Глава 1. Государственное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Государственное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности



Содержание

 

Введение

Глава 1. Государственное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности

Правовые основы нотариальной деятельности

Финансирование нотариата. Налогообложение нотариальной деятельности

Государственный контроль за деятельностью нотариата

Глава 2. Органы нотариального самоуправления

Федеральная Нотариальная Палата

Нотариальная Палата субъекта РФ

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Современные рыночные отношения в России, обострение отношение товарооборота, приобретения и отчуждения собственности, различного имущества, а также неимущественных прав, способствует усилению роли нотариата. Этот институт юстиции стал чрезвычайно популярным. Преимущества нотариальной защиты осознаются сегодня обывателями, желающими оградить себя от возможных споров, проблем и сложностей, желающих защитить свои имущественные права: в нотариальные конторы идут, чтобы заверить договор купли-продажи недвижимости, брачный договор, завещание, доверенность.

Ежегодно в нашей стране совершается более 50 миллионов нотариальных действия - это значит, что каждый третий житель России обращается к нотариусу по тому или иному вопросу. Нотариус - наиболее «народный» представитель юридической профессии.

Актуальность изучения правовых основ деятельности российского нотариата основывается на нескольких положениях. Во-первых, российский нотариат является членом международного союза латинского нотариата, объединяющего более шестидесяти государств и занимающегося вопросами сближения национального законодательства, распространением положительного опыта в нотариальной сфере. Свободный нотариат, нотариат латинского типа, является единственной формой нотариата, которая отвечает потребностям демократического государства. Российский нотариат, как и во всех странах латинского нотариата, является институтом предупреждения правосудия. Что это значит - это значит, что нотариат является способом не доводить дело до суда. Деятельность нотариуса и направлена на то, чтобы не было споров между людьми. Поэтому государству надо знать потенциал нотариата и использовать его.

Исходя из этого важно определить, достаточно ли на законодательном уровне определены функции нотариата как института превентивного правосудия, соответствует ли российской законодательство о нотариате международным нормам.

Целью данного дипломного исследования является изучение организационно-правовых основ деятельности нотариата в современной России в частности и его основного субъекта - нотариуса. Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

Определить правовые основы нотариальной деятельности

·   Рассмотреть финансирование нотариата и налогообложение нотариальной деятельности

·   Рассмотреть виды государственного контроля за деятельностью нотариата

·   Определить статус, положение и деятельность

o Федеральной Нотариальной Палаты

o Нотариальной Палаты субъекта РФ

Объектом исследования являются отношения по поводу организации нотариальной деятельности в Российской Федерации. Предметом исследования являются национальные нормативно-правовые акты, регулирующие нотариальную деятельность.

Структура работы определена поставленными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников.

При написании использовался пласт российского законодательства о нотариате, учебная и научная литература современных и классических авторов, периодические издания, электронные источники с сервера Федеральной нотариальной палаты.


Глава 1. Государственное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности

 

Рассмотрев правовые основы деятельности Нотариальной Палаты субъекта РФ мы пришли к выводу, что в основном ее деятельность похожа на деятельность Федеральной нотариальной палаты условно кончено же.

 


Заключение

 

Возникновение нотариата исторически было обусловлено становлением гражданского общества, необходимостью обеспечения его субъектам реальной возможности осуществления их прав и выполнения обязанностей.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Приведенное законодательное положение вместо определения термина "нотариат" указывает на цели нотариата - защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц - и на способы достижения данных целей. Не содержится легального определения термина "нотариат" и в положениях иных актов российского законодательства.

Рассмотрев правовую природу нотариата, можно сделать некоторые обобщенные выводы.

Во-первых, нотариат выполняет некоторые полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени Российской Федерации.

Во-вторых, нотариат представляет собой уникальный институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет ярко выраженное частноправовое содержание.

В-третьих, наряду с частноправовым содержанием деятельности, нотариат организационно не входит в систему органов государственной власти, что позволяет определить его место в совокупности правовых явлений России как правового института, независимого от государства и действующего на принципах самоуправления.

В-четвертых, особенность российского нотариата - наличие двух категорий нотариусов: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой. Определяющая тенденция в развитии нотариата в Российской Федерации выражается в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии ("латинскому нотариату"). Сохранение государственного нотариата объясняется, на наш взгляд, лишь замедленными темпами преодоления исторически сложившихся традиций и трудностями материально-технического плана.

Кроме того, нотариат можно определить и как самоуправляющееся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющее деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости.

Итак, обозначим основные выводы по работе.

Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариат в России имеет долгую историю, но только сравнительно недавно сама организация, система и деятельность нотариальных органов стали походить на традиционный нотариат латинского типа, призванный отвечать потребностям демократического общества с рыночной экономикой.

Пласт современного законодательства о нотариате возглавляется принятыми в 1993 году Основами законодательства о нотариате. Данный нормативный акт в настоящее время признается не весьма отвечающим требованиям современной действительности, поэтому нотариальными палатами и законодателем предпринимаются пути совершенствования законодательства. Существует несколько проектов федеральных законов о нотариате, да и в целом, система российского нотариата нуждается, по мнению непосредственных ее участников, в серьезных модификациях.

Основная линия реформирования нотариальной системы направлена на то, чтобы сделать нотариат полноценным и полновесным инструментом превентивного правосудия - способом защиты прав граждан и юридических лиц без обращения их в суд.

 


Список литературы

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445,

.   "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301,

.   "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410,

.   Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

.   "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16,

.   "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 28.06.2009) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532,

.   "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 19.07.2009) // Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

.   "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 17.12.2009) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340,

.   Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О некоммерческих организациях" (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2009) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145,

.   Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об общественных объединениях" (принят ГД ФС РФ 14.04.1995) // "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930,

.   Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431,

.   Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ред. от 23.11.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 18 октября 1999г. - №42. - Ст.5005.

.   "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 19.07.2009) // "Российская газета", N 49, 13.03.1993

.   Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации - 13 августа 2001г. - №33 (Часть I) - Ст. 3430.

15. Федеральный закон от 02.11.2004 N 127-ФЗ (ред. от 24.07.2007, с изм. от 24.07.2009) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 20.10.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008) <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=71207> // «Собрание Законодательства РФ». 2004. № 45. Ст. 4377.

.   Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 23.10.2008) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=81155> // «Собрание законодательства РФ». 2004. № 42. Ст. 4108.

.   Приказ Минюста РФ от 26 октября 1998 г. №150 «Об утверждении Порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности» // Российская газета - 24 ноября 1998 г.

.   Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. №179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации - №7 - 2000 г.

Специализированная литература

19. Авдеенко Н.И., Кабанова М.А. Нотариат в СССР. Л., 1984.

.   Алферов И.А. Возникновение и развитие нотариальных учреждений в России // Законодательство, 2006, №1.

.   Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999.

.   Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб: «Питер», 2002.

.   Гражданский процесс России: Учебник / Под ред. М.А. Викут. - М.: Юристъ, 2004.

.   Зайцева Т.Н., Галеева Р.Ф., Яркое В.В. Настольная книга нотариуса. В 2 т. М., 2000.

.   Зацепина С.А. Очерк истории советского нотариата // Нотариальный вестник, 1999, № 5-6

.   Исаев И.А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-30-е годы). М., 1984.

.   Козуб Т. Р. Взаимодействие органов государственной власти и нотариата в Российской Федерации. Дисс.... канд. юрид. наук. М, 1996.

.   Ляпидевский Н. История нотариата. М., 1875.

.   Монтеро Х.-П. Президент - судье // Нотариальный вестник. 1999. № 1-2.

.   Мурадьян Э.М. Нотариальные и судебные процедуры. - М.: Юристъ, 2006.

.   Настольная книга нотариуса. Том I. Учебно-методическое пособие. (2-е изд., испр. и доп.)- М.: Издательство БЕК, 2003.

.   Патращук Ж.В. Защита конституционных прав человека и гражданина нотариатом Российской Федерации. Дисс.... канд. юрид. наук. М., 2003.

.   Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. М., 1998.

.   Репин В. С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. М., 1998.

.   Решетникова И.В., Яркое В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. М., 1999. С. 253.

.   Селянин А.В. Нотариат. Краткий курс. - Спб, «Питер», 2004.

.   Скрипилев Е. Слово «нотариус» - латинского происхождения // Российская юстиция, 2003 - №5

.   Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. М., 2001.

.   СтешенкоЛ.А., Софроненко К.А. Государственный строй России в первой четверти XVIII в. М., 1972.

.   Тарбагаева Е.Б. Нотариат в Российской Федерации. СПб., 2001.

.   Цицерон. Избранные сочинения. М., 1975.

.   Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999.

.   Шаповалова Л.Л. Становление и развитие нотариата в России (историко-правовой анализ). Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000.

.   Юдельсон К.С. Советский нотариат. М., 1959.

Материалы судебной практики

45. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1242

.   Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Российская газета. - 13 марта 1993г.

.   Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 июня 1998г. - №22. - Ст.2491.

.   Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2001 г. №150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Октябрьского районного суда города Ижевска о проверке конституционности пункта 2 статьи 339 ГПК РСФСР, пункта 13 статьи 35, статей 89 и 93 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2002г. - №2.

.   Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. №36-О «По запросу Калининского федерального районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности части четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1999г. - №3.

.   Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. № 10.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Государственное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности

Правовые основы нотариальной деятельности

Финансирование нотариата. Налогообложение нотариальной деятельности

Государственный контроль за деятельностью нотариата

Глава 2. Органы нотариального самоуправления

Федеральная Нотариальная Палата

Нотариальная Палата субъекта РФ

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Современные рыночные отношения в России, обострение отношение товарооборота, приобретения и отчуждения собственности, различного имущества, а также неимущественных прав, способствует усилению роли нотариата. Этот институт юстиции стал чрезвычайно популярным. Преимущества нотариальной защиты осознаются сегодня обывателями, желающими оградить себя от возможных споров, проблем и сложностей, желающих защитить свои имущественные права: в нотариальные конторы идут, чтобы заверить договор купли-продажи недвижимости, брачный договор, завещание, доверенность.

Ежегодно в нашей стране совершается более 50 миллионов нотариальных действия - это значит, что каждый третий житель России обращается к нотариусу по тому или иному вопросу. Нотариус - наиболее «народный» представитель юридической профессии.

Актуальность изучения правовых основ деятельности российского нотариата основывается на нескольких положениях. Во-первых, российский нотариат является членом международного союза латинского нотариата, объединяющего более шестидесяти государств и занимающегося вопросами сближения национального законодательства, распространением положительного опыта в нотариальной сфере. Свободный нотариат, нотариат латинского типа, является единственной формой нотариата, которая отвечает потребностям демократического государства. Российский нотариат, как и во всех странах латинского нотариата, является институтом предупреждения правосудия. Что это значит - это значит, что нотариат является способом не доводить дело до суда. Деятельность нотариуса и направлена на то, чтобы не было споров между людьми. Поэтому государству надо знать потенциал нотариата и использовать его.

Исходя из этого важно определить, достаточно ли на законодательном уровне определены функции нотариата как института превентивного правосудия, соответствует ли российской законодательство о нотариате международным нормам.

Целью данного дипломного исследования является изучение организационно-правовых основ деятельности нотариата в современной России в частности и его основного субъекта - нотариуса. Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

Определить правовые основы нотариальной деятельности

·   Рассмотреть финансирование нотариата и налогообложение нотариальной деятельности

·   Рассмотреть виды государственного контроля за деятельностью нотариата

·   Определить статус, положение и деятельность

o Федеральной Нотариальной Палаты

o Нотариальной Палаты субъекта РФ

Объектом исследования являются отношения по поводу организации нотариальной деятельности в Российской Федерации. Предметом исследования являются национальные нормативно-правовые акты, регулирующие нотариальную деятельность.

Структура работы определена поставленными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников.

При написании использовался пласт российского законодательства о нотариате, учебная и научная литература современных и классических авторов, периодические издания, электронные источники с сервера Федеральной нотариальной палаты.


Глава 1. Государственное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.045 с.)