Модели зрелости и модели готовности технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели зрелости и модели готовности технологий



 

Иногда последовательность смены состояний альфы «технология» выделяют как отдельную модель зрелости (maturity model). Модель зрелости иногда путают с жизненным циклом практик, но чаще всего практика уже есть, и речь идёт только о том, чтобы эта внешняя по отношению к организации практика превратилась в оргвозможность (capability) данной организации, могла быть задействована в работах различных предпринятий в данной организации – модель зрелости тем самым не жизненный цикл практики, а жизненный цикл проекта освоения практики.

Например, для ISO 15288 (стандарта практик жизненного цикла системной инженерии) штатно предполагается использование модели зрелостей из ISO 1504 (стандарт проверки соответствия используемых практик описанным международными стандартами практик). Соответствие предполагает некоторые уровни, и вот эти уровни и есть «модель зрелости» (maturity model). Модели зрелости часто изображаются в виде «ступенек», по которым нужно «идти вверх»:

 

 

Модели готовности технологий (technology readiness) затрагивают как раз предыдущие по отношению стадиям модели зрелости группе стадий жизненного цикла технологии: о разработке. Например, Technology Readiness Level, разработанная 35 лет назад для аэрокосмоса, а затем распространившаяся в машиностроении нефтегазовой промышленности, где ступеньки-уровни для технологии ближе к классическому жизненному циклу в варианте 1.0, только речь идёт именно об инструментарии, «технологии»[206]:

• TRL 1. Сформулирована фундаментальная концепция технологии и обоснование её полезности.

• TRL 2. Определены целевые области применения технологии и её критические элементы.

• TRL 3. Получен макетный образец и продемонстрированы его ключевые характеристики.

• TRL 4. Получен лабораторный образец, подготовлен лабораторный стенд, проведены испытания базовых функций связи с другими элементами системы.

• TRL 5. Изготовлен и испытан экспериментальный образец в реальном масштабе по полупромышленной технологии, проведена эмуляция основных внешних условий.

• TRL 6. Изготовлен полнофункциональный образец на пилотной производственной линии, подтверждены рабочие характеристики в условиях, приближенных к реальности.

• TRL 7. Прототип системы продемонстрирован в составе системы в реальных условиях эксплуатации.

• TRL 8. Окончательное подтверждение работоспособности образца. Разработка. функционирующей реальной системы завершена.

• TRL 9. Изделие удовлетворяет всем требованиям: инженерным, производственным, эксплуатационным, по качеству и надёжности. Возможна модификация по снижению себестоимости, развитию и эволюции системы. Функционирующая реальная система подтверждена в ходе реальной эксплуатации через успешное выполнение испытательных заданий.

Все эти «модели зрелости» и «модели готовности технологий» лишь частные методы описаний жизненного цикла какой-то практики, причём они несут в себе все недостатки моделей жизненного цикла 1.0, как состоящего из работ-стадий и определяющегося состоянием только альф определения и воплощения системы, но игнорирующем при этом состояние всех других альф.

«Практики работы с практиками» в этих моделях практически не рассматриваются, принципы назначения работ на практики работы с практиками (и технологиями в составе практик) не обсуждаются. Более того, все эти старинные «модели зрелости» ориентированы на «большие методологии» и плохо работают в условиях, когда «большие методологии» разбиты на маленькие практики, которые постоянно меняются и поэтому находятся на совсем разных уровнях зрелости в целом.

Поэтому мы упоминаем в нашей книге модели зрелости и модели готовности технологий как исторически очень популярные, но рекомендуем использовать для инженерии и освоения практик более современные воззрения на жизненный цикл с изменениями состояния множества альф.

С другой стороны, всегда можно брать эти шкалы/ступени/уровни состояний для того, чтобы иметь отправную точку для моделирования состояний тех или иных альф в вашем проекте, ни на секунду не теряя из виду все остальные альфы – в этой работе с частностями без потери из вида целого и заключается суть системного мышления.

 

Системные практики

 

Системное мышление не обещает, что его использование сразу решит все проблемы. Нет, его использование только позволит последовательно перемещать внимание с одной части ситуации на другую, ни в один момент не теряя из виду целого.

Системное мышление не даёт однозначный «объективный» ответ, оно требует организации коллективного мышления разных стейкхолдеров.

Системное мышление не похоже на алгоритм, гарантирующий превосходный результат проекта.

Нет, оно даёт только удобную нарезку мира на объекты внимания. Оно не столько помогает решать проблемы, сколько помогает эти проблемы выявлять чуть раньше, чем в жизни проявятся их последствия. Ибо в сложных системах причина и следствие часто разделены во времени и пространстве, типичная иллюстрация важности системного мышления (в котором непрерывно напоминается о том, что все отдельные рассмотрения только части целого) выглядит так:

 

 

Что делать после того, как выявлены проблемы? Включать мозг и решать эти проблемы, другого варианта нет. Системное мышление может только быстро подвести к проблемам чуть раньше, чем в жизни проявятся их последствия. Оно позволяет компактно и просто описывать сложный мир и выявлять риски непродуманности.

На протяжении всей книги мы учились только «как думать», если рассматривать мир состоящим из систем. Мы не учились ничего делать.

 

 

Для того, чтобы что-то делать, требуется отдельно потратить время на обучение практикам разных областей интересов – клиентской, инженерной, предпринятия. Это требует большого времени.

Например, вам стало понятно, что нужно заниматься инженерией требований, но как именно это делать? Есть огромная литература по этому вопросу, множество конкурирующих друг с другом практик, и овладеть практиками выявления потребностей и требований, их анализа, управления требованиями оказывается очень непросто. Есть многочисленные приёмы работы инженера по требованиям, особенности этой работы для разных видов систем (например, требования к полупроводниковому компьютерному чипу и к танцу для показа на детском утреннике будут выявляться абсолютно по-разному, они будут абсолютно по-разному документироваться, управление этими требованиями будет устроено несравнимым образом). Всей этой работе с потребностями и требованиями нужно учиться отдельно. А ещё для работы с требованиями нужно уметь работать со стейкхолдерами, в том числе заниматься лидерством (помогать исполнителям стейкхолдерских ролей хорошо играть эти роли). Для лидерства нужно владеть техниками активного слушания, навыками коммуникации. Всему этому тоже нужно учиться.

Но зачем тогда нужно системное мышление, если всем практикам нужно учиться отдельно?

Системное мышление нужно для того, чтобы разбираться со сложной коллективной деятельностью людей с самыми разными системами. Для каждой отдельной части системы системный мыслитель будет понимать её место в целой системе, для каждой отдельной практики системный мыслитель будет понимать её место в жизненном цикле системы, для всех своих умений системный мыслитель будет понимать ситуации, в которых возникает потребность в этих умениях. Системный подход нужен, чтобы упростить разбирательство со сложными ситуациями, сложными системами, не терять леса за деревьями отдельных специализированных практик. Системное мышление поможет специалисту ориентироваться в окружающей жизни, не теряться внутри своей частной работы, вписывать свой труд и свои знания в общий труд и знания для проекта, а также планировать своё личное развитие – возможность участвовать во всё новых и новых проектах.

 

Итоговое эссе

 

Мы рекомендуем написать эссе по какому-то своему рабочему (не учебному! не выдуманному «кейсу»!) проекту. Эссе (essay) предполагает сочинение в свободной форме на заданную тему, а его минимальное содержание задаётся описанием и характеристикой состояний семи основных альф проекта и их важными подальфами.

Эссе в нашем случае – это необязательно текст. Можно подготовить и устное выступление, а структуру содержания и диаграммы представить на слайдах. В любом случае это эссе нужно будет кому-то показать (менторам, коллегам, друзьям – желательно тем, кто уже как-то знаком с системным мышлением), чтобы получить отклик. Очень часто после подготовки эссе и получения отклика принимается решение перечитать учебник заново. И учебник затем читается как будто в первый раз, из него вычитывается много нового, не замеченного при первом чтении.

Потом вы в своей рабочей жизни постоянно будете готовить такие эссе: обзоры проекта следуют обычно именно этой логике.

Но не ждите какого-то шаблона для эссе, не ждите «образцов». Бесчисленные толпы студентов и даже великовозрастных курсантов обычно пытаются стащить успешные образцы эссе у одногруппников или коллег, и мы затем видим в описании электронных устройств следы шаблона описания прочностных напылений, в описании вебсайтов следы шаблона описания фемтосекундных лазеров, в описании девелоперских проектов следы шаблона описания учебных курсов, и т. п. Ваш проект уникален, его и нужно описывать уникально, не по шаблону.

Вы пишете эссе для того, чтобы представить своё понимание проекта. И эти эссе получаются настолько разными, насколько разными выглядит проектная документация для разных инженерных проектов (программистских, строительных, машиностроительных, электронных), проектная документация для разных проектов в смысле проектного/программного управления/управления процессами/управления кейсами, маркетинговая документация для самых разных брендов. В этом весь смысл отсутствия шаблона.

Нельзя работать с какой-то системой и каким-то предпринятием по её созданию и абстрагировать суть этого проекта так, чтобы получить шаблон, удовлетворяющий всему разнообразию систем и предпринятий. Такой общей абстракции, как список семи альф и намёток по их важным подальфам, вполне достаточно, дальше будет идти самая разная конкретика.

Тем не менее, вот требования к содержанию эссе (но не к его форме):

1. Презентация системной холархии. Это самая трудная часть: в ней представляется целевая система и говорится, какая у неё использующая система. Обычно прохождение этого пункта занимает больше половины времени подготовки эссе. Удивительно, но даже после тщательной самопроверки в представленной холархии можно найти все описанные в учебнике ошибки – начиная с того, что в холархии есть абстрактные объекты (не имеющие экстента), не выдерживается отношение часть-целое, нарушается принцип почтальона, холархия выстраивается не на момент стадии эксплуатации и т. п.

Попытайтесь сначала представить функциональную холархию, а не модульную. Назовите вашу целевую систему по её основной, самой трудной в реализации и наиболее полезной пользователю функции (беда, если все эти три функции не совпадают). Если вы делаете сервис, то вам придётся ещё и описать создаваемую для этого сервиса обеспечивающую систему (начиная с её холархии), но это не освобождает от обязанности проработать все вопросы с целевой системой и её использующей системой.

2. Основная часть эссе: краткое описание проекта создания целевой системы, структурированное по всем основным альфам проекта (возможности, стейкхолдеры, определение и воплощение системы, работы, технологии, команда), включая их важнейшие подальфы (потребности, требования, архитектура и что ещё может быть интересно для проекта) – их характеристика, текущее состояние, основные проблемы и рекомендации по их устранению.

Обратите внимание, что при описании нужно кратко характеризовать состояние альфы. Так, команда интересует не только на предмет закрываемых ей стейкхолдерских ролей (требуемых компетенций), но интересен вопрос – сотрудничает ли она? Продуктивна ли она? Помним про лидерство: как у вас с ним? Работы характеризуются прежде всего тем, как вы ими управляете: список работ тут бесполезен, он же будет меняться каждый день. Как вы определяете, какую работу из большого списка работ нужно делать прямо сейчас? Есть ли у вас какие-то ожидания по срокам окончания работ, по требуемым для этого ресурсам? Какие работы лежат на критическом пути, критической цепи? В каком состоянии буферы проекта? Технологии обязательно указывайте как поддерживающие какую-то дисциплину. Не знаете дисциплины? А что тогда поддерживают ваши технологии – работу по наитию?!

В ходе описания альфы «технология» не забудьте привести краткую характеристику жизненного цикла целевой системы (а если вы делаете сервис, то и обеспечивающей), выбранного вида жизненного цикла проекта (помните, чем отличается жизненный цикл системы от жизненного цикла проекта?), практик управления жизненным циклом (как вы назначаете работы на практики? Как управляете конфигурацией и изменениями?). Дайте краткую характеристику используемых практик технологического предпринимательства, системной инженерии, операционного менеджмента. Проблемы, рекомендации по их устранению. Особое внимание должно быть уделено вопросу насколько планы управления работами и финансовые планы отражают архитектуру системы и особенности её жизненного цикла, а также насколько вид жизненного цикла помогает удовлетворить стейкхолдеров.

4. Рефлексия: случилась ли метанойя (помните материал первого раздела?) и по каким именно темам, что осталось непонятным в материале курса?

5. Планирование: какие у вас планы по продолжению образования в системном мышлении, системном менеджменте, системной инженерии, системном предпринимательстве, системным занятиям культурой, системном личном развитии?

В эссе не пересказывается и не цитируется материал учебника, не приводятся диаграммы из учебника. В зачёт идёт только приложение материала к реалиям проекта: это легко проверяется – есть ли в вашем тексте термины предметной области проекта, или только общие термины, верные для всех проектов? Нет ли фраз типа «сделать как можно более дешёвую систему» или «сделать систему, максимально удобную для использования», которые «правда, но совершенно бессмысленная правда», ибо приложима к любому проекту? Просмотрите ваше эссе и конкретизируйте все общие высказывания, чтобы они были уникальными для вашего проекта.

Тщательный выбор целевой системы – это примерно половина работы. Например, начальники берут целевые системы трёх десятков разных порученных им проектов, думают про них как один проект и получают три десятка перемешанных холархий, с чем дальше работать невозможно. Нужно в таком случае честно сказать себе, что у вас несколько разных проектов и сделать эссе только по одному из них.

Нужно, чтобы эссе делалось по одному какому-то проекту, ибо даже «типовой проект» это не «все самые разные проекты, которые у меня бывают, в одном флаконе». Но и при одной внятной холархии на поверку оказывается, что курсанты не проверяют даже того, что холархия даётся на момент эксплуатации (operations) и все отношения в ней «часть-целое».

Эссе может быть презентацией на пару десятков слайдов, текстом на десяток страниц, нам встречался и вариант почти книжки на шестьдесят страниц, который писался полгода. Дело не в объёме текстов, не в длине презентации, не в сроках подготовки. Дело в том, чтобы в соответствии с нормами системного мышления описать все основные альфы проекта и важные для проекта основные подальфы (некоторые из которых, возможно, придётся переопределить, или даже определить заново – общий учебник и общие стандарты не могут учесть особенностей каждого отдельного проекта).

Один из встречавшихся нам вариантов эссе закончился тем, что были определены все альфы, кроме альфы «работа» – и это было понятно даже автору эссе. Этот автор признал, что у него в проекте «настоящий бардак», и отсутствие описания альфы «работа» действительно не случайно, он просто не знает, что делать, мало обращал на этот аспект проекта внимание – эссе чётко это показало, дало материал для рефлексии. Это и есть задача эссе: применить материал курса к реальной жизни, дать себе честный ответ, чем занимаетесь. А дальше – включить мозг и решать выявленные проблемы, системное мышление тут само по себе не поможет. Скорее всего, чтобы решить эти проблемы, вам придётся или самому освоить какие-то новые практики, или пригласить владеющего этими практиками специалиста. Не надейтесь, что все проблемы решаются применением смекалки и сообразительности.

 

Что дальше

 

Поздравляем, на этом учебник системного мышления закончен. Что делать дальше?

• Перечитайте учебник, в первой же главе довольно много рассказано о том, как обучаться мышлению: решать задачи, тренировать беглость, заняться ментальным фитнесом. Возможно, вам нужно позаниматься ментальным фитнесом перед перепрочтением учебника (например, разберитесь подробней, чем отличаются абстрактные объекты от индивидов, и как устроено мышление с использованием схем – как пользоваться полным спектром мышления от интуитивного через вероятностное до формального).

• Не просто перечитайте учебник, но и пройдитесь по ссылкам на литературу. В упомянутых в учебнике стандартах, публичных документах, книгах, статьях, энциклопедических справках для вас найдётся много интересного и полезного.

• Решайте задачи по системному мышлению (например, пройти курс на Coursera, где есть возможность решать эти задачи в интерактивном режиме, или курс в Школе системного менеджмента[207], где практикуется решение этих задач). При решении задач вы лучше поймёте значения разных понятий системного мышления.

• Если вы занимаетесь инженерией, то прочтите учебник «Системноинженерное мышление»[208], в нём много дополнительного материала по системному мышлению, адаптированному именно для инженеров.

• Обязательно сделайте эссе по своему проекту: сложность системного мышления и его приложимость к решению проблем в реальных ситуациях станет понятна именно в момент подготовки эссе, а не в момент чтения учебника или решения задач.

• Практикуйте системное мышление в каждой жизненной ситуации, в каждом своём проекте. Например, научитесь видеть в людях стейкхолдеров; начните сначала структурированно отслеживать внешнее окружение, а не сразу разбираться с внутренним устройством попадающих к вам в руки систем; ответы на самые разные вопросы самых разных людей делать только после уточнений «а какой стейкхолдер это сейчас спрашивает, и зачем это ему нужно?». И это будет только началом приобретения беглости в использовании системного мышления в вашей жизни.

• После осознания проблем проекта (например, нахождения конфигурационных коллизий) каждый раз не останавливайтесь и не успокаивайтесь на этом. Включайте мозг и деятельностно (с использованием лучших известных на сегодня человеческой цивилизации практик – дисциплин/теорий и инструментов) решайте эти проблемы. Для решения типовых ваших проблем понять, какие практики вам нужно освоить, перестать решать проблемы только «по наитию», опираться только на смекалку в 21 веке непродуктивно. Системное мышление само по себе ничего не даёт, если оно не подкреплено потом современным практическим действием.

Вы поняли, что слово «практический» в последней фразе сразу отсылает к какой-то дисциплине и поддерживающим её инструментам и рабочим продуктам? Это означает, что вы прочли учебник не зря. Осталось только использовать это знание в жизни.

 

 


[1] Никакого «шаблона эссе» при этом не предлагается,

https://ailev.livejournal.com/1387943.html

 

[2] http://incose-ru.livejournal.com/57945.html

 

[3] Zalasiewicz и др., «Scale and diversity of the physical technosphere», Zalasiewicz и др., http://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/2053019616677743

 

[4] Подробней про преимущества рациональности перед восточным упованием на интуицию и «непосредственное знание» см. в текстах А. Левенчука «Об членораздельное и голографическое в социологии» http://ailev.livejournal.com/1281819.html и «Об интуицию и чуйку» http://ailev.livejournal.com/1295595.html.

 

[5] Определение STEM: https://en.wikipedia.org/wiki/Science,_technology,_engineering,_and_mathematics

 

[6] Подробней про необходимость обучения детей математике с использованием современных компьютерных математических программ типа Mathematica см. в https://www.ted.com/talks/conrad_wolfram_teaching_kids_real_math_with_computers/transcript?language=ru

 

[7] Подробней в тексте «Рациональное мышление и его логические основания», http://ailev.livejournal.com/1311261.html

 

[8] Подробней в видео доклада по инженерии (кибер) психики http://openmeta.livejournal.com/238030.html и «Киберосознанность must, киберпсихика rulez», http://openmeta.livejournal.com/237056.html.

 

[9] Подробней про вычислительное мышление в средней школе в https://k12cs.org/computational-thinking/, более общее определение и ссылки на дополнительные материалы в https://en.wikipedia.org/wiki/Computational_thinking

 

[10] Мы можем тут рекомендовать книги издательства «Социум», http://sotsium.ru/, а также дополненить их литературой по современным представлениям о целеполагании, упомянутой в http://ailev.livejournal.com/1254147.html.

 

[11] Подробней об этой новой дисциплине, образовавшейся на стыке математики, физики, лингвистики (http://ailev.livejournal.com/1283541.html) и программирования написано в https://habrahabr.ru/post/307024/. Как именно проявляются эти представления в мышлении и выражении мысли на естественных языках обсуждается, например, в Peter Gardenfors, The Geometry of Meaning: Semantics Based on Conceptual Spaces – https://www.amazon.com/Geometry-Meaning-Semantics-Conceptual-Spaces/dp/0262026783/.

 

[12] https://en.wikipedia.org/wiki/System_dynamics

 

[13] Например, это прописано в статье русскоязычной Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тектология

 

[14] http://www.sebokwiki.org/wiki/Guide_to_the_Systems_Engineering_Body_of_Knowledge_%28SEBoK%29

 

[15] http://sebokwiki.org/wiki/Systems_Engineering_%28glossary%29

 

[16] см. проф. Derek Hitchins, «Systems Engineering vs. Engineering of Systems – Semantics?», http://www.hitchins.net/profs-stuff/profsblog/systems-engineering-vs.html

 

[17] Вторая фраза в определении системной инженерии из SEBoK: It focuses on holistically and concurrently understanding stakeholder needs; exploring opportunities; documenting requirements; and synthesizing, verifying, validating, and evolving solutions while considering the complete problem, from system concept exploration through system disposal.

 

[18] Цифры из http://csse.usc.edu/TECHRPTS/2008/usc-csse-2008-808/usc-csse-2008-808.pdf

 

[19] https://en.wikipedia.org/wiki/Apollo_program

 

[20] https://ru.wikipedia.org/wiki/Н-1

 

[21] http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking/

 

[22] Для многих из этих стандартов есть русскоязычные их официальные варианты в виде ГОСТ, но мы на них не опирались. Во-первых, нас больше интересуют международные, а не национальные стандарты. Мы надеемся, что наш учебник будет использоваться не только в России, и полученные из него знания будут универсальными для разных стран. Во-вторых, переводы международных стандартов для целей их «гостирования» выполняются в порядке хозяйственных договоров без особого внимания к их качеству и гармонизации использованной в разных международных стандартах терминологии. Поэтому мы не используем термины, определяемые переводными ГОСТами. В-третьих, международные стандарты непрерывно пересматриваются, и переводы обычно отстают от текущего содержания стандартов, они доступны только для прошлых неактуальных версий.

 

[23] «Доклад про системный фитнес», http://ailev.livejournal.com/1341660.html

 

[24] «Танцевальное мышление и его развитие», http://ailev.livejournal.com/1332624.html

 

[25] Подробности в https://www.ontology.co/

 

[26] http://www.ontospace.uni-bremen.de/pub/BatemanFarrar04-i1-d2.pdf

 

[27] http://www.uis.kiev.ua/xyz/tv/tv-book.htm

 

[28] https://plato.stanford.edu/entries/speech-acts/

 

[29] http://repository.tudelft.nl/assets/uuid:de26132b-6f03-41b9-b882-c74b7e34a07d/its_renssen_20050914.pdf

 

[30] http://tomgruber.org/writing/ontology-definition-2007.htm

 

[31] https://ru.wikipedia.org/wiki/Терминология

 

[32] http://www.omg.org/spec/SBVR/

 

[33] http://lurkmore.to/Grammar_nazi

 

[34] http://ailev.livejournal.com/988360.html

 

[35] стр. 79 в http://repository.tudelft.nl/assets/uuid:de26132b-6f03-41b9-b882-c74b7e34a07d/its_renssen_20050914.pdf

 

[36] слайд 8 в подробной презентации http://jtc1sc32.org/doc/N1751-1800/32N1764-WG2-Tutorial-OnMOF-forSC32.ppt

 

[37] http://ponjatija.ru/taxonomy/term/2863, http://www.iep.utm.edu/epistemo/, https://plato.stanford.edu/entries/epistemology/

 

[38] См. литературу в пунктах 1 и 2 http://ailev.livejournal.com/1311261.html.

 

[39] См. подробнее в http://ailev.livejournal.com/1228029.html.

 

[40] Подробности можно найти литературе по ссылкам тут: http://ailev.livejournal.com/1283541.html и в более популярном изложении тут: http://ailev.livejournal.com/1281819.html.

 

[41] http://ailev.livejournal.com/1295595.html

 

[42] http://ailev.livejournal.com/1305176.html

 

[43] Даниэль Канеман, «Думай медленно… Решай быстро», https://ru.wikipedia.org/wiki/Думай_медленно…_решай_быстро

 

[44] https://en.wikipedia.org/wiki/Evaporating_Cloud

 

[45] https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_решения_изобретательских_задач

 

[46] http://www.fondgp.ru/

 

[47] https://en.wikipedia.org/wiki/Viewpoints

 

[48] http://ailev.livejournal.com/1332624.html

 

[49] https://en.wikipedia.org/wiki/Fosbury_Flop

 

[50] http://grushnitskiy.ru/literature/books/Poznyi_774_metod_bega_-_Nikolai_774_Romanov_2013.pdf

 

[51] http://ailev.livejournal.com/1316601.html

 

[52] Подробней о «сержантском методе» можно почитать по ссылкам в http://ailev.livejournal.com/1287293.html.

 

[53] http://modeling.asu.edu/R&E/Notes_on_Modeling_Theory.pdf

 

[54] https://en.wikipedia.org/wiki/Open-world_assumption

 

[55] https://ru.wikipedia.org/wiki/Чужак_в_чужой_стране

 

[56] http://vpri.org/

 

[57] https://en.wikipedia.org/wiki/The_Fifth_Discipline

 

[58] В философии эту привязку фактов к реальности описывают как grounding – http://www.hollowayquarterly.com/2015/04/what-is-metaphysical-grounding.html, https://plato.stanford.edu/entries/grounding/

 

[59] Подробней эта история и все остальные онтологические положения этого раздела рассказаны в книге Chris Partridge «Business Objects: Re-Engineering for Re-Use», http://www.brunel.ac.uk/~cssrcsp/BusObj.pdf

 

[60] http://grushnitskiy.ru/literature/books/Poznyi_774_metod_bega_-_Nikolai_774_Romanov_2013.pdf

 

[61] https://en.wikipedia.org/wiki/Event_Storming

 

[62] http://www.brunel.ac.uk/~cssrcsp/BusObj.pdf

 

[63] Индивиды, как и роботы, склоняются в русском языке как одушевлённые или неодушевлённые существительные в зависимости от контекста. У нас «индивид» явно не личность.

 

[64] Мы вслед за ISO 29148 рекомендуем говорить не «бизнес-процессы» (business process), а «организационные процессы» (organizational processes), оргпроцессы.

 

[65] https://www.ozon.ru/context/detail/id/1378492/

 

[66] https://en.wikipedia.org/wiki/DevOps

 

[67] https://en.wikipedia.org/wiki/Dataops

 

[68] Mattew West, Developing High Quality Data Models, 2011, https://www.elsevier.com/books/developing-high-quality-data-models/west/978-0-12-375106-5

 

[69] http://sebokwiki.org/wiki/Systems_Engineering_Overview – Systems engineering (SE) is an interdisciplinary approach and means to enable the realization of successful systems. Successful systems must satisfy the needs of their customers, users and other stakeholders.

 

[70] https://books.google.com/ngrams/graph?content=stakeholder&year_start=1950&year_end=2008&corpus=15&direct_url=t1%3B%2Cstakeholder%3B%2Cc0

 

[71] http://progstone.narod.ru/reciprocality/r0/index.html

 

[72] https://ru.wikipedia.org/wiki/Метонимия

 

[73] https://ru.wikipedia.org/wiki/Кабуки

 

[74] http://www.koob.ru/rekhem_nick/strategiya_raboti_s_klientami_v_bolshih_prodazhah

 

[75] Метод был описан в книге Алан Купера «Психбольница в руках пациентов» в 1999 году, http://www.koob.ru/cooper_a/psih_v_rukah_pacientov

 

[76] https://ru.wikipedia.org/wiki/Джокер

 

[77] http://businessanalystlearnings.com/ba-techniques/2013/1/22/how-to-draw-a-stakeholder-onion-diagram

 

[78] http://flylib.com/books/en/4.445.1.38/1/

 

[79] Stakeholders have interests in a System; those interests are called Concerns – http://www.iso-architecture.org/ieee-1471/cm/

 

[80] Internal drivers, also called concerns – http://pubs.opengroup.org/architecture/archimate3-doc/chap06.html

 

[81] http://pubs.opengroup.org/architecture/archimate3-doc/chap06.html

 

[82] https://pages.nist.gov/cpspwg/

 

[83] https://ru.wikipedia.org/wiki/Козьма_Прутков

 

[84] В книге The Ghost in The Machine, https://en.wikipedia.org/wiki/The_Ghost_in_the_Machine

 

[85] http://en.wikipedia.org/wiki/Holon_%28philosophy%29

 

[86] Leidraadse (2008), Guideline Systems Engineering for Public Works and Water Management, 2nd edition, http://www.leidraadse.nl/

 

[87] https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультимодальная_перевозка

 

[88] http://787updates.newairplane.com/787-Suppliers/World-Class-Supplier-Quality

 

[89] Brandon Keim, «Your computer really is a part of you», https://www.wired.com/2010/03/heidegger-tools

 

[90] http://sebokwiki.org/wiki/Systems_of_Systems_(SoS)

 

[91] Танцевальное мышление и его развитие, http://ailev.livejournal.com/1332624.html

 

[92] https://en.wikipedia.org/wiki/Event_management

 

[93] См. литературу в П.К.Гречко «Сложносистемное мышление: методологические перспективы. Парадигмальная эвристика complexity в современном социально-гуманитарном познании» http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/files.php?f=pf_e78b9721c199d6a0e389b198f287d4d5

 

[94] Формально у госорганов есть многочисленные инициативы по дерегулированию, например, деятельность по сокращению перечня лицензируемых видов деятельности, реформа контроля и надзора, но это только для отвода глаз: результаты этой деятельности практически нулевые много лет, эти деятельности существуют только «для отвода глаз», упоминания в идеологических документах, а не для реального дерегулирования.

 

[95] http://www.incose.org/

 

[96] http://www.incose.org/AboutSE/sevision

 

[97] https://en.wikipedia.org/wiki/Business_ecosystem

 

[98] http://web.mit.edu/esd.83/www/notebook/Complexity.PDF

 

[99] http://people.idsia.ch/~juergen/speedprior.html

 

[100] http://joxi.ru/LmG3jgZSeoVqQm

 

[101] В литературе можно найти много разных мнений, что такое «сервис», вот только несколько работ на эту тему: https://yadi.sk/d/4hIEcpcn3Ny9iN. Основная путаница тут в том, что «службой» называют и процесс (разворачивающееся во времени действие, наблюдаемое вовне поведение) оказания услуги, и ту систему, которая вызывает это поведение, т.е. «слугу». И это иногда компонентные «слуги», а иногда модульные. Изредка «сервисом» называют ещё и интерфейс между «слугой» и изменяемым этим слугой внешним миром. В нашей книге мы придерживаемся мнения, что сервис – это внешнее поведение системы как модуля. Это мнение в том числе поддерживается спецификацией архитектурного языка ArchiMate: http://pubs.opengroup.org/architecture/archimate3-doc/chap08.html

 

[102] Социализм этим и отличался: отсутствие инвесторов позволяло почти не обращать внимания на целевые системы, основное внимание было направлено на обеспечивающие системы, см. http://odesskiy.com/zhvanetskiy-tom-3/parovoz-dlja-mashinista.html

 

[103] https://en.wikipedia.org/wiki/Heuristic

 

[104] https://ru.wikipedia.org/wiki/Комплекс_сверхскоплений_Рыб-Кита

 

[105] https://ru.wikipedia.org/wiki/Ланиакея

 

[106] https://ru.wikipedia.org/wiki/Местное_сверхскопление_галактик

 

[107] https://ru.wikipedia.org/wiki/Местная_группа

 

[108] https://ru.wikipedia.org/wiki/Млечный_Путь

 

[109] https://ru.wikipedia.org/wiki/Рукав_Ориона

 

[110] https://ru.wikipedia.org/wiki/Метонимия

 

[111] https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_решения_изобретательских_задач

 

[112] Томас Майерс, «Анатомические поезда. Миофасциальные меридианы для мануальной и спортивной медицины», http://girshon.ru/wp-content/uploads/2015/12/25Tomas_Mayers-Anatomy_Trains1.pdf

 

[113] https://en.wikipedia.org/wiki/Tensegrity

 

[114] Столбовая дорога в двигательные/телесные практики http://ailev.livejournal.com/1370125.html

 

[115] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3993978/

 

[116] В современном русском языке компонента/компонент примерно одинаково по частоте употребления как в женском роде, так и в мужском, никакой нормы на этот счёт нет.

 

[117] https://www.amazon.com/Documenting-Software-Architectures-Views-Beyond/dp/0321552687/

 

[118] https://www.ozon.ru/context/detail/id/28160736/

 

[119] http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:CLJYHzTDPj0J:www.mmk-documentum.ru/glossary/6

 

[120] http://www.omg.org/spec/Essence/

 

[121] http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%8F%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B8+%2F%2B1+%D0%B8%D0%B7+%2F%2B1+%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8&lr=213

 

[122] https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотой_ключик,_или_Приключения_Буратино

 

[123] http://www.abitura.com/modern_physics/Feynman1.html

 

[124] http://www.omg.org/spec/Essence/

 

[125] Почему важно уточнять, что речь идёт именно о структурных моделях? Потому что сейчас есть и коннекционистские (нейронные) компьютерные модели, для которых эти рассуждения неприменимы.

 

[126] http://www.slideshare.net/Techtsunami/cn-prt-iot-v1

 

[127] https://f5.com/about-us/blog/articles/why-cves-should-be-given-priority-one-for-resolution-27910

 

[128] http://www.tvmlang.org/2017/10/06/nnvm-compiler-announcement.html

 

[129] Болваны для искусственного интеллекта http://ailev.livejournal.com/1356016.html, NVIDIA как поставщик инфраструктуры для интеллект-стека, https://ailev.livejournal.com/1380163.html, NVIDIA как поставщик инфраструктуры для роботакси-стека https://ailev.livejournal.com/1384766.html

 

[130] http://www.pnas.org/content/108/22/9008.full

 

[131] http://arxiv.org/abs/1207.2743

 

[132] http://www.dsmweb.org/

 

[133] http://www.cs.utexas.edu/users/EWD/transcriptions/EWD04xx/EWD447.html

 

[134] https://en.wikipedia.org/wiki/Linguistic_modality

 

[135] Ключевые слова для выражения деонтической модальности в требованиях: «MUST», «MUST NOT», «REQUIRED», «SHALL», «SHALL NOT», «SHOULD», «SHOULD NOT», «RECOMMENDED», «MAY», and «OPTIONAL» в RFC 2119 – https://www.ietf.org/rfc/rfc2119.txt

 

[136] https://en.wikipedia.org/wiki/Use_case

 

[137] http://www.uml-diagrams.org/examples/online-shopping-use-case-diagram-example.html

 

[138] http://www.cs.toronto.edu/km/istar/

 

[139] https://www.itu.int/rec/T-REC-Z.151/en

 

[140] Mike Cohn, 2008, Advantages of the «As a user, I want» user story template, blog post, http://www.mountaingoatsoftware.com/blog/advantages-of-the-as-a-user-i-want-userstory-template

 

[141] https://colorscheme.ru/

 

[142] Architecture (of a system) – fundamental concepts or properties of a system in its environment embodied in its elements, relationships, and in the principles of its design and evolution.

 

[143] Paul Clements at al., Documenting Software Architectures: Views and Beyond

 

[144] The architecture of a system is the set of structures needed to reason about the system, which comprise software elements, relations among them, and properties of both.

 

[145] http://www.sei.cmu.edu/architecture/start/glossary/community.cfm

 

[146] Ralf Johnson: «Architecture is about the important stuff. Whatever that is», https://martinfowler.com/ieeeSoftware/whoNeedsArchitect.pdf.

 

[147] IEC 81346—1:2009, Industrial systems, installations and equipment and industrial products – Structuring principles and reference designations – Part 1: Basic ruleshttps://www.iso.org/standard/50857.html

 

[148] Это знание входит сегодня в формат ЕГЭ: http://distant-lessons.ru/ploskie-chervi.html

 

[149] http://ailev.livejournal.com/644440.html

 

[150] https://www.isene.se/pppp/

 

[151] https://en.wikipedia.org/wiki/Rational_Unified_Process

 

[152] слово «модель» тут используется в смысле обозначения группы похожих жизненных циклов, «модельного ряда», а не в смысле «упрощённого объекта, сохраняющего лишь важнейшие свойства моделируемого объекта», поэтому при переводе мы выбрали слово «вид», но в литературе часто употребляется и слово «модель». Мы будем использовать разные варианты термина.

 

[153] http://www.managersystem.ru/geds-459-1.html

 

[154] http://www.sei.cmu.edu/reports/00sr008.pdf

 

[155] https://www.amazon.com/dp/0321808223/

 

[156] http://forum.rmnt.ru/threads/koloda-dlja-kolki-drov-nou-xau.102202/

 

[157] http://erazvitie.org/article/zakat_professij

 

[158] Можно считать, что с точки зрения системного подхода инструментарий моделирования в каком-то проекте – системный фреймворк (system framework). Это позволяет предложить какую-то типовую архитектуру программных средств системного моделирования, например https://ailev.livejournal.com/1277009.html. Можно даже говорить о прикладной дисциплине «системная информатика», которая даёт теорию для создания инструментария системного подхода: http://ailev.livejournal.com/1272169.html, http://ailev.livejournal.com/1274210.html, http://ailev.livejournal.com/1273208.html, http://ailev.livejournal.com/1275143.html.

 

[159] https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_критической_цепи

 

[160] http://tocpeople.com/terminy/bufer-proekta/

 

[161] https://en.wikipedia.org/wiki/Body_of_knowledge

 

[162] http://www.iiba.org/babok-guide.aspx, оглавление на русском https://iiba.ru/babok/chapters-of-babok-version-3/

 

[163] https://en.wikipedia.org/wiki/Project_Management_Body_of_Knowledge

 

[164] http://sebokwiki.org/

 

[165] https://www.apm.org.uk/body-of-knowledge/about-bok/

 

[166] https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_решения_изобретательских_задач

 

[167] https://www.iso.org/standard/63711.html

 

[168] https://en.wikipedia.org/wiki/Agile_software_development

 

[169] https://en.wikipedia.org/wiki/Six_Sigma

 

[170] https://en.wikipedia.org/wiki/DevOps

 

[171] https://en.wikipedia.org/wiki/DataOps

 

[172] https://en.wikipedia.org/wiki/Social_dance

 

[173] https://www.agilealliance.org/glossary/backlog/

 

[174] http://www.triz.natm.ru/trizz/triz2_01.htm

 

[175] https://ailev.livejournal.com/1315064.html



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.217.184 (0.329 с.)