Порядок рассмотрения жалоб на деятельность должностных лиц и организаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок рассмотрения жалоб на деятельность должностных лиц и организаций.



Рассмотрение и разрешение этих жалоб регулируется ст. 2391-2398 (гл. 241) ГПК.

В отличие от предыдущей категории заявитель никаких неправомерных, незаконных действий не совершал даже предположительно, а его права или интересы ущемляют должностные лица или органы исполнительной власти, в связи с чем заинтересованное лицо вынуждено обращаться за судебной защитой.

Обжаловать в суд можно любые действия, а также бездействие чиновников государственного или общественного аппарата при условии, что они ограничивают осуществление субъективных прав или незаконно возлагают дополнительные обязанности. В частности, можно обжаловать отказы: в регистрации предприятия, партии, газеты, строения, кооператива; в прописке, выдаче документов на получение бесплатных лекарств и т.п. Можно обжаловать в суд действия налоговых органов.

Практически нельзя перечислить все административные акты, в отношении которых возможна судебная проверка их законности. Исключение составляют только два запрета. Согласно ст. 2393 ГПК не подлежат обжалованию в установленном Гражданским процессуальным кодексом акты, если законом предусмотрен специальный порядок обжалования (например, решения и определения судов, постановления следователя, действия и бездействие нотариусов), а также решения, связанные с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности России.

Кодекс устанавливает следующие правила разбирательства дел данной категории. Их подведомственность суду императивная, т.е. заинтересованное лицо вначале вправе обращаться в суд или вышестоящий орган и только если его жалоба не будет разрешена в установленные сроки либо, если он недоволен принятым решением, заявление в суд подается в течение месяца со дня нарушения прав и интересов гражданина. В отличие от других категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений, при подаче жалоб на основании ст. 2391 ГПК уплачивается госпошлина в размере 15% минимального размера оплаты труда. Суд рассматривает жалобу в 10-дневный срок с обязательным привлечением чиновника, чьи действия или постановления обжалуются. Его неявка не препятствует судебному разбирательству. В ходе разбирательства дела суд исследует документы, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление или совершено обжалуемое действие (бездействие), заслушивает объяснения заявителя и представителя органа государственной власти или местного самоуправления. В необходимых случаях заслушиваются свидетели.

При удовлетворении жалобы судья обязывает соответствующее должностное лицо устранить допущенное нарушение в месячный срок. В случае неисполнения применяются юридические санкции Закона об исполнительном производстве.

Особое производство.

Особое производство отличается от искового производства и производства по делам из публично-правовоых отношений, в основе которых лежит спор о материальном праве. Это основное отличие обусловливает ряд процессуальных особенностей, которыми характеризуется особое производство. В делах искового производства предметом судебной защиты является субъективное право, а следовательно, и законный интерес, опосредованный этим субъективным правом. Но в исковом производстве охраняемый законом интерес может выступать в качестве самостоятельного предмета судебной защиты. В правоведении под охраняемым законом интересом понимаются социальные потребности, взятые законом под свою охрану не путем предоставления их носителю субъективных материальных прав, а предоставлением им (или другим лицам) права прибегнуть к судебной или иным правовым формам защиты. Так, в соответствии со ст. 152 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а по заявлению заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти (п. 1). Гражданское законодательство предусматривает возможность охраны интересов лица, изображенного в произведениях изобразительного искусства (ст. 514 ГК 1964 г.). В приведенных и других предусмотренных законом случаях защита судом законного интереса в исковом порядке представляет конечную цель судопроизводства, равнозначную защите субъективного права.

В делах особого производства охраняемый законом интерес заявителя является самостоятельным предметом судебной защиты. При этом защита интереса в особом производстве нужна заявителю не ради самой защиты, а для осуществления или приобретения субъективного права в будущем. Например, гражданину необходимо установить в судебном порядке факт нахождения его на иждивении умершего потому, что состоявшееся решение по его заявлению послужит основанием для признания его наследником по закону. В особом производстве может быть установлен сравнительно большой круг доказательственных фактов, т.е. таких, из существования которых можно сделать вывод о наличии (или отсутствии) искомых (юридических) фактов. Например, факт рождения человека является юридическим фактом, влекущим правовые последствия, а факт регистрации рождения – доказательственный. Сущность особого производства состоит в защите юридических интересов путем установления юридических или доказательственных фактов. При рассмотрении дел особого производства нельзя одновременно подтверждать наличие факта и права заинтересованного лица, которое вытекает из данного факта. Поэтому, если при рассмотрении дела особого производства возникает спор о праве, подведомственный судам общей юрисдикции, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях (ч. 3 ст. 246 ГПК). Для особого производства характерно то, что юридическая заинтересованность заявителя имеет значение предпосылки права на судебную защиту. В отношении отдельных категорий дел особого производства закон четко определяет круг заинтересованных лиц, по заявлению которых может быть возбуждено судопроизводство (ст. 258, 274 ГПК, ч. 2 п. 3 ст. 225 ГК). Состав лиц, участвующих в особом производстве, отличается от состава лиц, участвующих в исковом производстве. Поскольку в делах особого производства отсутствует спор о праве, то нет и сторон (истцов и ответчиков), и третьих лиц. Участвуют только заявители и заинтересованные лица. Прокурор также может участвовать в рассмотрении дел особого производства, но в рассмотрении некоторых дел он обязан участвовать в силу закона.

При подаче заявления по делам особого производства взыскивается государственная пошлина в размере 10% минимального размера оплаты труда. В порядке особого производства рассматриваются только те дела, которые прямо отнесены законом к этому виду судопроизводства. Так, ст. 262 ГПК к рассматриваемым в порядке особого производства относит дела: 1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение; 2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим; 3) о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным; 4) о признании имущества бесхозяйным; 5) об установлении неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния; 6) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении; 7) о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.006 с.)