Вышеслав – сват Гостомысла и верховный князь Бодрицкого Союза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вышеслав – сват Гостомысла и верховный князь Бодрицкого Союза



В 747-795 годах

Вышеслав (Вышан, Витсан, Вицан, Вислав) был потомком легендарного Пруса (согласно «Степенной Новгородской книге» Прус, Радим и Вятко были братьями) и единственным сыном скончавшегося в 747 году князя бодричей Ариберта II и его супруги,дочери Ульфреда Английского. Его дед, король вендов и бодричей Ариберт I, правивший с 700 по 724 год, был женат на Вундане (или Виндоне), дочери короля Сарматии. Сарматией именовали Восточную Европу, и Вундана была дочерью предводителя славянского племени с севера Восточной Европы.

Согласно Мекленбургским хроникам, Вышеслав, сын бодрицкого князя Ариберта II, родился в 728 году и начал править в 19-летнем возрасте. Он был женат на дочери князя Руси и Литвы. У княжеской четы было три сына: Дражко, Годислав и Славомир. 

С 747 года до своей смерти в 795 году Вышеслав являлся верховным князем Бодрицкого Союза, объединявшего родственные славянские племена, основных из которых насчитывалось четыре:

1. Бодричи, столица Велиград (Мекленбург), возведённая около 620 года; в 735 году недалеко от Велиграда, ближе к морю, был построен порт Рерик (Сокол);

2. Вагры, столица Стариград (Ольденбург), основанная около 650 года; крупный город Любица (Любек);

3. Полабы, столица Ратибор (Ратцебург);

4. Варны, столица Росток; торгово-ремесленное поселение Дирков (сейчас район города Ростока).

К Бодрицкому Союзу присоединялись и другие племена:

· Глиняне, столица Лачин (Лучин, Ленчин, ныне Ленцен);

· Смолинцы (смоляне), столица Конибор;

· Древане (древяне), столица Луна (Люна, Люнебург);

· Бутинцы (бутяне), жившие на восточном берегу нижнего течения Лабы (Эльбы) между глинянами на севере и смолинцами на юге.

 

Расселение славян в VIII-X вв. на южном побережье Варяжского моря

Княжество бодричей располагалось по соседству с саксами, на восток от подножия Ютландского полуострова. Бодричам принадлежал крупнейший варяжский (балтийский) порт Рерик (Сокол). К югу от бодричей, до рек Гаволы (Хафеля) и Спревы (Шпрее) и к востоку до Одры (Одера), лежали земли Союза лютичей (или вильцев, вилетов, волотов). Ещё южнее, вдоль Средней Лабы от Салы(Заале) до Нисы (Нейсе) находились земли лужичан (они же лужицкие сербы, или сорбы), не имевших выхода к Варяжскому (Балтийскому) морю. На острове Руяне (Рюгене), воспетом великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным как Буян, и на прилегающей части варяжского побережья жили руяне (раны, руги). На территории от реки Одры до реки Вистулы (Вандала, Вислы) находились владения поморян.

Бодричи (ободриты, венды, рерики)– одно из племён полабских славян – были главной составляющей Бодрицкого Союза. Слово бодрич на древнеславянском означает «бдительный, неусыпный, неустрашимый, храбрый, сильный». По мнению историка Степана Александровича Гедеонова, рерики (соколы) было прозвищем бодричей. Порт Рерик, построенный в 735 году на Варяжском море рядом с Велиградом, носил название Сокол. Ободриты (об-одриты, то есть связанные с рекой Одрой) – это венеды(венеты), которых античные историки помещали к востоку от Вислы – от варяжского (балтийского) побережья до Карпат и низовьев Дуная (наряду с балтийскими бодричами, в IX веке известны бодричи и на Дунае, поблизости от Белграда).По поводу самого названия венеды можно сказать, что, скорее всего, в его основе лежит древнеарийский корень “ vand ” или “ vend ”, означающий «воду». Венеды, венеты, венды, винды – так называли немцы, скандинавы и англо-саксысоседних им славян.

Степан Александрович Гедеонов (1816-1878 гг.) – русский историк, драматург, первый директор Императорского Эрмитажа (с 1863 г.), директор Императорских театров (1867-1875 гг.)

В религиозном отношении бодричи, как и все балтийские славяне, были язычниками. В отличие от руян и лютичей, бодричи не имели специальных храмовых городов, а поклонялись богам в дубовых рощах, где и ставили идолов своих богов. Известно, что бодричи, исповедуя многобожие, имели небольшие пантеоны из различных богов, причём у разных бодрицких племён они были разными: главным богом бодричей был Радегаст; у вагров это был Прове, или Проне (искажённое Перун); богиней живших вдоль реки Лабы славян-полабов была Жива (или Сива). 

Как сообщает немецкий историк Иоахим (Йоахим) Херрман (1932-2010 гг.), бодрицкие городища имели характерный облик: небольшие, с мощными укреплениями, они были рассчитаны на узкий круг людей, племенную знать и дружины, в то время как основная часть соплеменников жила поблизости на укреплённых предградьях или в открытых поселениях.

Сами славяне Бодрицкого Союза называли себя словенами. Славяновед Александр Фёдорович Гильфе́рдинг также считал, что племя, возглавлявшее Бодрицкий Союз, называло себя ререгами, то есть соколами. Бодричи воевали со своими соседями саксами и лютичами, выступая союзниками франков. А лютичи «из закоренелой вражды», наоборот, заключали союзы с саксами против бодричей.

 

 

Александр Фёдорович Гильфе́рдинг (1831-1872 гг.) – русский славяновед, фольклорист,

член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук

 

  Столицей вендов-бодричей был город, который славяне называли Велиград, то есть Великий город, у латинских хронистов он назывался Магнополис, что является калькой предыдущего, у саксов – Михелинбург (совр. Мекленбург), у скандинавов – Микилингард и, наконец, у датчан – Рерик, или Рарог, что значит на западнославянском«сокол». Сокол был племенным символом бодричей.Велиград-Рерик имел окружность около 20 вёрст и поэтому был защищён не стеной, а тремя замками, два из которых были расположены в крайних точках города, тогда как третий служил резиденцией великих князей бодричей.

  Начиная с VIII века в экономическом и культурном развитии Европы на первый план выдвигаются земля племени бодричей со столицей Велиградом-Рериком у Висмарской бухты, Вагрия с приморской столицей Стариградом (то есть Старый город, ныне Ольденбург) и пограничной крепостью Любицей(ныне Любек), а также Полабия со столицей Ратибором (ныне Ратцебург).

Столицу вагров Стариград «некогда населяли храбрейшие мужи, так как, находясь на переднем крае всей Славии, они имели соседями датчан и саксов и все военные столкновения или сами первыми начинали, или, если нападали другие, принимали удар на себя», – сообщает монах Гельмольд в «Славянской хронике», написанной им на латыни в XII веке. [7.] Арабский географ Шамсуддин ад-Димашки (1256-1327 гг.), повествуя о «море Варенгском» (Варяжском), поясняет, что варяги «суть славяне славян», то есть знаменитейшие из славян.По мнениюАлександра Фёдоровича Гильфердинга,слово вагр происходит от санскритского вагара – «храбрый, удалой» (отсюда от ваг а), а слово варн – от «вран», «ворон». Историк Я.П. Зинчук отмечает, что славяне, имея мощный флот, были не только самым мореходным народом на Балтике (поэтому море и называлось Варяжским), но они также были первыми в морском деле и в морских сражениях. Среди всех славян своей дерзостью и неукротимостью славились вагры-варяги из Вагрии.

Римляне называли наших предков вандалами, то есть венедами, а ещё варварами, то есть варягами. По мнению русского учёного-правоведа, писателя Владимира Игоревича Карпеца, варвар – от древнегреческого «иноплеменник, иноземец», то есть человек, говоривший на непонятном языке; санскритское barbaras (барбарас) выражает однообразие чужой, непонятной речи. Сравните наше слово «немец» от немой. В переносном значении варвары стали означать невежественных, грубых, жестоких людей, разрушителей культурных ценностей.

Владимир Игоревич Карпец (1954-2017 гг.) – русский учёный-правовед, специалист по истории государства и права, истории политических учений, кандидат юридических наук, доцент; писатель, поэт, переводчик, публицист, режиссёр и сценарист

Позже венеды на побережье Варяжского моря стали варягами. Слово варяг означает «защитник» и происходит от древнеславянского варъ – «защита», образованного от глагола варити, варяти – «защищать, охранять, беречь, предупреждать» (сравните: пред вар ить). Американский историк Александр Валентинович Рязановский (род. в 1928 г.), вслед за историком Степаном Александровичем Гедеоновым, выводит название варяг, варанег от западнославянского слова, обозначающего «меч». Санскритский глагол vr (вр) означает«охранять», отсюда варяг – «охранник, защитник». [8.]

 Именно Русь – это исконное родовое имя народа, а варяги – всего лишь территориальное обозначение (от индоевропейского вар – «вода») – то есть живущие у воды, поморяне. Любопытно и показательно, что корень вар-, являющийся определяющим в слове ВАРяг, сохранился в санскрите (vār, vāri в значении «вода») и тохарском языке. В русском языке имеется большое количество слов, происходящих от слова вар: отвар, варево, варить, сварить, варенец, варенье, вареник и другие.

        Современный исследователь славянского присутствия в Германии, историк Андрей Пауль составил карту, где показаны многочисленные топонимы с корнем «вар-» на южном побережье Балтийского (Варяжского)моря в Германии. В начале III века область у истоков Эльбы (Лабы) именовалась «Вандальскими горами».

Топонимы с корнем «вар-» на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря

Именно Вышеслав договорился с королём франков Карлом Великим о серебряной торговле. Так заработал «путь из варяг в персы», проходивший по Варяго-Волжскому пути, в том числе и через город Выборг, специально основанный Гостомыслом для этой цели в 788 году. Хроники франков упоминают Вышеслава как равноправного союзника Карла Великого и противника лютичей и саксов. 

Карл Великий (742-814 гг.) – король франков с 768 г., император Запада с 800 г.

Французский художник Луи-Феликс Амьель, 1837-1839 гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.008 с.)