Разделение жреческих и распорядительных функций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделение жреческих и распорядительных функций



Борьба между Сога с одной стороны и Накатоми и Мононобэ – с другой продолжалась и в дальнейшем. После смерти «императора» Ёмэй (587 г.) Сога‑но Умако хотел поставить царем принца О̄э, который был сыном Бидацу от сестры Умако. Мононобэ‑но Мория противопоставил ему сына Бидацу от другой жены – царевича Анахобэ. Из‑за этого в 587 г. произошла битва между дружинами Сога и Мононобэ, закончившаяся победой Сога. С тех пор положение Сога еще более упрочилось, и они фактически контролировали правящий род до середины VII в.

Механизмом такого контроля являлось целенаправленное укреплений родственных связей: дочери рода Сога выдавались замуж за представителей правящего рода, а дети, родившиеся от этих браков, впоследствии становились правителями. «Император» же фактически был верховным жрецом синто̄. Таким образом, сложилось характерное для дальнейшей истории Японии разделение жреческих (царский род) и распорядительных (род, который поставлял правящему дому невест – сначала Сога, впоследствии – Фудзивара) функций.

В период доминирования Сога заметно активизировалось строительство буддийских храмов. В целом, согласно материалам раскопок и сведениям письменных источников, за период до правления Тэнти (668–671) их было построено 58. Почти все они размещались в непосредственной близости от резиденций правителей, и можно считать, что распространение буддизма непосредственно зависело от политики центральной власти.

Социальные мотивы обращения правителей Ямато к буддизму переплетались с личными. Вообще, все «личное» (богатство, индивидуальная судьба) «обеспечивалось» буддизмом с его принципом индивидуальной ответственности, в то время, как за «коллективное» во многих случаях по‑прежнему отвечали божества синто̄. Так, в случае болезни правителя обращались к буддийскому ритуалу, в то время, как эпидемии по‑прежнему оставались «в ведении» синтоистских божеств, «отвечавших» за коллективное благополучие. В ведении синтоизма оставались также все природные явления (землетрясения, засухи, наводнения и т. п.), на которые, как считалось, не распространялось могущество будд и бодхисаттв.

Правда, современные понятия «коллективное» и «индивидуальное» не вполне пригодны для описания реалий того времени. Скажем, «государство» в современном понимании, безусловно, является надындивидуальным образованием. Но в древней Японии государство персонифицировалось в правителе, и потому некоторые термины (микадо, кокка) означали одновременно как «государство», так и собственно правителя.

Как раз эта неразделенность заключала в себе возможность использования в качестве официальной государственной идеологии как буддизма, так и синтоизма. Характерно, что при этом буддизм воспринимался прежде всего как магический инструментарий для обеспечения целостности государства. Как показала дальнейшая история Японии, именно «примитивный» синтоизм сумел стать основой японской культурно‑идеологической системы, в то время, как все иноземные учения служили лишь поставщиками отдельных ее элементов, которые, будучи включены в нее, радикально меняли свой первоначальный смысл.

 

***

 

В период Кофун в Японии произошли важнейшие общественные и культурные перемены. Появилась значительная социальная и имущественная дифференциация, выделился непроизводительный слой управляющих, развилась высокая степень отчуждения труда (трудовая повинность и налоги). Разрозненные общины времени Яёй были объединены под властью правителей Ямато, обосновавшихся в районе Кинай. Это стало возможным ввиду опережающего технологического развития этого региона (прежде всего, благодаря активным контактам с континентом): возросшей продуктивности хозяйства благодаря прогрессу ремесла и агротехники, более широкому применению металлического оружия и, орудий труда. Все это позволяет говорить о том, что в конце периода Кофун в Японии сформировалось раннегосударственное образование.

 

Глава 3

ПЕРИОД АСУКА (592–710)

 

 

После воцарения Суйко в 592 г. резиденции правителей Ямато стали (за некоторыми исключениями) располагаться в бассейне реки Асука. Поэтому весь последующий период вплоть до переезда двора в первую по‑настоящему постоянную столицу Нара (710 год) называется периодом Асука.

Конец VI‑начало VIII вв. – важный период в процессе становления японской государственности. Именно с конца VI в. он проходил особенно быстро, и уже к концу VII в. в Японии сформировалось довольно сильное государство централизованного типа, получившее окончательное завершение в VIII в. – «золотом веке» древнеяпонской государственности. Этот процесс сопровождался проведением масштабных реформ, вызванных кризисным состоянием общества и политической системы.

Кризис тех лет в самом общем виде может быть определен как конфликт между прежним устройством общества, основанном почти исключительно на кровнородственной организации и потребностями развивавшейся государственности, требовавшей преодолеть эти рамки за счет усиления территориальных принципов управления. Неудивительно, что период Асука был временем непрерывного политического противоборства, в основе которого лежали различные интересы наиболее влиятельных родов.

 

 

Внешнеполитическая ситуация

На период Асука пришлись важные изменения в ситуации на Дальнем Востоке, которые оказали самое непосредственное влияние на положение Ямато.

 

Отношения с Китаем

Период создания централизованного государства в Японии совпал с эпохой завершения объединительного процесса в Китае и установления там централизованной империи с крепкой верховной властью. Эпохи Суй (581–618) и особенно Тан (618–907) без преувеличения можно считать временем наибольшего культурно‑политического воздействия Китая на японское общество за всю историю китайско‑японских отношений. Для этого же периода характерны и интенсивные экономические контакты между двумя странами.

Первое японское посольство ко двору династии Суй, объединившей Китай в 589 г., было отправлено через 19 лет после ее провозглашения и через 98 лет после последней японской миссии в Китай (в 502 г. Ямато отправило посольство ко вновь провозглашенной династии Лян, 502–557). Такой перерыв в отношениях обуславливался как внутренними причинами, так и внешнеполитическим положением (политическая нестабильность в самом Китае, где в VI в. существовало несколько династий, потеря Ямато Мимана, продолжение междоусобиц на Корейском п‑ове в VI в., слабое участие Китая в делах Корейского п‑ова и т. д.).

За первым посольством 600 г. последовали и другие. Уже в 607 г. в Китай было отправлено посольство во главе с Оно‑но Имоко, а в 608 г. из суйского Китая прибыло ответное посольство. Всего в период правления династии Суй из Японии в Китай было отправлено 4 посольства, имевшие целью установление прочных политических связей с суйским двором, а также получение различной информации, касавшейся организации чиновничьего аппарата, землепользования, налогообложения, образования.

Последнее посольство в суйский Китай отбыло в 614 г., после чего непосредственные контакты с Китаем были прерваны на 16 лет. Причинами этого стали крах династии Суй, провозглашение новой, танской династии и необходимость убедиться в жизнеспособности последней (как то было и в случае с династией Суй).

В 630 г. из Японии отправилось первое посольство уже в танский Китай. До конца VII столетия туда было направлено 6 посольств (в 630, 653, 654, 659, 665, 669 гг.), причем посольство 665 года, по всей видимости, сопровождало возвращавшееся танское посольство. Следующее по времени посольство в Китай было отправлено только в 702 г.

Помимо дипломатических контактов развивались и культурные связи. В 608 г. Ямато отправило в суйский Китай 8 «студентов». После прихода к власти в Китае династии Тан такая практика еще больше расширилась. С 653 по 700 г. по меньшей мере 38 чел. («студенты» и буддийские монахи) отправились в танский Китай (10 из них не добрались до цели или умерли в пути). Тогда же в корейское государство Силла с теми же целями отправилось 10 чел., что косвенно свидетельствует о произошедшей в VII в. дипломатической и культурной переориентации Ямато с государств Корейского п‑ова на Китай.

 

Политика на Корейском п‑ове

Тем не менее вовлеченность Ямато в дела Корейского п‑ова оставалась весьма высокой. Так, с конца 90‑х годов VI в. японцы готовили поход против государства Силла, но в 598 г. Силла прислало дань, и поход не состоялся. В 600 г. в Силла все же была отправлена 10‑тысячная японская армия, в результате чего Силла уступило Ямато ряд территорий и обязалось платить ежегодную дань.

В VII в. Япония поддерживала с государствами Корейского п‑ова (Пэкче, Силла и Когурё) регулярные связи, особенно с Пэкче и Силла. Пэкче традиционно рассматривалось японцами как союзное государство. Так, в 660 г., после разгрома объединенными силами Тан и Силла, Пэкче а вслед за ним и Когурё, обратились за помощью к Ямато, которое отправило на Корейский п‑ов экспедиционный корпус. В ходе военных действий на континенте японские войска одержали ряд побед на суше, но поражение японского флота в устье реки Пэккан (663 г.) поставило экспедиционный корпус в тяжелое положение, и его пришлось отозвать обратно в Ямато.

В 668 г. участь Пэкче постигла и Когурё, павшее под ударами объединенной танско‑силланской армии. Далее события на Корейском п‑ове развивались следующим образом. В 670 г. Силла, опасаясь, что после разгрома Когурё настанет его очередь, подняло восстание против танского владычества в Корее и поддержало действия когурёских повстанцев. В результате 6‑летней войны в 676 г. танские войска были изгнаны, а Корейский п‑ов был объединен под эгидой Силла, что принципиальным образом изменило ситуацию в этом регионе.

Поначалу, когда Силла было заинтересовано в поддержке Ямато в своем противостоянии с Китаем, обмен посольствами между двумя государствами был частым и регулярным (в период правления Тэмму посольства из Силла прибывали ежегодно). Однако со временем отношения Ямато с Силла стали портиться. Об этом, в частности, говорит постоянно уменьшавшееся количество силланских посольств в Ямато: при Дзито̄ (686–697) посольства из Силла стали прибывать раз в 2 года, а в начале VIII в. – еще реже. Это было связано как с изменением баланса сил на Дальнем Востоке и с улучшением силланско‑китайских отношений, так и с недовольством силланских правителей политикой Ямато, рассматривавших Силла в качестве вассального государства.

Тем не менее, контакты с Силла (до прекращения отношений в 779 г.) были более частыми, чем с Китаем. В 668–779 гг. Силла посылало посольства в Японию 38 раз, а Япония в Силла – 25 раз.

Ситуация на континенте заставляла японскую элиту опасаться возможного вторжения в Ямато китайских или силланских войск и побуждала ее к консолидации вокруг политического центра. После поражения на Корейском п‑ове стало понятно, что в изменившихся условиях Ямато не способно соперничать с танским Китаем, не проведя коренных внутренних реформ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.009 с.)