Формирование новых знаний и способов деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование новых знаний и способов деятельности



Слово учителя:

Итак, после литургии, запершись у себя в келье, местоблюститель собственноручно напечатал на машинке текст воззвания к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое моментально было разослано по сохранившимся приходам. Во всех храмах за богослужениями стали читать специальную молитву об избавлении от врагов.

Ученикам раздаются листы с текстом Послания Патриаршего местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского к верующим г. Москвы. Учащиеся изучают текст документа и делают выводы о патриотической полиции РПЦ в начале войны.

Слово учителя:

Между тем немцы, перейдя границу, стремительно продвигались по советской территории. Что же делала Церковь?

Учащимся предлагается составить графическую схему "Патриотическая деятельность РПЦ' и по ходу рассказа учителя заполнить её. Один из учеников работает со схемой у доски.

                 
 
     

 

 


Слово учителя:

Руководствуясь гражданскими чувствами, иерархи, священники и верующие не ограничивались только молебнами о даровании победы Красной Армии, а с первых дней войны участвовали в оказании материальной помощи фронту и тылу. Уже в первые дни июня 1941 г. духовенство в Горьком и Харькове, а затем по всей стране организовывало сбор теплых вещей и подарков бойцам. В Фонд обороны вносились деньги, золотые и серебряные вещи, облигации государственных займов.

Духовенство и верующие собирали средства на нужды обороны, подарки бойцам Красной Армии, больным и раненым, находящимся в госпиталях, на оказание помощи инвалидам Отечественной войны, детям и детским учреждениям, семьям красных воинов. Сборы шли не только денежные, но и драгоценностей, продуктов и различных предметов, в первую очередь вафельных полотенец для госпиталей. За отчетный период взносы приходов Русской православной церкви составили 200 млн руб. Общее количество собранных средств за весь военный период превысило 300 млн руб.

Из этого количества собранных денег 8 млн руб. были использованы на строительство 40 танков Т-34, построенных на танковом заводе Челябинска. Они и составили колонну с надписями на башнях боевых машин «Дмитрий Донской». Передача колонны частям Красной Армии состоялась в деревне Горенки, что в 5 километрах северо-западнее Тулы, по месту расположения комплектующихся военных лагерей.

Несомненно, сборы средств в Фонд обороны, на подарки бойцам Советской Армии, на помощь сиротам, воинам-инвалидам, семьям погибших составили важную часть деятельности Русской православной церкви в годы войны. Но была еще одна важнейшая форма деятельности – молебны о победе русского воинства.

Одним из величайших молитвенников в военные годы был иеросхимонах Серафим Вырецкий.

Когда немцы вошли в город, старец успокаивал многих растерявшихся, говоря, что ни одного жилого дома не будет разрушено. (В Вырице действительно были разрушены только вокзал, сберкасса и мост.) Тысячу дней стоял он на молитве о спасении страны и народа России.

Учитель анализирует изображенную схему, оценивает полноту отображения озвученной информации. Ученики задают вопросы по материалу.

5. Применение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей

Слово учителя:

А теперь давайте разберёмся в отношениях РПЦ с немецкими войсками.

Одному из учеников было поручено подготовить сообщению на тему: «Положение Русской Православной Церкви на оккупированной немцами территории». Класс заслушивает материал, задаёт вопросы докладчику.

Игра «Почему «плохой» СССР, а не «хорошая» Германия?»

Учитель предлагает классу разделиться на 3 группы: «Российская оккупационная зона», «Украинская и Белорусская оккупационные зоны», «Румынская и Прибалтийская оккупационные зоны». Учитель выступает в роли немецкого правительства и проводит с каждой группой переговоры, используя антисоветскую пропаганду, пытается давить на политику большевиков в довоенное время. Каждая оккупационная зона предлагает свою политику взаимоотношений с оккупантами (партизаны от лица Церкви, тайные церковные антинемецкие прокламации, распространяющиеся на неоккупированные территории и т.д.) Каждая группа должна отстоять свою позицию поддержки СССР, а не Германии, объяснить почему, несмотря на все уступки немецкой власти, Церковь осталась верной своему государству.

 

Подведение итогов

Слово учителя:

Патриотическая деятельность РПЦ во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов — явление во многом уникальное, прежде всего потому, что Советское государство в довоенный период сделало почти всё возможное для того, чтобы не рассчитывать на такое поведение церкви в войне. Поэтому патриотическая позиция, занятая руководством Русской православной церкви в первый же день войны, была неожиданной для самого государства. Советское государство ощущало силу и влияние веры русского православия, её исторически-традиционную непреклонность и патриотизм, без которых в смертельной борьбе с врагом было бы не обойтись.

Несомненно, с началом Великой Отечественной войны начался новый этап во взаимоотношениях Церкви и государства. Однако, подводя итоги, следует заметить, что изменения, которые произошли в государственной религиозной политике во время войны, оказались небольшими.

Сравнивая положение Церкви в оккупационное время и после освобождения, нужно сказать, что захватчики, несмотря на то, что в их планах русский народ, а вместе с ним и Русская Православная Церковь должны были быть уничтожены, не боролись с Церковью и не препятствовали возрождению религиозной жизни на захваченных ими территориях. Оккупанты проводили такую политику отнюдь не с благородными намерениями, но с целью привлечь на свою сторону симпатии местного населения.

Рефлексия

Каждому ученику раздаётся карточка с вопросом: «Патриотическая миссия Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны: служение народу или способ вернуться на свои досоветские позиции?» Ученик письменно излагает свою позицию в отношении решения дискуссионного вопроса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.182.76 (0.007 с.)