С трудом выпускники определяют тип строения веществ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С трудом выпускники определяют тип строения веществ.



Часть А

В тестах ЕГЭ задания А1 –А5 проверяют знание ПЗ в свете учения о строении атома и строение вещества. Наибольшее число ошибок было совершено при установлении принадлежности d -элементов к побочной подгруппе ПС по их электронной конфигурации.

С трудом выпускники определяют тип строения веществ.

А5(21%) Атомную кристаллическую решетку имеет

1) Н2 2) SiO2 3) KBr 4) He

Молекулярную кристаллическую решетку имеет

Йодид цезия   2) графит 3) сера 4) красный фосфор

Задания А6 – А13 проверяют знания классификации веществ. Наибольшее число ошибок связано с определением амфотерных оксидов и гидроксидов и их свойств:

А10 (55%) Оксид калия взаимодействует c

Оксидом кальция

Оксидом азота(II)

Оксидом цинка

Оксидом лития

Выпускники забывают, что амфотерные оксиды и гидроксиды цинка, бериллия, алюминия, хрома(III) взаимодействуют как с кислотами, так и со щелочами, либо с кислотными и основными оксидами.

Как и в прошлые годы к наиболее сложным для испытуемых вопросам относятся вопросы, посвященные кислородосодержащим органическим веществам:

А16 (47%) Верны ли следующие суждения о свойствах спиртов?

А. С ростом молекулярной массы усиливаются водородные связи между молекулами спиртов.

Б. Атом водорода гидроксильной группы способен замещаться щелочным металлом.

Верно только А

Верно только Б

Верны оба суждения

Оба суждения неверны

А17 (34%) Твердый жир из жидкого получают реакцией

Гидратации

Дегидратации

Гидрирования

Дегидрирования

 А18 (48%) В схеме превращений

ацетальдегид => X => этилат натрия

Веществом «X» является

Этилен

Ацетат натрия

Уксусная кислота

Этанол

А27 (53%) Уксусная кислота не взаимодействует с

Карбонатом кальция

Аммиаком

Этанолом

Гидросульфатом натрия

Трудными оказались и вопросы, связанные с практическим применением веществ и химических реакций:

· Правила работы в лаборатории. Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Индикаторы. Качественные реакции (А2 8, 62,4%).

· Общие научные принципы химического производства (А29, 58,4%).

А28 (32%) Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами?

А. Перманганат калия нельзя смешивать с горючими и легкоокисляющимися веществами.

Б. С солями меди следует обращаться осторожно ввиду их ядовитости.

Верно только А

Верно только Б

Верны оба суждения

Оба суждения неверны

А29 (37%) Для получения железа алюмотермическим способом используют каждое из двух веществ:

1) FeO, А l2O3

2) Fe3O4, Al

3) Fe2O3, А l2O3

FeS, Al

Низкие результаты школьников по отдельным вопросам части А могут быть связаны иногда с их более сложной структурой. Так представляют повышенную трудность для школьников вопросы, содержащие отрицание, вопросы на оценку справедливости двух суждений. При подготовке у ЕГЭ по химии в очередном учебном году следует обратить внимание на эти типы вопросов.

Часть В.

Примеры наиболее сложных заданий части В:

Как и в части А наибольшую сложность в этой части представили вопросы по органической химии. Особенно заметно отставание по заданиям В6 «Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения углеводородов», который и оказался самым сложным для участников экзамена (37,8%).

В6 (21%) Реакция бромирования пропана протекает

По ионному механизму

В несколько стадий

3) с образованием как 1-бромпропана, так и 2-бромпропана

В соответствии с правилом В.В. Марковникова

В присутствии катализатора

6) с преимущественным образованием 2-бромпропана

Немногим лучше были выполнены задания В7 (39,1%), посвященные свойствам кислородсодержащих органических соединений:

В7 (24%) Для альдегидов характерны реакции

Гидролиза

Присоединения по карбонильной группе

Окисления по связи С-Н

Этерификации

Замещения в углеводородном радикале

Дегидратации

Существенно хуже по сравнению с прошлым годом были выполнены и задания В8 (35,3%) – «Азотсодержащие соединения. Амины. Аминокислоты»

B8 (27%) Щелочную среду имеют водные растворы:

1) C 6 H 5 - NH 2

2) C 3 H 7 - NH 2

3) CH3-NH-CH3

4) C6H5-NH-C6H5

5) CH2(NH2)-COOH

6) CH2(NH2)-COONa

В неорганической химии сложными оказались задания В5, связанные с определением возможности веществ взаимодействовать друг с другом:

В5 (22%) Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми оно может вступать во взаимодействие.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ
A) водород Б) кислород B) фосфор Г) хлор 1) CO, N2, Cl2 2) С 2 H6, N2, P4 3) S, HNO3, Mg 4) CH4, Cl2, CO2 5) H2S, NaOH, Si

Подобные задания часто удобнее решать от противного – с какими веществами реакция невозможна. Если есть хоть одно такое вещество – вариант можно отбросить.

Тема «Заряды ионов. Степень окисления. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов» в целом выглядела неплохо, но вот это задание оказалось трудным:

В2 (37%) Установите соответствие между реагирующими веществами и азотсодержащим продуктом реакции.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ РЕАКЦИИ
A) NO + P => Б) NO + Cu => B) NO + O2 => Г) NO + К 2 С r2 O 7 + Н+  => 1) NH3 2) N2 3) N2O 4) NO2 5) N2O5 6) HNO3

Часть C.

С заданиями С-1 школьники справились успешнее всего, хотя и несколько хуже, чем в прошлом году. Принципиальных отличий в заданиях не было. Наиболее сложным уравнением в вариантах первой волны экзамена явилось следующие задания:

С1 (55%). Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: FeSO 4 + KMnO 4 +…→…+ K 2 SO 4 + K 2 MnO 4

Кислотно-основные реакции. Есть ли в наборе явные кислоты, кислотные оксиды, кислые соли с одной стороны и основания, основные оксиды, основные соли с другой? Если да, запишите уравнения реакций между ними.

Другие замечания по заданию С2: школьники не видят возможность взаимодействия амфотерных оксидов и щелочей, не видят окислительные свойства нитрат-иона, восстановительные иодид-иона, путают продукты реакций с азотной кислотой, допускают ошибки в определении коэффициентов, особенно в уравнениях реакций с перманганатом, дихроматом, хлоратом калия.

Задания С-3 (цепочка превращений органических веществ) были выполнены практически на уровне прошлого года (–1,7%). Большинство уравнений реакций, включенные в эти цепочки, отвечали базовому курсу органической химии, наиболее типичным свойствам органических веществ. К новым типам реакций, которые встретились в этом году, можно отнести реакции циклизации и разрушения циклов. Примером наиболее сложной цепочки может служить задание:

С3 (26%) Приведите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения

1,3-дибромбутан   X 1 ® 2-бромбутан   X 2 ®
® 1,2-диметилбензол   X 3

Здесь надо было учесть образование циклопропанового цикла на первой стадии, его разрыва на второй, затем образование ароматического кольца на четвертой стадии.

Элементы правильного ответа:

1. CH 2 Br - CH 2 - CHBr - CH 3 + Zn ® + ZnBr 2;

2.  + HBr ®   CH3-CHBr-CH2-CH3;

3. 2CH3-CHBr-CH2CH3 + 2Na ® 2CH3CH2-CH(CH3)-CH(CH3)-CH2CH3 +2NaBr

4. CH3CH2-CH(CH3)-CH(CH3)-CH2CH3   + 4H2;

5. 5 +12KMnO4 + 18H2SO4 ®  5 + 12MnSO4 + 6K2SO4 +28H2O;

Решение:

1. Стехиометрическая схема реакции горения амина:

2 RNH 2 → N 2

Определяем количество вещества амина и его молярную массу:

n(RNH2)=2n(N2)=2,24/22,4*2=0,05 моль

М(RNH 2)=9/0,05=45г/моль

2. Находим молярную массу радикала:

М(R)+14+2=45 М(R)=29 г/моль

Формула амина С2Н5 NH2

Замечания по С5: не всегда правильно представляют алгоритм решения, забывают о молекулярном строении простых веществ (N 2), теряют водород уходящий в галогенводород при сжигании галогенсодержащих веществ, грубое округление.

О росте подготовленности участников ЕГЭ-2009 свидетельствует и то, что подавляющее число их приступает к выполнению части С (96%). Конечно, среди этих работ есть и очень слабые, получившие нулевую оценку или 1-2 балла. Тем не менее, это говорит о более серьезном отношении выпускников к экзамену.

Часть А

В тестах ЕГЭ задания А1 –А5 проверяют знание ПЗ в свете учения о строении атома и строение вещества. Наибольшее число ошибок было совершено при установлении принадлежности d -элементов к побочной подгруппе ПС по их электронной конфигурации.

С трудом выпускники определяют тип строения веществ.

А5(21%) Атомную кристаллическую решетку имеет

1) Н2 2) SiO2 3) KBr 4) He



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.022 с.)