II . Актуализация опорных знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Актуализация опорных знаний



КАРТА ЗАНЯТИЯ № 33

Учебный предмет: Химия

Тема Углеводы

Цели занятия:

образовательные:познакомить  обучающихся с классификацией углеводов, с особенностями их строения, со свойствами углеводов, с биологической ролью и применением углеводов;

развивающие: продолжить развитие умений выявлять связь между составом и строением веществ, их свойствами и функциями; работать с дополнительной литературой, составлять опорные конспекты;

воспитательные: продолжить эстетическое воспитание обучающихся, формирование у них навыков работы в группе, формирование научного мировоззрения.

 Норма времени: 2 часа

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: лекция с элементами презентации

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая

План занятия:

1.Углеводы, их классификация.

2.Химические свойства глюкозы.

3.Применение глюкозы.

Оснащение: проектор, экран, презентация, хим. реактивы, лаб.,посуда

Литература:

Основные источники:

  1. Естествознание. Химия: учеб. студ учреждений сред. Проф. Образования/.О.С. Габриелян, и.Г. Остроумова.-4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018-240с., [8] с. цв.вкл.

Дополнительные источники:

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014

2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2014

3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Интернет ресурсы:

  1. www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
  2. www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
  3. www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
  4. www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
  5. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
  6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
  7. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам).

Преподаватель: Корниенко Т.В.


Тема: Углеводы

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии.

II. Актуализация опорных знаний

Тестовая работа по теме «Сложные эфиры. Жиры. Мыло»

(Приложение 1)

III. Мотивация и целепологания

Знакомством с углеводами мы завершаем изучение кислородсодержащих органических веществ. С соединениями этого класса вы уже знакомы из курса биологии и имеете представление о роли углеводов в природе, их значении для жизни. Сегодня мы рассмотрим классификацию углеводов и еще раз остановимся на их роли в природе, чтобы в конце занятия мы смогли ответить на вопрос: «Что же значат углеводы для жизни?»

IV. Объяснение нового материала

Вопрос 1.Углеводы, их классификация.

Углеводами называют вещества с общей формулой Cx(H2O)y, где x и y – натуральные числа. Название «углеводы» говорит о том, что в их молекулах водород и кислород находятся в том же отношении, что и в воде.В животных клетках содержится небольшое количество углеводов, а в растительных – почти 70 % от общего количества органических веществ.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ УГЛЕВОДОВ

ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ

Моносахариды (дисахариды,

Полисахариды)

Проблемный вопрос: Какие функциональные группы содержатся в углеводах – моносахаридах. Находим ответ на вопрос совместно. Исходя из химических свойств, характерных для глюкозы и фруктозы (качественные реакции) делаем вывод о наличии функциональных групп. Этот вопрос рассмотрим позже. Моносахариды – гетерофункциональные соединения, в состав их молекул входит одна карбонильная группа (альдегидная или кетонная) и несколько гидроксильных.

Наиболее распространены моносахариды, в молекулах которых содержится пять углеродных атомов (пентозы) или шесть (гексозы).

 

Например:

Из этих формул следует, что моносахариды – это альдегидоспирты

 Строение глюкозы C6H12O6

Экспериментально установлено, что в молекуле глюкозы присутствуют альдегидная и гидроксильная группы.

В результате взаимодействия карбонильной группы с одной из гидроксильных глюкоза может существовать в двух формах: открытой цепной и циклической.

 

В растворе глюкозы эти формы находятся в равновесии друг с другом.

Например, в водном растворе глюкозы существуют следующие структуры:

 

Циклические α- и β - формы глюкозы представляют собой пространственные изомеры, отличающиеся положением полуацетального гидроксила относительно плоскости кольца. В α-глюкозе этот гидроксил находится в транс-положении к гидроксиметильной группе -СН2ОН, в β-глюкозе – в цис-положении. С учетом пространственного строения шестичленного цикла формулы этих изомеров имеют вид:

В твёрдом состоянии глюкоза имеет циклическое строение. Обычная кристаллическая глюкоза – это α- форма. В растворе более устойчива β-форма (при установившемся равновесии на неё приходится более 60% молекул). Доля альдегидной формы в равновесии незначительна.

Для глюкозы характерна межклассовая изомерия – фруктоза.

Строение фруктозы.

Фруктоза — изомер и «близкий родственник» глюкозы. Она хорошо растворима в воде, имеет сладкий вкус (примерно в 3 раза слаще глюкозы).

Фруктоза также наиболее часто встречается в циклических формах (α- или β) но, в отличие от глюкозы, в пятичленных.

Фруктоза и глюкоза в больших количествах содержатся в сладких фруктах, пчелином меде.

 

Физические свойства глюкозы:

Глюкоза – бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, сладкое на вкус (лат. «глюкос» – сладкий):

1) она встречается почти во всех органах растения: в плодах, корнях, листьях, цветах;

2) особенно много глюкозы в соке винограда и спелых фруктах, ягодах;

3) глюкоза есть в животных организмах;

4) в крови человека ее содержится примерно 0,1 %.

 

 

Получение глюкозы.

А)В промышленности.

· Гидролиз крахмала:

(C6H10O5)n + nH2O t,H+→ nC6H12O6

крахмал глюкоза

Б)В лаборатории.

· Из формальдегида (1861 г А.М. Бутлеров):

6 HCOH Ca(OH)2→ C6H12O6

формальдегид

В)В природе.

· Фотосинтез:

6CO2 + 6H2O hν, хлорофилл → C6H12O6 + 6O2

Г)Другие способы.

· Гидролиз дисахаридов:

C12H22O11 + H2O t,H+→ 2C6H12O6

мальтоза глюкоза

C12H22O11 + H2O t,H+→ C6H12O6 + C6H12O6

сахароза глюкоза фруктоза

Вопрос 2.Химические свойства глюкозы.

Спиртовое брожение:

C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2

2. Молочнокислое брожение:

2C3H6O3 → C6H12O6

3. Маслянокислое брожение:

C6H12O6 → C3H7COOH + 2H2↑+ 2CO2

II. Свойства альдегидов.

1. Реакция серебряного зеркала:

СH2OH(CHOH)4-COH + Ag2O t.NH3→ СH2OH(CHOH)4-COOH + 2Ag↓

глюконовая кислота

Лабораторные опыты: 10. Взаимодействие глюкозы со гидроксидом меди (II) при нагревании.

2. Окисление гидроксидом меди (II):

СH2OH(CHOH)4-COH + 2Cu(OH)2 t → СH2OH(CHOH)4-COOH + Cu2O + 2H2O

голубой красный 3. Восстановление:

СH2OH(CHOH)4-COH + H2 t,Ni → СH2OH(CHOH)4CH2OH

сорбит – шестиатомный спирт

Свойства многоатомных спиртов.

и при обычных условиях:

Применение сахарозы.

· Продукт питания;

· В кондитерской промышленности;

· Получение искусственного мёда.

Контроль и самопроверка.

Предлагается ответить на вопросы и выполнить самостоятельно (проверочный мини-тест).

1. Расположите вещества в порядке возрастания числа атомов углерода в составе молекулы:

А. Сахарозы

Б. Глюкозы

В. Рибозы

2. Тетрозы, пентозы, гексозы – это:

А. Дисахариды

Б. Моносахариды

В. Полисахариды

3. Самый сладкий моносахарид:

А. Глюкоза

Б. Фруктоза

В. Рибоза

VII. Рефлексия

Обучающиеся отмечают точкой или галочкой на своих листах самооценивания свой уровень: ближе к «+» или к «-» внутри диполя

А. МОИ ЗНАНИЯ (полученные на занятии)         

 

 

Б. СТАРАНИЕ, ПРИЛЕЖАНИЕ (во время этого занятии)

 

Через минуту раздастся звонок,

Увы, но к концу подошел наш урок

 Большое спасибо я всем говорю,

 Мы цели достигли – благодарю!

 

VIII. Домашнее задание О.1читать §8.5,сделать в тетради упр.2,с.187

Д.1читать §31-34,сделать в тетради тест стр.156

 

Приложение 1

 

Часть А

А1. Общая формула сложных эфиров:

а) RCHO; б) RCOOH; в) RCH₂OH; г) RCOOR.

А2. К сложным эфирам относится:

а) глицерин; б) этилацетат; в) диэтиловый эфир; г) метилэтиловый эфир.

А3. Реакция между муравьиной кислотой и этанолом называется реакцией:

а) гидролиза; б) этерификации; в) омыления; г) поликонденсации.

А4. Укажите вещество, которое может реагировать с гидроксидом калия:

а) этан; б) этиловый эфир уксусной кислоты; в) этанол; г) ацетон.

А5. Жиры – это сложные эфиры:

а) этанола и минеральных кислот; б) глицерина и минеральных кислот; в) этанола и высших карбоновых кислот; г) глицерина и высших карбоновых кислот.

А6. RCOOR – это общая формула:

а) карбоновых кислот; б) простых эфиров; в) спиртов; г) сложных эфиров.

А7. К сложным эфирам не относится:

а) метилацетат; б) этиловый эфир уксусной кислоты; в) этилформиат; г) метилэтиловый эфир.

А8. Продуктами реакции этерификации являются;

а) альдегид и вода; б) простой эфир и вода; в) сложный эфир и вода; г) карбоновая кислота и спирт.

А9. В результате кислотного гидролиза сложного эфира образуются:

а) карбоновая кислота и спирт; б) карбоновая кислота и альдегид; в) соль карбоновой кислоты и спирт; г) простой эфир и спирт.

А10. Для приготовления маргарина жидкие масла подвергают:

а) гидрированию; б) галогенированию; в) гидролизу; г) пиролизу.

А11. В реакцию гидрирования вступают жиры, образованные глицерином и кислотой:

1) СН3СООН; 2) С17Н33СООН 3) С17Н35СООН;; 4) С15Н31СООН.
А12. Жиры образуются в результате реакции:

1) гидрирования; 3) этерификации; 2) гидратации; 4) изомеризации.
А13. Жиры не растворяются:

1) в бензине; 3) в диэтиловом эфире; 2) в бензоле; 4) в воде.
А14. При щелочном гидролизе жиров образуются:

1) глицерин и мыло; 2) глицерин и предельные кислоты; 3) глицерин и непредельные кислоты; 4) глицерин и смесь кислот.
А15. Мыло образуется в результате реакции:

1) этерификации спирта и карбоновой кислоты; 2) гидролиза жиров в присутствии щелочи; 3) гидрогенизации жиров; 4) гидролиза жиров под действием воды.
А16. В отличие от твердого, в состав жидкого мыла входят:

1) натриевые соли; 2) калиевые соли; 3) остатки карбоновых кислот; 4) глицерин.
А17. Вещество, формула которого CH ₃ ―CH ₂ ―CH ₂ ―COO―CH ₃, относится к:

а) кетонам; б) сложным эфирам; в) карбоновым кислотам; г) простым эфирам.

А18. Жидкие растительные жиры (масла) можно превратить в твёрдые в результате:

а) дегидрирования; б) окисления; в) гидрирования; г) гидратации.

А19. В результате гидрирования жидких жиров образуются:

а) твёрдые жиры; б) твёрдые жиры и предельные кислоты; в) твёрдые жиры и глицерин; г) твёрдые жиры и непредельные кислоты.

А20. Вещество, которое может входить в состав твердого мыла:
а) С17 Н35 СООNa б) С17Н35 СООК в) (С15Н31 СОО)2Mg 

г).все перечисленные вещества

Часть В

КАРТА ЗАНЯТИЯ № 33

Учебный предмет: Химия

Тема Углеводы

Цели занятия:

образовательные:познакомить  обучающихся с классификацией углеводов, с особенностями их строения, со свойствами углеводов, с биологической ролью и применением углеводов;

развивающие: продолжить развитие умений выявлять связь между составом и строением веществ, их свойствами и функциями; работать с дополнительной литературой, составлять опорные конспекты;

воспитательные: продолжить эстетическое воспитание обучающихся, формирование у них навыков работы в группе, формирование научного мировоззрения.

 Норма времени: 2 часа

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: лекция с элементами презентации

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая

План занятия:

1.Углеводы, их классификация.

2.Химические свойства глюкозы.

3.Применение глюкозы.

Оснащение: проектор, экран, презентация, хим. реактивы, лаб.,посуда

Литература:

Основные источники:

  1. Естествознание. Химия: учеб. студ учреждений сред. Проф. Образования/.О.С. Габриелян, и.Г. Остроумова.-4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018-240с., [8] с. цв.вкл.

Дополнительные источники:

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014

2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2014

3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Интернет ресурсы:

  1. www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
  2. www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
  3. www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
  4. www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
  5. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
  6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
  7. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам).

Преподаватель: Корниенко Т.В.


Тема: Углеводы

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии.

II. Актуализация опорных знаний



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.095 с.)