Раздел 1. Реферат как жанр письменной научной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Реферат как жанр письменной научной речи



СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Реферат как жанр письменной научной речи

1. Понятие реферата, его виды и структура

2. Этапы работы над рефератом

3. Обработка и систематизация информации.

4. Разработка плана реферата.

Как готовить рефераты с помощью Интернета

6. Требования к оформлению работы. Компоненты содержания

7. Модели защиты реферата

8. Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Раздел 2. Реферативное сообщение как жанр устной научной речи

1. Общая характеристика устной научной речи

2. Особенности реферативного сообщения

3. Рекомендации по подготовке реферативного сообщения и проведения устного публичного выступления

4. Критерии оценки преподавателем устного реферативного сообщения

Раздел 1. Реферат как жанр письменной научной речи

Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения; одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников.

Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Классический реферат представляет собой пересказ существующих источников по теме. Основным отличием реферата от сочинения или эссе является то, что его написание не требует оригинальности высказываемых положений, новых идей, индивидуального мнения автора.

Специфика реферата (по сравнению с курсовой работой):

• не содержит развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок,

• дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.

 

Цель написания реферата как формы самостоятельной учебной деятельности студентов в колледже – научиться:

· самостоятельно находить научную литературу по теме;

· работать с литературой;

· анализировать проблему, факты, явления, систематизировать и обобщать данные,

· делать выводы;

· аргументированно формулировать свою точку зрения;

· оценивать теоретическое и практическое значение проблемы;

· выстраивать логику изложения материала;

· создавать стилистически грамотный письменный научный текст;

· правильно оформлять работу (цитаты, ссылки, список использованной литературы, таблицы, рисунки).

 

Виды рефератов

По полноте изложения

Информативные (рефераты-конспекты).
Индикативные (рефераты-резюме).

По количеству реферируемых источников

Монографические.
Обзорные.

Структура реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);

3) введение;

4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.

Реферат оценивается преподавателем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

Этапы работы над рефератом

Подготовка учебного реферата включает в себя следующие основные этапы:

· выбор темы;

· подбор и изучение основных источников по теме;

· составление библиографии;

· обработка и систематизация информации;

· разработка плана реферата;

· написание реферата.

Выбор темы. Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования по согласованию с преподавателем из списка разработанных тем. Студент может предложить свою тему, аргументировав свой выбор.

 Формулировка темы работы должна быть:

· ясной по форме (не допускать двойного толкования);

· конкретной (не содержать неопределённых слов типа «некоторые», «особые» и т.д.);

· быть компактной.

Подбор и изучение основных источников по теме. Как правило, при составлении учебного реферата используется не менее 8-10 текстов-источников (статей, монографий, исследований). Информационный поиск осуществляется по каталогам библиотеки или посредством поисковых систем Интернета.

Составление библиографии. Составление библиографии требует определенных навыков, что связано с последующим оформлением списка использованной литературы. При знакомстве с ней следует выписывать библиографическую информацию о печатных изданиях, а также электронных источниках: 1) автор источника (книги, статьи и сборника, ее содержащего); 2) название; 3) место издания (город); 4) название издательства; 5) дата издания; 6) для периодических изданий – номер выпуска; 7) объем источника (страницы или байты); 8) режим доступа и дата посещения сайта для Интернет-ресурса.

Например: Якушин Н.И. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. – М., издательство «Академия», 2008.

Модели защиты реферата

1. «Классическая»

Устное выступление студента сосредоточено на принципиальных вопросах;

- тема исследования

- круг использованной литературы

- новизна работы (исследование новых источников, новые версии)

- основные выводы по содержанию реферата,

2.  «Индивидуальная»

Студент раскрывает личностные аспекты работы над рефератом.

- обоснование темы реферата

- способы работы над рефератом

- оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты

- личная значимость проделанной работы

- перспективы продолжения исследования.

 

3. «Творческая» защита предполагает:

- оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарии

- демонстрацию видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования

- яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата.

Требования к реферату

Баллы

5 4 3 2
Соответствие содержания реферата заявленной тематике + + + -
Соответствие общим требованиям написания реферата + + + -
Чёткая композиция и структура, наличие содержания + + + -
Логичность представления материала + + +/- -
Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок + +/- +/- -
Самостоятельность изучения материала и анализа + + +/- -

Реферат оценивается по пятибалльной шкале.

5 баллов – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями оформления реферата; реферат имеет чёткую композицию и структуру; в тексте реферата отсутствуют логические нарушения в представлении материала; корректно оформлены и в полном объёме представлены список использованной литературы и ссылки на использованную литературу в тексте реферата; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата;

4 балла – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания реферата, но есть погрешности в техническом оформлении; реферат имеет чёткую композицию и структуру; в тексте реферата отсутствуют логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлены список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; корректно оформлены и в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте реферата; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата;

3 балла – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; в целом реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания реферата, но есть погрешности в техническом оформлении; в целом реферат имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте реферата есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте реферата; есть единичные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; в целом реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала;

2 балла – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; в реферате отмечены нарушения общих требований написания реферата; есть погрешности в техническом оформлении; в целом реферат имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте реферата есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте реферата; есть частые орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат представляет собой непереработанный текст другого автора;

При оценивании реферата 2 баллами он должен быть переделан в соответствии с полученными замечаниями и сдан на проверку заново не позднее срока окончания приёма рефератов.

Не получив максимальный балл, студент имеет право с разрешения преподавателя доработать реферат, исправить замечания и вновь сдать реферат на проверку.

На защите реферата к рецензии могут быть прибавлены следующие критерии:
- умения ясно выражать свои мысли в устной форме
- умения четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения.

Студенты могут участвовать в оценивании работ, заполняя судейские карточки по нескольким заранее определенным критериям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.: учебн.для общеобразов. Учреждений. – М. Просвещение, 2010

2. Ломилина Н.И., Сигов В.К. Уроки словесности. Литература XIX и ХХ веков (дидактические материалы по русскому языку и литературе)

3. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательство «Дашков и К», 2008. – 340 с.

4. Дюдина З.В., Кочкина Т.П. Методические рекомендации по написанию реферата. – Ноябрьск, Педагогический колледж, 2010.

5. Организация научно-исследовательской деятельности студентов: в 2 ч. Ч. 1. Реферат: пособие для самостоятельной работы студентов / сост. Е.Ю. Панина, Р.Н. Зиятдинов. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2004. – 31 с.

6. Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов: учеб. пособие / Т.П. Сальникова. – М.: Сфера, 2005. – 96 с.

7. Соловьева И.Н. Основы организации учебно-научной работы студента: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / И.Н. Соловьева. – М.: Изд-во АПК и ППРО, 2005. – 55 с.

А так же пройдите по ссылке, где вы найдете много интересного (наглядно) по правильному оформлению реферата.

СОДЕРЖАНИЕ

раздел 1. Реферат как жанр письменной научной речи

1. Понятие реферата, его виды и структура

2. Этапы работы над рефератом

3. Обработка и систематизация информации.

4. Разработка плана реферата.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.028 с.)