Ф. Ф. Вяккерев, В. Г. Иванов, М. Я. Корнеев, В. П. Петленко, Н. В. Пилипенко, А. И. Попов, В. П. Рожин, А. А. Федосеев, Б. А. Чагин, В. В. Шеляг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф. Ф. Вяккерев, В. Г. Иванов, М. Я. Корнеев, В. П. Петленко, Н. В. Пилипенко, А. И. Попов, В. П. Рожин, А. А. Федосеев, Б. А. Чагин, В. В. Шеляг



Критика

Идеалистических

Концепции

Диалектики

Том 5

Ответственный редактор тома М. Я. Корнеев

Редакторы: М. А. Киссель, К. Н. Любутин, А. А. Федосеев

МОСКВА «МЫСЛЬ» 1985

ПРЕДИСЛОВИЕ

РЕДАКЦИИ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Книга написана авторским коллективом:

предисловие — М. Я. Корнеевым

глава1 — 3. М. Протасенко

главаII — В. П. Федотовым

глава III -1 И. Т. Якушевским

глава IV — Т. И. Ойзерманом

глава V — К. А. Сергеевым, Ю. Н. Солониным

глава VI — И. С. Нарским

глава VII — М. А. Кисселем

глава VIII — В. Л. Шульцем

глава IX — А. В. Гайдой, К. И. Любутиным

глава X — Н. А. Мусиной

глава XI — М. Я. Корнеевым

глава XII — М. Я. Корнеевым

глава XIII — Е. К. Краснухиной

глава XIV — А. А. Федосеевым

глава XV — Р. П. Шпаковой

глава XVI — М. Я. Корнеевым

глава XVII - А. В. Сагадеевым

глава XVIII — Б. С. Ерасовым

главаXIX - А. В. Шестопалом

Завершающий том издания «Материалистическая диалектика» посвящен критическому анализу различных буржуазных и ревизионистских фальсификаций материалистической диалектики, ряда ведущих в современной буржуазной философии и социологии идеалистических концепций диалектики. При этом авторы исходили прежде всего из ленинского указания о необходимости выявления и оценки «господствующих или наиболее распространенных или наиболее вредных для демократии и для социализма идейно-политических течений данного времени»!. Оно сохраняет свою полную силу и по отношению к таким специфическим формам идейной борьбы, как критика современных идеалистических концепций диалектики, представители которых открыто или в завуалированной форме выступают против материалистической диалектики.

Сторонники и пропагандисты идеалистической диалектики пытаются скрыть метафизический характер своих концепций, создать некую альтернативу материалистической диалектике. Безуспешность подобных попыток, показанная в исследованиях советских философов 2, является своеобразным «стимулом» для многих буржуазных философов и социологов в «создании» все новых и новых вариантов квазидиалектик. Это не означает, что некоторые буржуазные философы и социологи не ставят реальных проблем, требующих диалектического осмысления. Однако для них характерным является «отрицание диалектики природы, противопоставление диалектики детерминизму, исключение из диалектики принципа отражения» 3. В данном томе будет показано, каким образом авторы различных идеалистических концепций диалектики спекулируют на сложности и проти-

' Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 357.

2 См.: Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1980, с. 8.

3 Материалистическая диалектика как общая теория развития, кн. 1. Философские основы теории развития. М., 1982, с. 28.

5

воречивости процессов современного научного познания и общественного развития.

Авторы книги не претендуют на то, чтобы охватить все вопросы, связанные с выявлением тех или иных идеалистических идей в буржуазной философии и социологии XX в., ибо, во-первых, объем данной работы не позволяет этого сделать; во-вторых, в советской философской литературе имеются работы, посвященные критическому анализу отдельных направлений современной идеалистической диалектики4, и, в-третьих, диалектические идеи, содержащиеся в работах тех или иных современных буржуазных философов и социологов, не всегда представляют собой целостную диалектическую концепцию.

При отборе материала авторы исходили из того, в какой степени и форме идея противоречия содержится в тех или иных немарксистских концепциях развития. Кроме того, авторы тома учитывали, что в марксистской литературе уже подвергались критике экзистенциалистская концепция диалектики5, «негативная диалектика» Т. Адор-но 6, «критический рационализм» 7, различные теологизи-рованные варианты идеалистической диалектики 8, некоторые другие разновидности идеалистической диалектики XX в., получившие распространение в буржуазной философии и социологии 9, а также в философском ревизио-

4 См.: Богомолов А. С. Идея развития в буржуазной философии

XIX и XX веков. М., 1962; Киссель М. А. Учение о диалектике в буржуазной философии XX века. Л., 1970; Идеалистическая диалектика

XX века. Критический анализ. Л., 1978; Критика метафизических и идеалистических концепций развития. — Материалистическая диалектика как общая теория развития, кн. 1, и др.

5 См.: Стрельцова Г. Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики. М., 1974.

6 См.: Нарский И. С. Проблема отрицания и «негативная» диалектика Т. Адорно. — Философские науки, 1973, № 3; его же. «Негативная диалектика» Адорно и ее социальный смысл. — Вопросы философии, 1974, № 2.

7 См.: «Критический рационализм»: философия и политика. М., 1981.

8 См.: Радев Р. Критика неотомизма. М., 1975; Долгов К. М. Диалектика и схоластика. М., 1983.

9 См.: Юлина Н. С. Проблема метафизики в американской философии XX века. М., 1978; Попов П. Критика «диалектического гиперэмпиризма». М., 1981; Нарский И. С. Современная буржуазная философия: два ведущих течения начала 80-х годов XX века. М., 1983;

Проблемы и противоречия буржуазной философии 60 — 70-х годов XX века. М., 1983, и др.

б

низме10. Однако, несмотря на проделанную работу по критическому анализу ряда идеалистических концепций диалектики и разоблачению буржуазных и ревизионистских фальсификаций материалистической диалектики, пока еще нет специального монографического исследования, в котором было бы осуществлено комплексное рассмотрение проблемы.

Наши идейные противники, ополчаясь против материалистической диалектики и создавая целый «веер» квазидиалектик, понимают, сколь большую роль играет она в формировании научного, марксистско-ленинского мировоззрения как основы коммунистического воспитания людей. «Именно оно, — указывает К. У.Черненко, — делает коммунистов, трудящихся сознательными политическими бойцами, способными самостоятельно оценивать социальные явления, видеть связь текущих задач с нашими конечными целями, вести аргументированную полемику с любым идейным противником» 11. Этим прежде всего и обусловлены намерения буржуазных и ревизионистских авторов любой ценой исказить суть материалистической диалектики, в превратном свете представить ее разработку основоположниками марксизма-ленинизма. Осуществляется это различными способами, и особенно путем игнорирования качественного различия между идеалистической диалектикой Гегеля и марксистской диалектикой 12. В «истинные интерпретаторы» диалектики К. Маркса записываются такие ярые антимарксисты, как Р. Арон, который под видом ее «защиты» от экзистенциализма и структурализма фактически ее фальсифицирует 13. В тогу третейского судьи между марксистской и гегелевской диалектикой рядится антикоммунист О. Флейхейм, который стремится в ложном свете представить учение К. Маркса, особенно его диалектикуы. Исходя из этого, авторы сочли необходимым предпослать критическому анализу идеалистических концепций диалектики специальный раздел, посвященный методологи-

10 См.: Козловский В. Е. Марксистская диалектика и ее современные противники. М., 1978; Савич М. Б. Марксистская диалектика и философский ревизионизм. М., 1981.'

11 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14 — 15 июня 1983 г. М.. 1983, с. 41-42.

12 Science et dialectique chez Hegel et Marx. Paris, 1980.

13 Aron R. D'une sainte famille a 1'autre. Essai sur les marxismes imaginaires. Paris, 1970.

14 Marx heute. Pro und cortra. Oxford, 1983, p. 22-23.

7

ческим вопросам критики идеалистической диалектики, разработанным и блестяще примененным основоположниками марксизма-ленинизма.

Многие буржуазные и ревизионистские фальсификации этих принципов идут зачастую в русле советологии, поэтому в этом же разделе дан специальный анализ различных советологических фальсификаций материалистической диалектики. Конечно, советология не сводится только к этому, но она составляет ядро современного антикоммунизма и антиленинизма. Первый раздел является как бы связующим звеном между данным томом и предшествующими томами «Материалистической диалектики».

В заключительном разделе данного тома предпринята попытка дать критический анализ идеалистических концепций диалектики, развиваемых в освободившихся странах. Такой подход позволяет глубже понять, вокруг каких основных проблем диалектики разворачивается в освободившихся странах особенно острая идейная борьба» каковы пути и степень восприятия материалистической диалектики общественным сознанием этих стран.

Часть первая

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КРИТИКИ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ДИАЛЕКТИКИ

Глава I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.009 с.)