Виды конфликтов и типы их разрешения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды конфликтов и типы их разрешения



Поскольку ежедневно личность сталкивается с индивидами, имеющими разное воспитание, систему ценностей, взгляды, установки, цели, темперамент, конфронтации неизбежны. При этом мало знать способы разрешений противоречий, важно также учитывать типы, виды и причины конфликтов для возможности своевременного анализа ошибок участвующих в противостоянии оппонентов и принятия грамотных решений.

Конфликтное противоборство обнаруживается в деятельности абсолютно всех социальных коллективов, групп, институтов, во взаимодействии людей.

Поэтому можно выделить четыре основные типы конфликтов личностей:

- конфликт, проистекающий внутри личности;

- конфронтация, возникающая между индивидами;

- противостояние между индивидом и коллективом;

- противоречие, возникающее между группами.

Внутриличностным конфликтом принятосчитать внутреннее состояние неудовлетворенности личности каким-либо обстоятельством ее существования, которое связано с противоречащими друг другу стремлениями, потребностями индивида, что порождает стрессы и аффекты. При внутриличностных конфронтациях участвующие стороны – это различные факторы внутреннего содержимого личности, часто являющиеся противоположными: потребности, ценности, цели, чувства, а не другие личности.

Межличностным противостоянием считается трудноразрешимое противоречие, которое вызывается несовместимостью взглядов людей, расхождением их интересов, несхожестью целей и потребностей. Этот тип конфронтации является наиболее распространенным и проявляется в разных условиях неодинаково.Межличностная конфронтация проявляется как столкновение индивидов, поскольку люди имеют различные черты характера, обладают несхожими взглядами и ценностями. Противостояние такого рода чаще возникает в ходе профессионального взаимодействия людей.

В зависимости от мотивационного аспекта конфронтации выделяют следующие типы межличностных конфликтов:

- противоборство как агрессивная реакция, зарождающаяся в ответ на блокаду потребностей в свершении важных целей трудовой деятельности;

- конфликт, возникающий в качестве агрессивной реакции на блокировку личностных потребностей, имеющих прямую связь с производственной деятельностью;

- конфронтация, связанная с соблюдением норм, принятых в организации, возникает, когда личные конфликты, характеризуемые несовместимостью ценностей, убеждений отдельных сотрудников организации, которые не имеют непосредственной связи с процессом производства;

- противостояния между субъектом и коллективом зарождаются, когда индивид занимает позицию, кардинально отличающуюся от воззрений группы.

Кроме того, ряд психологов в зависимости от реальности противостояний или их ложности выделяют такие типы межличностных конфликтов:

- подлинную конфронтацию, которая существует реально и адекватно воспринимается;

- случайное либо условное противостояние, зависящее от меняющихся условий, что адекватно осознается участниками не всегда;

- смещенный конфликт, являющий собой неявное, но являющееся глубоким противоречие;

- неверно приписанную конфронтацию между участниками, которые ошибочно понимают и истолковывают проблемы;

- латентное столкновение, то есть пока не существующее в открытом виде (неосознаваемое участниками);

- ложный конфликт возникает вследствие ошибок восприятия или толкования, то есть под собой объективных факторов не имеет.

Межгрупповой конфликт возникает между разными коллективами, между малыми группами, находящимися в составе одной большой общности, между отдельными субъектами, представляющими интересы группы.

       Противостояния между людьми неизбежны, поэтому нужно изучить типы разрешения конфликтов, которые позволят выбрать оптимальную поведенческую стратегию в ситуации конфронтации и эффективно решить проблему.

       РальфКилменн и Кеннет Томас выделили такие типы разрешения конфликтов, какконкуренция (соперничество), уклонение, приспособление (адаптация), сотрудничество и компромисс.

Конкуренция или соперничество подразумевает удовлетворение прежде всего собственных потребностей и интересов за счет ущемления интересов участников конфронтации. Индивид вынуждает соперников принять то решение, которое подходит и выгодно лично ему.

Уклонение можно наблюдать, когда субъект не отстаивает собственные права и не сотрудничает с участниками противостояния для выработки единого решения проблемы, другими словами, уклоняется от принятия решения.

Приспособление выражается в совместных действиях, при которых участники не ведут борьбу за собственные интересы. Данный тип поведения не подходит для использования в ситуациях, когда одна сторона поступается интересами, а другая – не собирается этого делать.

Сотрудничество является наиболее результативным типом разрешения противоречий. Однако это и наиболее сложный тип поведения. Реализация данного типа разрешения противоречий предполагает понимание участниками конфронтации предмета и причины конфликта, наличие возможностей совместно находить новые альтернативы для выработки приемлемых для всех участников компромиссов.Компромисс подразумевает некоторую уступку в удовлетворении персональных интересов всех участвующих сторон.

Конфликт может возникнуть на фоне любой неудовлетворенной осознаваемой человеком потребности. Чарльз Диксон, американский психолог, однажды сказал: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Люди во многом схожи, но вместе с этим каждый человек является уникальной личностью, индивидуальностью со своими интересами, потребностями и убеждениями. В этом и состоит сложность социальных взаимоотношений, без которых, однако, невозможна жизнь человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.007 с.)