Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа по формированию речевого слуха
Парамонова Г.В. и Гвоздев А.Н. указывают, что одной из частых причин задержки «возрастного косноязычия» у детей является затруднение в слуховой дифференциации звуков речи (то есть в различении их на слух). Эти затруднения выражаются в том, что ребенок как бы не улавливает различия в звучании сходных звуков (С-3, С-Ц, Р-Л и др.). По этой причине слова типа миска – мишка и лак – рак, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Если положить перед таким ребенком две картинки, на одной из которых нарисован мишка, а на другой изображена миска, и попеременно их называть, то ребенок не сможет показать соответствующую картинку. Он будет показывать картинки наугад, вопросительно поглядывая при этом на взрослого и не зная, чего от него хотят. При этом ребенок хорошо понимает разницу в самом значении слов, о чем говорит полное исчезновение затруднений в показе картинок при малейшей подсказке [4]. Так, если попросить ребенка показать плюшевого мишку и синюю миску, то он сразу и без труда справится с заданием, ориентируясь на значение «подсказывающих» слов – плюшевый и синяя. Изолированно же взятые слова миска и мишка могут быть дифференцированы на слух только при условии различения звуков С и Ш, поскольку все остальные звуки в этих словах произносятся одинаково. Но если ребенок не улавливает никакого различия в звучании С и Ш, то есть если эти звуки кажутся ему одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению с С) артикуляцией звука Ш, поскольку произношение суба вместо шуба кажется ему правильным и полностью его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков. По состоянию же артикуляторных органов ребенок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением звука. При этой форме нарушений звукопроизношения с началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме. Однотипные трудности возникают и при чтении. Таким образом, в этих случаях на основе одного своевременно не устраненного нарушения речи появляются еще и новые.
Нормально развивающийся ребенок уже к двум годам способен дифференцировать на слух все звуки речи. Только благодаря этому он в раннем возрасте может различать такие сходные по звучанию слова, как папа, баба. Поэтому если в ходе проверки будет выяснено, что 3-4-летний ребенок, заменяющий в речи Ш на С, не может правильно показать, на какой из картинок нарисован мишка, а на какой – миска, то здесь мы имеем дело не с «возрастным косноязычием», а с патологией, которая до определенного возраста лишь маскируется под него. В этом случае ребенок не сможет самостоятельно овладеть правильным произношением звука Ш и нуждается в специальной помощи. В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы I этап узнавание неречевых звуков II этап различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз III этап различение слов, близких по своему звуковому составу IV этап дифференциация слогов V этап дифференциация фонем VI этап развитие навыков элементарного звукового анализа. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа умения определять количество слогов в слове отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры выделять ударный слог проводить анализ гласных и согласных звуков.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.006 с.) |