Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод параллельного переноса. Построить трапецию по четырём сторонам.
Задача 1. Построить трапецию по четырём сторонам.
И д е я. Произвести параллельный перенос боковой стороны трапеции. У к а з а н и е. После параллельного переноса боко- вой стороны трапеции получится треугольник, ко- торый легко построить по трём сторонам.
Р е ш е н и е. Пусть даны стороны трапеции BC = a, AB = b, CD = c, AD = d. Перенесём боковую сторону b вдоль основания a, получим параллелограмм ABCA.
Задача 2. Между двумя окружностями провести отрезок, делящийся пополам в данной точ- ке A.
У к а з а н и е. Рассмотреть окружности с центрами O и O. Пусть XY – искомый отрезок. Продолжить XO до X и перенести первую окружность так, чтобы X совместилась с Y. Указ ани е. Так как XY Y X – параллелограмм с диагональю XY, то точка A – её середина.
Для решения задачи надо перенести первую окружность вдоль прямой OA на расстояние OO = 2 OA. Проведя прямую через полученную точку пересечения Y и точку A, найдём точку X. Задача может иметь одно, два или ни одного решения.
Задача 3. Построить треугольник, зная m a, m c и ∠(m b, a). И д е я. Предположить, что треугольник построен, и провести дополнительное построение. У к а з а н и е. Пусть даны медианы AN = m a и CK = m c треугольника ABC и угол MBC = α. Пусть медианы пересекаются в точке O. Достроить Δ BOC до параллелограмма BOCA.
Р е ш е н и е. Пусть даны медианы AN = m a и CK = m c треугольника ABC и угол MBC = α. Пусть медианы пересекаются в точке O. Достроим Δ BOC до параллелограмма BOCA.
Общая последовательность действий такова. 1)
2) Вершину A получим, отложив на прямой OA отрезок OA = OA. 3) Вершину C получим, отложив на прямой BN отрезок NC = NB.
Задача 4. Через точку A внутри угла провести прямую так, чтобы отрезок, заключённый между сторо- нами, делился точкой A пополам.
И д е я. Диагонали параллелограмма делятся точкой пересечения пополам. Ук азани е. Отложить на прямой OA отрезок AB = OA. Через точку B провести прямые, па- раллельные сторонам угла.
Р е ш е н и е. Отложим на прямой OA отрезок AB = OA. Через точку B проведём прямые, параллельные сторонам угла. Получим параллелограмм OCBD. Так как диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам, то CA = AD. Следовательно, CD – искомая прямая.
Задача 5.
И д е я. Использовать параллельный перенос од- ной из диагоналей трапеции. У к а з а н и е. Пусть даны длины диагоналей AC и BD и длина боковой стороны CD. Перене- сти диагональ BD в отрезок CE вдоль основа- ния BC. У к а з а н и е. Треугольник ACE легко постро- ить по двум сторонам и углу между ними.
CD. Перенесём диагональ BD в отрезок CE вдоль основания BC. В треугольнике ACE боковые стороны равны диагоналям трапеции, а угол ACE равен углу между диагоналями. Следовательно, этот треугольник мы можем построить. Для того чтобы найти вершину D, надо сделать засечку циркулем из C на прямой AE радиусом, равным длине боковой стороны CD. После этого, достроив Δ CDE до параллелограмма, получим вершину B.
Задача 6. Построить четырёхугольник, зная две диагонали, две противолежащие стороны и угол между ними. И д е я. Использовать параллельный перенос одной из диагоналей четырёхуголь- ника.
У к а з а н и е. Треугольник XCD можно по- строить по двум сторонам и углу между ними. У к а з а н и е. Треугольник BDX легко по- строить по трём сторонам.
Задача 7. Через данную точку M провести прямую так, чтобы разность расстояний до неё от двух данных точек A и B была равна данной длине. И д е я. Предположить, что прямая проведена, опустить на неё перпендикуляры из данных точек и использовать параллельный перенос. Указ ани е. Пусть A и B – основания перпендикуляров, опущенных из точек A и B на искомую прямую. Перенести отрезок A B параллельно в отрезок AC. У к а з а н и е. Прямоугольный треугольник ABC легко построить по гипотенузе AB и катету CB, равному данной в условии задачи разности расстояний.
Треугольник ABC является прямоугольным с извест- ной гипотенузой AB и катетом CB, равным данной в условии задачи разности расстояний. Для того чтобы построить нужную прямую, надо сна- чала построить треугольник ABC по катету и гипотенузе, а потом провести через точку M прямую, параллельную отрезку AC.
Задача 8. В данный остроугольный треугольник вписать прямоугольник с наименьшей диа- гональю (одна сторона прямоугольника лежит на основании треугольника).
И д е я. Вершину треугольника перенести параллельно основанию так, чтобы по- лучился прямоугольный треугольник. У к а з а н и е. Пусть в треугольник ABC вписан прямоугольник KLMN. Перене- сти вершину C параллельно AB так, чтобы треугольник ABC был прямоуголь- ным. Так как LL = KK, прямоугольник KLMN при этом перейдёт в равный ему прямоугольник K L M A. У к а з а н и е. Диагональ прямоугольника K L M A будет принимать минималь- ное значение в случае, когда AL ⊥ BC. Р е ш е н и е. Пусть в треугольник ABC вписан прямоугольник KLMN. Перенесём вершину C параллельно AB так, чтобы треугольник ABC был прямоугольным. Так как LL = KK, пря- моугольник KLMN при этом перейдёт в равный ему прямоугольник K L M A. Диагональ прямоугольника K L M A будет принимать минимальное значение в случае, ко- гда AL ⊥ BC. То есть в Δ ABC надо про-
вести AL ⊥ BC и построить прямоугольник K L M A с такой диагональю. Этот прямоуголь- ник и будет искомым прямоугольником. Осталось совершить обратный параллельный перенос прямоугольника вдоль AB на расстоя- ние L L.
Задача 9. Даны три параллельные прямые. Провести через данную точку секущую так, что- бы разность отрезков между параллелями была равна заданной величине.
И д е я. Использовать методы симметрии и параллельного переноса.
В целом построение выглядит так: снача- ла строим m, потом из произвольной точки K прямой k делаем засечку на m радиусом, равным d. Так мы получим точку M. Оста- лось провести через данную точку A прямую, параллельную построенной секущей.
Построить трапецию ABCD, зная боковую сторону CD, угол между диагоналя- ми, расстояние между параллельными сторонами и отрезок, соединяющий сере- дины боковых сторон.
И д е я. Пусть трапеция построена. Перенести диагональ BD в отрезок CE па- раллельно вдоль основания BC. У к а з а н и е. Треугольник ACE можно построить по основанию, высоте и из- вестному углу.
Р е ш е н и е. Пусть нам дана высота трапеции, длина средней линии и длина бо- ковой стороны CD. Перенесём диагональ BD в отрезок CE параллельно вдоль основания BC. Рассмотрим треугольник ACE. Так как средняя линия трапеции равна полу- сумме оснований, отрезок AE равен двум средним линиям, угол ACE равен углу между диагоналями, а высота Δ ACE рав- на высоте трапеции. Следовательно, этот треугольник мы можем построить по осно- ванию, высоте и известному углу. Для того чтобы найти вершину D, надо сделать за- сечку циркулем из C на прямой AE радиусом, равным длине боковой стороны CD. После этого, достроив Δ CDE до параллелограмма, получим вершину B.
Задача 11. Построить треугольник по b, c и m a.
И д е я. Использовать вспомогательное построение: достроить треугольник до па- раллелограмма.
У к а з а н и е. Построить Δ ABA по трём известным сторонам.
Р е ш е н и е. Рассмотрим треугольник ABC с данными сторонами AC = b, AB = c и медианой AM = m a. От- ложим точку A на прямой AM так, что M A = AM. Четырёхугольник ABA C будет параллелограммом со сторонами, равными b и c, и диагональю AA = 2 m a. Для построения Δ ABC надо сначала построить Δ ABA по трём известным сторонам, а потом, достро- ив его до параллелограмма, получить вершину C.
Задача 12. Построить четырёхугольник, зная его стороны и отрезок, соединяющий середины двух противоположных сторон.
У к а з а н и е. Построить Δ BCY по трём сторонам. У к а з а н и е. Построить Δ CXD по медиане и двум сторонам.
Ре ше ни е. Пусть ABCD – искомый четырёхугольник, а точки X и Y взяты таким образом, что четырёхугольники ABXC и ACY D являются параллелограм- мами. Наша цель – построить вспомогательный параллелограмм BXY D, а потом восстановить четырёхугольник ABCD.
В теоретической части было показано, что диагонали параллелограмма BXY D вдвое больше средних линий исходного четырёхугольника.
Теперь построим точки X и D. Обозначим через E середину стороны BY и рассмотрим Δ CXD. Точки C и E уже построены. То есть в Δ CXD дана медиана и стороны CX (CX = AB)и CD, которые равны данным в условии задачи сторо- нам четырёхугольника. Построив Δ CXD по медиане и двум сторонам (см. пред. задачу), мы определим точки X и D. А достроив Δ BCX до параллелограмма, получим вершину A.
Задача 13. Построить четырёхугольник, зная четыре его стороны и угол между двумя про- тивоположными сторонами.
И д е я. Использовать вспомогательный параллелограмм, стороны которого па- раллельны и равны диагоналям искомого четырёхугольника. У к а з а н и е. Построить сначала вспомогательный параллелограмм BXY D, сто- роны которого параллельны и равны диагоналям искомого четырёхугольника ABCD. У к а з а н и е. Построить Δ CXD по двум сторонам и углу между ними. У к а з а н и е. Построить Δ BCY по медиане CE и двум сторонам BC и CY.
Р е ш е н и е. Построим сначала вспомогательный параллелограмм BXY D, сто- роны которого параллельны и равны диагоналям искомого четырёхугольника ABCD. Угол XCD равен углу меж- ду прямыми, содержащими сторо- ны AB и CD (см. теоретическую часть). Следовательно, в Δ CXD стороны CX (CX = AB) и CD равны сторонам исходного четырёх-
ить точки B и Y, построим Δ BCY по медиане CE и двум сторонам BC и CY (CY = AD), которые равны сторонам четырёхугольника ABCD. Достроив Δ BCX до парал- лелограмма, получим вершину A. 532 Указания и решения Задача 14. Построить биссектрису угла, вершина которого недоступна.
У к а з а н и е. Расстояния от построенных прямых до соответствующих сторон уг- ла будут одинаковыми.
Р е ш е н и е. Пусть стороны угла лежат на прямых k и n, пересекающихся в точке O. Через точку O, лежащую на биссектрисе m, проведём прямые, параллельные сторо- нам угла. В силу равенства углов при параллель- ных прямых биссектрисой построенного угла будет также прямая m. Отметим, что расстояния между параллельными прямы- ми будут равными. Следовательно, если вершина O недо- ступна, то надо провести две прямые на равном расстоянии от сторон исходного угла и для угла с уже доступной верши- ной построить биссектрису.
Задача 15. Даны две точки A и B и между ними две параллели m и n. Провести между этими параллелями в данном направлении отрезок CD так, чтобы сумма AC + + CD + BD была минимальной.
У к а з а н и е. Пусть отрезок CD с концами на параллелях m и n проведён в заданном на- правлении. Перенести его параллельно в отрезок C B, тогда AC + CD + BD = AC + CC + BC . Р е ш е н и е. Пусть отрезок CD с концами на па- раллелях m и n проведён в заданном направле- нии. Перенесём его параллельно в отрезок C B, тогда AC + CD + BD = AC + CC + BC . Следовательно, задача свелась к отысканию на прямой m точки C такой, что сумма AC + CC минимальна. Значит, в качестве точки C надо взять точку пересечения прямой m с отрезком AC.
На окружности даны две точки A и B. В данном направлении провести хорду XY так, чтобы сумма хорд AX и BY была равна заданной величине.
И д е я. Провести хорду AA параллельно заданному в условии направлению и использовать метод симметрии и спрямления для нахождения точки Y. У к а з а н и е. Надо построить точку Y такую, что BY + Y A имеет заданную длину, а эта зада- ча была решена в предыдущем разделе методом симметрии и спрямления.
Ре ш е н и е. Пусть X, Y – искомые точки. Про- ведём хорду AA в заданном в условии направ- лении. Отрезок A Y = AX, так как у вписанной трапеции AA YX боковые стороны равны. Итак, всё свелось к построению точки Y та- кой, что BY + Y A имеет заданную длину, а эта задача была решена нами в предыдущем разделе методом симметрии и спрямления.
Задача 17. Построить прямоугольник с данной стороной так, чтобы его стороны проходили через четыре заданные точки.
И д е я. Пусть прямоугольник построен. Проанализировать, что нам известно. У к а з а н и е. Пусть даны точки A, B, C, D и отрезок длины a. Рассмотреть пер- пендикуляр AH, опущенный из точки A на противоположную сторону искомого прямоугольника. У к а з а н и е. Треугольник ACH можно построить по известной гипотенузе AC и катету AH = a.
Р е ш е н и е. Пусть даны точки A, B, C, D и от- резок длины a. Рассмотрим перпендикуляр AH, опущенный из точки A на противоположную сторону искомого прямоугольника. Треугольник ACH мы можем построить по известной гипотенузе AC и катету AH = a. Для того чтобы построить искомый прямоугольник, надо через точки D и B провести прямые, па- раллельные AH, а через A и C – прямые, парал- лельные HC. Точки пересечения этих прямых и будут вершинами искомого прямоугольника.
Задача 18. Даны две окружности и прямая. Провести параллельно этой прямой секущую, отсекающую в окружностях хорды, сумма которых равна заданному отрезку дли- ны s.
У к а з а н и е. Рассмотрим две окружности с центрами O 1 и O 2 и прямую m.
перейдёт в хорду BE. Ук азани е. Пусть P и Q – основания перпендикуляров, опущенных из точек O 1 и O 2 на прямую AD. Отрезок PQ = s/ 2.
Пусть P и Q – основания перпендику- ляров, опущенных из точек O 1 и O 2 на прямую AD. Отрезок PQ = s/ 2. В целом построение выглядит следую- щем образом. Проведём через O 2 прямую параллельно m и через O 1 прямую пер- пендикулярно m. Так мы найдём точку H. Отложив от неё отрезок H O 2
= s/ 2, получим центр перенесённой окружности O 2. Эта окружность пересечёт первую окружность в точке B. В результате осталось провести прямую через B парал- лельно прямой m.
Метод подобия Задача 1. Построить треугольник по двум уг- лам и высоте, проведённой из третье- го угла.
И д е я. Построить треугольник, по- добный искомому. У к а з а н и е. По двум данным углам построить Δ A B C. Р е ш е н и е. Сначала по двум дан- ным углам построим Δ A B C. Для того чтобы построить искомый треугольник A BC с высотой h a, доста- точно в треугольнике A B C на прямой, содержащей высоту A H , отложить отрезок A H = h a и через точку H провести прямую BC, параллельную B C . Задача 2. Построить окружность, касающуюся сторон данного угла и проходящую через заданную внутри него точку.
И д е я. Построить вспомогательную окружность с центром O, касающуюся сто- рон угла. У к а з а н и е. Соединить вершину угла S с заданной точкой A.
Р е ш е н и е. Построим вспомогательную окружность с центром O, касающуюся сторон угла.
Соединим вершину угла S с заданной точкой A. Пусть A — точка пересечения прямой SA с окружностью. Проведём через A прямую параллельно отрезку A O. Она пересечёт луч SO в точке O – центре искомой окружности.
Задача 3.
И д е я. Построить треугольник (со вписанным в него равносторонним треуголь- ником), подобный данному, а потом с помощью гомотетии преобразовать вписан- ный треугольник в искомый. Указ ани е. Вписать в угол A равносторонний Δ P Q S.
Р е ш е н и е. На сторонах угла A возьмём произвольно точки P , Q и построим равносторонний Δ P Q S. Если точка S попала на сторону BC, то наша задача выполнена. Если нет, то проведём прямую через точку S параллельно BC. Пусть B ,C – точки пересечения этой прямой с лучами AB и AC соответственно.
Заметим, что треугольники ABC и AB C подобны с коэффициентом по- AB добия k =
AB , поэтому если мы применим гомотетию с этим коэффи-
AB (это мы умеем делать). Ана- логично строятся точки Q и S.
Задача 4. В данный треугольник вписать квадрат.
И д е я. Построить вспомогательный квадрат и воспользоваться преобразованием гомотетии. У к а з а н и е. Пусть дан треугольник KLM. Построить вспомогательный квадрат
Построить треугольник по α, β, r.
И д е я. Вписать окружность данного радиуса в треугольник, подобный данному. У к а з а н и е. По двум данным углам построить Δ A BC, подобный искомому. В угол B вписать окружность данного радиуса.
З а м е ч а н и е. Задача решается аналогичным обра- зом, если вместо угла α задано отношение сторон a и c.
Задача 6. Через данную точку провести прямую, отсекающую от двух данных окружностей хорды, пропорциональные их радиусам. И д е я. Использовать свойства центра подобия окружностей. У к а з а н и е. Воспользоваться тем, что любая секущая, проведённая через центр подобия окружностей, отсекает от окружностей хорды, пропорциональные ради- усам. Р е ш е н и е. Воспользуемся тем, что любая секущая, проведённая через центр подобия окружностей, пересекает окружности таким образом, что треугольники ABO и A B O являются гомотетическими. Проведём через центр подобия S и данную точку P прямую. Из подобия треугольников ABO и A B O следует про- порциональность соответствующих отрезков.
Дан угол ABC и точка M внутри него. Найти на стороне BC точку X, равно- удалённую от AB и точки M. И д е я. Использовать преобразование гомотетии.
У к а з а н и е. Провести через точку M прямую, параллельную прямой M X.
З а м е ч а н и е. Задача решается аналогичным образом, если вместо перпендику- ляра XY требуется провести отрезок, образующий с AB заданный угол и нахо- дящийся в известном отношении к MX.
Задача 8. Даны три точки A, B и C, не лежащие на одной прямой. Провести прямую, пересекающую отрезок AC в точке X, а отрезок BC в точке Y таким образом, что AX = XY = Y B. И д е я. Построить четырёхугольник, подобный четырёхугольнику AXY B.
У к а з а н и е. Четырёхугольник AX Y B (AX = X Y = Y B = d) подобен искомому.
Р е ш е н и е. Построим четырёхугольник, подобный искомому четырёхугольнику AXY B. На стороне AC отложим отрезок AX произвольной длины d, а на сто- роне BC – отрезок BY = AX = d. Проведем окружность с центром в X радиу- сом d и прямую через Y параллельно AB. Пусть Y – точка их пересечения. Про- ведём через неё прямую параллельно BC, получим точки B и C. Треугольник
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.289 с.) |