Программа семинара для учителей по формированию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа семинара для учителей по формированию



Программа семинара для учителей по формированию

Учебной мотивации обучающихся 5-7 классов.

 

Содержание                                                                                                   стр.

Учебно-тематический план _________________________________________3

Пояснительная записка ____________________________________________ 4                                                                                        

Введение_________________________________________________________6

1. Особенности изучения и формирования мотивационной сферы личности школьника._______________________________________________________7

1.1. Уровни учебной мотивации учащихся_____________________________9

1.2. Психолого-педагогические особенности организации эмоционального климата, для повышения учебной мотивации _________________________10

1. 3. Требования, предъявляемые к гуманным отношениям между учителем и учеником в процессе изучения и формирования мотивации учащихся_____13

1.4. Методы организации учебной деятельности, формирующие мотивы обучения________________________________________________________14

2. Методические рекомендации для учителей по повышению учебной мотивации учащихся.

2.1. Этапы формирования учебной мотивации на отдельных этапах урока_16

2.2. Методические рекомендации по организации учебного процесса, способствующие развитию учебной мотивации________________________17

2.3. Нестандартные приемы работы, развивающие мотивацию к учебной деятельности_____________________________________________________20

2.4. Общие приемы создания ситуаций успеха у учащихся_______________21

2.5 Приемы создания ситуации успеха на уроке________________________22

2.6 Рекомендации для родителей по формированию мотивации ребенка___22

3. Комплекс диагностического инструментария для исследования мотивационной сферы учащихся.____________________________________23

Заключение______________________________________________________28

Список использованных источников_________________________________28

Приложения_____________________________________________________30

 

       

Содержание курса

Программа семинара включает в себя три занятия по два часа каждое в течение учебного года (одно занятие в месяц).

 

Наименование темы занятия Кол-во часов Форма проведения
1.                     Введение. Особенности изучения и формирования мотивационной сферы личности школьника. 2 лекция
2. Методические рекомендации для учителей по повышению учебной мотивации учащихся 2 лекция
3. Комплекс диагностического инструментария для исследования мотивационной сферы учащихся 2 практикум

Форма проведения: семинар

Место проведения: учебный класс

Кол-во участников: неограниченно

Пояснительная записка

Программа семинара разработана на основе Концепции модернизации Российского образования, которая выводит на первое место деятельностный тип обучения. Новая парадигма образования предполагает необходимость больших изменений в учителе, ученике, учебно-воспитательном процессе. Чтобы работать в современных условиях, учителю необходимо учитывать психологизацию процесса образования, подразумевающую всестороннее изучение личности ученика как субъекта обучения. А поскольку состояние мотивационной сферы учащегося является одним из определяющих факторов его успешного учения, постольку умение учителя формировать и корректировать мотивы учеников очень важно. В связи с этим тематика программы представляется крайне актуальной.

Принято считать, что если ребенок не хочет учиться, значит он ленивый или неспособный. И первое, что обычно приходит на ум родителям в таком случае, ~ заставить или наказать. Однако чаще всего подобные методы дают обратный эффект - еще больше отбивают интерес к овладению новыми знаниями. Поэтому к ребенку у которого снижена учебная мотивация, нужен индивидуальный подход. Какой - подскажет педагог-психолог.

Достаточно часто педагоги и родители наблюдают снижение учебной мотивации у детей в средней школе. В этом явлении можно выделить две ступени - 5-й и 7-й классы. Действительно, у некоторых ребят учебная мотивация снижается после окончания начальной школы, поскольку исчезает строгий контроль одного учителя. У других она сохраняется до 6-7-го класса -пика подросткового кризиса, когда, демонстрируя перед родителями свою самостоятельность, школьники активно отстаивают свою позицию и перестают учиться.

Основной причиной можно назвать использование принуждения еще в ходе дошкольного обучения. Взрослые из-за недостаточного знания возрастных особенностей детей нередко, к примеру, сажают их за прописи или предлагают механически запоминать буквы или цифры. Поэтому овладение знаниями у детей происходит не в силу их внутренних познавательных потребностей, а вследствие внешних мотивов - желания заслужить поощрение взрослых и избежать наказания.

В начальной школе список стимулов увеличивается. Добавляются широкие социальные мотивы - долга, ответственности. А некоторым становится важно учиться, чтобы доказать свое лидерство в классе, быть лучшим - такой мотив называется узколичностным. У тревожных детей, имеющих выраженный социальный страх не соответствовать нормам и требованиям окружения, формируется мотив избегания неудач. Это, казалось бы, внешне желательное свойство на самом деле имеет обратную сторону. Ученики с выраженным мотивом избегания неудач очень волнуются на контрольных мероприятиях, при ответах у доски, поэтому в таких ситуациях выполняют задания хуже, чем делают это обычно. Есть ребята, у которых преобладает эмоциональный мотив. Для них значимо наличие личностного контакта с учителем, возможности проявления эмоций и обмена ими в ходе урока.

Однако и в начальных классах, как и до школы, многие дети учатся не из желания расширять знания о мире, не для реализации своих познавательных потребностей, получения удовольствия от учебного труда, а по вышеперечисленным причинам. Учитель начальной школы, который проводит много времени со своими учениками, как правило, либо интуитивно понимает, либо осознает особенности своих учеников и учитывает их на уроке.

Таким образом, проблема снижения учебной мотивации остро встает уже в среднем звене школы, основанном на предметном обучении.

Какие могут быть варианты решения этой проблемы? Главное - организовать сам процесс обучения так, чтобы стимулировать познавательные мотивы детей. Но это не в компетенции школьного педагога-психолога, это сфера деятельности школьной администрации.

Цель программы: создать условия для обобщения и систематизации приемов, методов и средств изучения и развития мотивов учения школьников.

Задачи:

- изучить особенности формирования учебной мотивации у школьников;

- рассмотреть различные методы и приемы, позволяющие осуществлять управление мотивационной сферой учащихся, в том числе её формирование и коррекцию;

- познакомить учителей с диагностическими методами изучения мотивации учения школьников;

 

Введение

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у  школьников среднего звена, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие психолого- педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Итак, цель моей программы семинара заключается в поиске путей и средств формирования и повышения учебной мотивации учащихся среднего звена.

Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:

  1. Провести теоретический анализ мотивационной сферы подростка.
  2. Найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации.
  3. Составить рекомендации по формированию и повышению учебной мотивации учащихся на разных уроках.
  4. Составить диагностический комплекс для изучения мотивации учащихся.

 

 

Требования, предъявляемые к гуманным отношениям между учителем и учеником в процессе изучения и формирования мотивации учащихся

Другой важной стороной изучения и развития мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом желательно ориентироваться на следующие требования сформулированные И.С. Якиманской:

1. Главной задачей обучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.

2. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его с ним самим, с его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

3. Учителю необходимо подходить к изучению и развитию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, не смотря на внешние небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается больших достижений, чем в других сферах. Прогноз надо строить на основе анализа зоны ближайшего развития.

4. Желательно стремиться за внешне одинаковыми проявлениями, увидеть разные причины этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребенка (неумение учиться, постановки целей).

5. Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. У каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы (умение и возможность), мотивационной (стремление), волевой и эмоциональной сферы (цели и переживания в ходе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

6. Заключение, суждение об ученике, его характеристика должны формулироваться учителем в щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности ребенка. В известном смысле сведения о внутренних процессах становления личности учащихся, в том числе их мотивации, должны быть предметом профессиональной тайны учителя.

7. В ходе становления мотивации учения школьников учителю надо обладать психологической грамотностью, которая включает и личностные качества, интерес к другому человеку, оптимистическую убежденность в возможности другого человека, высокую терпимость к непохожести человека на других.

8. Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащихся (могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности. Где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

 

При гуманных отношениях между учителем и учениками в классе складываются более тёплые отношения, у ребёнка нет страха, что он будет высмеян за неправильный ответ, что ему поставят плохую отметку или накажут за то, что его мнение или ответ не совпадают с мнением товарищей, т.е. создаются атмосфера психологического комфорта. Что очень важно для ребенка, особенно в подростковом возрасте и способствует становлению положительных мотивов учения.

 

Образовательная стратегия.

- Что ты сделал, чтобы получить за свою работу  «5»?

- Как ты готовился к уроку?

- Что помогает тебе работать на уроке хорошо?

 

 

Рекомендации для родителей по формированию мотивации ребенка

 

  1. Прежде всего ищите то занятие, которое будет интересно ребёнку. Желание и интерес ребёнка – самые надёжные мотиваторы. Дайте возможность ребёнку найти свой интерес, каким бы он ни был.
  2. Расширяйте кругозор ребёнка, чтобы у него были широкие возможности выбора.
  3. Максимально развивайте внутреннюю мотивацию: она самая эффективная.
  4. Поставленные цели и результаты в разном возрасте должны быть соизмеримыми с возрастом и с развитием ребенка.
  5. Ставьте перед детьми краткосрочные задачи и цели. А большие и долгосрочные разбивайте на маленькие участки. В конце каждого участка пройденного пути, поощряйте ребёнка. Само наличие видимого результата придаст дополнительную мотивацию и силы двигаться дальше.
  6. Все дети разные. Успехи и достижения других детей не должны быть ориентиром.
  7. Запретите себе любые упреки. Даже если хвалить не за что, найдите основание для доброго слова. Подарите ребёнку установку на успех, что бы ни произошло. Чтобы в трудной ситуации он умел найти положительные моменты.
  8. Если тренировки ребёнку нравились, а потом вдруг перестали, то, наверное, пришло время сделать перерыв. Имеет смысл пропустить несколько тренировок, отдохнуть, и желание заниматься вернётся.
  9. Иногда ребёнок не хочет заниматься просто потому, что одному ему скучно. Составьте ему компанию сами или позовите его друзей. В компании занятия проходят интереснее.
  10. Хвалите усилия ребёнка. Оценивайте каждое его достижение. Создайте у ребенка ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.
  11. Вместо того чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».
  12. Используйте все возможности изучаемого материала, чтобы заинтересовать ребенка: ставьте проблемы, создавайте проблемные ситуации, активизируйте самостоятельное мышление.
  13. Научите ребёнка видеть свою ответственность в достижении результата. Многие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля и им кажется, что все их усилия бессмысленны.
  14. Не унижайте при ребёнке авторитет человека, который с ним занимается.
  15. Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями.
  16. Объясните ребенку полезность тренировок для него самого. Если ребёнок сам сформулирует для себя положительные ответы на вопрос «Зачем?», будет ещё лучше.

 

 

  1. Комплекс диагностического инструментария для исследования мотивационной сферы учащихся.

Рекомендации родителям и педагогам

Как педагогам и родителям помогать таким детям? Самое важное правильно реагировать на их ошибки. Не следует говорить «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребенок воспримет такие слова, как «Это страшно, волнуйся». Эффективнее использовать слегка с позитивным смыслом с исключением частицы «не», например: «Все нормально», «Будь спокойнее», «Потом сделаешь правильно» и т. д. Если ребенок сильно переживает за свою ошибку, нужно найти способ его похвалить за что-либо другое: «Ошибся, зато внимательно, красиво писал», «Ошибся, зато видно, как ты старался», ли возможно, стоит учить его находить причину ошибки: «Ошиб может быть, потому, что перепутал право или лево, подумай сам Но главное - необходимо приучать ребенка к тому, чтобы понимал обучающее воздействие ошибок, усваивал это как жизненную философию, чтобы любая ошибка воспринималась им не с огорчением, а осмыслялась и давала опыт, побуждала к самоизменениям. Для этого можно повторять детям крылатые фразы:

•     «Не ошибается тот, кто ничего не делает»;

•     «Успех радует, а учит ошибка»;

•     «Умный не стремится избегать ошибок, но стремится исправить» и т. п.

Также надо приучать ребенка анализировать причины ошибок, формулировать опыт, который он от них получил. Например, если допустил ошибку в вычислениях, то в дальнейшем надо два раза проверять; плохо прочитал стихотворение - значит, повтори его утром перед школой; много ошибок, например пропущенных букв, -читай текст вслух по слогам.

И ни в коем случае не следует ругать или укорять за ошибки детей с мотивацией избегания неудачи.

Заключение

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения.

Большую роль в формировании развития ребенка играет положительная мотивация к школьному обучению, понимая под мотивацией "… соотношение целей обучения с потребностями, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения", а под мотивом "... направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением ученика к ней".

Формированию мотивов учения школьников способствует ряд психолого-педагогических условий:

1. Создание эмоционального комфорта для ученика.

2. Создание на уроках ситуации успеха, учитывая особенности и темп развития каждого ученика.

3. Формирование определенных способов и приемов познавательной деятельности (работа в группах, парах, использование совместных заданий ученика и учителя и т.д.).

4. Помощь учителя не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение.

5. Привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них позитивной самооценки.

       Таким образом, повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

 

Литература

 

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968 - 464 с.

2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. - М., 1989.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006 - 512с.

4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990 - 192с.

5. Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983 - 63с.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте. Пособие для учителей - М.: Педагогика, 1983 - 187с.

7. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П. Психология младшего школьника - М.: Просвещение, 1976. - 208с.

8. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144с.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - 240с.

10.Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П.И. _ М., 1996.

11.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. - М.: "Гном-Пресс", Московское городское педагогическое сообщество, 1999.

12.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Инструкция к тесту

Проводится три серии испытаний.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал

  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
  2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
  3. Хочу окончить школу и учиться дальше.
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком.
  5. Хочу получать хорошие отметки.
  6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
  7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
  8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
  9. Хочу быть лучшим учеником в классе.
  10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
  11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
  12. Не хочу получать плохие отметки.
  13. Люблю узнавать новое.
  14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
  15. Люблю думать, рассуждать на уроке.
  16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
  17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
  18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
  19. Люблю решать задачи разными способами.
  20. Люблю все новое и необычное.
  21. Хочу учиться только на «4» и «5».
  22. Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключ к тесту

Мотивы:

  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
  • благополучия: 5 - 6;
  • аффилиации: 7 -8;
  • престижа: 9 - 10;
  • избегания неудачи: 11 - 12;
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
  • коммуникативные: 17 - 18;
  • творческой самореализации: 19 - 20;
  • достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

Источники

  • Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.

 

Текст опросника

Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» и поставить свой ответ в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.

1) мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе

2) родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе

3) я очень люблю узнавать что-то новое

4) мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении

5) я хочу, чтоб одноклассники считали меня хорошим учеником

6) я стремлюсь к тому, чтоб учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание

7) я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям

8) меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость

9) я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания

10) я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем найти хорошую работу

11) школа для меня, прежде всего,- место общения с друзьями

12) мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки

13) учеба для меня сейчас– одна из основных сфер, в которой я могу проявить себя

14) ребята в нашем классе не будут достаточно хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги

15) мое образование часто становится темой разговоров в нашей семье

16) мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия

17) мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться

18) когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники

19) я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу

20) я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания

21) я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке

22) я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость

23) мне важно вырасти культурным образованным человеком

24) мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал

25) можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками

26) я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.

27) ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга

28) для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе

29) мне нравится придумывать новые способы решения задач

30) мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе

31) я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.

32) мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей

33) мне очень важно, чтоб родители считали меня способным учеником

34) я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю, что это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником

35) я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником

36) я уже сейчас задумываюсь о том, в какой ВУЗ я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся

37) я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками

38) я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены

39) я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее

 

Бланк для заполнения учащимся

1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13)
14) 15) 16) 17) 18) 19) 20) 21) 22) 23) 24) 25) 26)
27) 28) 29) 30) 31) 32) 33) 34) 35) 36) 37) 38) 39)
                         

 

Обработка результатов

Подсчитывается сумма баллов по каждому столбцу, каждый столбец соответствует определенной шкале:

1 столбец – шкала 1а

2 столбец- шкала 1 б

3 столбец- шкала 2

4 столбец- шкала 3

5 столбец- шкала 4а

6 столбец- шкала 4б

7 столбец – шкала 4в

8 столбец- шкала 5а

9 столбец- шкала 5б

10 столбец – шкала 6

11 столбец – шкала 7

12 столбец- шкала 8

13 столбец- шкала 9

 

Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал

Шкала 4 – среднее между значением шкалы 4а, 4б и 4в (5, 6, 7 столбца)

Шкала 5 – среднее между значением шкалы 5а и 5б (8, 9 столбца)

Шкала 10 – среднее по шкалам 4а и 7 (5, 11 столбца)

Шкала 11 - среднее по шкалам 4в и 5б (7, 9 столбца)

Шкала 12– среднее по шкалам 4б и 5а (6, 8 столбца)

Проводится анализ индивидуальных результатов.

Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по каждой из шкал на класс.

Проводится анализ группового результата.

Примечание. Целесообразно обработку данных проводить на компьютере в программе Microsoft Excel, которая позволит быстро подсчитать все дополнительные шкалы и средние баллы на класс.

 

Интерпретация шкал.

Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. Это дополнительные шкалы, по которым мы можем судить о том, присутствует ли, в принципе, ценность хорошего образования, ценности хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.

Шкала 1а – Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика его члена, как учебная успешность. При анализе индивидуального результаты мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата – объективный показатель престижности этой характеристики в группе.

Шкала 1б – Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимым в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность.

Шкалы 2-9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе)

Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.

Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся, прежде всего, из желания доказать самому себе, что способны на многое.

Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся, прежде всего, ради похвалы, признания, поощрения.

Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.

Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны педагогов.

Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны родителей.

Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся, прежде всего, потому, что бояться, что иначе их будут ругать, наказывать.

Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.

Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.

Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся, прежде всего, потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.

Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы, прежде всего, всеми теми видами деятельности, в которых присутствует возможность коммуникации.

Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося, прежде всего, в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.

Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и т.д.

Шкалы 10-12 представляют из себя дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы – одноклассников, семьи или школы.

Шкала 10. Влияние одноклассников.

Шкала 11. Влияние семьи.

Шкала 12. Влияние школы.

 

 

Программа семинара для учителей по формированию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.143 с.)