Путь джедая. Поиск собственной методики продуктивности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путь джедая. Поиск собственной методики продуктивности



Максим Дорофеев

Путь джедая

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=48007494&lfrom=25665073

«Максим Дорофеев. Путь джедая. Поиск собственной методики продуктивности»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2020

ISBN 978‑5‑00146‑427‑3

Аннотация

 

Универсального рецепта успешной и продуктивной жизни для всех нет, не было и не будет. Нужно создавать свой. И единственный способ сделать это – проводить эксперименты над собой, – считает Максим Дорофеев, автор бестселлера «Джедайские техники». Его новая книга – о том, как. Здесь вы найдете инструменты самонаблюдения и конструирования личного рецепта успеха: мысли, однократные действия‑«вакцины», регулярные практики и индикаторы, из комбинации которых и получится тот уникальный, подходящий именно вам метод продуктивности.

 

Максим Дорофеев

Путь джедая. Поиск собственной методики продуктивности

 

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

 

© Текст. Максим Дорофеев, 2020

© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2020

 

* * *

Важное введение

 

Эта книга отвечает на ряд вопросов, оставшихся без ответа после моей первой книги о джедайских техниках, вышедшей в 2017 году. С момента публикации первой книги я переосмыслил некоторые моменты и хочу поделиться свежими соображениями.

На всякий случай (если вы не планируете читать мою первую книгу или хотите просто освежить основные моменты) в разделе 2 я тезисно описал те моменты, на которые буду опираться. Это далеко не все мысли первой книги, а лишь те, без которых вторая может быть неправильно понята. Я бы порекомендовал этот раздел к прочтению даже тем, кто хорошо знаком с «Джедайскими техниками». В разделе 3 описаны те моменты, которых не хватило в первой книге, но они, как выяснилось, очень важны для понимания всего прочего.

Вот мысли, которые легли в основу этой книги.

1. Мы (люди) очень разные.

2. Мир вокруг нас непрост, и мы не всегда можем заранее понять, к каким результатам приведут те или иные решения и действия.

3. Научное сообщество не даст четкого ответа, что поможет именно вам стать лучше.

4. Универсального рецепта, помогающего всем, нет, не было и не будет.

5. Придется создавать для себя уникальный рецепт успешной и продуктивной жизни. Единственный способ сделать это – проводить эксперименты над собой[1].

 

Если у вас есть какие‑то сомнения насчет этих тезисов, добро пожаловать в раздел 4.

Основная часть этой книги (раздел 5 и раздел 6) описывает подход к проведению экспериментов над собой.

1. Инструмент самонаблюдения и конструирования собственного уникального рецепта.

2. Более‑менее стандартные компоненты рецепта, комбинируя которые вы сможете найти свой уникальный подход.

• Мысли для обдумывания. Рекомендую читать не более одной мысли в день, не торопитесь. Если какая‑то мысль кажется спорной или непонятной, будет разумным дать ей еще день‑другой, чтобы она отлежалась в голове.

• Вакцины – действия, которые вы совершаете один раз, а их эффект остается с вами надолго (один раз сделал и забыл).

• Практики – действия, результат которых сохраняется, пока вы выполняете их с некой периодичностью.

• Индикаторы – показатели, прямо или косвенно характеризующие те или иные аспекты успеха.

3. Уровни «джедайства», которым соответствует порядок тестирования вакцин, индикаторов и практик.

 

Я предлагаю работать с этой книгой так.

1. Ознакомиться с разделом 1, разделом 2, разделом 3, разделом 4 и разделом 5.

2. Определить свой уровень «джедайства», руководствуясь инструкцией из раздела 6.

3. Проработать и опробовать элементы рецепта и ознакомиться с мыслями всех уровней, вплоть до текущего.

4. Перед переходом к изучению материала более высоких уровней «джедайства» дать себе время (хотя бы пару‑тройку недель) на сбор и осмысление собственного опыта использования практик, усвоенных на предыдущем уровне.

 

Не торопитесь читать эту книгу. Дальше я покажу, что скорость чтения мало влияет на скорость получения итогового результата (раздел 3.1). А еще дальше намекну, что путь к достижению некоторых результатов можно очень серьезно усложнить, если слишком быстро перейти к изучению нового материала (раздел 3.4).

Не торопитесь – так будет быстрее. Если ваша цель – изменить свое поведение или взгляды на жизнь, скорость потребления информации вряд ли будет для вас решающим параметром. Знания усваиваются медленно.

 

Рис. 1. Медленночтение и скорочтение

 

 

Обезьяна в моей голове

 

Я увидел эту модель в блоге Тима Урбана, ссылку на который мне прислал Юра Мельничек, за что я до сих пор ему благодарен.

Модель проста и изящна. Наверняка многие из вас уже с ней знакомы, если нет, то могу порекомендовать посмотреть выступления Тима на TED[6].

Согласно модели Тима Урбана, в голове любого прокрастинатора (а, с точки зрения Тима Урбана, мы все – прокрастинаторы) расположен пульт управления им. У этого пульта находятся два персонажа: рациональный тип – некто ответственный за принятие рациональных решений и… обезьянка сиюминутного удовольствия.

В отличие от рационального типа обезьянка не способна извлекать уроки из прошлого и на основании их как‑то корректировать настоящее, чтобы повлиять на будущее. У обезьянки есть только «здесь и сейчас».

 

Рис. 3. Модель Тима Урбана

 

Плюс ко всему, б о льшую часть времени у руля находится именно обезьянка. Она отдает предпочтение развлечениям, а в случае выбора между важным и срочным хватается за понятное. Рациональный тип не способен существенно влиять на ее поведение. Но есть тот, кто способен…

 

Рис. 4. Панический монстр

 

Это панический монстр – персонаж, появляющийся в те моменты, когда что‑то начинает серьезно угрожать нашей безопасности или карьере. Обезьянка его боится. Она покидает насиженное место и сваливает, оставляя у руля рационального типа.

 

Рис. 5. Собран, сосредоточен, сконцентрирован

 

Оставшись наедине с пультом управления, рациональный тип сосредоточенно справляется с задачами (сделать это вовремя ему не позволяла обезьянка), после чего наступает короткий промежуток времени, когда панический монстр уже ушел, а обезьянка еще не появилась. В этот момент мы можем надавать себе множество несбыточных обещаний (типа «Я буду учиться с первого дня нового семестра»), но этот период довольно быстро проходит.

 

Рис. 6. Он уже ушел?

 

Я возьму модель обезьянки и рационального типа за основу в этой книге.

Важный момент: обезьянка не отрицательный персонаж. Часто люди, впервые услышав про персонажей модели, считают, что обезьяна плохая, а рациональный тип хороший. В реальности оба они хорошие и обоими движут благие намерения. Ниже я покажу, как из‑за неполной картины мира обезьянки ее благие намерения превращаются в глупые поступки (довольно распространенная в реальной жизни ситуация, между прочим).

 

Знать» не равно «делать»

 

Между «знать» и «делать» существует огромная пропасть. Вот мой любимый анекдот на эту тему.

 

Безработному актеру звонит друг:

– Слушай, тут халтурка подвернулась, я сразу о тебе подумал.

Актер:

– Конечно, какой разговор, по гроб жизни благодарен, совсем на мели. – А что за роль?

– Да понимаешь, не очень большая. Одна строчка.

– Одна строчка? Нет проблем! – Типа, ну совсем бабок не осталось, ничем не брезгует. – А какая?

– «Чу! Я слышу пушек гром».

– «Чу, я слышу пушек гром»? Годится! Куда идти?

– В среду подойдешь в Малый, спросишь режиссера такого‑то.

– Заметано.

В среду актер подходит в Малый, находит режиссера, тот: скажите строчку, актер с пафосом произносит:

– Чу! Я слышу пушек гром!

– Отлично! – говорит режиссер. – Роль ваша. Приходите в субботу к семи вечера на спектакль.

– Понял! – отвечает радостный актер.

От такого удачного поворота судьбы актер запивает по‑черному. Приходит в себя в субботу где‑то в 6:30 и сломя голову бросается в театр, всю дорогу повторяя: «Чу! Я слышу пушек гром».

У театра его останавливает швейцар: ты, мол, куда без билета?

– Я «Чу! Я слышу пушек гром», – объясняет актер.

– А! Ты «Чу! Я слышу пушек гром», – успокаивается швейцар, – ну проходи.

Актер – за кулисы. Его, ясное дело, не пускают.

– Я «Чу! Я слышу пушек гром»! – кричит актер.

– Ты «Чу! Я слышу пушек гром»? Опаздываешь! Давай срочно в гримерную! – кричат ему в ответ.

Он – в гримерную. Гримерша:

– Товарищ, вы кто?

– Я «Чу! Я слышу пушек гром».

– Вы «Чу! Я слышу пушек гром»? Что же вы опаздываете?! Садитесь вот тут, сейчас я вас быстренько.

Актер, уже в гриме и в мыле, подбегает к сцене. Его перехватывает режиссер.

– Ты «Чу! Я слышу пушек гром»?

– Я «Чу! Я слышу пушек гром»!

– Чуть не опоздал! Давай, твой выход!

Актер выходит на сцену, и за спиной у него раздается оглушительный взрыв. Актер вздрагивает и орет:

– Да вы что там, совсем офигели??!!!

 

Рис. 9. Чу! Я слышу пушек гром

 

Беда большинства книг по саморазвитию и бизнесу – переоценка ценности теоретического знания в деле изменения поведения.

Самый первый совет, который вы услышите от тренера по боксу: «Не закрывай глаза, когда в тебя летит удар». Прекрасный совет. Понятно, чем продиктован, прекрасно ложится в мою текущую картину мира и не требует дополнительных пояснений. Не ясна самая малость: как научиться это делать. Узнать об этом – дело десяти секунд. Натренировать себя на это – нужны годы. И то, если вы понимаете, каким образом это делать, а еще лучше, если у вас есть опытный тренер и хорошая группа.

 

Рис. 10. Теоретическое боксирование

 

Из‑за того, что мы не осознаём наличие пропасти между знанием и поведением, может даже казаться, что мы лицемерим. Простой пример, который поймут те, у кого есть дети младшего школьного возраста. Ваш ребенок сел за уроки и отвлекся. На планшет, телевизор, книгу или игрушки – не важно. Заметив это, мы говорим: «Перестань отвлекаться», описываем кошмары, которые последуют, если он не перестанет отвлекаться: «Ты не сможешь нормально учиться и будешь получать двойки…»[9] или, наоборот, пропагандируем ценность сосредоточенности: «Если ты не будешь отвлекаться, ты быстрее закончишь с уроками и перейдешь к развлечениям». Уверяю вас, в большинстве случаев ребенок прекрасно понимает, что отвлекаться не очень хорошо. Беда не в отсутствии знания («Я же ему еще две недели назад объяснял, что не надо отвлекаться!»). Беда в том, что многими процессами в нашем теле и уме мы не управляем. Нужно не рассказывать ребенку, как плохо отвлекаться на второстепенные вещи (особо циничным будет в этот момент самому отвлечься на уведомление в смартфоне), а показать, как тренировать свое внимание и как организовать среду вокруг себя, чтобы отвлекаться все меньше и меньше. Да и не только ребенку, взрослых это тоже касается.

 

Рис. 11. Не отвлекайся от уроков

 

Актер из анекдота в эпиграфе к этому разделу знал, что надо говорить, а ему нужно было натренировать себя не бояться громких звуков. Один из методов – репетировать, понимая, что успех придет далеко не с первого раза.

Одна из моих любимых цитат Нассима Талеба (из книги «Одураченные случайностью»[10]):

 

Большинство из нас знает очень хорошо, как мы должны вести себя. Проблемой является выполнение, а не отсутствие знания.

‹…›

Мы нуждаемся в уловках, но перед этим мы должны принять тот факт, что являемся простыми животными, требующими более низких форм уловок, чем лекции.

 

Дальше речь пойдет именно об этих уловках. И об упражнениях, при помощи которых можно сформировать новое поведение.

В свое время я долго искал способ сократить разрыв между знанием и действием или, точнее, поведением. Современные научные работы в силу самой природы научного познания были узконаправленными и не давали полной картины. С другой стороны, практические руководства по изменению поведения страдали отсутствием доказательной базы, что меня не удивляет и, надеюсь, после раздела 4.2 перестанет удивлять и вас. С другой стороны, если что‑то не доказали с научной строгостью, это еще не означает, что оно не работает и мы не можем это использовать себе во благо (во многом об этом книга Талеба «Антихрупкость»). Но раз так, то можно ли при отсутствии строгого научного доказательства понять, какой подход или методика с большей вероятностью принесет пользу? Можно. Главным свидетельством жизнеспособности какой‑либо методики служит время: чем дольше методика существует, чем дольше о ней помнят, тем более тщательную проверку временем она прошла и тем больше у нее шансов оказаться работоспособной и полезной (это называется принципом Линди). Обратите внимание на слово «шансов». Гарантий – никаких, только шансы.

В итоге я решил погрузиться в изучение культуры, которая хоть и не изобилует научными доказательствами, но зато прошла проверку временем. Так я начал изучать буддийские методы. Здесь имеет смысл кое‑что пояснить. Обычно мы узнаем о буддизме из курса религиоведения, поэтому навешиваем штамп «религия» и на буддийскую философию, хотя в явном виде в ней нет понятия бога. Мало того, сама философия сугубо практична. Говорят, сам Будда, передавая свое учение, настаивал на том, чтобы ученики не верили ему на слово, а все проверяли на собственном опыте.

К слову, буддистам давным‑давно известна разница между «знать» и «делать».

 

Концептуального знания недостаточно… У вас должна быть убежденность, происходящая из собственного опыта.

Девятый Гьялванг Кармапа. Махмудра: океан определяющего смысла

 

В буддийской традиции выделяют три составляющих обучения.

1. Получение информации. Слушание учителя, чтение текстов. Мы узнаем что‑то новое.

2. Осмысление информации. Мы смотрим, как новый фрагмент знания вписывается в нашу нынешнюю картину мира. Обсуждение и ведение дискуссий – тоже одна из форм осмысления.

3. Применение на практике. Обновление нашей картины мира.

 

У Ламы Оле Нидала[11] эти фазы называются так: слушание, медитация, поведение.

Это три столпа обучения. Не фазы, не этапа, а именно столпа. Смысл в том, что эти три процесса не расположены в строгой последовательности, а скорее находятся в балансе. В переложении на модель Тима Урбана схема выглядела бы так:

 

Рис. 12. Три столпа обучения в буддийской традиции через призму модели Тима Урбана

 

Стоит заметить, что наша повседневная работа тоже (явно или неявно) содержит в себе эти три фазы.

1. Получение информации: при помощи ноутбука, смартфона или иных устройств[12] черпаем информацию (из почты / чатов / новостей), ходим по встречам.

2. Осмысление информации: мы думаем, что делать с полученными сведениями. Пополняем свои списки задач / проектов / идей.

3. Применение на практике: мы берем и делаем.

 

Здесь тоже было бы здорово следить за балансом. В реальной бизнес‑жизни очень часто наблюдается сильный перекос в сторону получения информации. В особо запущенных случаях все постоянно ходят по встречам, пишут друг другу в почте и чатах, звонят… Но, кроме этого, мало кто что‑то делает и еще меньше об этом думают, но все очень бурно это обсуждают всеми доступными способами.

По какой‑то причине в нашей культуре часто переоценивают знание – простое концептуальное знание, первый столп у буддистов. Как говорится, «знание – сила». Однако буддисты, традиционно избегая абсолюта и крайностей, говорят о ситуациях, когда дисбаланс в составляющих обучения наносит человеку непоправимый вред. В статье одного из буддийских учителей[13] я натолкнулся на такой термин, как «невосприимчивость к Дхарме» (Дхармой с большой буквы в буддийской философии называют учение Будды). Им обозначается ситуация, когда человек, который слишком перестарался с получением информации (забыв о ее осмыслении и применении на практике), становится попросту не восприимчив ни к какому другому новому знанию. На входе в его сознание формируется фильтр: «Я это уже слышал или нет?» Если новая информация хоть как‑то похожа на то, что человек уже знает, он пропускает ее мимо ушей. Когда получение знания не уравновешивается его осмыслением и применением на практике, наступает своего рода отравление знанием[14].

Иногда мы наблюдаем несправедливость вида «Ну почему у него выше должность / зарплата / положение, я же знаю больше него?» На этот вопрос есть очень простой ответ: он больше сделал. А для того, чтобы больше делать, далеко не всегда нужно больше знать. Мало того, иногда все ровно наоборот.

Относительно недавно я услышал интересную мысль: мы идем дальше и начинаем переоценивать уже не просто информацию, а сам факт обладания ею. «Я эту книгу уже купил» или «Я это уже скачал» местами воспринимается так же значимо, как и «Я это прочитал». А так как осмыслить проще, чем применить на практике, прочитать проще, чем осмыслить, а скачать проще, чем прочитать, мы нередко накачиваем себе на жесткие диски всякого и считаем себя ужас какими умными.

Чтобы понять, насколько несоразмерны эти три столпа, давайте вспомним, что на задней обложке многих книг по бизнесу пишут что‑то вроде: «Время прочтения – 4,5 часа». Этим издатель, видимо, пытается намекнуть: «Ты прочтешь книгу быстро, поэтому купи сразу три». Но это только прочтение. Если книга достойная, мы месяцами ее осмысляем и годами применяем на практике. Часы, месяцы, годы – вот оно, примерное соотношение масштабов получения информации, осмысления и применения ее на практике. Зацикливаться на том, сколько времени займет чтение книги (если наша задача – обретение мудрости), – примерно то же самое, что и фокусироваться на продолжительности процессов во время брачной ночи в контексте воспитания будущего ребенка.

 

Рис. 13. Получение – осмысление – применение

 

Три столпа обучения в буддийской традиции находятся в интересном (хоть и не прямом) соответствии с современными взглядами на то, как устроен человеческий мозг. Андрей Курпатов в своем видео[15] очень кратко рассказал, что в нашем мозге есть три основные сети:

• сеть выявления значимости обеспечивает внимание;

• центральная исполнительская сеть отвечает, в частности, за потребление информации;

• сеть дефолт‑системы мозга (сеть пассивного режима работы) отвечает, кроме всего прочего, за размышление.

 

Эти сети – антагонисты: включается одна – выключаются все остальные. Курпатов говорил, что иногда до 24 минут уходит только на то, чтобы переключиться в дефолт‑систему (то есть начать думать) после того, как мы потребили информацию.

 

Эмоции жрут мыслетопливо

 

«Джедайские техники» описывали методы экономии мыслетоплива, преимущественно – конкретные и применимые хоть на следующий день. Основная стратегия – убрать существующую утечку мыслетоплива. Однако очень существенным ее каналом служат негативные эмоции, а им в первой книге не было уделено никакого внимания. Очень возможно, что верно и обратное – позитивные эмоции могут стать источником дополнительного мыслетоплива, однако с этим нужно быть осторожным: позитивные эмоции (вроде как) позволяют вам уходить «в минус», то есть на радостях можно так сильно уработаться, что потом придется слишком долго восстанавливаться.

Если принять во внимание тему предыдущего раздела, эмоция – это наш ответ на то, каким мы увидели мир. А мы, повторюсь, не воспринимаем его таким, каким он является, и я могу увидеть его разным.

 

Рис. 19. Страх, уныние и гнев

 

Пример: я еду на работу на автомобиле, в какой‑то момент передо мной резко перестраивается тонированная машина и уносится вдаль, шныряя по рядам.

Как я могу это увидеть и какие эмоции это породит?

1. Злость: понапокупают прав, куда только смотрит полиция, что за бандиты, чтоб вас всех!

2. Ущемленная гордость: да как он посмел! Передо мной, моей машиной и на моей дороге!

3. Сочувствие: человек опаздывает куда‑то. Надеюсь, у него не случилось ничего серьезного и жизнь его родных и близких вне опасности.

4. Снисхождение: эххх… молодо‑зелено… Я когда‑то таким же был, ничего, катайтесь, вот повзрослеете, женитесь… Эххх….

5. Безразличие: …

 

Я ни в коем случае не хочу сказать, что надо видеть мир таким‑то, а не сяким‑то. Нет. От нас в текущий момент вообще мало что зависит. Буддисты говорят: то, как я увижу конкретную вещь или событие, определяется тем, что я делал, думал и говорил до этого момента. Задолго до! Если провести аналогию с боксерами, можно сказать, что в большей степени на исход поединка влияет то, что боксеры делали до того, как перешагнули через канаты. Задолго до. Фактически это и есть моя карма в том виде, в котором я ее создал за долгие годы жизни (этой и всех предыдущих). Если я часто сознательно злил других людей, картина будет совсем иной, чем если бы я долгое время сознательно развивал в себе сострадание и эмпатию. Или пофигизм.

При этом, если событие случилось, эмоция (исходя из моей кармы) родилась быстрее, чем я смог оценить это событие на рациональном уровне сознания. Если вам не нравится появившаяся эмоция, не гоните ее. Используйте сложившуюся ситуацию для тренировки ума с помощью следующего упражнения: придумайте как минимум пару причин, по которым человек мог так поступить, но при этом им двигали благие (или хотя бы нейтральные) намерения.

Если не получается, представьте, что на месте этого человека были вы. По каким причинам вы могли бы поступить так же? Как правило, к себе мы более снисходительны, и, помимо вариантов «придурок», «самоуверенный лихач» и «уткнулся в смартфон и не смотрит на дорогу», в голову могут прийти варианты «торопится и опаздывает на важное событие», «не заметил по неосторожности», «не думал, что причиняет кому‑то дискомфорт». Или «уткнулся в смартфон и не смотрит на дорогу».

 

Рис. 20. Уставший хороший человек

 

То, что эмоции – причина мощнейшей утечки мыслетоплива, вовсе не означает, что, пока мы не разберемся с этим, нет смысла идти дальше. Например, одно из исследований показало, что у тех, кто уделял достаточное внимание планированию, уровень злости не ухудшал способность к достижению простых целей. В то время как в группе тех, кто планированием пренебрегал, наблюдалась сильная отрицательная связь между злостью и достижением цели[23]. Так что, если вы излишне эмоциональны, важность роли качественного списка задач и проектов для вас повышается.

 

Модель двойных убеждений

 

Одна из самых больших сложностей в изменении поведения заключается в том, что существующие убеждения у человека не меняются так же просто, как файлы на диске компьютера. С точки зрения современной психологии после попытки заменить текущие убеждения новыми у человека одновременно могут существовать оба убеждения – и старое, и новое, и каждое из них работает в том или ином случае.

Этот эффект был обнаружен и экспериментально продемонстрирован Тимоти Уиллсоном и его командой из Университета Вирджинии[24],[25]. Двум группам испытуемых предъявляли две фотографии незнакомых им людей. О первом человеке говорили, что он маньяк‑насильник, а о втором – что он уважаемый следователь из хорошей семьи. Но с испытуемыми второй группы как будто бы вышла ошибка, экспериментатор извинялся и говорил, что он перепутал фотографии людей. На самом деле первый человек – уважаемый следователь, а вот второй – маньяк‑насильник.

 

Рис. 21. Схема эксперимента

 

Далее испытуемым из обеих групп предлагалось ответить на несколько вопросов, выявляющих отношение к людям на фотографиях. Вопросы задавались в двух режимах: медленном (30 секунд на ответ) и быстром (3 секунды на ответ).

 

 

Максим Дорофеев

Путь джедая

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=48007494&lfrom=25665073

«Максим Дорофеев. Путь джедая. Поиск собственной методики продуктивности»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2020

ISBN 978‑5‑00146‑427‑3

Аннотация

 

Универсального рецепта успешной и продуктивной жизни для всех нет, не было и не будет. Нужно создавать свой. И единственный способ сделать это – проводить эксперименты над собой, – считает Максим Дорофеев, автор бестселлера «Джедайские техники». Его новая книга – о том, как. Здесь вы найдете инструменты самонаблюдения и конструирования личного рецепта успеха: мысли, однократные действия‑«вакцины», регулярные практики и индикаторы, из комбинации которых и получится тот уникальный, подходящий именно вам метод продуктивности.

 

Максим Дорофеев

Путь джедая. Поиск собственной методики продуктивности

 

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

 

© Текст. Максим Дорофеев, 2020

© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2020

 

* * *

Важное введение

 

Эта книга отвечает на ряд вопросов, оставшихся без ответа после моей первой книги о джедайских техниках, вышедшей в 2017 году. С момента публикации первой книги я переосмыслил некоторые моменты и хочу поделиться свежими соображениями.

На всякий случай (если вы не планируете читать мою первую книгу или хотите просто освежить основные моменты) в разделе 2 я тезисно описал те моменты, на которые буду опираться. Это далеко не все мысли первой книги, а лишь те, без которых вторая может быть неправильно понята. Я бы порекомендовал этот раздел к прочтению даже тем, кто хорошо знаком с «Джедайскими техниками». В разделе 3 описаны те моменты, которых не хватило в первой книге, но они, как выяснилось, очень важны для понимания всего прочего.

Вот мысли, которые легли в основу этой книги.

1. Мы (люди) очень разные.

2. Мир вокруг нас непрост, и мы не всегда можем заранее понять, к каким результатам приведут те или иные решения и действия.

3. Научное сообщество не даст четкого ответа, что поможет именно вам стать лучше.

4. Универсального рецепта, помогающего всем, нет, не было и не будет.

5. Придется создавать для себя уникальный рецепт успешной и продуктивной жизни. Единственный способ сделать это – проводить эксперименты над собой[1].

 

Если у вас есть какие‑то сомнения насчет этих тезисов, добро пожаловать в раздел 4.

Основная часть этой книги (раздел 5 и раздел 6) описывает подход к проведению экспериментов над собой.

1. Инструмент самонаблюдения и конструирования собственного уникального рецепта.

2. Более‑менее стандартные компоненты рецепта, комбинируя которые вы сможете найти свой уникальный подход.

• Мысли для обдумывания. Рекомендую читать не более одной мысли в день, не торопитесь. Если какая‑то мысль кажется спорной или непонятной, будет разумным дать ей еще день‑другой, чтобы она отлежалась в голове.

• Вакцины – действия, которые вы совершаете один раз, а их эффект остается с вами надолго (один раз сделал и забыл).

• Практики – действия, результат которых сохраняется, пока вы выполняете их с некой периодичностью.

• Индикаторы – показатели, прямо или косвенно характеризующие те или иные аспекты успеха.

3. Уровни «джедайства», которым соответствует порядок тестирования вакцин, индикаторов и практик.

 

Я предлагаю работать с этой книгой так.

1. Ознакомиться с разделом 1, разделом 2, разделом 3, разделом 4 и разделом 5.

2. Определить свой уровень «джедайства», руководствуясь инструкцией из раздела 6.

3. Проработать и опробовать элементы рецепта и ознакомиться с мыслями всех уровней, вплоть до текущего.

4. Перед переходом к изучению материала более высоких уровней «джедайства» дать себе время (хотя бы пару‑тройку недель) на сбор и осмысление собственного опыта использования практик, усвоенных на предыдущем уровне.

 

Не торопитесь читать эту книгу. Дальше я покажу, что скорость чтения мало влияет на скорость получения итогового результата (раздел 3.1). А еще дальше намекну, что путь к достижению некоторых результатов можно очень серьезно усложнить, если слишком быстро перейти к изучению нового материала (раздел 3.4).

Не торопитесь – так будет быстрее. Если ваша цель – изменить свое поведение или взгляды на жизнь, скорость потребления информации вряд ли будет для вас решающим параметром. Знания усваиваются медленно.

 

Рис. 1. Медленночтение и скорочтение

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.151 с.)