Начала Отечественной философской мысли: предистория, базис, философы зачинатели и базисная тематика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начала Отечественной философской мысли: предистория, базис, философы зачинатели и базисная тематика.



История украинской философии как науки вызывает скептическое отношение некоторых ученых, которые ставят под сомнение её существование как таковой. Все приводимые доводы и аргументы в значительной мере обусловлены недостаточным знакомством с интеллектуальными достижениями украинцев, в том числе и в области философии. Основным препятствием в этом была продолжительная безгосударственность украинского народа.

История украинской философии воплощает уникальные элементы исторического опыта и нации.Украинская философия, вопреки религиозно-мистической и религиозно-идеалистической философской антропологии, содержит в себе идеи, которые не отвечают этой традиции философского мышления. Вне нее находятся философские курсы профессоров Киево-Могилянской академии, благодаря которым, появилась аналитически ориентированная философия второй половины XIX — начала XX века.

При написании своих философских курсов профессора Киево-Могилянской академии непосредственно не использовали произведения западных философов. Вероятно, учения, идеи или размышления популярных в то время авторов могилянцы усваивали из лекционных курсов, а также западноевропейских учебников, прежде всего, польских университетов и иезуитских коллегиумов. За образец они брали те источники, которые более всего согласовывались с духовным наследием домогилянского времени. Благодаря этому они старались обеспечить непрерывность традиции и сохранить суть украинской мысли при переходе от средневековья к Новому времени. Именно в отборе интерпретаций, использовании в лекционных курсах идей одних мыслителей и намеренном дистанцировании от концепций других прослеживается синтез домогилянского наследства с достояниями западной философии.Становление профессиональной философии на Украине происходило в пределах схоластики эпохи барокко (второй схоластики) — философского течения, которое сформировалось в XV-XVI вв. в Испании, представители которого старались теоретически обобщать новые проблемы социального, культурного и научного развития того времени, опираясь на средневековый образ философствования.Философия Киево-Могилянской академии была первым этапом развития профессиональной философии на Украине и одной из модификаций школьной философии, распространенной в европейских учебных заведениях, в том числе и университетах. Ее значение состоит в создании собственного информационного поля – основы, необходимой для дальнейшего развития национального философского мышления.

Фигура Григория Сковороды (1722-1794) является одной из наиболее известных в общем историко-культурном развитии Украины. По словам Д. Чижевского, «жизнь Сковороды есть его философия, а его философия есть его жизнь». Понимание смысла жизни и направление всей философии Г. Сковороды раскрыто в его словах: «Мир ловил меня, но не поймал».Характерной особенностью его мысли является символизм. Проблема символа и символического - это одна из ключевых тем для реконструкции философских взглядов Сковороды. При анализе многих его текстов важно не только то, о чем в них идет речь, но и то, как он высказывает свои мысли. Позиция Сковороды как участника диалога не выносит его за границы текста, развертывания мысли, процесса философствования. Он понимал философию в большей степени как состояние духа — «когда дух в человеке весёлый, мысли спокойные, сердце мирное», - чем как систему четко установленных значений.

Личность Иннокентия Борисова (Иван Алексеевич Борисов) связывают с таким понятием как духовно-академическая философия, которая очень сильно повлияла на течение философской мысли Украины. Именно при ректорстве Иннокентия, было начато «историческое направление» духовно-академической традиции в Киевской духовной академии, которое коренным образом отличалось от «догматического направления» Московской Духовной Академии.В своих лекциях, сначала в Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии и Семинарии, а затем и в Киевской духовной академии, он полностью реформировал постановку и метод богословского курса. Вместо схоластической системы он ввел историю догматов, активно использовал в лекциях системы апологетики (основное богословие), сравнительного богословия (оценка разных вероисповеданий с точки зрения православия), экклезиастики.Мировоззренческая позиция Иннокентия содействовала зарождению и формированию Киевской религиозно-философской школы с присущими только ей особенностями.

Среди исследований украинско-философской общественно-политической мысли XIX — начала XX вв. выделяют большое количество публикаций, посвященных отечественным мыслителям. Не только историки философии, а и гуманитарии из других областей (языковеды, литературоведы) стали включать в свои исследования философские проблемы.Самыми заметными публикациями затрагивающими философские темы, являются труды С. Павлычко «Дискурс модернизма в украинской литературе», Г. Грабовича «Поэт как мифотворец», О. Забужко «Шевченко - миф Украины», «Notre Dame d'Ukraine: Украина в конфликте мифологий», работами Г. Ильницкого о поэзии Б.-И Антонича, Т. Гундоровой «Франко - не каменщик», Я. Полищука «Мифологический горизонт украинского модернизма», П. Кралюка «Римейк», и другие.

 

82. История создания Острожской академии и Киево-Могилянской академии, основные течения и школы философской мысли(Яворский, Ф.Прокопович, Г.Конинский и др.).

 

В XIV-XVI вв философию Украине оригинально представляли ереси Философские идеи еретиков проявлялись в мировоззренческой оценке деятельности церковной иерархии, монахов Еретики пропагандировали критическое отношение д в некоторых православных догматов, церковных обрядов, развивали мысль о свободе воли, условием реализации которой они считали распространение образования.

Важную роль в развитии философской культуры тогдашней Украины сыграла Острожская академия - первая украинская школа высшего типа В Острожской академии изучали семь так называемых свободных наук, преподавали старославянский, греческий и латинский языки Философия как отдельная дисциплина в Острожской академии еще не значилась, но читался курс логики, которая называлась тогда диалектикой Уровень преподавания свободных на ук (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, физика и астрономия) имел обобщающий, философский характер.В Острожской академии был сконцентрирован значительный научный интеллектуальный потенциал, что способствовало интенсификации процессов взаимообмена идеями, духовного взаимообогащения их носителей (острожских книжников в) В этом взаимообмене и взаимообогащении рождалась особая философия, в основе которой лежала идея обоснование необходимости сохранения и развития старославянского языка, требование абсолютной точнос те при переводах с греческого языка на старославянский священных и богослужебных книг.Особое значение в процессе духовного становления человека предоставляли тогдашние украинские книжники самопознанию Иван Вишенский, в частности, считал, что благодаря самопознанию человек становится способным преодолеть с свою земную форму и войти во внутренний духовный контакт с высшим бытиям.Острожский культурно-образовательный центр своей деятельностью внес значительный вклад в развитие философской мысли Украины В нем культивировалось понимание философии как мудрости с характерными поисками истины н на пути мистического единения с Богом Здесь обстоювалась жизнеспособность традиций славянской письменности, развивались реформаторские и ренессансно-гуманистические идетеї.В конце XVI и в начале XVII в в Украине и Беларуси возникали и развивались религиозно-национальные организации православного населения городов - братства Братства были выразителями национального протеста в украинского и белорусского народов против политики национального и религиозного угнетения украинских и белорусов со стороны польско-шляхетских правящих кругов и католической церквейви.Влиятельными в Украине были Львовское и Киевское братство, созданные братствами школы вели широкую культурно просветительскую деятельность антицерковной, реформационная по своей сути направленность идеолог гии и общественно-политической деятельности братств - одна из характерных черт ранних периодов братского движениеу.В рамках этой идеологии развивалась философская мысль братствВыдающийся деятель Львовской, а потом и Киевской братских школ Исайя Копинский в своем сочинении \"Алфавит духовный\" исследует с философской точки зрения проблему человека Он рассматривает человека с позиций увеличилась несения в ней морального, разумного и духовного начал, которые раскрываются в процессе самопознания Познавая себя, человек раскрывает свою двонатурнисть, то, что она телесная и духовная, внешняя и внутренняя И перед ней возникает дилемма, что предпочесть: преходящем, противоречивом, бренный мир, с которым она связана телом, или своему внутреннему естеству, ума, бессмертному духу, которым она подобна к Богога.

В Киево-Могилянской академии, основанной Петром Могилой (1597-1647), впервые в Украине философию преподавали отдельно от теологии Однако философские курсы, которые здесь читались, были в значительной степени схоластический ими.Выдающиеся профессора Киево-Могилянской академии понимали философию как систему дисциплин или всех наук, призванных найти истину, причины вещей, данных человеку Богом, а также как исследовательницу жизнь доброче есности Истину они отождествляли с высшим бытием, т.е. с Богом.Профессор академии и Гизель (около 1600-1683), в частности, описывает процесс познания соответствии с распространенной в схоластике теории образов Вещи внешнего мира, действуя на органы чувств, посылают им, по его мнению ку, чувственные образы Последние, попадая на какой-либо из органов чувств, отражаются на нем и становятся \"запечатленных образами\" запечатлен образ, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает ощущение, вна слидок чего этот запечатлен образ становится уже отражением В свою очередь запечатлен образ, содержащий определенную информацию о какой-то вещи, становится объектом деятельности внутренним чутьем чуття. Впоследствии некоторые профессора академии отрицали теорию образов Так, Г Конисский считал, что ощущения возникают в органах чувств в результате модификации анимальных духов, что происходит или в результате безо посредственной действия объектов, или вызывается субстанциональными потокамми.

Итак, обретения истины мыслилось преподавателями Киево-Могилянской академии как результат сложного процесса познания, осуществляемого на двух уровнях - чувственном и рациональном Важным источником познания вон ни, в отличие от своих отечественных предшественников, считали чувственный к своему. Аналогично И Гизелю и Г Конискому представлял себе процесс получения истины Феофан Прокопович (1681-1736)

 

 

83. Г. Сковорода как личность и как философ. Основные труды и основные положения философских учений Г.Сковороды.

Сковорода (Григорий Саввич, 1722-1794) - украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в Санкт-Петербург в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, Сковорода знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в Россию, Сковорода занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища ВлРуководство о поэзииВ»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. Сковорода приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но назначенный преподавать правила благонравия Сковорода вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.). После этого Сковорода большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни. К этому же периоду относится и составление философских сочинений Сковороды, которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения Сковороды, то одни считают Сковороду мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют Сковороду рационалистом. Причиной такого разногласия является то, что сочинения Сковороды до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением собрания сочинений Сковороды, изданного профессором Багалеем (Харьков, 1894), явилась возможность приступить к их изучению.

В годы странствий расцвело философское творчество Сковороды, - именно в этот период написаны все его диалоги. Он был настоящим философом, причем, приступившим к изложению своей системы впервые после 40 лет. Система эта, в общем, оставалась неизмененной до конца его жизни. Даже при беглом ознакомлении с сочинениями Сковороды чувствуется его бесспорная оригинальность, - не в том смысле, что он не испытал никаких влияний, а в том, что он всегда самостоятельно продумывал свои идеи (если даже они западали в его душу со стороны).

Сковорода - философ-моралист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила Сковороду как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII века. Взгляд Сковороды на библию представляет собой нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. Сковорода смотрел на Библию как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древне-классической философии, Сковорода перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В сфере религиозной Сковорода вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. Сковорода не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию Сковорода смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной философии Сковорода находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа Влпознай самого себяВ» Сковорода объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума. Дуализм, по учению Сковороды, распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени Сковорода отступил от Платона и находился под влиянием Филона.

 

 

84. Российская философия в XVIII-XIX веках и ее ключевые представители: М.В.Ломоносов, А.П.Радищев, П.Я.Чадаев, Л.Н. Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.Я.Данилевский, Н.А.Бердяев и др.(основные труды и их значимость в отечественной и мировой философии)

Русская идея – идея особой судьбы и предназначения России. Является центральной во всей русской философии. Сформировалась в XVI в. и стала первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем русская идея разрабатывалась в период XIX–XX вв. (П. Чаадаев, Ф. Достоевский,
Н. Бердяев, В. Соловьев и др.). Суть ее в том, что именно Россия должна стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства. Соборность – философский принцип славянофилов (разработан А.С. Хомяковым). Он решает проблему сочетания свободы и необходимости в преодолении как индивидуализма, так и коллективизма в утверждении принципов свободы и любви, которые есть в русской православной церкви. Византизм – концепция поздних славянофилов. К.Н. Леонтьев и другие сторонники считают, что в русском народе сильны идеи монархического государства, православия, отказа заботиться о земных благах, составлявшие основу духовной и политической жизни Византии, поэтому Россия есть не Европа, а православный Восток. Космизм – учение, согласно которому процессы развития на земле и в обществе взаимосвязаны с космическими; человечество способно объединиться на разумных началах и общечеловеческих ценностях. Космизм разрабатывался такими философами, как Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский. Европоцентризм – учение, согласно которому Европа признавалась лидером мировой цивилизации. Восточноцентризм – принцип ограничения роли европейской культуры в развитии мировой и русской культуры, разрабатываемый сторонниками евразийства Н.С. Трубецким, П.Н. Савицким, В.И. Вернадским, Л.Н. Гумилевым.

Русское Просвещение охватывает период с середины XVII до первой трети XIX в., когда произошло восстание декабристов. В этот период как бы по нарас­тающей видно становление светской философии: зарождение секуляризма, «петровское западничество» и, наконец, время Екатерины II, связанное с открытыми заявлениями гуманных принципов и научно-гума­нитарным движением. Среди просветителей – Ф. Скорина (1490–1551), А.М. Курбский (1528–1588), М. Смотрицкий (1577–1633), идеологи «Ученой дружины» Петра I Ф. Прокопович (1681–1736) и В.Н. Татищев (1686–1750). Ф. Прокопович защищал абсолютизм, был деистом. В.Н. Тати­щев обосновал европеизм и разработал идеологию западничества. Он склонялся к ан­тропологической интерпретации просветительской философии, рас­смат­ривая филосо­фию в качестве науки наук.Классический период русского Просвещения открывается колоссальной фигурой М.В. Ломоносова (1711–1765), который, отстаивая деизм и теорию двойственной истины, первым в России воздвиг «храм любомудрия» и науки. Он не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации объектов и явлений внешнего мира, а шел от теории, логического обобщения, позволявшего строить философию при­роды, на основе которой обусловливается «все, что есть и происходит в телах».
Мате­рия вечна и неуничтожима. Природа же совершенно проста, изначально сотворена во всей своей необходимой полноте и действует исходя из естественных законов.М.В. Ло­моносов составил правила «изобретения» вымыслов, а теория воображения глубоко вскрывала причины заблуждений в сфере научного познания и выявляла истоки эсте­тического отношения к действительности. Он возвысился над односторонним гносеологизмом западно-европейской философии, ибо не мыслил себе духовность иначе, как целостное единство веры, истины и красоты.Позднепросветительская эпоха – пора концепций общественного развития – концепций С.Е. Десницкого, Я.П. Козельского, Д.И. Фонвизина,
М.М. Щербатова, A.И. Галича. Ода «Вольность» и книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А.И. Радищева (1749–1802) стоят у истоков радикально-демократического направления русской мысли. Антимонархическая программа, просветительская философия общественного договора, власть закона и «блаженство гражданское», связанное с искоренени­ем рабства, – вот основания его социальной философии. А.И. Радищев создал уникальнейшую традицию русской философской антропологии, ключом к которой он ставил «пра­вило сходственности»: все, что можно сказать о животных, можно сказать и о человеке. К душе он применял тот же критерий «предрождественного» состояния, как и к телу, и лишь с рождением человека она претерпевает обновление, поскольку окрыляется само­совершенствованием.

В XIX в. довольно ярко проявил себя политический радикализм преимущественно западнического толка. Западники доказывали, что Россия должна стать частью прогресса развития европейской культуры и усвоить достижения стран Западной Европы, т. е. пропагандировали и защищали идею «европеизации» России. К ранним западникам относят
П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена. Декабризм выражал идею «революции» без народа, а в области фи­ло­со­фии от­стаивал позиции материалистические, религиозно-деисти­че­ские
(П.И. Пестель, Д.И. Фонвизин). Разночинцы, революционные де­мо­краты
В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов,
Д.И. Писарев отражали, как правило, последовательно материалистические и диалектические убеждения и разрабатывали идеи общинного социализма. Русское народничество было представлено в своих трех ипостасях: П.Н. Ткачев представлял «революционный макиавеллизм» и «якобинство»; П.Л. Лавров, «критически мыслящая личность», претворял в своей дея­тельности субъективистское начало; анархист М.А. Бакунин приспосабливал свои революционно-анархические идеи к позитивистской схеме исторических состояний человечества и П.А. Кропоткин, который анархию рассматривал в трех аспектах: как способ действия, как социальную теорию и как часть общефилософской системы.

85." Метафизика всеединства" В.С. Соловьева(суть философской концепции и базисные тезисы учения).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) — философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С. М. Соловьева. Философское и поэтическое творчество Соловьева стало духовной основой последующей русской религиозной метафизики, художественного опыта русского символизма. Влияние оказывали не только идеи философа-поэта, но и сама его личность обрела в культуре «серебряного века» символические черты, жизнь и творчество воспринимались как религиозное служение («рыцарь-монах» — определение А. А. Блока), как вызов времени и открытие новых духовных путей («безмолвный пророк» — это уже характеристика Д. С. Мережковского).

Год окончания университета (1873) ознаменовался первой публикацией. В свет выходит написанная на студенческой скамье работа "Мифологический процесс в древнем язычестве". В объяснении внутренней логики развития мифа Соловьев ориентировался на христианские представления об истории мира и человека и на предшествующий философский опыт осмысления мифологического процесса (прежде всего - Ф. Шеллинг и А. С. Хомяков). Профессор П. Д. Юркевич высоко оценил этот ранний труд Соловьева и рекомендовал оставить последнего при историко-филологическом факультете для написания диссертации. Юркевич был одним из немногих современников Соловьева, оказавших на него серьезное влияние. К их числу следует отнести также Достоевского, знакомство с которым состоялось в 1873 году и стало началом близких дружеских отношений этих двух деятелей русской культуры. В 1874 году Соловьев защитил в Петербурге магистерскую диссертацию "Кризис западной философии. Против позитивистов". Диссертация была посвящена в первую очередь критике популярного в то время на Западе и в России позитивизма. "Основной принцип... позитивизма состоит в том, что, кроме наблюдаемых явлений как внешних фактов, для нас ничего не существует... Поэтому он в религии должен видеть только мифологические объяснения внешних явлений, а в метафизике - их абстрактные объяснения" [1]. Критикуя "самодовольное" отрицание позитивизмом значения философского и религиозного опыта, Соловьев в то же время признавал его закономерным и в этом смысле оправданным следствием развития западной философии. Европейский рационализм, достигнув в немецкой классической философии своей высшей, но и последней стадии, по убеждению философа, сам же и спровоцировал необходимость поиска новых путей в философии. Соловьев, однако, считал материалистический и позитивистский пути тупиковыми, так же как и путь философского иррационализма (А. Шопенгауэр, Э. Гартман). Выход из кризиса молодой Соловьев видел (в существенной мере разделяя воззрения славянофилов и позднего Шеллинга) в развитии "новой" религиозной метафизики - "универсального синтеза науки, философии и религии".

В. С. Соловьёв положил начало софиологии как одной из наиболее значительных теологических дисциплин, которую разрабатывали представители русской религиозной философии. Будучи чрезвычайно начитанным и эрудированным человеком, Соловьёв предпринял попытку создать на базе обновлённой религии всеобъемлющую христианскую философию, которую называют метафизикой всеединства. Что же такое всеединство?

 

О всеединстве можно говорить в трёх аспектах: онтологическом, гносеологическом и аксиологическом. В онтологическом аспекте всеединство выступает как Бог в своих трех ипостасях, определяющий начало и единство, цельность любого бытия. Наиболее полной формой всеединства становится вечная Божественная идея (или София), содержащаяся в Божественном Логосе. Таким образом, онтологически всеединство – это единство творца и творения. Первоначалом всей действительности Соловьёв считал сверхъестественное царство божественных идей, отражением которых является всё мироздание. «Милый друг, иль ты не видишь, что всё видимое нами – только отблеск, только тени от незримого очами» - писал он в одном из стихотворений. Соловьёв восхищался объективно-идеалистическим учением Платона, перевёл многие из его диалогов на русский язык. Однако учение Платона он переосмысливал с христианских позиций. Принимая представления об эволюционном развитии мироздания, Соловьёв даёт его религиозную интерпретацию. По его мнению, задачей эволюции является восстановление утраченного в результате грехопадения единства с Богом. Через определённые ступени: 1. минеральное царство, 2. растительное царство, 3. животное царство, 4. природное человечество и 5. духовное человечество – тварный мир движется к воссоединению с Творцом.

 

86. Философская мысль в XIX-XX веках в Украине: основные направления, выдающиеся представители, ключевая проблематика.

В духовной жизни Украины XIX в произошли события, ознаменовавшие зарождение и развитие новой украинской культуры Прежде всего, под влиянием сковородинства формируется новый тип украинских национальног го интеллигента, который не только отказывался народной жизни, но и сознательно пытался изучать его быт, культуру, язык О зарождении новой интеллектуальной культуры и философии, основанной на осмыс нии реальной действительности, анализе общественно-политической жизни, свидетельствует деятельность Кирилло-Мефодиевского общества - тайной организации, которая была создана в Киеве в декабре 1845 г и просуществовала до марта езня 1847 p, когда была разгромлена царским правительством Среди участников общества были: адъюнкт Киевского университета, позже известный историк, этнограф, писатель и культурный деятель Николай Костомаров ов (1817-1885); учитель, позже выдающийся писатель, историк и художественный деятель Пантелеймон Кулиш (1819-1897) и выдающийся украинский поэт, песенник, художник Тарас Шевченко (1814-1861) Основной целью ООО ариства было освобождение Украины от социального и национального порабощения, объединения всех славянских народов на основе христианской верьої віри.

Каждый член Кирилло-Мефодиевского общества был яркой личностью, со своей судьбой и своими только ему присущими мировоззренческими чертами Не имея возможности останавливаться на характеристике взглядов у каждого из них, рассмотрим лишь философскую концепцию Т Г Шевченко.

Основной вопрос его философии - соотношение социального добра и зла к конкретного человека в конкретных исторических условиях и по его Родины - Украины Необходимость уничтожения народом царского крепостного строя главный вывод философии Т Шевченко Как следствие уничтожения - построение общества справедливости, добра и свободы, что будет благоприятным фоном для счастья свободного человека в свободной Украине 10 108.

Во второй половине XIX в в Украину получили распространение идеи марксизма Изучением и пропагандой отдельных положений марксизма занимались некоторые представители либеральной интеллигенции, в частности профессор Киивськог го университета.

Одной из центральных фигур украинской духовной жизни конца XIX - начала XX в был Иван Франко (1856-1916) Его философские и социально-политические взгляды складывались под влиянием национальной духо овнои культуры, марксизма и частично позитивизма В понимании истории он отстаивает идею закономерности общественного развития и выявляет элементы материалистического постижения прогресса, в частности роли экономических ной жизни как один из факторов эволюцииції.

Своеобразно отношение Франко к социалистическим идеям: он находил их привлекательными, но указывал, что социализм нельзя сводить только к экономическим факторам, а следует также учитывать и духовные факторы и человека и сообщества Поэтому социалистические идеи можно дополнить христианскую духовностью.

Таким образом, украинская философская мысль конца XIX - начала XX в знаменовала новый этап развития философской культуры на основе достижений тогдашних естественных и общественных наук.

 

 

87. Формирование вXIX-XX веках основ политической философии в Украине(в трудах Костомарова, Шевченко, Драгоманова, Грушевского, Винниченко).

Особенности украинской политической мысли XIX-ХХ вв. определялись тем, что она развивалась в социальной среде, в котором исчезали давние наследственно-имущественные признаки, постепенно разрушался сельский традиционный образ жизни и вместо аграрного стоял массовое индустриальное общество. Украина на протяжении XIX-ХХ вв. находилась почти исключительно в российской (с 1922 г. советской) сфере влияния. Поэтому украинская политическая мысль упомянутого периода испытывала первым делом воздействий таких российских интеллектуально-политических течений, как декабризм, панславизм, народничество, большевизм и лишь косвенно - западноевропейских течений, в частности либерализма, консерватизма, национализма и т.д. Учитывая разнообразие идей развитие украинской политической мысли XIX-ХХ в. не был сплошным потоком, а представлял собой несколько параллельных и отдельных, хотя взаимосвязанных и взаимозависимых направлений, а именно: демократическое народничество (украинский социализм); либерализм; национал-демократия (демократический, или государственный, национализм); консерватизм; национал-коммунизм; интегральный национализм.

Демократическое народничество возникло на первой фазе украинского национального возрождения и было самым старым направлением украинской политической мысли нового времени суток. Сначала оно было довольно тесно связано с декабристським движением на подроссийских землях (П.Борисов, П.Вигодовський, І.Горбачовський, Я.Драгоманов, О.Усовський и др.). Одним из первых памятников этого направления украинской политической мысли была Программа Общества соединенных славян, где высказано сквозные идеи украинского демократического народничества:

  • враждебность к крепостничества и самодержавия;
  • мнения относительно демократизации общественной и государственной жизни; конституционного переустройства империи;
  • создание демократической панслов'янської федерации.

Дальнейшее развитие демократического народничества связан со стремлением его видных представителей сблизить социальное и национальное вопросы и решить их в ходе социальной революции, которая одновременно должна была бы быть национальной по характеру и движущими силами. Органичное сочетание федеральных национально-демократических и социалистических (немарксистських) идей дает основания определять демократическое народничество как специфически украинский разновидность социализма - украинский социализм. Появление Кирилл-Мефодіївського братства (1846) свидетельствовала о кристаллизацию народницько-демократического движения в Украине и о широкое осмысление собственно украинских проблем в контексте политического бытия всего славянского мира. Лидерами этой организации были Н.костомаров (1817-1885), П (1819-1897) и Т.Шевченко (1814-1861). Один из братчиков Г.Андрузький (1827 -?) впервые в новейшей истории Украины предложил конституционный проект организации общественно-политического устройства будущей Украины, который основывался бы на принципах демократизации и федерализации России ("Наброски конституции республики"). Украинское народничество в течение второй половины XIX в. развивалось по двум направлениям. Первый представляли поляки-украинофилы, или хлопоманы: Ф.Духінський (1816-1893), І.Терлецький (1807-1888), М.чайковский (1804-1886), В.Антонович (1834-1908); второй, более влиятельный, основал м. драгоманов (1841-1895).

В концепции одного из самых ярких представителей первой течения В.Антоновича, автора многочисленных исторических и публицистических трудов, было высказано такие идеи: врожденная неспособность и нелюбовь украинского народа к государственной жизни и перманентность оппозиции к любой формы государства; противопоставление самозорієнтованості государственности свободной творческой общества; несовместимость принципов демократизма с существованием бюрократического аппарата; отождествление демократии с народоправством, а украинского народа - с трудовым крестьянством. Народницько-демократическую традицию Украины конца XIX - начала XX в. характеризовали два выразительные составляющие: 1) стремление к гражданской и национальной свободы; 2) идеализация народа и требования социальной справедливости.

Из названных компонентов более выразительным был второй. Забота о защите социально-экономических интересов обездоленных масс, совмещенная с выразительным егалітаристським уклоном, составляла идеологический лейтмотив всего направления. Однако настаивание М. Драгоманова важность существования соответствующей и хорошо спланированной структуры демократических институтов не оставило прочного следа. Свободолюбие украинского народничества была искренней, основывалась она на ненависти к царского самодержавия. Понимание "правил игры" в эффективно действующей демократической системе и ограничения, которые предусматривает представительное правление, осталось крайне недоразвитым. Это имело далеко идущие (преимущественно негативные) последствия для становления национальной государственности в 1917-1918 гг. М.грушевский, Р.Лащенко и С.Шелухін обосновывали возможность и целесообразность федеративного или конфедеративного объединения с теми странами, с которыми Украина имела и поддерживала исторические связи, в частности с Литвой и Беларусью (М.грушевский), Россией (Р.Лащенко), Чехией, Сербией, Хорватией, Словенией, Словакией (С.Шелухін). В целом историко-правовой аспект оказался больше всего обработанным в творчестве ученых-народников.

88.Просвящение вXIX-XX веке мусульманского мира Росии и его активные участники: Ш.Марджани, И.Гаспринский и др.(направления мусульманского просвящения и подходы к мусульманскому просвещению)

Во второй половине XIX - начало XX вв. в Росии развернулись широкие реформы, способствовавшие дальнейшему развитию капиталистических отношений, строительству основ буржуазного правового государства. В этот период татарское предпринимательство России переживало исторический этап своего формирования, сопровождавшийся укреплением позиций в экономической и общественной жизни, очевидным процессом политической консолидации. Оно стало главным инициатором и субъектом джадидских преобразований, охвативших, под воздействием государственной национальной политики, все мусульманское сообщество



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.031 с.)