Эталоны к клиническим ситуациям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эталоны к клиническим ситуациям



1. д

2. в

3. б

 

 

Тема № 4 Врожденные пороки развития и малые аномалии развития мочевых органов у детей

2. Цель:  формирование у студентов знаний по клинике и диагностике ВПР и МАР почек и мочевыводящих путей

3.Задачи обучения:

Когнитивный компонент (знания)

· формировать у студентов клиническое мышление в вопросах патогенеза, механизмов развития заболевания в зависимости от характера анатомического порока развития органов  мочевыводящей  системы у детей

· формировать знания по основным клиническим симптомам ВПР и МАР почек и мочевыводящих путей

· обучить алгоритму диагностики ВПР и МАР почек и мочевыводящих путей

Операционный компонент (навыки и умения)

· формирование умений по выявлению в более ранние сроки характерных клинических признаков заболеваний и интерпретации результатов исследования больных с ВПР и МАР почек и мочевыводящих путей

· научить студентов на основании анамнеза заболевания, клинических и физикальных данных определить ВПР и МАР почек и мочевыводящих путей

· научить студентов, используя свои знания клиники и лабораторно-инструментальной диагностики назначить медикаментозную терапию, организовать уход за больным с ВПР и МАР почек и мочевыводящих путей

· Коммуникативные навыки

- развитие навыков работы в команде

Компонент самообразования и самосовершенствования

- Повышать уровень профессионального образования путем самостоятельного обучения медицинской литературы, использования интернета, подготовкой презентаций, составления тестовых заданий и клинических ситуаций, формировать профессиональную речь.

4.Основные вопросы темы:

- Причины формирования врожденных и приобретенных пороков развития и малых аномалий развития мочевых органов у детей.

- Основные виды врожденных аномалий развития почек у детей: аномалии количества и величины и размеров почек.

- Виды врожденных аномалий положения и ориентации почек у детей.

- Основные виды врожденных аномалий формы почек у детей.

- Виды врожденных аномалий развития структуры (дифференцировки) почечной паренхимы у детей.

- Основные виды врожденных аномалий развития почечных сосудов у детей

- Основные виды врожденных аномалий развития мочеточников (аномалии количества, строения и формы, расположения и впадения мочеточников) у детей.

- Основные виды врожденных аномалий развития мочевого пузыря у детей.

- Клинико-лабораторные особенности ВПР и МАР почек и мочевыводящей системы у детей

- Алгоритм диагностики ВПР и МАР почек и мочевыводящих путей у детей

5.Методы преподавания: устный опрос, тестирование, комбинированный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах, курация больных, презентация, работа с мультимедийными базами данных.

Методы и формы обучения:

№ п/п Используемый метод обучения Результат
1 Работа в малых группах На основе полученных знаний формирование способности работать в команде с высказыванием своего мнения
2 Разбор тематических больных или копии истории болезни На основе полученных знаний формирование навыков общения с больным или его родителями, выбора методов диагностики и лечения в зависимости от выявленной патологии с учетом соблюдения этических норм в свете конвенции о правах ребенка, законов РК об охране здоровья матери и ребенка
3 Решение ситуационных задач Научить студентов, используя свои знания клиники и лабораторно-инструментальной диагностики, выявить причину,     медикаментозную терапию, организовать уход за больным с ВПР и МАР почек и мочевыводящей системы
4 Презентации Повышение уровня профессионального образования

Литература:

Основная:

1. Шабалов Н.П. Детские болезни. Учебник. 6-е издание. 2006 г., С-Пб. – 2-й том.

2. Хабижанов Б.Х., Хамзин С.Х. Педиатрия (оқулық). – Алматы, 2005 ж.

Дополнительная:

1. Тератология человека. Руководство для врачей / Под ред.Г.И.Лазюка. – М.: Медицина, 1991. – 480 с.

2. Ю.И. Барашнев, В.А. Бахарев, П.В. Новиков. Диагностика и лечение врожденных и наследственных заболеваний у детей. путеводитель по клинической генетике).- М. «Триада - Х» 2004.

3. Возианов А.Ф. Основы нефрологии детского возраста. Киев, 2002 г.

4. Калмин О.В., Михайлов А.В., Степанов С.А., Лернер Л.А.Аномалии развития органов и частей тела человека. – Саратов, Изд-во СГМУ, 1999. – 184 с.

5. Козлова С.И., Демихова Н.С., Семенова Е.Л., Блинникова О.Е. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. – М.: Практика, 1996. – 416 с.

6. Патологическая анатомия болезней плода и ребенка. Руководство для врачей в 2 томах / Под ред. Т.Е.Ивановской, Л.В.Леоновой. – М.: Медицина, 1989. – Т. 1. – 384 с.

На английском языке

Основная:

1. NelsonPediatricstextbook 17 International edition, 2005

2. Chaurasia D.D. – Pediatrics for students. Practitioners, 2000

3. Ghai Essential Pediatrics 6 th Edition Revised Enlarged, 2005

 

4. Контроль:

Методы оценки освоенных компетенций:

№ п/п Используемый метод оценки Оцениваемая компетентность
1 Решение тестовых заданий Когнитивный компонент: освоенные знания по теме занятия
2 Клинический разбор больного или копии истории болезни Когнитивный, операционный, аксиологический, правовой компоненты
3 Решение ситуационных задач Когнитивный, операционный, аксиологический, правовой компоненты
4 Подготовка презентации Способность к самообразованию

 

Вопросы:

1. Определение понятия врожденных пороков развития пороков развития и малых аномалий развития мочевых органов у детей.

3. Пинципы классификаций врожденных пороков развития и малых аномалий развития мочевых органов у детей.

4. Основные виды врожденных пороков развития и малых аномалий развития мочевых органов у детей.

5. Основные клинические синдромы и симптомы врожденных пороков развития и малых аномалий развития мочевых органов у детей.

6. Алгоритм обследования больного при подозрении врожденных пороков развития и малых аномалий развития мочевых органов у детей.

7. Какими заболеваниями проводят дифференциальную диагностику врожденных пороков развития и малых аномалий развития мочевых органов у детей.

8. Современные подходы к терапии. 

9. Исходы. Прогноз.

 

№ п/п Этап занятия Средства проведения занятия Хронометраж
1 Организационная часть: ознакомление с темой и планом проведения занятия, контроль посещаемости Тематический план практических занятий, учебный журнал 8.00-8.05
2 Оценка теоретических знаний по теме занятия путем решения тестовых заданий Тестовые задания 8.05-8.30
3 Самостоятельная работа студентов: · Клинический разбор тематического больного или копии истории болезни · Работа в малых группах · Работа с мультимедийными базами                данных.   Больные с нарушением белкового обмена или копии истории болезни, литература по теме, мультимедийные данные 8.30-11.10
4 Перерыв   11.10-11.40
5 Совместная работа с преподавателем: · Разбор тематических больных или копии истории болезни · Обсуждение презентаций · Решение ситуационных задач Учебная тетрадь с отраженными данными по результатам и интерпретации обследования больного, по назначенному лечению; подготовленные презентации; ситуационные задачи 11.40-13.20
6 Подведение итогов занятия с оценкой освоенных компетенций Учебный журнал, критерии оценки компетенций 13.20-13.25
7 Задание на следующее занятие Методические рекомендации для практического занятия № 6 13.25-13.30

Итого

6 академических часов (300 мин)

 

Тестовые задания

1. Причины ПМР, КРОМЕ:

а) врожденная несостоятельность клапанного механизма мочеточниково-пузырного сочленения

б) нейрогенный мочевой пузырь

в) камни мочевого пузыря

г) эктопия мочеточника

д) нефроптоз

 

2. Причины врожденных пороков развития почек, КРОМЕ:

а) мутации наследственных структур

б) возраст родителей

в) вирусы

г) лекарственные вещества

д) число беременностей

 

3. Агенезия почки это:

а) отсутствие органа при наличии сосудистой ножки

б) полное отсутствие органа

в) уменьшение относительной массы органа с нарушением его структуры

г) уменьшение относительной массы органа без нарушения его структуры

д) расположение органа в нетипичном месте

 

4. Аплазия почки это:

а) полное отсутствие органа

б) отсутствие органа при наличии сосудистой ножки

в) уменьшение относительной массы органа без нарушения его структуры

г) нарушение темпов развития органа

д) увеличение числа органов или части их

 

5. Простая гипоплазия почки это:

а) увеличение органа

б) расположение органа в нетипичном месте

в) уменьшение относительной массы органа с нарушением его структуры

г) уменьшение относительной массы органа без нарушения его структуры

д) полное отсутствие органа

 

6. Диспластическая гипоплазия почки это:

а) расположение органа в нетипичном месте

б) ускорение темпов развития органа

в) отсутствие органа при наличии сосудистой ножки

г) уменьшение относительной массы органа без нарушения его структуры

д) уменьшение относительной массы органа с нарушением структуры

 

7. Врожденные анатомические  аномалии почек можно диагностировать следующими методами, КРОМЕ:

а) УЗИ

б) внутривенной урографией

в) цистоскопией

г) обзорной рентгенографией органов брюшной полости

д) компьютерной томографией

 

8. Клинические симптомы при нефроптозе, КРОМЕ:

а) боли в животе и пояснице

б) дизурия

в) почка пальпируется в положении стоя

г) боли в   пояснице

д) протеинурия

 

9. Клинические симптомы при гипоплазии почек, КРОМЕ:

а) боли в животе

б) увеличение почки

в) отставание в физическом развитии

г) стигмы дизэмбриогенеза

д) полиурия

 

10. Агенезия почек двусторонняя называется синдромом:

а) Лоу

б) Луи-Барр

в) Поттера

г) Дауна

д) Баррета

 

11. Аутосомно-рецессивный поликистоз почек у детей часто протекает с, КРОМЕ:

а) поликистозом печени

б) фиброзом печени

в) ХПН

г) пиелонефритом

д) пролапсом митрального клапана

 

12. С целью антенатальной диагностики поликистозной болезни почек применяют методы (2):

а) ЭКГ

б) генетический анализ, УЗИ-плода

в) ядерно-магнитный резонанс

г) компьютерную томографию

д) рентгенографию плода

 

13. Какое исследование из ниже перечисленного является НАИБОЛЕЕ первоочередным для диагностики пузырно-мочеточникового рефлюкса?

а) цистоскопия

б) цистоуpетpогpафия

в) внутривенная уpогpафия

г) ретpогpадная пиелогpафия

д) ультpазвуковое исследование

 

14. Какое исследование является НАИБОЛЕЕ первоочередным для оценки состояния почек и верхних мочевых путей?

а) УЗИ почек

б) цистография

в) цистоскопия

г) сцинтиграфия

д) экскреторная урография

 

15. Реакция мочи (РН) в норме:

а) 3.0 - 5.0

б) 5.0 - 6.0

в) 4.6 - 7.4

г) 6.0 - 8.0

д) 2.0 - 4.0

 

16. Относительная плотность мочи зависит от:

а) функции почечных канальцев

б) функции почечных клубочков

в) относительной молекулярной массы растворенных в ней веществ

г) функции дистальных канальцев и от относительной молекулярной массы растворенных в ней веществ

д) функции почечных клубочков и от относительной молекулярной массы растворенных в ней веществ

 

17. Посев мочи на флору считается достоверным, если:

а) бактерии в моче отсутствуют

б) количество бактерий в 1 мл мочи более 100 тысяч клеток

в) количество бактерий в 1 мл мочи более 10 тысяч клеток

г) количество бактерий в 1 мл мочи менее 5 тысяч клеток

д) количество бактерий в 1 мл мочи более 50 тысяч клеток

 

18. У девочки 5 лет с болями в животе бугристое образование в правом подреберье. Отстает в физическом развитии, симптомы интоксикации умеренное. В ОАМ микрогематурия, протеинурия, уд.вес 1011-1016. Предполагаемый диагноз:

а) нефроптоз справа

б) поликистозная болезнь

в) острый пиелонефрит

г) болезнь Берже

д) синдром Альпорта

 

19.Длительность поддерживающей антибактериальной терапии у детей с ПМР до 3-х лет составляет:

а) 1-2 месяца

б) 3-6 месяцев

в) до 8 месяцев

г) 1 год

д) 2 года

 

20. К аномалиям структуры почек относятся все, КРОМЕ:

а) простая гипоплазия

б) дисплазия

в) галетообразная почка

г) поликистоз

д) олигомеганефрония

 

21. Различают следующие аномалии положения почек, КРОМЕ:

а) галетообразной

б) поясничная

в) тазовая

г) подвздошной

д) грудная

 

22. Первым мероприятием при лечении острого вторичного пиелонефрита       

 является:

а) восстановление пассажа мочи из почки

б) препараты улучшающие микроциркуляцию крови

в) «холод» на поясничную область

г) физиолечение

д) дезинтоксикационная терапия

 

Клинические ситуации

1. Саша Л., 4 года. Жалобы на слабость, вялость, тошноту, уменьшение выделения мочи, увеличение живота. УЗИ почек: увеличение размеров правой почки на 10 %, левой на 18%. Низкое расположение, контуры бугристые, неровные. Истончен корковый слой паренхимы. Эхонегативные участи (полости) в паренхиме обеих почек. Вероятный диагноз:

а) аутосомно-рецессивный поликистоз почек

б) аутосомно-доминантный поликистоз почек

в) удвоение правой почки

г) рефлюкс-нефропатия.

д) хронический пиелонефрит

 

2. ВПР паренхимы почек, характеризующийся поражением мозгового вещества, клинически проявляющийся полиурией, полидипсией, гипостенурией, отставанием физического развития и постепенно прогрессирующей почечной недостаточностью, называют (1 ответ):

а) нефронофтизом Фанкони

б) фосфат-диабетом

в) почечным тубулярным ацидозом 1 типа

г) синдромом Поттера

д) врожденным нефротическим синдромом

 

3. Марат, 2 года. Жалобы на: редкое мочеиспускание, большими порциями. От первой беременности на фоне угрозы прерывания, ОРВИ в I триместре. Бледный. Живот увеличен в объеме, болезненный при пальпации ниже пупка. Печень и селезенка не пальпируется. В ОАМ: лейкоцитурия. На микционной цистографии отмечается заброс контрастного вещества в правую лоханку, ее расширение, деформация и расширение чашечек. Предполагаемый диагноз:

а) удвоение правой почки

б) ПМР I степени справа

в) ПМР II степени справа

г) ПМР IIIстепени справа

д) гипоплазия правой почки

 

4. У ребенка 3-х месяцев в анализах мочи появилась лейкоцитурия, протеинурия, микрогематурия. В анамнезе от беременности на фоне ВУИ (цитомегаловирус). При пальпации живота слева пальпируется образование мягко-эластической консистенции. Полиурия. На УЗИ почек отмечается расширение и деформация чашечно-лоханочной системы левой почки, истончение паренхимы левой почки. Размеры почек не изменены. Предполагаемый диагноз:

а) поликистозная болезнь

б) киста левой почки

в) гидронефроз левой почки

г) пиелонефрит

д) рефлюкс нефропатия


 Эталоны к тестовым занятиям

 

1. д

2. д

3. б

4. б

5. г

6. д

7. г

8. б

9. б

10. в

11. д

12. б

13. б

14. а

15. в

16. г

17. б

18. б

19. б

20. в

21. а

22. а

 

Эталоны к клиническим ситуациям

1. б

2. а

3. г

4. в

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.095 с.)