Что представляют собой грамматические способы редупликации и чередования? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что представляют собой грамматические способы редупликации и чередования?



а) Редупликация, или удвоение, заключается в полном или частичном повторении корня. Примерами полной редупликации могут служить слова индонезийские api-api «спички» (api «огонь»). Частичное удвоение состоит в повторении начального слога корня (тагальск. laki «муж» и lalaki «мужчина») или в повторении слога, у которого начальный согласный совпадает с начальным согласным корня (яванск. lara «больной» и lelara «болезнь»).

Удвоение корня часто связано со значением интенсивности, признака, интенсивности или многократности действия. Иногда же, напротив, редупликация служит для обозначения ослабленного признака, для выражения уменьшительности. Нарядность этого грамматического приема способствует его использованию со значением мн.ч.

Очень часто повтор применяется для выражения множественного числа, например в малайском языке orang — «человек», orangorang — «люди», в мертвом шумерском языке кур — «страна», куркур — «страны».

Для многих языков в речи употребляются повторы как средство усиления данного сообщения: да-да, нет-нет, или: еле-еле, едва-едва и т. п. В прилагательных повтор может быть использован для выражения превосходной степени: добрый-добрый.

Таким же способом образуется превосходная степень и в казахском языке, например: цызыл — «красный» — цызыл-цызыл — «самый красный».

б) Использование звуковых различий алломорфов для различения слов и грамматических форм называется морфологическим чередованием звуков. Примерами могут служить английские tooth [tu:G] 'зуб' и teeth [ti:0] 'зубы'. Очень часто звуковые чередования соединяются с аффиксацией (н-р., рус. друг, друзья, дружить, дружба, дружок; князь, княгиня, княжить; англ. may [mei] 'мочь', migh t [mait] 'мог'. Звуковые чередования могут происходить и в самих аффиксах (н-р., рус. школьник и школьница).

Чередование гласных в корне традиционно называется внутренней флексией. Этот тип чередования весьма характерен для индоевропейских языков (в особенности для глагольных корней).

Особенно широкое распространение внутренняя флексия получила в германских языках. В морфологических чередованиях могут участвовать три фонемы, показывающие различия основ настоящего, прошедшего времени и пассивного причастия: англ. ride [ai], rode [ou], ridden 'ехать верхом'. Иногда число чередующихся фонем достигает четырех: англ. sing, sang, sung 'петь' и song 'песня'.

В тональных языках чередование тона может использоваться для словоизменения или словообразования (н-р., серб, именительный падеж ствар 'вещь' (с нисходящим тоном), родительный, дательный падежи ствары (с восходящим тоном)).

8. Какие примеры проявления супплетивного способа в разных языках вам известны? В чем причина сходства супплетивных образований в разных языках?

Соединение в одну грамматическую пару (или грамматический ряд) разнокорневых или разноосновных слов, когда, несмотря на различие корней или основ, лексическое значение не меняется, а «различие слов» служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений, называется супплетивизмом.

При супплетивизме два разные корня выступают в одной и той же парадигме, взаимно исключая друг друга (брать употребляется как глагол несовершенного вида, а взять — как совершенного, и оба они образуют формы одного глагола).

Так, в русском языке видовое различие глагола может быть выражено не только аффиксацией, как, например, делать — сделать, но и различием корней: брать — взять, или основ: садиться — сесть и т. п.

В индоевропейских языках типично использование супплетивизма корней для образования степеней сравнения прилагательных и наречий со значением «хороший» и «плохой»:

Русский: хорош лучше

Немецкий: gut besser

Английский: good better

Латинский: bonus melior optimus

В субъектном и объектном употреблении личных местоимений во всех индоевропейских языках употребляются супплетивные формы, что является одним из доказательств родства этих языков. Например: я — меня; нем. ichmich; франц. jemoi, лат. ego — t е.

Супплетивные пары могут возникать разным путем. В том случае, когда из двух однокорневых пар, в которых теряются противоположные члены, получается новая пара. Например: человек — человеки, люд — люди, где форма человеки утратилась, а слово люд стало собирательным; тем самым форма множественного числа люди «освободилась» и соединилась с формой человек в новую, супплетивную пару: человек — люди.

Но иногда супплетивные пары возникают и чисто фонетическим путем, например во французском из аффиксальной пары ип — ипе — «один — одна» благодаря фонетическим изменениям возникла супплетивная пара [сё] — [у:п] (орфографически «по-старому» ип — ипе).

Супплетивизм свойственен далеко не всем языкам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.004 с.)