При президенте Российской Федерации». При президенте Российской Федерации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При президенте Российской Федерации». При президенте Российской Федерации»



ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА

Кафедра социологии и социальной политики

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.6 СОЦИОЛОГИЯ

 

 

направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

(код, наименование направления подготовки)

Государственная и муниципальная служба

(направленность(профиль))

Бакалавр

(квалификация)

Очная, заочная

(формы обучения)

 

 

Саратов, 2017 г.


Автор-составитель:

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной политики – Африкантов К.П.

 

 

Заведующий кафедрой

социологии и социальной политики доктор социологических наук, профессор – Тарский Ю.И.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Наименование дисциплины (модуля), цели и задачи изучения 1
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы   1
3. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы  
4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся  
5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий  
6. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся по дисциплине (модулю)  
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)  
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)  
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)  
  9.1. Основная литература  
  9.2. Дополнительная литература  
  9.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)  
  9.4. Нормативные правовые документы  
  9.5. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)  
  9.6. Иные источники.  
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)  
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)  

 

 


 

1. Наименование дисциплины (модуля), цели и задачи изучения

Дисциплина Б1.Б.15 «Социология» является дисциплиной Блока 1 обязательной части направления подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление профилей «Управление развитием территорий» и «Государственная и муниципальная служба».

Целью освоения дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний об обществе как целостной системе, о влиянии многообразия общественных отношений, механизма их связи и выработка практических навыков анализа общества.

Задачами дисциплины являются:

формирование знаний о социальном неравенстве и основных характеристиках стратификации, особенности социальной мобильности, социологическом понимании личности, особенностях процессов социализации и социального контроля;

формирование умений анализировать основные проблемы российского общества, причины бедности и неравенства, взаимоотношения социальных групп и общностей;

формирование навыков организации и проведения социологического исследования; формирование навыков анализа социально-экономических событий и процессов с опорой на социологические знания.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

2.1. Дисциплина Б1.Б.15 «Социология» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

 

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
УК ОС-1 способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции УК ОС-1.2 Способность к применению системного подхода для решения профессиональных задач

 

2.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:

 

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» функции по должностям государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации

УК ОС-1.2

на уровне знаний: о социальном неравенстве и основных характеристиках стратификации, особенности социальной мобильности, социологическом понимании личности, особенностях процессов социализации и социального контроля
на уровне умений: анализировать основные проблемы российского общества, причины бедности и неравенства, взаимоотношения социальных групп и общностей.
на уровне навыков: организации и проведения социологического исследования; формирование навыков анализа социально-экономических событий и процессов с опорой на социологические знания.  

 

3. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

 

Дисциплина Б1.Б.15 «Социология» в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров изучается на первом курсе во втором семестре (при очной и заочной формах обучения).

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области социологии, математики.

Дисциплина реализуется после изучения дисциплин: Б1.Б.1 История, Б1.Б.2 Философия, Б1.Б.8 Правоведение, Б1.Б.9 Экономическая теория, Б1.Б.13 Менеджмент.

4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины Б1.Б.15 «Социология» 3 з.е. (108 ч.).

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем по очной форме 50 часов, в том числе 22 часа лекций и 28 часов практических занятий, на самостоятельную работу обучающихся 31 час; на контактную работу с преподавателем по заочной форме обучения 16 часов, в том числе 6 часов лекций, 10 часов семинарские занятия, на самостоятельную работу обучающихся 83 часа.

Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – экзамен.

 

5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Таблица

№ п/п

Форма текущего

Контроля

Успеваемости,

Промежуточной

Аттестации

Всего

Подготовка докладов, сообщений (Д/С)

Оценочные материалы

Параметр Оценка
Выбранная студентом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, высокий уровень новизны и самостоятельности в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; прослеживается наличие авторской позиции, самостоятельность суждений; основные понятия раскрыты полностью и глубоко; студент демонстрирует умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы; к работе привлечен широкий круг литературных источников по проблеме, в том числе новейшие работы по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). 5
Выбранная студентом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, присутствует новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; прослеживается наличие авторской позиции, самостоятельность суждений; основные понятия раскрыты полностью; студент демонстрирует умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы; к работе привлечен широкий круг литературных источников по проблеме. 4
Выбранная студентом тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, низкий уровень новизны и самостоятельности в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; не в достаточной степени прослеживается наличие авторской позиции и самостоятельность суждений; основные понятия раскрыты не полностью; студент демонстрирует умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; низкий уровень умения обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы; к работе привлечен не достаточный круг литературных источников по проблеме. 3
Выбранная студентом тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, отсутствует новизна и самостоятельность в постановке проблемы; отсутствует авторская позиция и самостоятельность суждений; основные понятия не раскрыты; студент не владеет умением работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; умением обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. 2

Подготовка диспута\круглого стола (Д/КС). Подготовка диспута (круглого стола) представляет собой проектирование студентом обсуждения в группе в форме дискуссии. В этих целях студенту необходимо:

- самостоятельно выбрать тему (проблему) дискуссии;

- разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов);

- разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов.

Оценочные материалы

Параметр Оценка (по 5 шкале)
Выбранная тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, представлен подробный план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, даны возможные варианты ответов, использованы примеры из науки и практики.   5
Выбранная тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, приведен один пример из практики. 4
Выбранная тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, отсутствует временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, отсутствуют примеры из практики.  3
Выбранная тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором частично (не более пяти) отражены вопросы для дискуссии, отсутствует временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, отсутствуют примеры из практики.   2

Подготовка реферата (Р)

Это самостоятельная исследовательская работа, раскрывающая суть изучаемой темы. Как правило, реферат отражает различные точки зрения на исследуемый вопрос, выражая в то же время и мнение самого автора.

Критерий Оценка
Полученные результаты полностью соответствуют поставленной цели. Структура реферата логична, содержит главы и параграфы, Во введении обоснована актуальность темы, четко сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования, определена методологическая и нормативно-правая и теоретическая основа исследования. В основной части реферата на основе нормативно-правовых источников и источниках учебной и научной литературы проведено исследование избранной проблемы, сделаны собственные выводы. Написание автором реферата самостоятельно, выводы аргументированы. 5
Полученные результаты полностью соответствуют поставленной цели. Структура реферата логична, содержит главы и параграфы, Во введении обоснована актуальность темы, четко сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования, определена методологическая и нормативно-правая и теоретическая основа исследования. В основной части реферата на основе нормативно-правовых источников и источниках учебной и научной литературы проведено исследование избранной проблемы, сделаны собственные выводы. Написание автором  реферата самостоятельно, но не аргументировано 4
Полученные результаты полностью соответствуют поставленной цели. Структура работы логична, но не развернута. Во введении отражены не все необходимые элементы. В основной части реферата на основе нормативно-правовых источников и источниках учебной и научной литературы проведено исследование избранной проблемы, но авторские выводы отсутствуют. 3
Полученные результаты не соответствуют поставленной цели 2

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

7.1. Промежуточная аттестация: экзамен, проводится в устной форме.

 

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
УК ОС-1 способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции УК ОС-1.2 Способность к применению системного подхода для решения профессиональных задач

 

7.2.Типовые вопросы к экзамену

1. Социология как наука: предмет, объект, структура, функции.

2.Виды социологических исследований: пилотажные, описательные, объяснительные, прогнозные исследования.

3.Виды социологических исследований: сравнительные исследования (панельные, трендовые, лонгитюдные, когортные, «генетические»).

4. Метод опроса: виды, особенности организации и проведения различных типов опросов, преимущества и недостатки.

5. Интервью: виды, сущность, преимущества и недостатки, правила проведения.

6. Анкетирование: сущность, особенности проведения, преимущества и недостатки.

7. Генеральная и выборочная совокупности. Теория и методология выборки. Погрешность данных при массовом опросе.

8. Составление социологической анкеты: композиция анкеты, последовательность вопросов, общие принципы разработки вопросника.

9. Основные типы вопросов. Ошибки при формулировке вопросов и вариантов ответов и правила редактирования.

10. Программа социологического исследования: понятие, функции, составные элементы.

11. Обработка и анализ результатов социологического исследования: понятие, цели, последовательность этапов.

12. Наблюдение как метод социологического исследования: виды, сущность, преимущества и недостатки, правила проведения.

13. Анализ документов как метод сбора социологической информации: виды, сущность, преимущества и недостатки, правила проведения. Контент-анализ.

14. Социальный эксперимент как метод социологического исследования: сущность, преимущества и недостатки, правила проведения. Использование эксперимента в социологии.

15. Подбор и подготовка интервьюеров. "Эффект интервьюера". Этические нормы проведения опросов.

16. Проблема измерения в социологическом исследования. Шкалирование: понятие и виды.

17. Типичные ошибки и трудности, возникающие при проведении опроса.

18. Социометрия. Структурный анализ малых групп: сущность, правила проведения.

19. Метод экспертных оценок: сущность, преимущества и недостатки, правила проведения.

20. Данные социологических исследований: проблема доверия и способы верификации.

21. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения.

22. Биографический метод и метод исследования случая: сущность, преимущества и недостатки, правила проведения.

23.  Метод отдельного случая («саsе studу») в социологическом исследовании: сущность, преимущества и недостатки, правила проведения.

24. Фокус группы: сущность, преимущества и недостатки, правила проведения.

25. Рейтинг общественного мнения и профессиональные требования к публикации опросов.

26. Ошибки выборки. Контроль и ремонт выборки. Ошибка социологического исследования.

27. Проблема искренности ответов в социологии.

28. Основания выбора вида и метода социологического исследования.

29.  Представление результатов исследования. Правила составления отчета о социологическом исследовании.

30.  Прикладная социология в структуре социологического знания.

31. Вторичный анализ данных социологических исследований: преимущества, цель, задачи, требования к этому анализу, источники информации для вторичного анализа.

32. Профессиональные кодексы социолога.

33.  Классические социологические теории (социологические концепции О.Конта, и Г.Спенсера, М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Маркса).

34. Основные теории западной социологии ХХ в.в. (символический интеракционизм, структурный функционализм, социологический функционализм, теории социального конфликта, теория социального обмена).

35. Общество как социальная система. Модели и типологии обществ.

36. Социальные институты в системе общественных отношений: причины появления, классификация, функции.

37. Социальные общности: понятие, типы, их роль как субъектов социальных изменений.

38. Социальная структура общества и ее основные элементы. Трансформация российской социальной структуры общества.

39. Социальное неравенство, его причины и функции. Теории социального неравенства.

40. Социальная стратификация: критерии, типы, модели. Символы социального положения.

41. Социальная мобильность: виды и типы, каналы и ее особенности в современной России.

42. Понятие среднего класса, его роль в обществе, особенности его формирования в современной России.

43. Маргинальность: понятие, типология, характерные черты маргинала. Роль процесса маргинализации в образовании социальной структуры общества.

44. Понятие личности и ее структура. Человек. Индивид. Личность.

45. Теории личности. Социализация личности: понятие, этапы, факторы.

46. Девиантное поведение и его виды. Концепции девиантного поведения. Типы девиантов (по Мертону).

47. Коллективное (массовое) поведение и его виды. Особенности поведения толпы.

48. Социальный контроль: понятие, сущность, элементы, механизмы и типы.

49. Понятие брака и семьи. Основные исторические фазы развития семьи. Исторические типы моногамной семьи.

50. Семья как социальный институт: функции, типология. Теории семьи. Современное состояние института семьи в России.

51. Культура как социальное явление: понятие, формы, основные элементы, функции. Культурная динамика.

52. Экономическая система как социальный институт: типы, уровни, современные тенденции.

53. Религия как социальный институт: признаки, функции, организации. Структурные элементы религии.

54. Классификация религий. Основные религии мира. Современные тенденции в развитии религии: экуменизм и секуляризация.

55. Образование как социальный институт: признаки, функции. Структура и виды образования.

56. Концепции развития и социальных изменений в социологии. Эволюционизм, модернизация. Прогресс и регресс в социальных изменениях. Революционные и эволюционные изменения.

57. Социальные статусы и социальные роли: понятие, виды, характеристики (по Т.Парсонсу). Ролевой конфликт. Статусный и ролевой набор.

58. Понятие социальной функции. Явные и латентные функции, дисфункции социальных институтов.

59. Социальные группы: понятие, признаки, структура, функции, типология.

60. Общественное мнение и его роль в социальных процессах. Функции общественного мнения.

61. Социальные нормы и ценности, их роль в современном обществе. Виды социальных норм. Структура и классификация социальных ценностей.

62. Социальный конфликт: сущность, условия, причины, типы и уровни, способы решения.

63. Понятие социального процесса и его формы. Линейные, циклические и вариативные социальные процессы. Глобализация как социальный процесс.

64. Социальное действие и социальное взаимодействие: признаки, условия, виды, формы.

65. Социальные движения: причины возникновения, стадии развития, типология.

66. Понятие и виды социальной идентичности.

 

7.3. Шкала оценивания. «Критерии оценивания компетенций (результатов). Описание шкалы оценивания»

Проведение экзамена как основной формы проверки знаний студентов предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих педагогическую эффективность оценочной процедуры. Важнейшие среди них:

- степень охвата разделов учебной программы и понимание взаимосвязей между ними;

- глубина понимания существа обсуждаемых конкретных проблем, а также актуальности и практической значимости изучаемой дисциплины;   

- логически корректное, непротиворечивое, последовательное и аргументированное построение ответа на экзамене;   

- уровень самостоятельного мышления.

 

Оценка «отлично» выставляется в случае, если при устном ответе студент проявил (показал):

- глубокое и системное знание всего программного материала учебного курса, изложил ответ последовательно и убедительно;

- отчетливое и свободное владение концептуально-понятийным аппаратом, научным языком и терминологией соответствующей дисциплины;

- умение правильно применять теоретические положения при решении практических вопросов и задач;

-  умение самостоятельно выполнять предусмотренные программой задания;

- навык обоснования принятого решения.

Оценки «хорошо» выставляется в случае, если при устном ответе студент проявил (показал):

- знание узловых проблем программы и основного содержания лекционного курса;

- умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом умение преимущественно правильно применять теоретические положения при решении практических вопросов и задач,

- умение выполнять предусмотренные программой задания;

- в целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.

Оценки «удовлетворительно» выставляется в случае, если при устном ответе студент проявил (показал):

- фрагментарные, поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса;

- затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии учебной дисциплины;

- затруднения с применением теоретических положений при решении практических вопросов и задач,

 

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, если при устном ответе студент проявил (показал):

- незнание либо отрывочное представление учебно-программного материала;

- неумение использовать научно-понятийный аппарат и терминологию учебной дисциплины;

- неумение применять теоретические положения при решении практических вопросов и задач,

- неумение выполнять предусмотренные программой задания.

Методические материалы

Процедура оценивания экзамена определена «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Экзамен предполагает проверку учебных достижений обучаемых, как правило, по всей программе (модулям) дисциплины с целью оценивания полученных теоретических знаний, навыков самостоятельной работы, умения на практике применять полученные знания. Экзамены проводятся в строгом соответствии с утвержденными рабочими учебными планами, программами дисциплин и программами практик.

Высокий уровень успеваемости, выявленный по итогам текущего контроля в семестре, может являться основанием для освобождения студента от сдачи экзамена (при его согласии). Высокой является успеваемость только на «отлично», или на «хорошо» и «отлично» в течение семестра.

В случае проведения экзамена по билетам, преподавателю-экзаменатору предоставляется право задавать студентам дополнительные вопросы в рамках рабочей учебной программы дисциплины в объеме, не превышающем объемы билета. При сдаче экзамена по билетам, студент, испытывающий затруднения при подготовке к ответу по выбранному билету, имеет право выбора второго билета с соответствующим продлением времени на подготовку. При этом окончательная оценка снижается на один балл. Выбор третьего билета не допускается.

Присутствие на экзаменах посторонних лиц, не имеющих в соответствии с должностной инструкцией права контроля промежуточной аттестации, без разрешения директора филиала, заместителя директора филиала или декана факультета, не допускается.

При явке на экзамен, студент обязан иметь при себе зачетную книжку, которую он предъявляет преподавателю перед началом аттестационного испытания.

Время подготовки ответа при сдаче экзамена составляет не менее 30 минут (по желанию студента ответ может быть досрочным).

При проведении экзамена не допускается наличие у студентов посторонних предметов и технических устройств, способных затруднить (сделать невозможной) объективную оценку результатов аттестации, в том числе в части самостоятельности выполнения задания (ответа на вопрос) зачета. Студенты, нарушающие правила поведения при проведении экзамена, могут быть незамедлительно удалены из аудитории, представлены к назначению мер дисциплинарного взыскания.

Неявка на экзамен фиксируется в аттестационной (зачетной/экзаменационной) ведомости отметкой «не явился».

В исключительных случаях, при наличии документально подтвержденных уважительных причин, студентам может быть предоставлена возможность сдачи экзамена в дополнительную сессию или в индивидуальном порядке. Разрешение на сдачу экзамена в индивидуальном порядке дается студенту деканом факультета (заместителем директора филиала).

 

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Программа и тематический план ориентируют студентов на всестороннее и системное изучение основ социологии.

Основным условием усвоения знаний по курсу является систематическая и целенаправленная самостоятельная работа с рекомендованной литературой. Кроме того, значительную роль в углубленном понимании отдельных вопросов играет подготовка доклада на семинаре.

Многие лекции носят авторский характер, поэтому на лекциях студенты должны работать с особым вниманием, стремясь вести возможно более подробный конспект. Если студент не успевает записать какой-то фрагмент, необходимо оставить место для дальнейшей его доработки во время самостоятельной работы, если какое-то положение лекции им не понятно, следует обязательно задать преподавателю вопрос.

Желательно, чтобы определения, тезисы и другие важные положения были ярко выделены. Конспект надо вести так, что бы им удобно было пользоваться при ответах на семинарах.

Большое место в успешном овладении предметом отводится семинарским занятиям.

Семинар – это средство коллективного творческого раздумья, школа творческого мышления, пропагандистского мастерства, ораторского искусства, необходимых будущему руководителю в его практической деятельности.

Семинарское занятие требует от студента глубокого самостоятельного изучения рекомендованных источников и литературы по темам занятия.

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:

- внимательное изучение плана семинарского занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя;

- изучение программы курса «Социология» с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме;

- изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие;

- подготовка выступления (доклада);

- изучение учебной и дополнительной литературы.

От студента не требуется изучения всей рекомендованной литературы. Количество и объем изучаемых работ зависит от характера конкретной задачи.

Если на семинаре студенты выступают с заранее подготовленными докладами, то необходимо также готовиться по теме доклада для того, чтобы можно было лучше понять и оценить выступление вашего коллеги-студента и принять участие в обсуждении доклада, постановке вопросов и т. д.

Особое внимание студенты должны уделять закреплению знаний, полученных в процессе лекций и семинарских занятий, посредством самостоятельного изучения вопросов по читаемому курсу.

Студенты-заочники должны с помощью преподавателя составить план самостоятельной работы на весь семестр по рекомендованным учебникам. Изученный материал следует обязательно закреплять в ходе прохождения стажировок в государственных или муниципальных органах.

Для самостоятельной работы студентам рекомендуется в первую очередь сконцентрировать свое внимание на рекомендованной литературе. Изучать ее необходимо, последовательно рассматривая основные понятия, методы, принципы.

По данной дисциплине сегодня существует немного учебников. Студенту необходимо в качестве основного выбрать какой-либо один учебник. Это можно сделать либо по рекомендации преподавателя, либо самостоятельно, последовательно рассмотрев все основные учебные пособия.

Студенту важно увидеть и увязать разные грани одних и тех же проблем, которые рассматриваются на разных курсах. Только тогда его подготовка будет носить целостный, комплексный характер.

Такая организация самостоятельной работы позволит студентам не только понять основные темы данной дисциплины, но и выработать собственное мнение, научиться оппонировать, отстаивать свою точку зрения при ведении диалогов и дискуссий по вопросам зарубежного опыта государственной службы. В перспективе это приведет к тому, что студенты смогут разрабатывать, предлагать и реализовывать новые методы и технологии государственного управления.

Самостоятельная работа осуществляется при всех формах обучения: очной и заочной. Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью процесса обучения. Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе. Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время. Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений. Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

- развивающую;

-информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);

 - ориентирующую и стимулирующую; - воспитывающую; - исследовательскую.

Виды самостоятельной работы, выполняемые в рамках данного курса:

1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях.

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории. Можно отметить, что некоторые задания для самостоятельной работы по данному курсу имеют определенную специфику. При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой. Значительную помощь в подготовке к очередному занятию может оказать имеющийся в данном комплексе краткий конспект лекций. Он же может использоваться и для закрепления полученного в аудитории материала.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного, практического (семинарского) типов

 

№ раздела (темы)

Оформление курсовой работы

Объем курсовой работы обычно составляет 25-30 страниц печатного текста. Формат бумаги А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева - 3см, справа -1см, сверху –2,5 см, снизу - 2см). Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом.

Тематика курсовых работ по дисциплине «Социология»

1. Структуры вторичной занятости студентов региональных вузов.

2. Жизненные планы современных школьников (по желанию студента можно выбрать другую социальную группу).

3. Динамика структуры ценностных ориентаций студентов (по желанию студента можно выбрать другую социальную группу).

4. Современная Россия: фобии и надежды.

5. Структурирование истории в представлениях постсоветского поколения: восприятие основных событий и героев.

6. Формирование общественного мнения и манипуляция массовым сознанием населения.

7. Процессы и тенденции глобализации в современном мире.

8. Этнокультурная самоидентификация личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.181 с.)