Задачи на вычисление массы растворенного вещества, содержащегося В определенной массе раствора с известной массовой долей были достаточно стандартны. Однако успешность их решения невелика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи на вычисление массы растворенного вещества, содержащегося В определенной массе раствора с известной массовой долей были достаточно стандартны. Однако успешность их решения невелика.



B9 (24%). После добавления 20 г воды к раствору, содержащему 10 г нитрата меди(II) в 100 г воды, массовая доля соли в полученном растворе составила ________% (Запишите число с точностью до десятых)

Наиболее вероятной причиной ошибок было то, что школьники путают массу воды и массу раствора при расчете массовой доли.

Нестабильность результатов выполнения части В показывает, что выпускники имеют пробелы по отдельным разделам школьного курса химии, что особенно проявляется при выполнении заданий повышенной сложности. В подготовке следующего потока выпускников необходимо обратить внимание при подготовке к экзамену на более четкое знание номенклатуры химических веществ, умение анализировать возможности их участия в различных типах реакций, навыки решения расчетных задач. Необходимо формировать и умения выполнять задания с кратким ответом.

Часть C.

С заданиями С-1 школьники справились успешнее всего, хотя и несколько хуже, чем в прошлом году. Принципиальных отличий в заданиях не было. Наиболее сложным уравнением в вариантах первой волны экзамена явилось следующие задания:

С1 (55%). Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: FeSO 4 + KMnO 4 +…→…+ K 2 SO 4 + K 2 MnO 4

Большинство испытуемых в качестве среды выбрали серную кислоту, а в качестве продукта реакции сульфат железа (III)

Степень окисления Mn изменяется от +7 до +6 в щелочной среде!

FeSO 4 окисляется в щелочной среде до Fe (OH)3

FeSO4+KMnO4+3KOH→ Fe(OH)3 +K2SO4+K2MnO4

FeSO 4 – восстановитель, KMnO 4 – окислитель

С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение p еакции:
NaCrO 2 +…+ NaOH →…+ NaBr + H 2 O

Соединения хрома(III) при окислении в щелочной среде образуют хроматы (CrO 4 2-). Степень окисления хрома увеличивается от +3 до +6, следовательно NaCrO 2 является восстановителем, а окислителем будет служить Br 2, степень окисления которого снижается от 0 до -1.

Электронный баланс:

Cr +3 -3 e - → Cr +6 2

Br 2 +2 e - →2 Br - 3

2 NaCrO 2 +3 Br 2 +8 NaOH →2 Na 2 CrO 4 +6 NaBr +4 H 2 O

  

Самая заметная отрицательная динамика выявилась в выполнении задания С-2 (–14,3%). Тем самым уровень выполнения задания вернулся к 2006 году. Такой низкий результат, в какой то мере объяснялся тем, что задания этого года действительно были сложными, в большинстве из них требовалось увидеть возможность протекания нескольких ОВР, не всегда связанных со школьной программой, и правильно написать уравнения этих реакций.

Наиболее сложным заданием первой волны оказалось задание:

С2 (1 0 %). Даны вещества: железо, железная окалина, разбавленная соляная кислота, конц. азотная кислота.

Большинство школьников не знают формулу железной окалины.

Fe +2HCl=FeCl2+H2 Fe3O4+10HNO3=3Fe(NO)3+NO2+5H2O

Fe3O4+Fe=4FeO     Fe3O4+8HCl=2FeCl3+FeCl2+4H2O

С 2 (15%). Даны вещества: фосфор, вода, азотная кислота, серная кислота (конц). Напишите уравнения четырех возможных реакций между этими веществами.

Сложность задания в том, что здесь нет возможности кислотно-основного или обменного взаимодействия, и хотя есть сильные окислители, но надо было увидеть окислительные возможности воды, восстановительные возможности фосфора, неоднозначность азотной кислоты в зависимости от концентрации.

В выполнении этих заданий можно предложить следующий алгоритм:

Кислотно-основные реакции. Есть ли в наборе явные кислоты, кислотные оксиды, кислые соли с одной стороны и основания, основные оксиды, основные соли с другой? Если да, запишите уравнения реакций между ними.

Прочие реакции обмена. Учтите, что они протекают, если образуется газ,  осадок, или слабый электролит.

Окислительно-восстановительные реакции. Есть ли в наборе типичные окислители и типичные восстановители? Можете ли вы определить продукты реакции между ними?

Возможны ли особые реакции отдельных веществ? Ответ на этот вопрос ученик может дать в зависимости от знаний свойств конкретных веществ.

Другие замечания по заданию С2: школьники не видят возможность взаимодействия амфотерных оксидов и щелочей, не видят окислительные свойства нитрат-иона, восстановительные иодид-иона, путают продукты реакций с азотной кислотой, допускают ошибки в определении коэффициентов, особенно в уравнениях реакций с перманганатом, дихроматом, хлоратом калия.

Задания С-3 (цепочка превращений органических веществ) были выполнены практически на уровне прошлого года (–1,7%). Большинство уравнений реакций, включенные в эти цепочки, отвечали базовому курсу органической химии, наиболее типичным свойствам органических веществ. К новым типам реакций, которые встретились в этом году, можно отнести реакции циклизации и разрушения циклов. Примером наиболее сложной цепочки может служить задание:

С3 (26%) Приведите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения

1,3-дибромбутан   X 1 ® 2-бромбутан   X 2 ®
® 1,2-диметилбензол   X 3

Здесь надо было учесть образование циклопропанового цикла на первой стадии, его разрыва на второй, затем образование ароматического кольца на четвертой стадии.

Элементы правильного ответа:

1. CH 2 Br - CH 2 - CHBr - CH 3 + Zn ® + ZnBr 2;

2.  + HBr ®   CH3-CHBr-CH2-CH3;

3. 2CH3-CHBr-CH2CH3 + 2Na ® 2CH3CH2-CH(CH3)-CH(CH3)-CH2CH3 +2NaBr

4. CH3CH2-CH(CH3)-CH(CH3)-CH2CH3   + 4H2;

5. 5 +12KMnO4 + 18H2SO4 ®  5 + 12MnSO4 + 6K2SO4 +28H2O;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.008 с.)