Из постановления снк СССР «о неотложных мерах по восстановлению сельского хозяйства БелоРусской сср» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из постановления снк СССР «о неотложных мерах по восстановлению сельского хозяйства БелоРусской сср»



 

Москва, 3 октября 1944 г.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР считает главной задачей Совнаркома Белорусской ССР в области сельского хозяйства полную ликвидацию последствий немецкой оккупации, быстрейшее восстановление и дальнейшее развитие сельского хозяйства республики.

Совнарком Союза ССР обязывает Совнарком Белорусской ССР сосредоточить свое внимание на организационно‑хозяйственном укреплении колхозов, правильной организации труда, укреплении трудовой дисциплины в колхозах, воспитании колхозников в духе строжайшего соблюдения Устава сельскохозяйственной артели и выполнения обязательств перед государством.

В целях быстрейшего восстановления сельского хозяйства в освобожденных районах Белорусской ССР Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Обязать Совнарком Белорусской ССР:

а) закончить до 25 октября 1944 г. выборы правлений и ревизионных комиссий колхозов, обеспечив при этом, чтобы в правления колхозов вошли лучшие, преданные колхозному строю люди, способные на деле восстановить и укрепить колхозы.

К этому же времени подобрать во всех колхозах бригадиров, способных сплотить колхозников и организовать труд в колхозных бригадах;

б) провести до 1 ноября 1944 г. полную инвентаризацию сельскохозяйственного инвентаря, рабочего и продуктивного скота и другого имущества в колхозах; организовать правильный учет и отчетность во всех колхозах республики;

в) собрать к 25 октября 1944 г. колхозных лошадей и установить строгий контроль за правильным их содержанием, кормлением и использованием; принять необходимые меры по проведению зооветеринарных мероприятий и приведению лошадей в работоспособное состояние; обеспечить в 1944 и 1945 гг. восстановление и строительство колхозных конюшен;

г) обеспечить восстановление к весне 1945 года межколхозных границ и приусадебных участков колхозников, восстановить к 1 октября 1945 г. государственные акты на вечное пользование землей колхозами <…>; восстановить в течение 1945 года ранее введенные севообороты <…>;

д) при планировании посевных площадей исходить из того, чтобы на протяжении 2–3 лет обеспечить восстановление довоенных размеров посевных площадей зерновых культур, картофеля, льна, конопли, махорки и кок‑сагыза;

е) в целях дальнейшего расширения посевов и подъема урожайности льна, создания кормовой базы для общественного животноводства в колхозах и восстановления правильных севооборотов обеспечить использование всех имеющихся посевов клевера, тимофеевки и люпина только на семенные цели:

ж) восстановить в 1944–1945 гг. во вновь освобожденных районах республики работу государственных межрайонных льносеменоводческих станций, районных семеноводческих хозяйств, Белорусской опытной станции льноводства, а также работу Белорусской государственной селекционной станции «Зазерье», обеспечив ее необходимыми средствами производства.

2. Обязать Совнарком Белорусской ССР и Наркомзем СССР:

а) восстановить в 1944–1945 гг. во вновь освобожденных районах республики 247 МТС, из них 100 МТС к весне 1945 года, 247 мастерских текущего ремонта, из них 100 мастерских к 1 января 1945 г. и 147 мастерских к 1 июля 1945 г.;

б) представить к 25 октября 1944 г. в Совнарком СССР план восстановления и дальнейшего развития садоводства в колхозах и совхозах республики.

3. Обязать Наркомзем СССР выделить из своих фондов, а Наркомсредмаш (т. Акопова) и Наркомминвооружения (т. Паршина) отгрузить для МТС Белорусской ССР до 1 июля 1945 г. 800 новых тракторов и 800 тракторных плугов.

4. Обязать Наркомминвооружения отгрузить за счет фондов Наркомзема СССР следующее количество сельскохозяйственных машин (в штуках):

 

 

5. Обязать Совнарком Белорусской ССР и Наркомзем СССР организовать в Белорусской ССР 2 мотороремонтных завода и 17 хозрасчетных МТМ к 1 сентября 1945 г. и 2 мотороремонтных завода к 1 июля 1946 г.

6. Обязать Наркомзем СССР выделить для МТС и МТМ Белорусской ССР:

а) в IV квартале 1944 г. 75 металлорежущих станков и в I квартале 1945 г. 75 станков, а также выделить электросиловое и сварочное оборудование в количестве и сроки согласно приложению;

б) в IV квартале 1944 г. 20 км изолированного провода, 5 тонн голого медного провода, 10 тыс. кв. метров стекла оконного, 50 тонн цемента, 300 тонн железа сортового (в том числе 100 тонн некондиционного), 15 тонн гвоздей и в 1 квартале 1945 г. 20 км изолированного провода, 5 тонн голого медного провода, 15 тыс. кв. метров стекла оконного, 60 тонн цемента и 20 тонн гвоздей.

7. Для обеспечения восстанавливаемых МТС и МТМ (машиннотракторные мастерские. – Сост.) Белорусской ССР автотранспортом обязать начальника тыла Красной Армии (т. Хрулева) выделить Совнаркому Белорусской ССР в IV квартале 1944 г. 300 грузовых автомашин и 20 автомашин ГАЗ‑67.

8. Обязать Наркомсредмаш (т. Акопова) и Наркомрезинпром (т. Митрохина) отгрузить в IV квартале 1944 г. и в I квартале 1945 г. для МТС Белорусской ССР за счет фондов Наркомзема СССР механических запасных частей к тракторам на сумму 1,5 миллиона рублей, магнето 1200 штук, карбюраторов 1200 штук, сердцевины радиатора 250 штук, шарикороликовых подшипников 15 000 штук и резиноасбестовых изделий на 50 тысяч рублей.

9. Обязать ЦСУ (Центральное статистическое управление. – Сост.)ГоспланаСССР(т. Старовского)отпечататьвIVквартале1944 г. формы документации для колхозов, МТС и МТМ Белорусской ССР, использовав для этой цели из своих фондов 20 тонн бумаги.

10. Обязать Наркомпищепром СССР (т. Зотова) и Наркомтекстиль СССР (т. Акимова) отгрузить в IV квартале 1944 и в I квартале 1945 г. за счет фондов Наркомзема СССР для школ механизации сельского хозяйства Белорусской ССР мыла хозяйственного 2 тонны и хлопчатобумажных тканей для постельных принадлежностей 40 тысяч метров.

11. Обязать НКПС (Народный комиссариат путей сообщения. – Сост.) ( т. Кагановича) обеспечить бесперебойную подачу вагонов под погрузку тракторов, сельскохозяйственных машин, запасных частей и материалов для Белорусской ССР, принимать дефицитные детали к отправке багажом мелкими партиями и прицеплять вагоны с запасными частями к тракторам и сельхозмашинам к пассажирским и воинским поездам.

12. Обязать Главнефтеснаб при Совнаркоме СССР (т. Вовченко) в 2‑недельный срок представить Совнаркому СССР предложения о восстановлении ранее действовавших нефтебаз на территории Белорусской ССР.

13. Разрешить Совнаркому Белорусской ССР при необходимости произвести набор из местного сельского населения для работы по восстановлению и строительству МТС, и МТМ всего в количестве до 6 тыс. чел.

14. Разрешить Комиссии при Совнаркоме СССР по освобождению и отсрочкам от призыва по мобилизации предоставить отсрочку по мобилизации строительным рабочим МТС, МТМ и мотороремонтных заводов по представлению Совнаркома БССР в количестве до 4 тыс. человек.

15. Обязать Наркомзем СССР и совнаркомы республик, краевые и областные исполкомы немедленно откомандировать к месту прежней работы руководящих земельных работников, специалистов сельского хозяйства, научных работников и преподавателей сельскохозяйственных учебных заведений, эвакуированных из Белорусской ССР.

16. Установить, что всем руководящим работникам и специалистам сельского хозяйства, возвращающимся для работы в земельных органах освобожденных районов Белорусской ССР, предоставляются материальные льготы и денежные пособия на проезд к месту работы в соответствии с п. 11 Постановления Совнаркома СССР и ЦК от 23 января 1943 г. № 89.

17. Обязать Наркомзем СССР направить на постоянную работу в Белорусскую ССР из числа оканчивающих во II полугодии 1944 г. вузы, техникумы и школы механизации сельского хозяйства следующее количество специалистов:

 

 

18. Обязать НКО СССР (т. Смородинова и т. Голикова) передать до 1 ноября 1944 г. в распоряжение Наркомзема СССР из числа офицерского, сержантского и рядового состава, не годного к военной службе, для использования их на работе по восстановлению МТС и МТМ и в земельных органах Белорусской ССР:

инженеров и техников‑механиков – 50 человек

инженеров‑строителей – 50 человек

землеустроителей – 50 человек

ветврачей – 50 человек

агрономов – 100 человек

19. Обязать Наркомзем СССР и Совнарком Белорусской ССР:

а) восстановить в 1944 году в Белорусской ССР 6 школ механизации сельского хозяйства с контингентом учащихся 1200 человек, 7 сельскохозяйственных техникумов и школы среднего сельскохозяйственного образования, существовавшие до войны, обеспечив их учебными помещениями и общежитиями;

б) подготовить в 1944/45 учебном году для МТС республики 6 тысяч трактористов, 400 бригадиров тракторных бригад, 100 механиков, 400 шоферов, 400 комбайнеров;

кроме того, переподготовить зимой 1944–1945 г. 2000 трактористов, 200 бригадиров тракторных бригад и 50 механиков;

в) выделить каждой сельскохозяйственной школе, техникуму и школе механизации под учебные хозяйства земельные участки по 100–150 гектаров, соответствующее количество сельскохозяйственных шин, инвентаря, тракторов, а также рабочего и продуктивного скота.

201. Разрешить Наркомзему СССР израсходовать во II полугодии 1944 г. за счет годовой сметы МТС для восстанавливаемых МТС и МТМ в Белорусской ССР 10 миллионов рублей.

21. Обязать Наркомзем СССР выделить в IV квартале 1944 г. на строительство и восстановление зданий МТС, МТМ и школ механизации Белорусской ССР 10 миллионов рублей и предусмотреть в плане на 1945 год необходимые капитальные вложения на строительно‑восстановительные работы в МТС, МТМ и школ механизации Белорусской ССР.

<…>

23. В целях быстрейшего восстановления общественного животноводства колхозов обязать Совнарком Белорусской ССР организовать проведение колхозами контрактации молодняка у колхозников, рабочих и служащих во вновь освобожденных районах, распространив на них льготы, предусмотренные пунктом 5 Постановления Совнаркома СССР от 26 февраля 1944 г. за № 210.

24. Обязать Наркомзем СССР и Совнарком Белорусской ССР в срок до 20 октября 1944 г. представить в Совнарком СССР предложения о мерах по восстановлению колхозного животноводства и птицеводства, а также по развитию рыбо‑прудового хозяйства в Белорусской ССР.

25. Обязать Совнарком Белорусской ССР восстановить в Белорусской ССР 160 районных и городских ветеринарных лечебниц, 25 ветеринарно‑бактериологических лабораторий, 30 мясоконтрольных станций и 5 складов ветснабжения.

26. Обязать Наркомзем СССР и Совнарком Белорусской ССР принять меры по восстановлению созданных до войны мелиоративных сооружений и каналов. <…>

Зам. Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР

В. Молотов

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Союза ССР

Я. Чадаев

 

Освобожденная Беларусь. Документы и материалы. В 2 кн. Кн. 1. Сентябрь 1943 – декабрь 1944 / Сост.: В. И. Адамушко и др. – Мн., 2004. – С. 199–205.

 

ИЗ СПРАВКИ НАРКОМА ПРОСВЕЩЕНИЯ БССР Е. И. УРАЛОВОЙ СЕКРЕТАРЮ ЦК КП(Б)Б В. Н. МАЛИНУ «О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ СЕТИ КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО БЕЛОРУССКОЙ ССР»

 

Минск, 5 октября 1944 г.

За годы советской власти Белорусская республика из бывшей отсталой в экономическом и культурном отношении окраины бывшей царской России превратилась в одну из передовых союзных республик: покрылась густой сетью школ, дошкольных учреждений, домов соц. культуры, читален, библиотек, средних специальных и высших учебных заведений.

До вероломного нападения немецких захватчиков на Советский Союз на территории БССР было:

школ –13 043

из них начальных – 9129

семилетних – 2841

средних – 973

В школах обучалось 1 826 129 учащихся.

Существовавшая школьная сеть обеспечивала охват всех учащихся всеобщим обязательным обучением, а в городах и десятилетним обучением.

Все школы были размещены в специальных государственных школьных зданиях, и значительная часть из них в прекрасных сталинских школах, выстроенных за годы сталинских пятилеток.

Широко была развернута и сеть дошкольных детских учреждений. До войны только по линии Наркомата просвещения функционировало 949 стационарных детских садов с охватом детей 50 800 человек (без детских садов Наркомата обороны и НКВД).

Кроме этого, сезонными детскими площадками охватывалось еще 84 000 детей.

Дошкольные учреждения размещались в специально выстроенных и оборудованных зданиях.

В Белоруссии была значительная сеть специальных средних и высших учебных заведений, научно‑исследовательских институтов: Белорусский государственный университет, Белорусская Академия Наук, Государственная библиотека им. В И. Ленина, музеи.

До войны функционировало 26 педагогических училищ, 5 педагогических институтов, 9 учительских институтов, Институт журналистики. В высших учебных заведениях обучалось только на стационаре до 10 000 студентов и на заочных отделениях свыше 15 000 человек.

Государственная библиотека им. В. И. Ленина насчитывала более 2 000 000 томов книг, получала обязательные экземпляры всей выходящей литературы, имела ценнейший фундаментальный фонд в подлинниках и рукописях.

Вузовские библиотеки насчитывали свыше 1 500 000 томов учебной, научной, политической, беллетристической литературы. В вузах было собрано ценнейшее учебное оборудование стоимостью в десятки миллионов рублей.

На территории Белоруссии была уже полностью ликвидирована беспризорность, сотни детей‑сирот были размещены по детским домам. Детских домов в республике насчитывалось 149. Они были благоустроены и оборудованы, имели солидную сельскохозяйственную базу.

Широкой сетью политико‑просветительных учреждений была покрыта наша республика. В ней насчитывалось: 2260 изб‑читален, 146 домов соцкультуры, 4400 районных и городских, 10 областных библиотек.

Немецко‑фашистские захватчики, оккупировав Белоруссию, поставили своей целью уничтожить белорусский народ, его государственную независимость, культуру и науку и превратить свободных советских граждан в своих рабов.

С этой целью они варварски уничтожали, разрушали и жгли культурные учреждения, оборудование, кабинеты и лаборатории, уничтожили почти весь книжный фонд и ценнейшие памятники культуры.

Только по 5‑ти восточным областям сожжено и разрушено 4347 школьных зданий, 376 детских садов, 14 педагогических училищ, 10 учебных корпусов высших учебных заведений. Всего по Белоруссии сожжено 6000 школьных зданий. Общая сумма стоимости разрушенных зданий культурных учреждений выражается в 5 083 569,5 руб.

Уничтожен ценнейший фонд Государственной библиотеки им. В. И. Ленина.

В районах и городах одной только Минской области немецко‑фашистские захватчики за годы оккупации сожгли 755 школ, остальные школьные здания требуют капитального ремонта. Немецко‑фашистские варвары полностью уничтожили оборудование, инвентарь и мебель всех школ Минской области, физические и химические кабинеты и мастерские также уничтожены и частично вывезены в Германию.

Большинство детских учреждений сожжено, имущество разграблено или вывезено.

Книжный фонд одних только массовых районных библиотек составлял 521 700 томов. Весь он сожжен и разворован гитлеровскими кретинами.

Особенно чудовищные злодеяния совершили немецкие варвары над культурно‑бытовыми учреждениями Бегомльского, Червенского, Плещеницкого районов и в городах Борисов, Слуцк и Минск. Помещения всех 84 школ Бегомльского района сожжены, разрушен Районный дом соцкультуры, детский дом, районная библиотека.

В городе Борисове немцы сожгли и уничтожили 4 средних, 2 семилетних, 3 начальных школы, оборудование школьных физических и химических кабинетов.

В городе Слуцке фашисты сожгли здания 6‑ти школ и учебный корпус педагогического училища.

Особенно пострадали культурно‑бытовые учреждения центра белорусской культуры и науки, столицы нашей республики города Минска.

Из 47 школ, функционировавших до войны (с охватом 33 087 учащихся), уничтожены здания 27 школ и разграблено имущество всех школ. Здания остальных 20 школ также нуждаются в большом ремонте, так как были использованы немцами под казармы, воинские склады, военные госпитали.

Из функционировавшего до войны 41 детского сада – 24 полностью разрушены, уничтожено имущество всех детских садов.

Из 5‑ти детских домов уничтожено 3 и разграблено имущество всех.

Гордостью детей г. Минска был Дворец пионеров.

Это было красивейшее каменное трехэтажное здание с кабинетами, лабораториями, ценным оборудованием, учебно‑наглядными пособиями и различными моделями. Здание, все его имущество и ценнейшее оборудование сожжено и уничтожено фашистскими варварами.

Они уничтожили также все специальные средние и высшие учебные заведения, научно‑исследовательские учреждения и Белорусскую Академию Наук. Превращен в развалины Университетский городок. Уничтожен ценнейший книжный фонд госбиблиотеки им. Ленина.

Подобным варварским злодеяниям подверглись учреждения народного образования и в других областных, городских, районных центрах и деревнях нашей республики.

Ущерб, нанесенный немецко‑фашистскими варварами только высшим учебным заведениям республики, без Витебска, Гродно и Могилева, составляет 66 млн. рублей.

Сразу же после освобождения Красной Армией территории нашей республики перед Народным комиссариатом просвещения и его органами на местах встала неотложная задача – в кратчайший срок восстановить сеть учреждений народного образования на местах.

Нужно было разрешить первую и основную государственную задачу – осуществить сталинский закон о всеобщем обязательном обучении.

По всей республике был проведен учет детей школьного возраста (7–15 лет). Учтено 1 222 852 человека. За короткий период восстановлены и начали работать на 1 октября 1944 года 10 594 школы, в том числе начальных – 8683, семилетних – 1636 и средних – 279, с общим охватом учащихся – 1 178 039 человек.

В школах Белоруссии уже работает более 30 000 учителей.

Все школы работают в отремонтированных, приспособленных школьных зданиях. Почти повсеместно начальные школы и младшие классы семилетних и средних школ начали учебный год с 1 сентября.

<…> Почти повсеместно школы ремонтировались силами учителей, учащихся и их родителей. В г. Минске все школы были остеклены, хотя на это не было отпущено ни метра стекла.

Население почти повсюду проявляло подлинный энтузиазм в этом деле. Ярким примером может служить такой факт: жители д. Нивище Березовского района Брестской области в 1941 году закончили постройку начальной школы, но учиться детям тогда в ней не пришлось. В начале войны жители разобрали потолки, полы, вынули рамы, раскрыли крышу и все спрятали в разных местах. После прихода Красной Армии жители взялись за работу и в течение 3‑х дней школа была готова к началу учебного года.

<…> Немецкие захватчики, разорив десятки городов и сотни сел, уничтожили десятки тысяч граждан Советской Белоруссии, осиротили сотни тысяч детей. Перед Наркомпросом встала серьезная задача – благоустроить этих детей. С этой целью было организовано 160 детских домов, из них 21 специальный. В них живет и воспитывается 23 051 детей.

Большое место также занимает патронирование детей. Патронированием охвачено 7576 детей, усыновлено 397, опека учреждена над 900 детьми. Огромную помощь в организации детских домов оказывает советская общественность и шефствующие части Красной Армии.

Восстановлена уже вся довоенная сеть средних и высших учебных заведений. В текущем году в педагогических вузах будет обучаться 3000 студентов. Начинает учебный год в г. Минске Белорусский государственный университет.

Оккупанты за время своего гнусного «хозяйничанья» уничтожили весь фонд учебников, который накапливался годами. Народный комиссариат просвещения организовал написание оригинальных учебников по белорусскому языку и литературе для всех классов начальной, семилетней и средней школы – всего 17 названий: <…>

Переведено с русского языка и сдано в печать 31 название учебников, из которых вышло из печати 5 названий в количестве 280 000 экземпляров, остальные находятся в издательстве. Получено от Наркомпроса РСФСР и завезено в школы Белоруссии 550 000 экземпляров русских учебников.

Изданы программы для начальной школы на белорусском языке в количестве 7000 экземпляров.

Для обеспечения школ всеобуча наглядными пособиями и оборудованием учебных кабинетов Наркомпросом БССР своевременно были даны заявки соответствующим организациям в Москве на отпуск их для школ Белоруссии. По данным на начало учебного года, по этим заявкам завезено в Белоруссию наглядных пособий всего на 250 000 рублей, что является совершенно недостаточным.

Наркомпросом также своевременно дана была заявка Наркомторгу СССР и Центросоюзу об отпуске и завозе в БССР необходимого количества школьно‑письменных принадлежностей (тетрадей, перьев, карандашей, ручек и т. п.). К началу учебного года тетрадей завезено 1 000 000 штук, и заявка в целом удовлетворена только на 20 %.

Для обеспечения школ педагогическими кадрами Наркомпросом и его органами на местах проведен учет учителей, остававшихся во время немецкой оккупации на территории БССР, а также реэвакуированных из восточных районов СССР. По данным на 1 сентября 1944 года, учтено 29 917 учителей, из них реэвакуированных 1146 человек, остальные оставались на территории Белоруссии в период немецкой оккупации.

Требуется же на 1944/45 учебный год 35 272 человека учителей. Таким образом, для осуществления всеобуча не хватает по республике 5355, из них для 1–4 классов – 4414 и для 5–10 классов – 941.

Учитывая недостаток в учительских кадрах, Наркомпрос БССР вызвал находящихся в восточных районах СССР 6283 человека и организовал в летний период курсы по подготовке учителей начальной школы и младших классов семилетней и средней школы восточных областей БССР на 1000 человек. Они уже отправлены на работу. Наркомпросом также организованы трехмесячные курсы на 4800 человек для остальных областей.

Для ознакомления учительства с тем новым, чем обогатилась наша советская школа в период Великой Отечественной войны, и мобилизации широких масс учительства на выполнение задач, поставленных перед школой решениями партии и правительства, а также для поднятия идейно‑политического уровня и педагогической квалификации учителей Наркомпросом БССР проведены следующие мероприятия:

В ранее освобожденных областях республики проведены месячные курсы по переподготовке учителей 1–4‑х классов, через которые пропущено 2800 человек, и 20‑дневные курсы по переподготовке учителей 5–10‑х классов на 400 человек. Проведено республиканское совещание заведующих районо и облоно и инспекторов. <…>

В порядке подготовки к новому учебному году во всех районах республики в конце августа были проведены учительские совещания‑семинары с охватом всего учительства. Им предшествовали совещания работников народного образования (зав. роно, школьных инспекторов, директоров и заведующих школ, завучей и лучших учителей). Совещания‑семинары работали по плану‑тематике, разработанной Наркомпросом, повсеместно, за редким исключением, прошли организованно, деловито, на высоком идейно‑политическом уровне и дали некоторую политическую и методическую зарядку учительству для предстоящей работы в 1944/45 учебном году.

Для характеристики настроения учителей на августовских совещаниях можно привести выступление учительницы начальной школы Куренецкого района Вилейской области т. Никифоровской П. И. В своем выступлении она рассказала о том, как учителя собрались на окружное совещание при немцах в г. Вилейке. На это совещание, – рассказывала она, – учителя пришли в самых худших костюмах, лица хмурые, измученные, постаревшие. Руководивший совещанием немец что‑то мычал на непонятном языке, переводчик пробовал переводить, но ничего внятного не получилось и через час всех отпустили.

Совершенно другое положение сейчас. Многочисленная аудитория, у всех веселые лица, все одеты в лучшие костюмы, чувствуется праздничное настроение, слышится родная речь. Каждый стремится уловить каждое слово и сам высказаться о том, как он думает создавать свою родную школу. Для всех наступил праздник.

В целях оказания помощи учительству в деле лучшей организации и постановки учебно‑воспитательной работы в школе и вне ее Наркомпросом Белоруссии за истекший период времени разработан и доведен до мест ряд приказов, документов и инструктивно‑методических писем. <…>

Все эти мероприятия, проведенные Наркомпросом и его органами на местах, в значительной мере способствовали осуществлению закона о всеобуче и некоторому улучшению постановки учебно‑воспитательной работы в школе и вне ее. Однако они далеко не достаточны для полного осуществления поставленных партией и правительством задач. Еще недостаточно развернута методическая работа и руководство ею во всей системе народного образования. Недостаточно осуществляется контроль за работой школы и учителя. Наркомпрос еще мало работал с руководящими кадрами. Над разрешением этих вопросов аппарат Наркомпроса сейчас работает. Разрабатывается документ о постановке методической работы во всех звеньях системы народного образования (начиная со школы и кончая аппаратом Наркомпроса). Намечается провести в период зимних каникул десятидневный семинар для учителей начальной школы по основным вопросам учебно‑воспитательной работы и для учителей семилетней и средней школы по специальностям. С руководящими кадрами народного образования Народный комиссариат просвещения наметил проводить систематические семинары по вопросам педагогики, методики и осуществления контроля за работой школы и учителя.

<…> В деле укрепления организационно‑хозяйственной и учебно‑воспитательной работы в детских домах проводились следующие мероприятия. В ранее освобожденных областях было проведено республиканское совещание работников детских домов. Наркомпросом разработан и разослан ряд документов инструктивно‑методического характера:

а) положение о школьном детском доме;

б) учебно‑воспитательная работа в детском доме;

в) инструктивное письмо о планировании работы в детском доме;

г) работа детских домов в летний период;

д) типовой режим дня;

е) положение о педагогическом совете в детском доме;

ж) инструктивное письмо о трудовом воспитании и производственном обучении.

Проведены семинары по вопросам работы в детском доме в Гомеле, Минске, Могилеве.

За сравнительно короткий период времени восстановлена большая сеть политико‑просветительных учреждений: более 1000 изб‑читален, 72 дома соцкультуры, 95 районных библиотек, 9 областных библиотек, 6 городских, 14 сельских библиотек, восстанавливается Государственная библиотека им. Ленина. Для улучшения работы политпросветучреждений в ряде областей проведены семинары избачей.

Для поднятия учебно‑воспитательной работы в педагогических училищах принято решение правительства об улучшении работы педагогических училищ. Принят устав педучилищ, утверждено положение о школах при педагогических училищах, утвержден учебный план, проведено совещание директоров педучилищ, разработаны программы по белорусскому языку и литературе.

Несмотря на значительно проведенную работу по улучшению качества учебно‑воспитательной работы и по подведению материальной базы культурных учреждений, в этой работе имеется еще ряд недостатков и трудностей:

1. Ощущается большой недостаток в учебной площади. Занятия, как правило, приходится вести в две‑три смены.

2. Имеющаяся площадь нуждается часто в значительном ремонте (остеклении, восстановлении печей и т. п.), что тормозится отсутствием строительных материалов.

3. Ощущается большой недостаток учебно‑хозяйственного оборудования.

4. Нормальному развертыванию учебного процесса мешает недостаток (а в некоторых случаях и полное отсутствие) учебников, учебно‑наглядных пособий и методической литературы.

5. Качество учебной работы в школах зависит от качества руководящего и педагогического персонала. Значительная часть учителей не имеет специального педагогического образования, длительный период (3 года) находилась на оккупированной территории, была оторвана от советской школы.

6. В ряде мест делу народного образования уделяется недостаточное внимание со стороны руководящих партийных и советских органов (Столин, Туров, Брагин и др.). Ряд школьных помещений занимается под другие цели, на местах недостаточно заботятся о материально‑бытовых нуждах учительства (обеспечение квартирами, снабжением и своевременная выплата заработной платы).

7. Для разрешения этих задач Народный комиссариат просвещения и его органы на местах нуждаются в еще большей помощи со стороны партийных и советских организаций.

Наряду с укреплением хозяйственного положения школ, возобновивших свою работу, перед Наркомпросом стоит серьезная задача подготовки и переподготовки учительских кадров, поднятия их идейно‑политического уровня, педагогической и методической квалификации. Следующей не менее важной задачей является усиление контроля за работой школы и учителя, укрепление состава инспекторских кадров, которым необходимо предоставить возможность заниматься осуществлением государственного контроля и оказанием методической помощи учительству.

Перед Наркомпросом также стоит большая задача о реализации плана восстановления и нового строительства культурных учреждений республики.

Необходимо также создать в каждой школе библиотечки учебной и методической литературы, обеспечить школы наглядными пособиями, привлекая к их изготовлению местные промышленные материалы и местное сырье.

Наркомпрос намечает в этом году в центре своей работы поставить улучшение учебной и воспитательной работы в школе, повернуть руководство школой и учительство на оказание всемерной помощи в работе комсомольских и пионерских организаций.

Народный комиссар просвещения БССР

Е. Уралова

 

Освобожденная Беларусь. Документы и материалы. В 2 кн. Кн. 1. Сентябрь 1943 – декабрь 1944 / Сост.: В. И. Адамушко и др. – Мн., 2004. – С. 207–218.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ И ЦК КП(Б) БЕЛОРУССИИ О МЕРАХ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ФРОНТОВИКОВ И ИНВАЛИДАМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

19 декабря 1944 г.

Помощь и забота о семьях фронтовиков и инвалидах Отечественной войны в нашей стране превратились в народное движение. Рабочие, колхозники, интеллигенция в дополнение к огромной помощи государства проводят сбор средств в фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны. Такое любовное отношение и внимание к насущным нуждам и потребностям семей фронтовиков есть выражение любви и заботы о нашей славной Красной Армии.

В целях организованного проведения сбора средств Совнарком Белорусской ССР и ЦК КП(б) Белоруссии постановляют:

1. Предложить обкомам, горкомам и райкомам КП(б), областным, городским и районным исполкомам Советов депутатов трудящихся, ЦК профсоюзов и ЦК ЛКСМБ по примеру рабочих, колхозников и интеллигенции Борисовского, Слуцкого, Стародорожского и Ветковского районов организовать сбор средств для оказания помощи семьям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны.

2. В городах и населенных пунктах, на фабриках и заводах, в колхозах, совхозах и МТС организовать массовые воскресники и декадники помощи семьям фронтовиков. Организовать в неурочное время изготовление предметов широкого потребления, ремонт квартир, заготовку и поставку топлива. Провести сбор одежды и продуктов питания.

3. Поручить Управлению по делам искусств силами лучших артистов республики организовать специальные спектакли и концерты и собранные средства от их проведения перечислять в фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны.

4. Для организации и проведения работы по сбору средств, поступающих в фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны, учета и распределения их создать специальные комиссии…

5. Обязать редакторов республиканских, областных и районных газет постоянно освещать в печати работу коллективов и отдельных лиц, оказывающих помощь семьям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны.

6. Совнарком БССР и ЦК КП(б) Белоруссии напоминают, что забота о семьях фронтовиков есть забота о Красной Армии, поэтому работа по сбору средств и оказанию помощи семьям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны является большой политической и государственной задачей.

 

Работа партийных организаций в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Документы и материалы в двух томах. – М., 1982. Т. 2. – С. 735–736.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ И ЦК КП(Б) БЕЛОРУССИИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ И БЫТОВОМ УСТРОЙСТВЕ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПАРТИЗАН

 

Декабрь 1944 г.

Выполняя постановление ЦК ВКП(б) от 22 января 1943 г. «О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих», советские и партийные организации республики проделали большую работу в деле государственного обеспечения и бытового устройства семей защитников Родины. С момента освобождения территории Белоруссии от немецких оккупантов семьям фронтовиков и партизан выплачено 108,1 млн. рублей государственных пособий и пенсий, выдано 725,4 тыс. рублей единовременной денежной помощи и 1734,9 тонны различных продуктов питания. Построено 28 968 новых домов для семей военнослужащих и партизан, предоставлено и отремонтировано 23 864 квартиры. Многим нуждающимся семьям оказана помощь одеждой, обувью, скотом, топливом.

Вместе с этим установлено, что в ряде районов руководители советских, партийных и хозяйственных организаций недостаточно проявляют заботы и не принимают нужных мер по улучшению материально‑бытовых условий семей военнослужащих и партизан.

Во многих районах имеют место многочисленные факты нарушений и извращений местными органами власти закона о выдаче пособий и пенсий семьям военнослужащих и партизан. Поступающие заявления и жалобы не разбираются месяцами, многие семьи не получают положенного им по закону пособия, и, наоборот, имеются факты переплаты государственных средств…

В ряде районов и городов нарушаются законы о предоставлении семьям военнослужащих и партизан различных льгот по налогам, государственным поставкам сельхозпродуктов, по жилью, квартплате и других льгот.

Во многих случаях даже самые минимальные запросы и потребности семей военнослужащих, которые могут быть удовлетворены на местах, не удовлетворяются только потому, что к этому делу нет необходимого внимания, элементарной заботы о людях со стороны руководителей местных партийных и советских организаций. Имеют место факты бездушно‑бюрократического, а в отдельных случаях преступного отношения к семьям военнослужащих и партизан…

Во многих районах республики не созданы фонды помощи, не организовано обследование материально‑бытовых условий семей военнослужащих и партизан и оказание им необходимой помощи. Недостаточно уделяется внимание детям‑сиротам, отданным на патронирование. Многие дети фронтовиков из‑за плохих материально‑бытовых условий не посещают школы.

Отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и партизан в ряде районов работают неудовлетворительно. Многие райисполкомы и райкомы КП(б)Б практической помощи отделам гособеспечения не оказывают, допускают частую, без особой на то надобности, замену и переброску на другие работы работников отделов гособеспечения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.094 с.)