Особенности обучающихся с преобладанием коммуникативного и эмоционального мотивов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности обучающихся с преобладанием коммуникативного и эмоционального мотивов



В менее сложной ситуации находятся ученики с преобладанием коммуникативного мотива. Но и они требуют особого внимания. Для них главное в школе - получить радость от взаимодействия со сверстниками. Как правило, это ребята, которые по разным причинам имеют дефицит общения. Сегодня немало так называемых заорганизованных детей, у которых много занятий - музыка, спорт, иностранные языки и т. п. А к примеру, у тех, кто живет в коттеджных поселках, поблизости нет сверстников. Однако взрослые должны понимать, что дети стремятся к общению. Они хотят смеяться на уроках не для того, чтобы рассердить учителя или нарушить дисциплину, а для реализации своей потребности в коммуникации.

В данном случае поможет включение в урок работы в парах, группах. Полезны дискуссионные методы, например дискуссия на тему «Зачем современным школьникам знать историю древнего мира» (5-й класс). Чтобы мотивировать к учебе, можно использовать такие слова, как «Ты можешь подвести наш класс», «Одноклассникам важен твой учебный результат», «Ребята будут гордиться тобой». Можно поручать такому ребенку периодически оказывать помощь более слабым ученикам. Или разрешить иногда посмеяться на уроке. Хорошее настроение и желание учиться после этого будут обеспечены.

В каждом классе есть дети, для которых особенно важен эмоциональный мотив. Для них эмоциональный контакт с учителем -необходимое условие успеха в учебе. Как правило, это дети с тонкой душевной организацией, повышенной возбудимостью. Нередко в эту группу попадают так называемые правополушарные дети - с преобладающей активностью правого полушария. Они воспринимают любую ситуацию прежде всего через эмоциональное отношение к ней.

Высокой эмоциональной чувствительностью отличаются также дети со слабым типом нервной системы. Они сильно реагируют на такие внешние воздействия, которые другие дети даже не замечают, например окрик педагога, адресованный другому ребенку. Однако у них довольно быстро наступает порог насыщения, после которого интенсивность реакций сильно снижается (к примеру, ребенок на уроке получил двойку за невыученное правило по русскому языку, затем и классная работа была выполнена на двойку Эмоциональное перевозбуждение ребенка в этом случае после плохой оценки приведет к снижению эффективности его работы. Выход из ситуации - на следующий день дать ребенку новую тетрадь). Это необходимо учитывать взрослым при поощрении и наказании детей. Слишком «эмоциональное» поощрение, например похвала на школьной линейке или участие в празднике, приведет к перевозбуждению и снижению работоспособности такого ученика. А замечание учителя на уроке вероятнее всего повлечет ухудшение результатов. Ему вполне достаточно одного взгляда педагога или родителя для того, чтобы изменить свое поведение.

Итак, мы рассмотрели основные причины формирования у школьников того или иного варианта учебной мотивации, а также необходимые и недопустимые действия взрослых по отношению к детям. Понятно, что если у учеников выражены несколько мотивов, то педагогам и родителям необходимо учитывать их комплексно. (См. приложение 1)

 

Заключение

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения.

Большую роль в формировании развития ребенка играет положительная мотивация к школьному обучению, понимая под мотивацией "… соотношение целей обучения с потребностями, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения", а под мотивом "... направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением ученика к ней".

Формированию мотивов учения школьников способствует ряд психолого-педагогических условий:

1. Создание эмоционального комфорта для ученика.

2. Создание на уроках ситуации успеха, учитывая особенности и темп развития каждого ученика.

3. Формирование определенных способов и приемов познавательной деятельности (работа в группах, парах, использование совместных заданий ученика и учителя и т.д.).

4. Помощь учителя не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение.

5. Привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них позитивной самооценки.

       Таким образом, повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

 

Литература

 

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968 - 464 с.

2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. - М., 1989.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006 - 512с.

4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990 - 192с.

5. Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983 - 63с.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте. Пособие для учителей - М.: Педагогика, 1983 - 187с.

7. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П. Психология младшего школьника - М.: Просвещение, 1976. - 208с.

8. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144с.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - 240с.

10.Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П.И. _ М., 1996.

11.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. - М.: "Гном-Пресс", Московское городское педагогическое сообщество, 1999.

12.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.005 с.)