Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психотерапия патологических игроков

Поиск

В качестве профилактической меры могут служить рекомендации Калифорнийского совета по проблеме игровой зависимости.
1. Решите заранее, сколько времени и денег вы выделяете на азартную игру.
2. Играйте, осознавая, что вы скорее проиграете, чем выиграете, поэтому играйте на такую сумму, которую вы можете позволить себе потерять.
3. Принимайте обдуманные решения по поводу вашей игры - учитывайте случайности.
4. Расценивайте азартную игру как развлечение, а не как источник дохода.
5. Если вам достался хороший выигрыш - радуйтесь! Но напомните себе, что, вероятно, это больше никогда не повторится.
6. Не играйте в азартные игры, когда вы устали, вам скучно, вы взволнованы или сердиты.
7. Регулярно записывайте, сколько времени и денег вы потратили на азартную игру.
8. Воспринимайте вашу семью и друзей серьезно. Если они обеспокоены вашей игрой, они, возможно, видят что-то, чего вы не замечаете.
9. Играйте только на собственные деньги. Не одалживайте.
10. Осознайте, что в большинстве видов азартных игр вы не имеете влияния на ход игры, - результат случаен.
11. Во время игры прерывайтесь: пройдитесь, поешьте, выйдите на улицу, чтобы голова прояснилась.
12. Сохраняйте ясность мышления во время игры - ограничивайте потребление алкоголя.
13. Уравновешивайте азартную игру другими видами отдыха.
14. Идите играть вместе с тем, у кого нет проблем с азартными играми.
15. Не усугубляйте положение - не пытайтесь отыграть проигрыши.
16. Когда идете играть, не берите с собой кредитные и банковские карточки.
17. Установите себе лимит времени на игру.
18. Принимайте собственные решения по поводу азартных игр - не играйте из-за того, что другие так хотят.
19. Не используйте азартную игру как способ избежать негативных чувств или ситуаций.
20. Если вы озабочены своим пристрастием к азартной игре, поговорите с тем, кому вы доверяете.
Для изоляции игроголика от привычного окружения целесообразна госпитализация на 2-3 месяца, во время которой для купирования сопутствующего депрессивного синдрома обычно применяется литий, а также начинается психодинамическая терапия. Используется также имажинативная (лат. imago - образ) десенситизация, когда больной представляет себя способным воздержаться от игры в различных, все более провоцирующих ситуациях. Пациенту также дают парадоксальное предписание играть в соответствии со строгим режимом, разработанным терапевтом. Эффективна групповая психотерапия, направленная на работу с образами и эмоциями, а также с проблемами общения, поскольку аддикты обычно испытывают значительные затруднения в этих сферах. Эффективным является участие в группе взаимопомощи "Анонимные Игроки", работающей по принципу "Анонимных Алкоголиков". Используются публичные признания, групповое давление и пример бывших пациентов, бросивших игру.
Лечение начинается с 2-3 недельного курса индивидуальной поддерживающей терапии, направленной на преодоление фазы разочарования. Затем с пациентом и его семьей заключают контракт, согласно которому он обязуется сделать все возможное для избежания срыва. Проводится групповая терапия, фокусированная на коррекции манипулятивного поведения и выработке мотивации к участию в сообществе "Анонимных игроков", с помощью которого пациент решает свои финансовые и семейные проблемы.
В работе с патологическими игроками учитывают следующие терапевтические мишени. 1. Навязчивые мысли об игре, влечение к атмосфере игры. При неудовлетворении этих влечений возникает чувство дискомфорта, внутреннего напряжения. 2. Перевод с помощью игры субдепрессии в радость или злость на себя или ситуацию, чтобы оживить себя в ситуации риска, разрядиться, получить причину плохого настроения: не везет в игре. 3. Сверхценная идея быстрого и легкого обогащения. 4. Реализация фактора веры, надежды на выигрыш. 5. Авторитетная группа, разделяющая взгляды на риск, надежду и мифы о выигрыше. 6. Перенос значимой жизнедеятельности в атмосферу игры, неопределенности исхода, риска, с появлением чувства насыщенности и значимости бытия (Онг, 2002).
А. Щербаков с соавторами (2003) описывают четыре этапа психодраматерапии гемблинга. 1. Создание личного мифа о собственном болезненном состоянии, с обозначением Провокатора и Судьбы. 2. Работа с генограммой: интрапсихическое дистанцирование от семейного наследия. 3. Разыгрывание истории о собственном Большом марафоне. 4. Проработка раннего детского опыта и сегодняшних проблем.
В.В. Зайцев и А.Ф. Шайдулина (2003) разработали поэтапную программу терапии гемблинга. Диагностический этап включает постановку диагноза, определение стадии игровой зависимости, выяснение индивидуальных особенностей фаз игрового цикла. Психообразовательный этап посвящен осознанию пациентом невозможности вернуть свое первоначальное отношение к игре и необходимости полного отказа от игры. Пациенту рассказывают о причинах и симптомах заболевания, его течении и методах лечения, типичных ситуациях, провоцирующих срыв, а также о вариантах отношений с окружающими при отказе от игры. Пациенту предлагают живо вообразить свою жизнь, в которой никогда не будет игры. При этом его желание играть резко усиливается, он осознает, насколько трудно и сколь необходимо контролировать его.
Этап создания стратегий контроля над импульсом к игре направлен на понимание пациентом того, что: 1) с момента игрового срыва он не в состоянии проконтролировать свое поведение; 2) отсутствие осознаваемого желания играть не означает способности контролировать игровой импульс. Пациент обучается осознавать и различать постоянное желание играть и резкое ситуационное усиление игрового импульса под воздействием внешних обстоятельств. Контроль за игровым поведением достигается путем выработки у пациента способности замечать признаки надвигающегося срыва: усиление фантазий об игре, нарастание эмоционального напряжения, появление уверенности в выздоровлении.
Регуляция состояний транса достигается благодаря достижению пациентом понимания того, каким образом он вводит себя в состояние транса после принятия решения играть и как он может контролировать этот процесс. Работа над ошибками мышления заключается в выявлении иррациональных установок, связанных с игрой, анализе мотивов поведения, касающихся игры и ее последствий. Этап планирования состоит в составлении программы ближайших жизненных задач: выплата долгов, восстановление финансового благополучия, нормализация рабочих отношений. Для профилактики срыва важно обсудить причины прежних срывов и выработать мотивацию к постановке задачи контроля игрового поведения и шире - овладения навыками эмоциональной саморегуляции.
Пример. Молодого человека привела на консультацию сожительница. Родители - трудоголики, разведены; мать всегда тревожно контролировала и чрезмерно опекала сына, часто упрекала его за сходство с отцом. В детстве дети неохотно играли с мальчиком из-за его экземы, и он "подкупал" их старинными серебряными монетами, которые крал дома. В восьмом классе оставил учебу, время проводил в компании наркоманов, употреблял гашиш, был наперсточником. Получил освобождение от службы в армии в связи с экземой кистей, в то же время освоил профессию ювелира, предполагающую работу с вредными химикатами. Выполняя очередной заказ, трудился сутками без сна, пока не был удовлетворен своей работой. Несмотря на хороший заработок, жил на иждивении матери-пенсионерки, а затем - сожительницы, так как полученные деньги сразу же проигрывал на игровых автоматах. Использовал для игры авансы, полученные от заказчиков, занял большую сумму денег у сожительницы. Перед игрой впадал в транс, "ноги сами несли к автомату". После проигрыша им овладевали фантазии о том, как он отыграется в следующий раз. Сожительница настояла, чтобы он отдавал деньги ей, и тогда он начал утаивать от нее часть заработка. Пил много пива и курил, периодически употреблял гашиш. Снизилось либидо, начал коллекционировать порножурналы, пользоваться услугами "Секса по телефону". Из-за постоянных опозданий и прогулов потерял работу. После конфликта с сожительницей переехал жить к бабушке, которая вскоре умерла, оставив внуку завещание, как распределить ее сбережения среди родственников. Перед смертью бабушки, когда она впала в забытье, пациент впал в состояние транса и пришел в себя только после того, как проиграл все деньги бабушки в автомате. Во время игры им владела фантазия, что теперь он богаче и сильнее автомата, отыграет все, что проиграл раньше и расплатится с долгами, а бабушкины деньги раздаст в соответствии с ее волей.
После проигрыша почувствовал себя опустошенным, как будто жизнь уже кончена. Напился, "чтобы или хоть что-нибудь почувствовать, или стать совсем бесчувственным". Потом казалось, что пачки бабушкиных денег существовали лишь в его воображении. Родственникам представил виновным в пропаже денег своего дядю, который навещал бабушку перед ее смертью. В результате у дяди произошел инфаркт миокарда. Признался в своем поступке сожительнице, которая приняла его к себе с условием, что он начнет лечение.
В последующих индивидуальных беседах пациент рассказал о своем ощущении, что в нем живет "плохой человек", который сильнее "хорошего". Его девушка пытается подавлять "плохого человека", но это вызывает обратный эффект. Психотерапия была направлена на ликвидацию чувства неполноценности, связанного с экземой, гармонизацию интимно-личных отношений, переориентацию на социальные достижения. Девушке пациента было рекомендовано поддерживать в нем "хорошего человека". В течение двух лет проводилась индивидуальная и супружеская терапия, ассертивный тренинг, поддерживающая терапия. Был установлен ассоциативный ряд: хорошее отношение компании сверстников за серебряные монеты, украденные у вечно занятых родителей - долгий звон сыплющихся из чрева бесчувственного автомата выигранных монет - красивое украшение, сделанное своими руками из неподатливого серебра. Прекратил играть и употреблять гашиш, оформил брак с сожительницей, которая забеременела, начал копить деньги для улучшения жилищных условий, сдал экзамены за 10-й класс, поступил в художественное училище.
"Зависимость - это болезнь и ее (на сегодняшний день) нельзя вылечить, но с ней можно научиться жить."

 

Если сочтете возможным, то приобретите книгу "Как избавиться от пристрастия к азартным играм" (авторы В.В.Зайцев, А.Ф.Шайдулина, Издательство "Нева", 2003 год). Там Вы можете найти сведения об игромании, а также некоторые рекомендации для близких игроков.

 

История азартных игр

В обществе всегда было настороженное отношение к азартным играми, поэтому государство всегда следило за тем, чтобы азартные игры "не происходили публично, не привлекали обширного круга людей и не отражались, таким образом, тяжело на материальном благосостоянии массы населения" (из словаря Брокгауза и Эфрона).
Вообще, мало кто на сегодняшний день может сказать, когда впервые появились азартные игры. Уже Мохамед(570-632) предупреждал, что вино и азартные игры "Проделки дъявола". Имеются отдельные сведения о распространении азартных игр у древних греков, особенно среди коринфян. В Спарте азартные игры были запрещены. В Древнем Риме существовало постановление, согласно которому деньги, проигранные в азартных играх, могли быть возвращены по требованию человека, проигравшего их.
Игорные дома впервые возникли в XII веке в Италии. Наибольшего распространения азартные игры получили в XIII-XIV веках в Германии. Это объясняется тем, что в большинстве мелких германских государств игорные заведения были поощряемы правительствами, так как способны были платить значительные налоги. Причем деятельность данных заведений совершенно не регулировалась государством. Так, например, если на оплату проигрыша имущества не хватало, то человек мог быть продан в рабство, а деньги, вырученные от сделки, шли на оплату долга.. Национальное собрание во Франкфурте в 1849 году вынесло решение об ограничении расположения игровых казино. После этого азартные игры такие, как рулетка, находились только на курортах, где в неё могли играть исключительно отдыхающие. Вплоть до 1 июля 1868 года Германия пользовалась печальной известностью, благодаря своим игорным домам в Баден-Бадене, Висбадене, Гамбурге и других городах. Только после объединения Германии легальные игорные дома исчезли.
Склонность к азартным играм не является "новым видом зависимости".В Европе в то время она занимала второе место среди известных тогда видов зависимостей. В конце позапрошлого столетия их было всего четыре:
· Зависимость от алкоголя
· Зависимость от азартных игр
· Зависимость от морфия
· Зависимость от кокаина

В 1936 году немецкий врач Габриел написал в своей монографии, что зависимость к азартным играм является редко встречаемой проблемой. До 1933 года игровые казино в Германии были полностью запрещены, и были разрешены лишь в немногих странах. Раньше участие в азартной игре ограничивалось финансовыми возможностями игрока. После появления в 70-х годах современных психологически рафинированных монетных автоматов стало ясно, что относительно низкая стоимасть игры способствовала развитию зависимости. В 80-х годах к врачам-психиатрам стало обращаться большое количество людей с одинаковыми проявлениями. Все эти пациенты были зависимы от игры на монетных автоматах. И уже в 1983 году врач-психиатр Майер сделал вывод, что речь идёт о типичной зависимости от азартных игр, такой же, как и давно забытая зависимость от рулетки.
В настоящее время клиническая реальность такова: в Германии- алкоголизм, наркомания и игромания -это три ведущих проблемы среди зависимостей.
А в России? Из воеводских наказов XVII века видно, что игравших в азартные игры наказывали кнутом, а карты отбирались и сжигались. При Петре I первоначально военным было строго воспрещено играть в карты или кости на деньги, а потом данный запрет был распространен на всех. Это распоряжение было подтверждено при императрице Анне Иоанновне 23 января 1733 года: "Чтобы никто, съезжаясь в партикулярных и вольных домах, как на деньги, так на пожитки, дворы и деревни и на людей ни в какую игру не играли". Треть взыскиваемого штрафа назначалась доносителю. Этими мерами надеялись противодействовать всё большему распространению азартных игр.
Более активные меры начали предприниматься во времена царствования Александра I. Петербургскому и Московскому генерал-губернаторам повелевалось неослабно наблюдать, чтобы не было азартных игр, виновных - отдавать под суд, а имена их называть самому Императору. Полиция должна была при расследовании каждого случая выяснить вид азартной игры, место проведения, количество участников, имена, обстоятельства, при которых происходила игра. Такое отношение сохранялось вплоть до Октябрьской Революции, поле которой также был издан указ о запрещении азартных игр. И в течение почти 70 лет азартные игры официально не существовали в нашем государстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.011 с.)