Почему важно уважать и соблюдать законы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему важно уважать и соблюдать законы



 

Что такое закон?

Закон в узком смысле этого слова – это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти, регулирует определенные общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.

Законы появились очень давно. Моисей, живший в XIII веке до н. э., первый из всех передал священными письменами божественные законы еврейскому народу. Царь Фороней первый установил законы и суды у древних греков, Гермес Трисмегист дал первый законы египтянам, Солон – афинянам, а Ликург – спартанцам. Нума Помпилий, сменивший на троне Ромула и правивший с 715 по 673 гг. до н. э., дал первый законы римлянам. Консул Гней Помпей Великий хотел первый установить, чтобы законы были изданы книгами, но он не настаивал на этом, опасаясь клеветников. Потом Цезарь начал это дело, но был убит в 44 году до н. э. Затем, в процессе развития человечества, древние законы вышли из употребления, и их заменили новые.

 

В ОДНОЙ УМНОЙ КНИГЕ НАПИСАНО

Теодорих, король франков, в бытность свою в Шалоне, избрал мудрых людей своего королевства, знающих древние законы; и сам диктуя, он приказал написать законы франков, аллеманов, баваров и всех народов, бывших под его властью, по обычаю каждого. К ним прибавили, что надо было прибавить, опустили несправедливо постановленное и исправили, по закону христиан, то, что прежде было по древнему языческому обычаю. И что не мог изменить король Теодорих по причине большой древности обычая языческого, то начал исправлять король Хильдеберт, а король Хлотарь довершил. Славный король Дагоберт возобновил все это с помощью славных мужей Клавдия, Хадоина, Домагна и Агилофа, приказал переписать с улучшениями старинные законы, и, написав, дал их каждому народу. Законы созданы для того, чтобы человеческая злоба сдерживалась страхом, чтобы невинность была вне всякой опасности среди злых, чтобы злые страшились наказаний, и чтобы они обуздывали свою страсть вредить… Это было постановлено королем, начальниками и всем христианским народом, находящимся в королевстве Меровингов.

Франсуа Гизо. История цивилизации во Франции. Санкт‑Петербург, 1861

 

Теодорих Великий жил и правил в конце V – начале VI века, а Дагоберт I умер в 632 году. Это было 1386 лет тому назад, но уже тогда король франков понимал, что без законов не будет на его земле мира. Но он думал не только об этом. Именно Дагоберт, в частности, впервые в Европе издал закон об охоте, и этим законом самыми широкими полномочиями были наделены лесничие, которые могли лично налагать и взимать штрафы с нарушителей правил охоты.

В настоящее время закон – это право, закрепленное на каком‑то носителе (например, на бумаге). Как говорил Вольтер, «свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». А другой французский философ Шарль‑Луи де Монтескьё подчеркивал, что «законы должны иметь для всех одинаковый смысл». Цицерон же еще в I веке до н. э. расставил все точки над «i»: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Все это очень мудро и очень правильно, но все равно и сейчас есть люди, которые считают, что законы должны знать специалисты, а обычному человеку это не нужно. Что законы постоянно меняются, и за всем все равно не уследишь.

Это в определенной степени так. Действительно, законы часто меняются. Более того, как не без иронии утверждал Наполеон, «легче создавать законы, чем следовать им».

 

А ВОТ ЕЩЕ БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ

В 1804 году по инициативе и не без участия Наполеона был принят Гражданский кодекс (Code civil) – фундаментальный законодательный акт Франции, представлявший собой масштабную кодификацию гражданского права. Этот кодекс с некоторыми изменениями и дополнениями действует вплоть до наших дней, и называется он Кодексом Наполеона (Code Napolйon). После завершения этой работы Наполеон заявил: «Легче создавать законы, чем следовать им». Этими словами он хотел сказать, что быть законопослушным гражданином сложнее, чем заниматься законотворческой деятельностью. И в связи с этим нельзя не отметить один поразительный момент. Дело в том, что официально развод был введен во Франции революционным декретом от 20 сентября 1792 года. После этого гигантская волна разводов буквально захлестнула страну. Через десять лет, работая над своим вошедшим в историю Кодексом, Наполеон решил ввести в принцип права развода ряд ограничений. После принятия Кодекса Наполеона простой ссылки на несовместимость характеров уже стало недостаточно – подобный довод Наполеон посчитал вульгарным. Необходимым стало доказательство факта измены одного из супругов. Были введены и возрастные ограничения, затруднявшие разводы: в частности, разрешались разводы лишь после двух, а запрещались – после двадцати совместно прожитых лет. Кроме того, самим же Наполеоном в Кодекс была внесена статья, категорически запрещавшая оставлять женщину 45 лет и старше по одному лишь требованию мужа. И что удивительно, формально на момент развода самого Наполеона (в 1809 году) его жене Жозефине было 46 лет, и император, согласно своему же собственному закону, не имел права инициировать развод с ней. Но вот тут‑то ему и пригодился их старый брачный договор, в котором возраст Жозефины (она была старше Наполеона на шесть лет) был умышленно уменьшен на четыре года. Согласно этому договору Жозефине в 1809 году было лишь 42 года, а значит, развод с ней был возможен.

 

Однако никто не отменял правила, известного любому юристу: незнание законов не освобождает от ответственности. Это, в частности, является одним из базовых положений уголовного права.

Короче говоря, законы надо уважать и соблюдать. Всем! Даже если они кому‑то кажутся неверными или устаревшими.

 

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному.

Петр I Великий, российский император

 

Дело в том, что вся наша жизнь основывается на определенном порядке. Люди каждодневно придерживаются тех или иных установленных правил. Где бы они ни находились: на улице, в транспорте, на работе или дома. Правила позволяют поддерживать порядок. Конечно, кто‑то называет порядок организованным насилием, а кто‑то – хаосом, к которому просто все привыкли. Но для большинства порядок – это надежность. Это сложившаяся в обществе совокупность отношений между людьми. Это система правил взаимного поведения и общежития, регулируемых, кстати, не только законодательством, но и традициями, а также нравственными нормами.

Люди начали устанавливать порядки еще в первобытном обществе. Если бы не правила, например, действий на охоте и раздела добычи, они просто не выжили бы. С возникновением государства появились юридические законы. И людям удобно жить в правовом государстве, где все исправно работает, где все соблюдают законы и исполняют свои обязанности, а полиция умеет поддерживать общественный порядок и эффективно борется с теми, кто его нарушает.

 

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Те, кто утверждает, что идея может пробить себе путь без насилия, – фантазеры. Справедливый порядок на земле не установишь без насилия. Группы людей, заинтересованные в несправедливом порядке, не сдадутся, пока их не сломят силой.

Лион Фейхтвангер, немецкий писатель

 

Главный закон государства – Конституция. Там все довольно четко сказано правах и обязанностях человека. Но, помимо Конституции, существуют еще и другие законы: Уголовный кодекс, Семейный кодекс, Трудовой кодекс и т. д. Законов очень много, и не все они работают одинаково хорошо. Да, действительно, некоторые очень даже плохо работают.

А все почему?

Потому что человек – не машина, он – душа живая. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. А посему многие предпочитают ориентироваться не на законы, а на так называемые «понятия», на «правду жизни», ищут способ обойти законы. К сожалению, такие люди не понимают, что наши права являются ничем иным, как честно и с душой исполненными кем‑то обязанностями.

Типичный пример: право на настоящее образование обеспечено законом, но оно реализуется только в том случае, если человек встретит в жизни профессионально подготовленного, честного и не равнодушного учителя. А если не встретит? А если так не повезет? Не в суд же по этому поводу обращаться…

Ну, а люди, которые нарушают законы, – это очень опасное явление. Они подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни подавляющего большинства граждан. А порой они создают серьезную угрозу всему обществу. И это дело государства – добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей наказывать.

 

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Государство – не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, и для придания ему отчасти травоядного характера.

Артур Шопенгауэр, немецкий философ

 

Проступки, опасные для общества и упомянутые в Уголовном кодексе, называются преступлениями. В этом кодексе предусмотрены наказания за их совершение.

Есть такое знаменитое латинское изречение «Dura lex, sed lex» – закон суров, но это закон. А еще закон должен быть справедлив и беспристрастен. Это в идеале, конечно, ибо на практике все обстоит гораздо сложнее.

А что такое справедливость?

Справедливость, как говорил Цицерон, «заключается в том, чтобы воздать каждому свое». Справедливость – это равновесие между добром и злом, и ее мерилом не может быть большинство голосов.

Справедливость очень нужна людям. Когда наказывают невиновного – обидно. Да что там обидно, это возмутительно. Более того, есть два способа разложить нацию – наказывать невиновных и не наказывать виновных. Несправедливо, если сильный обижает слабого. Несправедливо, когда у одних есть масса прав, а у других – исключительно обязанности.

 

В ОДНОЙ УМНОЙ КНИГЕ НАПИСАНО

Справедливость не есть ни особенная форма права, ни какая‑либо сила, совершенно отличная от права, а тем менее противоположная праву. Справедливость состоит в обсуждении и принятии во внимание особенностей в положениях лиц и их отношений в каждом данном случае; она есть <…> признание индивидуальных различий и их требований. По своей коренной задаче, право требует того же, что и справедливость, то есть чтобы каждый случай был решен сообразно его свойствам <…> Справедливость может иметь место при составлении законов и при изъяснении и применении их. Законодательные нормы, устанавливаемые на основании справедливости, хотя бы и заключали в себе какие‑либо исключения из общего правила, очевидно имеют такой же общий характер, как и всякие определения законодателя <…> На основании справедливости судья не может ни пополнять пропуски закона, ни исключать приложение известного закона к известному случаю. Только тогда, когда сам закон уполномочивает судью решать известные дела по справедливости, он может действовать более самостоятельно; это бывает в отношениях, отличающихся особенной тонкостью и деликатностью.

Н.К.Раннекампф. Очерки юридической энциклопедии // Университетские известия. № 5. Киев, 1866

 

Наверное, каждый нормальный человек с детства убежден, что добрые и честные дела должны быть вознаграждены, а злые – наказаны. Не об этом ли говорится практически во всех детских книгах и сказках? Грех должен быть наказан. Но, кстати, совершенно не факт, что добродетель обязательно должна вознаграждаться. На эту тему есть такая притча. У одного отца было два сына. Один был послушен, добр, трудолюбив и сострадателен, другой же сказал: «Отец, я буду послушным, если ты дашь мне сладкого вина. Я буду добрым, если ты дашь мне пряник. Я буду трудолюбивым, если ты дашь мне денег, и сострадательным, если ты меня похвалишь». Должен ли отец дать вознаграждение второму сыну? Нет, потому что это не сделает его более праведным. Это лишь разбалует его, толкнув его в сторону еще большего зла. Но следует ли отцу дать вознаграждение первому сыну? Тоже нет, ибо недорого стоит то доброе дело, которое ожидает вознаграждения. Будучи вознагражденным, первый сын окажется не лучше второго.

Почему?

Да потому что вознаграждение – это подарок. Если он делается, имея в виду прошлое, это благодарность. А если он делается, имея в виду будущее, чтобы человек делал хорошее и дальше – это скорее мотивация.

 

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

У большинства людей любовь к справедливости – это просто боязнь подвергнуться несправедливости.

Франсуа де Ларошфуко, французский писатель и моралист

 

Считается, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей – независимо от национальности, возраста, образования и материального положения. И в идеале законы призваны утверждать и защищать справедливость.

 

В ОДНОЙ УМНОЙ КНИГЕ НАПИСАНО

Без сомнения, равенство благ справедливо. Но не имея возможности принудить человека покориться справедливости, его заставили покориться силе <…> Справедливость без силы не имеет никакой власти; сила без справедливости обращается в деспотизм. Справедливость без силы всегда встречает противоречие, потому что всегда есть злые люди; сила без справедливости навлекает на себя обвинения. Итак должно соединить справедливость и силу, а для этого распорядиться так, чтобы справедливое было сильно, а сильное – справедливо <…> Народ повинуется законам, потому что считает их справедливыми. По этой причине надлежит говорить ему в то же время, что он должен повиноваться им, потому что они – законы, как должно повиноваться старшим, не потому что они справедливы, но потому что они – старшие. Так предупреждается всякий беспорядок, если успеют это внушить. Вот, собственно, все определение справедливости.

Блез Паскаль. Мысли. Санкт‑Петербург, 1843

 

А что же человек?

Человек должен понимать, что его свобода – не вольница. Быть свободным – это значит поступать по правилам, по законам. Если люди не станут соблюдать определенные правила поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются на улицах автомобили, водители которых нарушают правила дорожного движения.

Соответственно, справедливые законы устанавливают границы возможного поведения человека. Но эти границы – не путы и не оковы; они позволяют людям сохранять порядок, справедливость и свободу.

 

Для чего нужна дисциплина

 

Что такое дисциплина?

Дисциплина – это правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Эти нормы и правила поведения присущие какому‑либо конкретному месту. Например, говорят о дисциплине в школе, о трудовой дисциплине, о воинской дисциплине и т. д.

 

КСТАТИ

Термин «дисциплина» происходит от латинского слова «disciplina» (выдержанность, строгость). От этого, в свою очередь, происходит слово «discipulus» (студент). Буквально это – строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.

 

Дисциплина необходима для обеспечения порядка. Не будь дисциплины – что бы творилось в общественных местах, в трудовых коллективах, в семьях? Существует также понятие «самодисциплина» (внутренняя дисциплина). Это контроль собственного поведения, воспитание в себе силы воли.

 

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Без дисциплины нет ни спокойной уверенности, ни повиновения, ни способа оградить здоровье и предупредить опасность.

Александр Иванович Герцен, русский писатель

 

Как правило, дисциплину подразделяют на следующие основные виды: государственная, воинская, трудовая, финансовая, технологическая, договорная и т. д.

Государственная дисциплина – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным служащим. Воинская дисциплина – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами. Это самая строгая дисциплина, ведь именно от нее зависит боеспособность войск, а главное – жизнь многих людей. Трудовая дисциплина возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства. Финансовая дисциплина подразумевает соблюдение бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний. Технологическая дисциплина – это соблюдение технологических предписаний при производстве, а договорная дисциплина – это соблюдение обязательств, предусмотренных в договорах.

Правила, регулирующие жизнь людей в обществе, называются социальными нормами. А есть еще то, что принято называть моральными нормами. Есть обычаи и традиции. Есть правила поведения (заповеди), содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях.

 

В ОДНОЙ УМНОЙ КНИГЕ НАПИСАНО

Те, которые думают, что дисциплина нужна только в военной службе, сильно ошибаются; и жаль того народа, который ею не проникнут. Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не в духе или основе ее. Разве это не дисциплина, когда в собраниях требуют (а где общественная жизнь развита, то и достигают), чтобы члены говорили один за другим, а не все разом; когда отдельные оттенки мнений подчиняются известной программе, определяемой руководителем, в литературе и в жизни; когда вы не считаете возможным прийти, например, в гости в домашней одежде? Все – дисциплина, с ее вечным подразделением на область обязанностей и область наружного обряда. Слова нет, в воинском организме проявления ее резче, отступления от оной наказываются строже; но при коротких сроках службы и при нынешней системе взысканий это может только воспитать человека, но не сломить его, т. е. подготовляет его самым действительным образом к усвоению дисциплины гражданско‑общественной <…> Дисциплина стала силой, столь же обязывающей, сколько и обеспечивающей от неправых посягательств; столь же облекающей властью, сколько и сдерживающей произвол. Повторяем: с общеобязательной повинностью офицер – не воинский чин только, но и общественный деятель; армия – не вооруженная сила только, но и школа воспитания народа, приготовления его к жизни общественной.

М.И.Драгомиров. Армейские заметки // Военный сборник. № 3. 1874

 

Последствия нарушения вышеперечисленного могут быть самыми разнообразными: от лишения возможности смотреть сегодня вечером любимую передачу по телевизору до уголовной ответственности. Последствия зависят от степени тяжести нарушения.

Дисциплина – необходимое условие нормальной жизни общества, и она поддерживается с помощью наказаний за ее нарушение и поощрений за ее соблюдение. Но, возвращаясь к понятию «самодисциплина» (внутренняя дисциплина), можно утверждать, что если внутри человека есть твердый запрет на нарушение закона, то ему не нужны никакие ограды и решетки. А если этого нет – никакие заборы не помогут.

 

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Счастье человека где‑то между свободой и дисциплиной.

Иван Петрович Павлов, русский физиолог

 

Внутренняя дисциплина – это результат ясного понимания того, как, что и почему нужно делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, в случае же их несоблюдения он испытывает угрызения совести, его гложет чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и на самоконтроле.

 

МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ

Твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает.

Оноре де Бальзак, французский писатель

 

 

В ОДНОЙ УМНОЙ КНИГЕ НАПИСАНО

Дисциплину нужно отличать от режима. Дисциплина – это результат воспитания, режим – это средство воспитания. Поэтому режим может иметь различный характер в зависимости от обстоятельств. Каждый режим должен отличаться целесообразностью, определенностью, точностью <…> Главная цель режима – накопление правильного дисциплинарного опыта, и больше всего нужно бояться неправильного опыта. При правильном режиме не нужны наказания, и вообще их нужно избегать, как и излишних поощрений. лучше во всех случаях надеться на правильный режим и терпеливо ждать его результатов.

А.С.Макаренко. Педагогические работы 1936–1939 гг. // Педагогические сочинения. Том 4. Москва, 2014

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.042 с.)