Это вексель, чек и платежная карточка.

- при помощи соглашений между банком и клиентом на основе мемориальных ордеров (внутренний банковский перевод).

Платежные инструкции.

 

Платежное поручение – это платежная инструкция, согласно которой один банк (банк-отправитель) по поручению клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк-получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару). Порядок осуществление операций, при оплате платежным поручением:

1) отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг покупателю (плательщику);

2) передача плательщиком платежного поручения в обслуживающий банк;

3) перечисление денежных средств со счета плательщика на счет получателя (продавца) за полученные товары либо в форме предоплаты;

4) извещение бенефициара (выгодоприобретателя, т.е. получателя платежа - продавца) о поступлении платежа.

Платежные поручения плательщик сдает в обслуживающий банк, где банковский служащий проверяет правильность составления платежного поручения, наличие всех реквизитов, тождественность экземпляров (не менее двух), идентичность подписей и печати, а также достаточность средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности средств на счете плательщика поручение может возвращаться или приниматься для оплаты (если срок еще не наступил) в картотеку в соответствии с очередностью платежей (установленный законодательством порядок осуществления безналичных расчетов). Также при недостаточности средств на счете плательщика платежное поручение может исполняться за счет кредита.

 

Платежное требование - платежная инструкция, содержащая требование получателя денежных средств к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк.

В соответствии с законодательством, безналичные расчеты могут проводиться либо в безакцептной форме, либо при помощи акцепта. Акцепт платежных требований является подтверждением признания долга.

    Платежное требование с акцептом плательщика применяется при осуществлении внутренних банковских переводов денежных средств за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги и в иных случаях, предусмотренных договором между бенефициаром и плательщиком.

Платежные требования, принятые банком-получателем в течение банковского дня, передаются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня в виде электронных платежных документов. Банк-получатель обеспечивает полноту и неизменность информации, содержащейся в платежных требованиях клиента, и несет ответственность за ненадлежащую ее передачу в соответствии с законодательством, договором между банком и клиентом.

Банк-отправитель исполняет электронное платежное требование на основании полученного от плательщика заявления на акцепт, которое представляется на бумажном носителе в двух экземплярах или в виде электронного документа.

Банк-отправитель проверяет подлинность поступившего от банка-получателя электронного платежного требования, наличие в нем обязательных реквизитов и соответствие данным, приведенным плательщиком в заявлении на акцепт.

Банк-отправитель не принимает к исполнению электронные платежные требования в случаях, если: не подтверждена подлинность электронного платежного требования; клиентом не представлено заявление на акцепт; информация, представленная в электронном платежном требовании, не соответствует данным, указанным в заявлении на акцепт.

Принятые к исполнению электронные платежные требования подлежат оплате не позднее банковского дня их поступления в банк-отправитель в полной сумме при наличии денежных средств на счете плательщика.

При недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные требования оплачиваются в пределах остатка денежных средств на счете.

 

Схема документооборота при осуществлении платежей при помощи платежного требования с акцептом:

1) отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг с одновременной передачей платежного требования в банк получателя;

2) передача платежного требования в банк плательщика;

3) передача платежного требования плательщику;

4) получение от плательщика согласия на платеж (акцепта);

5) перечисление банком плательщика денежных средств на счет бенефициара;

6) извещение получателя платежа о перечислении денежных средств.

 

Платежное требование без акцепта плательщика (бесспорный порядок списания денежных средств) применяется при осуществлении внутренних банковских переводов.

Для взыскания денежных средств в бесспорном порядке в случаях, установленных законодательными актами, взыскатель представляет в обслуживающий его банк платежное требование, оформленное в трех экземплярах, или в виде электронных платежных требований и электронных исполнительных документов.

При приеме платежных требований помимо проверки правильности их оформления и заполнения обязательных реквизитов банк, обслуживающий взыскателя, дополнительно проверяет наличие исполнительного документа, возможность его приема по сроку давности, соответствие суммы платежного требования сумме, подлежащей взысканию по исполнительному документу.

Банк, обслуживающий взыскателя, не платежные требования в случаях, если: отсутствует исполнительный документ; истек срок давности для предъявления исполнительного документа к исполнению; сумма, указанная в платежном требовании, больше суммы, указанной в исполнительном документе, или сумма электронного платежного требования не соответствует сумме электронного исполнительного документа; данные, указанные в исполнительном документе, не соответствуют данным, указанным в платежном требовании.

Платежные требования с исполнительными документами, принятые банком в течение банковского дня на бумажном носителе, направляются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня. Электронные платежные требования с электронными исполнительными документами, принятые банком в течение банковского дня, направляются в банк-отправитель в тот же день в виде электронных платежных документов.

При поступлении платежных требований банк-отправитель проверяет правильность их оформления, заполнение обязательных реквизитов, подлинность электронных платежных требований и электронных исполнительных документов.

Принятые к исполнению платежные требования подлежат оплате не позднее банковского дня их поступления в банк-отправитель в полной сумме при наличии денежных средств на счете плательщика. Платежные требования, предъявленные к текущему счету плательщика – юридического лица, для оплаты которых денежных средств на его текущем счете недостаточно, исполняются частично.

 

Платежные инструменты.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя осуществить платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

    В Республике Беларусь для оплаты принимаются чеки из чековой книжки и расчетной книжки. Чековая книжка выдается банком по заявлению клиента. Чек из чековой книжки принимается только для безналичных расчетов между юридическими лицами. Правом выставлять чек обладают все физические и юридические лица. Чековая книжка выдается сроком на 1 год и по истечении этого срока сдается в банк, выдавший ее. Чековая книжка состоит из обложки, контрольного талона и 10, 20, 25 или 50 чеков.

Различают денежные (кассовые) и расчетные чеки.

Расчетный чек используется при проведении безналичных расчетов как правило между физическими и юридическими лицами. Срок действия такого чека составляет 30 дней со дня выдачи банком.

Денежный чек выписывается юридическим лицом из чековой книжки для получения наличных денег, при этом в чеке указывается конкретная цель, но которую выдаются деньги с использованием специальных кодов.

Чек должен содержать ряд реквизитов: наименование чекодателя и указание счета, по которому должен быть произведен платеж; ничем не обусловленное поручение банку-плательщику выплатить определенную сумму, указанную в чеке, чекодержателю; указание даты и места составления чека; подпись чекодателя (для юридического лица – оттиск печати).

 

Банковская платежная карточка – это платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение расчетов в безналичной форме за товары (работы, услуги), получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством.

Для расчетов с использованием банковских платежных карточек создаются платежные системы, в которые входят:

- владелец системы, который определяет условия и правила расчетов пластиковыми карточками;

- члены системы – они управляют системой;

- участники системы, к которым относятся члены системы, банки-эквайеры, процессинговые центры. Участники обеспечивают эмиссию банковских пластиковых карточек, их использование, процессинг и эквайринг.

Процессинг – сбор и обработка информации при проведении расчетов карточками.

Эквайринг – процессинг по карточкам, эмитированным другими банками, и кассовое обслуживание держателей карточек, а также расчетное обслуживание торговых предприятий.

Владелец карточки – это физическое или юридическое лицо, являющееся владельцем карт-счета и заключившее договор с банком-эмитентом на использование карточки в качестве платежного средства.

Банк-эмитент – это банк, выпустивший платежную карточку в обращение.

Банк-агент – это банк или филиал банка, осуществляющий отдельные операции по обслуживанию банковских карточек на условиях отдельного договора, заключенного с банком-эмитентом.

Карт-счет – это специальный счет, на котором учитываются операции с использованием карточки.

В Республике Беларусь эмитируют карточки следующих видов:

1) дебетовая – это карточка, предназначенная для расчетов за товары, работы, услуги, а также для получения наличных денег в пределах имеющихся денежных средств на карт-счете;

2) кредитная – это карточка, по которой платежи совершаются в пределах кредита, полученного о банка на основании ранее заключенного договора между банком и клиентом;

3) личная карточка, предназначенная для использования физическим лицом;

4) корпоративная карточка, предназначенная для операций по карт-счету юридического лица (индивидуального предпринимателя);

5) банковская карточка международной системы расчетов – это карточка, выпускаемая в обращение банком, который является членом международной системы расчетов (Visa, MasterCard).

Расчеты платежными карточками имеют преимущества: уменьшение наличного оборота, снижение издержек обращения, ускорение оборачиваемости капитала, учет и контроль за движением средств.

 

    Вексель – это простое, ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить сумму, указанную в векселе, векселедержателю либо пл его приказу по истечении срока, указанного в векселе.

 

 

Инкассо - осуществление банками операций с документами на основании полученных инструкций клиента, в результате которых плательщику передаются финансовые документы, не сопровождаемые коммерческими документами (чистое инкассо), либо финансовые документы, сопровождаемые коммерческими документами, либо только коммерческие документы (документарное инкассо) в целях получения платежа и (или) акцепта платежа или на других условиях.

Под финансовыми документами понимаются векселя, чеки и иные используемые для получения платежа документы, выписанные в целях исполнения обязательств в денежной форме.

Под коммерческими документами понимаются транспортные документы, счета, товарораспорядительные и иные документы, не являющиеся финансовыми.

 

 

Аккредитив – это обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя об открытии аккредитива, в соответствии с его указанием должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя.

Порядок документооборота:

1) плательщик (покупатель) подает в обслуживающий его банк заявление на открытие аккредитива;

2) банк плательщика депонирует денежные средства на специальном счете;

3) банк плательщика извещает банк получателя платежа об открытии аккредитива;

4) получатель (продавец) производит отгрузку товаров, работ, услуг плательщику;

5) плательщик передает в обслуживающие его банк документы к оплате за счет аккредитива;

6) банк плательщика осуществляет перечисление ранее депонированных денежных средств на счет в банке получателя;

7) извещение получателя о поступлении денежных средств.

Виды аккредитива:

- отзывной – это аккредитив, который может быть изменен или отменен банком – эмитентом без предварительного уведомления в этом бенефициара;

- безотзывной – это аккредитив, который не может быть изменен или отозван банком-эмитентом без согласия бенефициара;

- подтвержденный – это обязательство как банка-эмитента, так и подтверждающего банка перед бенефициаром исполнить аккредитив;

- переводный – это аккредитив, получатель платежа по которому имеет право дать указания исполняющему банку перевести аккредитив полностью или частично на другого субъекта хозяйствования с сохранением условий данного аккредитива;

- резервныйаккредитив это дополнительное обязательство банка-эмитента осуществить платеж в случае, если товары, работы или услуги не были оплачены самим приказодателем.

 

 

Платежная система

 

Платежная система представляет собой совокупность банковских и кредитно-финансовых институтов, платежных инструментов, банковских правил и процедур, а также межбанковских систем перевода денежных средств, обеспечивающих их обращение внутри страны и взаимодействие с зарубежными платежными системами.

Основное назначение платежной системы – организация межбанковских расчетов. Межбанковские расчеты производятся через банки, установившие между собой корреспондентские отношения, т.е. имеющие договоренность о порядке осуществления платежей по поручению друг друга. Банки, установившие между собой корреспондентские отношения, называют друг друга корреспондентами. Счет, на котором отражаются расчеты, произведенные банком по поручению и за счет другого банка, называют корреспондентским. Корреспондентский счет банка, по существу, выполняет те же функции, что и расчетный счет предприятия. На нем хранятся собственные средства коммерческого банка.

Различают следующие разновидности корреспондентских счетов:

- счет ЛОРО (их счет у нас) – представляет собой счет, открытый другим банком в конкретном коммерческом банке;

- счет НОСТРО (наш счет у них) – счет, который открывает конкретный коммерческий банк в другом банке.

Существует два варианта совершения платежей: централизованный (через корреспондентские счета в центральном банке) и децентрализованный (через систему взаимных корреспондентских счетов, открываемых друг другу, в том числе и в банках за границей).

Централизованный порядок совершения платежей в Республике Беларусь преобладает и реализуется на базе автоматизированной системы межбанковских расчетов (АС МБР).

Межбанковские расчеты в Республике Беларусь осуществляются в системе BISS, являющейся основным функциональным компонентом автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка (далее – АС МБР). BISS (Belarus Interbank Settlement System) – система межбанковских расчетов, функционирующая на валовой основе, в которой в режиме реального времени осуществляются расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также расчеты по результатам клиринга в смежных системах (по сделкам купли–продажи ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, по операциям с использованием банковских пластиковых карточек). Обязательным условием для осуществления расчетов через систему BISS является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке.

Функции оператора АС МБР выполняет Расчетный центр Национального банка Республики Беларусь. Расчетный центр имеет право электронной цифровой подписи электронных сообщений, создаваемых в результате проведения межбанковских расчетов, а также право дополнительного удостоверения электронной цифровой подписью исполненных электронных платежных документов.

Межбанковские расчеты в системе BISS осуществляются с учетом следующих принципов:

- разделение платежного потока на электронные платежные документы Национального банка, срочные электронные платежные документы и несрочные электронные платежные документы;

- обработка электронных платежных документов в режиме реального времени;

- проведение межбанковских расчетов по срочным электронным платежным документам на валовой основе в пределах денежных средств на корреспондентских счетах банков;

- проведение межбанковских расчетов по несрочным электронным платежным документам с использованием взаимозачета с учетом суммы резерва, устанавливаемого банками для осуществления расчетов по несрочным электронным платежным документам.

- отражение суммы каждого электронного платежного документа по корреспондентскому (межфилиальному) счету банка (Национального банка) индивидуально в полном размере платежа;

- наличие технологической возможности комплексного управления состоянием корреспондентских счетов, включая мониторинг состояния расчетов и использование предоставляемых Национальным банком инструментов поддержания ликвидности.

Банк–отправитель на основании оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь платежных документов от своего имени формирует электронные платежные документы и передает их в систему BISS. Передача электронных платежных документов в АС МБР производится банками и Национальным банком равномерно в соответствии с графиком системы BISS непосредственно после списания денежных средств со счетов клиентов либо со счетов по учету собственных платежей. В формируемых для передачи в систему BISS электронных платежных документах банками–отправителями указывается статус: "Срочный" или "Несрочный".

При отсутствии (недостаточности) денежных средств на корреспондентском счете банка–отправителя срочные электронные платежные документы помещаются в очередь ожидания средств. Очередь ожидания средств по срочным электронным платежным документам формируется в зависимости от времени их поступления и с учетом приоритетов. В случае недостаточности суммы резерва и (или) отсутствии встречных электронных платежных документов несрочные электронные платежные документы помещаются в очередь ожидания средств для обработки в следующем сеансе взаимозачета. Обработка несрочных электронных платежных документов из очереди ожидания средств осуществляется независимо от времени их поступления. Банк–отправитель может отозвать электронный платежный документ из очереди ожидания средств по срочным и несрочным электронным платежным документам путем передачи в систему BISS электронного сообщения.

В системе BISS допускается перевод несрочных (срочного) электронных платежных документов в срочные (несрочный) посредством направления банком–отправителем в систему BISS соответствующих электронных сообщений на присвоение им приоритета.

Межбанковский расчет в системе BISS является окончательным и не подлежит аннулированию после изменения состояния корреспондентских (межфилиального) счетов банков (Национального банка).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.057 с.)