Глава 1. Художественная роспись по дереву 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Художественная роспись по дереву



Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………......3

Глава 1 Художественная роспись по дереву.………………………………….....4

1.1. История Городецкой росписи…………………………………………………..5

1.2. История Хохломской росписи………………………………………………….5

1.3. История Пермогорской росписи……………………………………………….6

Глава 2. Технологический процесс изготовления изделий ДПИ …………….7

2.1. Характерные особенности Городецкой росписи ……………………………10

2.2. Характерные особенности Хохломской росписи……………………………12

2.3. Характерные особенности Пермогорской росписи ………………………....14

Глава 3. Изготовление изделия ДПИ …………………………………………...17

3.1. Техника изготовления изделия Городецкой росписью ……………………...17

3.2. Техника исполнения изделия Хохломской росписью ………………………20

3.3. Техника изготовления изделия Пермогорской росписью …………………..24

Заключение ………………………………………………………………………..27

Список литературы ……………………………………………………………....28

 

 


Введение

 

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир, а также помогают формировать художественный вкус и учат нас видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве [1, с.13].

Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети младшего школьного возраста. Роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения школьников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса [1, с.23].

 

 

История городецкой росписи

Одним из порождений XIX века явилось искусство, сложившееся в производстве изделий из дерева с росписью в районе г. Городца Нижегородской губернии. Возникшее на основе многочисленных художественных ремесел края и существовавшее с начала XIX века в Городце и ряде деревень Приузолья (по реке Узола), оно переживает в последней трети века своеобразный расцвет. Для продажи на ярмарки и базары изготовляется самая различная утварь из дерева, но особенно интересной была роспись прялочных донец. Сюжеты из городской жизни можно было распознать по интерьерам с богатой мебелью, картинами и часами на стенах, с самоварами или графинами на круглых столах, а также по костюмам персонажей. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки [7].

История Хохломской росписи

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

В настоящее время у хохломской росписи два центра —красный или черный цвет. Других красок в этом виде письма не используют.

Заключение

Народное и декоративно-прикладное искусство является, неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Очевидно, что интерес к русским росписям растет. Оказывается, что и узоры, и мотивы, и цветовое решение нельзя назвать старым, неактуальным. Оно может стать изящным принтом на модной одежде, украсить сумки и аксессуары для волос, ремни и обувь. Оно может превратиться в узор на салатнице или чайнике, который привнесет приятный национальный колорит. Таких решений, осмыслений древних промыслов в сегодняшнем дне очень много. И это не может не радовать.

Роспись дерева под хохлому – интересное занятие для детей и взрослых, приятное и плодотворное знакомство с русской культурой. Творчество

настолько увлекательно, что вслед за расписной ложкой появится и расписная доска, а затем шкатулка.

Старинный русский промысел является обширным пластом российской культуры. Искусство совершенствовалось на протяжении нескольких веков. Причудливые переплетения известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами.


Список литературы:

1.В.С. Медведевских/ Технологии изготоления изделий декоративно - прикладного творчества/ Учебное пособие /Курган 2015

2. Ильченко М.И. Методическое пособие по городецкой росписи / М.И. Ильченко, С.К. Мишин. - М.: Владос, 2009.

3. Изделия народных художественных промыслов / Э. И. Орловский. - Ленинград: Лениздат, 1974. - 197,

4. Золотая хохлома: рассказы о народном искусстве / А. В. Красильников; [лит. обраб. И. Сидоровой]. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1979. - 173, [2] с.: ил. - ~Б. ц. - Текст: непосредственный

5. Изделия народных художественных промыслов / Э. И. Орловский. - Ленинград: Лениздат, 1974. - 197, [2] с., [12] л. ил.: ил. - ~Б. ц. - Текст: непосредственный.

6. Русская кистевая роспись: [Учеб. пособие для вузов по специальности 030800 "Изобраз. искусство"] / В.С. Бадаев. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 32 с., [20] л. ил.: ил. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-01220-7: 91.50 р.

7. Alvalane Белорусские кухни, Copyright 2014-2020 ЧТУП «Савин», «История возникновения росписи по дереву» - Режим доступа:http://www.alvaline-mebel.by/poleznoe/rospis/istorija-vozniknovenija-rospisi-po-derevu

8. Хохломская матрешка: яркость и веселье - Традиции – Ваш самовар – интернет магазин самаваров. 2020 Магазин «Ваш самовар» - Режим доступа: https://vash-samovar.ru/tradicii/KHokhlomskaja-matreshka:-jarkost-i-vesele.html

9. Секреты изготовления матрешек – Хохлома, «Хохломские узоры» - Режим доступа:https://khokhloma.ru/хохломские-зарисовки/секреты-изготовления-матрешек.html

9. Краткая история росписи по дереву/ Мастерская РуТвор, Copyright 2009-2020 – Режим доступа:https://rutvor.ru/kratkaya-istoriya-rospisi-po-derevu.html

10. Традиционная технология хохломской росписи по дереву, Культура.РФ,2013-2020, Минкультуры России - Режим доступа:https://www.culture.ru/objects/2872/tradicionnaya-tekhnologiya-khokhlomskoi-rospisi-po-derevu

11. Хохломская роспись- история возникновения.Образовательный портал A2b2.ru– Режим доступа: http://ilenko_v_u.a2b2.ru/section/5879/item/23499

12. Золотая Хохлома - История, Семёнов. Хохломская роспись, 2019г. - Режим доступа: https://goldenhohloma.com/goldenhohloma/history/

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………......3

Глава 1 Художественная роспись по дереву.………………………………….....4

1.1. История Городецкой росписи…………………………………………………..5

1.2. История Хохломской росписи………………………………………………….5

1.3. История Пермогорской росписи……………………………………………….6

Глава 2. Технологический процесс изготовления изделий ДПИ …………….7

2.1. Характерные особенности Городецкой росписи ……………………………10

2.2. Характерные особенности Хохломской росписи……………………………12

2.3. Характерные особенности Пермогорской росписи ………………………....14

Глава 3. Изготовление изделия ДПИ …………………………………………...17

3.1. Техника изготовления изделия Городецкой росписью ……………………...17

3.2. Техника исполнения изделия Хохломской росписью ………………………20

3.3. Техника изготовления изделия Пермогорской росписью …………………..24

Заключение ………………………………………………………………………..27

Список литературы ……………………………………………………………....28

 

 


Введение

 

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир, а также помогают формировать художественный вкус и учат нас видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве [1, с.13].

Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети младшего школьного возраста. Роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения школьников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса [1, с.23].

 

 

Глава 1. Художественная роспись по дереву

 

Все народные росписи можно разделить по технике исполнения на два основных вида: графические и живописные.

К графической, относится мезенская, изысканную графику являет хохломская роспись «Кудрина».

Графика творится четкой контурной линией. К слову, тонкую острую кисточку, предназначенную для «наводки», в Хохломе называют «контурной». Только после того, как рисунок проложен черной линией, он раскрашивается внутри, «заливается цветом». Исключение, пожалуй, составляет Мезень, где прежде делается красный замалевок, а потом черным наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы.

Живописные техники более распространены, чем графические. Самые явные, среди них, городецкая роспись и верховое хохломское письмо. Технику народной живописи называют еще кистевой, маховой, мазковой. Именно мягкий, красочный мазок и составляет основу живописных росписей.

По виду, делятся на орнаментальные и сюжетные.

Орнаментальные росписи– мезенская и хохломская.

Сюжетная – городецкая и гжель.

На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью. Опытный глаз крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та или иная вещь.

Маленькая, глухая деревенька Палащелье в среднем течении реки Мезень дала название целому направлению в русском декоративном искусстве. Мезенская роспись – это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, – по первоначальному красному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы.

Происхождение росписи до сих пор остается загадкой. Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках. Ритм и чередование красок до крайности просты, но значительны. Используется всего два цвета. Красный олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный — земля, космос, смерть, печаль.

 

История городецкой росписи

Одним из порождений XIX века явилось искусство, сложившееся в производстве изделий из дерева с росписью в районе г. Городца Нижегородской губернии. Возникшее на основе многочисленных художественных ремесел края и существовавшее с начала XIX века в Городце и ряде деревень Приузолья (по реке Узола), оно переживает в последней трети века своеобразный расцвет. Для продажи на ярмарки и базары изготовляется самая различная утварь из дерева, но особенно интересной была роспись прялочных донец. Сюжеты из городской жизни можно было распознать по интерьерам с богатой мебелью, картинами и часами на стенах, с самоварами или графинами на круглых столах, а также по костюмам персонажей. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки [7].

История Хохломской росписи

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

В настоящее время у хохломской росписи два центра —красный или черный цвет. Других красок в этом виде письма не используют.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.037 с.)