Трудности, возникающие в процессе общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудности, возникающие в процессе общения



Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки. В процессе разговора осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, чувствами. В процессе диалога индивидов, происходит обмен информацией, опытом, знаниями. Обмен информацией выступает как специфическая форма взаимодействия с другими людьми, как взаимодействие субъектов.

Субъективные трудности в процессе общения могут быть порождены одним из участников этого общения или может сразу всеми участниками. Причиной, в основном, является частичное или полное недостижение цели, неполучение желаемого результата.

Характер трудностей, возникающих в процессе общения, во многом зависит от содержания или направленности мотивации. Существует также особый вид трудностей, который состоит в невозможности реализации значимых для личности мотивов с людьми из своего окружения. Трудности в общении могут возникать также из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. В трудностях, связанных с возрастом общающихся, надо обязательно видеть и изучать общее, особенное и единичное, относящееся непосредственно к психологическим характеристикам каждой возрастной группы и делать поправку на то, где и почему они возникают у ребёнка, подростка, юноши, девочки, девушки, мальчика, юноши, взрослой женщины и мужчины, у пожилых и стариков. Особое внимание необходимо обращать на зависимости между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности и такими специфическими для взаимодействующих людей характеристиками, как способности к эмпатии, рефлексии, идентификации к постижению другого человека с помощью интуиции.

С позиции педагогической психологии выделяются иные трудности общения. Они разделены на три группы:

        - информационные трудности (проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить своё мнение, уточнить, добавить ответ, завершить мысль);

       - регуляторные трудности (связаны с неумением стимулировать активность воспитанников);

       - аффективные трудности (проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчёркивать безошибочность высказываний).

Если у педагога дефицит этих знаний, то общение с ним приобретает вид формальных контактов, а у воспитанников происходит деформация развития эмоциональной сферы.

В структуре совместной управленческой деятельности наиболее рельефно выступают три группы трудностей общения, возникающих в результате этого нарушения.

В первую группу входят трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу (непринятие другого человека, внутренняя скованность, несдержанность). Ко второй группе можно отнести трудности общения, которые связанны с развитием отношений, групповых процессов, с группообразованием и сохранением группового единства. К третьей группе относят трудности, связанные с отсутствием, несформированностью средств групповой деятельности.

К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся возникающие между взаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью общающихся лиц, их принадлежностью к враждующим группам, значительно различающимся по своей направленности.

Общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится и эгоцентризм. Из-за крайне сильной центрированности на себе – своей персоне, точке зрения, целях, переживаниях – индивид оказывается неспособным изменить исходную познавательную перспективу по отношению к другому субъекту, его мнению и представлению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.003 с.)