Г. Где нет тебя, там пустота. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Где нет тебя, там пустота.



 

Трепет сердца сладкоструйный,

Звук молитвенный души;

В мир стремительный и буйный     

Возвращаться не спеши

 

На пороге благодатном,

Рядом с Господом Самим.

В сладком вздохе необъятном,

Божьим Ангелом храним.

 

Та беседа с Богом слаще

Всех земных медовых сот.

В ней весь мир поет и блещет,             

Утешение с высот!

 

 

Г. ЛЮБОВЬ ТВОЯ СИЯЕТ.

 

На всех путях любовь Твоя сияет,

И к свету вечности ведет.

Твой промысел от бездны охраняет,

Чудесно руководство воздает.

 

Открыта Книга Мудрости пред взором,

Алтарь церковный душу бережет,

И Ангелов блистающие хоры,

И радости цветущей взлет.

 

Как хорошо гостить в Твоих Пенатах,

Благословенна мать – Земля!

И даже в горестных утратах

Ведет меня рука Твоя.

 

 

31.08.2017г. НЕБЕСНОЕ ОТЕЧЕСТВО.    

 

Бездонный источник,

                  Бездонная высь,

Небесный поборник,

                   Духовно искрись.

Глотками глубокими

                    Пей глубину.

Сегодня я в ней утону.

                     Растут незабудки                     

По тем берегам,

                      И звуки побудки

Разносятся там!

                       Там раннею ранью—

Россыпь песков,

                        Бездонною высью

Поступь веков.

                        Умойся той высью,

Постой в берегах

                         С высокою мыслью,

С надеждой в руках!

                        2.

В небо смотрите—

                       Отечество там,

Глаза поднимите

                       Святым небесам…

 

 

                             

                      ПОЭМА

                      ПУТЬ К ХРАМУ

                                     Поэма основана на достоверном

                                     краеведческом материале, собранном

                                     Еленой Алексеевной Мамонтовой.

 

                                      I.

 

                              АЩЕРИНСКАЯ ЯРМАРКА.

 

Лидино, Ледина —редколесье,

Край лесов, болот и деревень.

Средь других имен Ащеринская весь

Прославляет ярмарочный день.

 

Здесь на ярмарку стекалась тьма народа.

Продавались сено и дрова,

Все, любой потребности в угоду;

Разносила новости молва.

Звонкие задорные попевки,

Шум толпы, веселый смех;

Деревенские красотки-девки,

Парни с сотнями придумок и потех.

 

Дрессированный медведь под дудку

Пляшет и притопывает в лад,

На такую невидаль и шутку

Дети, да и взрослые глядят!

 

Здесь на карусели покататься—

Крутит их неслыханный силач,

С молотом тяжелым побрататься,

Иль купить горяченький калач.

 

Так Ащеринская ярмарка гуляла.

Таровато хвастались купцы:

«Продавал я по пятнадцати возов—бывало,

И муки пшеничной и крупы!»

 

Мед, вино и прочие богатства

Представляли и монастыри,

И крестьянские товарищества-братства

Свой припас на ярмарку везли.

 

Вот девчушке яркую обновку—

Нынче тятя бусики купил,

Да Николке лапотки-обувку,

Чтобы в осень не босым ходил.

 

Всем конфеты—петушки на палке!

Старшей, Вере—в розах полушалок,

А близняшкам—по коню-скакалке,

Ну, а маленькому Сеньке—глиняный свисток.

 

Матери—кувшин для кваса,

Для дедули—трубку, да махру,

Да к столу различного припаса.

Поглядели на заморскую икру!

 

Нагулялись всласть и насмотрелись

На веселый кукольный парад,

И принарядились-приоделись.

Каждый был своей обновке рад.

 

Над весельем этим и гуляньем

Возвышалась церковь и приход.

Шел народ, очистить душу покаяньем;

Протекали времена, за годом год…

 

           

 

                   II

ТОРГОВЫЙ ТРАКТ.

 

Дорога легла в редколесие,

Дорога к Можайску ведет.

Дорога—торговая песня.

Но к храму дорога идет.

 

Можайского тракта просторы

От самой Москвы и—вперед!

Сквозь Волок Ламской—коридором,

Товары, товары везет.

 

Торговый тот тракт был проложен

От давних, былинных времен.

Но храм этот путь подытожил,

Над ярмаркой храм вознесен!

 

Венчался в том храме когда-то

Купец, что на ярмарку шел.

Крестьянский был сын, стал богатым,

В Москве свое дело завел.

 

Теперь вспоминал он, как в прошлом

Мальчишкой кудрявым в лугах

С маманькою сено ворошил,

С конем гулевал в ночах.

 

Как в девицу-лебедь влюбился,

Во храме он встретил ее,

И здесь Богородице поклонился:

Женюсь! Лишь только созреет жнивье.

 

Вот здесь и венчались в свадьбу.

Вот здесь окрестили мальца,

И первенцем на усадьбу

Его принесли, огольца.

 

Был во храме он тих, безупречен,

Священника бороду тронул;

В помазании глазками светел,

И ангелов были там сонмы!

 

А дома-то в крик запустился,

Ну что там мальцу не пришлось?

Иваном назвали. Теперь уж Иван оженился,

Все так, как в семье повелось.

 

А свадьба была на славу!

И тройка на славу была,

И юная дева-красава,

И звонкие колокола!

                   ***

Шумел здесь Ащеринской ярмарки праздник,

Смыкали деревни свой круг.

Окрестности красками дразнят,

Сводя при торговом пожатии тысячи рук.

 

Дорога—великое дело.

Дорога видна сквозь века,

Так Божие слово велело,

Так Божия сила вела.

 

              III.

 

РОЖДЕНИЕ ХРАМА. ПУТЬ.

       1.

В муках рождаются дети.

В муках рождался и храм.

Дело такое на свете

Без Бога осилить ли нам?

 

Храм Божьею волей творится.

Лишь Он претерпеть помогает невзгоды.

Всесильною Божьей десницей

Храм прорастает сквозь войны, пожары и годы.

 

Простором укрыты деревни,

В цветочных лугах, в небесах.

Их миром, любовью объемлет

Господь в этих древних местах.

 

Имен всех нельзя перечислить,

Не хватит на это и дня,

Но надо ж такие измыслить,

Что дивно, как струи звенят.

Апухтино есть, что созвучно опушкам,

Впервые когда-то заселенным здесь.

Алексино, Славино —словно подружки,

За руки взявшись, освоили весь.

 

Много иных и веселых, и странных,

Но все говорящих о чем-то благом,

Пусть не понятном гостям иностранным,

Но русскому слуху таком дорогом.

Язык, это тоже дорога,

Ведущая в глуби сердец.

Слов у народа много,

Ищи же начала словес.

 

Есть Духа Святого сила

В сакральном русском языке.

В словесные корни вместила,

Храня их в светлом роднике.

 

Пословиц и песен звучанья

Откроют не мало тайн,

Нежданных, родных окончаний

Подслушать придется нам.

Две Педни в краю этом были,

Левой и правой реки звались.

Где имя такое прадеды рекам добыли,

Откуда две Педни взялись?

 

Поищем средь слов старинных

Название рек-сестер.

Есть слово—«педить», идти, былинное.

Предок наш был на словцо остер!

 

В корнях сохранилось слово:

Вперед и перед, велосипед, педаль…

Язык сохранил былого основу,

Сняв с него забытья вуаль.

 

Ну вот и Ащерино, странное имя.

Откуда взялось и на карту пришло?

А, впрочем, хозяева именами своими,

Случалось, называли деревню или село.

 

Вот так и осталось это словцо,

Прошедшее сквозь века,

В названии деревни и ярмарки шумной лицо,

Украсив Дубровки-реки берега.

 

Было сие промыслительно:

Создателя храма звали Иван Осоргин.

Имя небесного своего покровителя

Дал храму верный России сын.

 

«Осанна! Осанна в вышних!»

Богу хвала и Крестителю!

Храм деревянный, не пышный,

Но для крестьян значительный.

Был он на радость рожден, на молитву,

На духовную красоту,

На суровую, долгую битву

Вознесен в небесную высоту.

                       

                   2.

Замосковского уезда,

Ростовецкий Рузский стан

Он в славянские владенья

Не напрасно был отдан.

 

Здесь по Божьему веленью

В центре жизни вырос храм,

По Господнему благоволенью

Заповедан был он нам.

 

Выгорал он не однажды,

Но из пепла птицей фенникс восставал

И об этом знает каждый:

Креп он снова и сиял.

 

Храм Крестителя святого

Вновь деревни возрождал;

Вера—прочная основа,

Как Христос нам завещал.

 

Так великий свой поход,

Силы черпая в молитвах,

Сквозь века вершил народ,

Устояв в кровавых битвах.

 

Здесь Иваны, Николаи, Константины и Никиты,

Марьи, Веры и Татьяны…

Были сыты, иль не сыты,

Были ль счастливы и живы, иль в крови

                                          и полупьяны…

 

Но пройдя сквозь все изъяны,

Смерти сквозь, вставали в рост,

Коли вновь сквозь все бурьяны,

Храм свой крест Христу вознес!

 

                       

 

                                          3.

                   «Был семнадцатый век,

                   Восемнадцатый год.

                   От литвы и поляк

                   Плакал русский народ.

                   В Рузе пламя пылало,

                   Жгли в пасадах дома,

                   Рожь конями топтала

                   Владиславова тьма.

                   Был семнадцатый век,

                   Восемнадцатый год,

                   Погорели дома и постройки,

                                                      и скот.»

                   Из поэмы «Трава-исполин.»

                              Т. Мамонтова.

Польско-литовские орды промчались.

Земли во мраке, в дыму и в огне.

Пустошью стало село, где пожарищь

След пролегал у земли на челе.

 

Сгорели деревни и храм погорел,

В поле бурьян лишь да пепел.

Навечно, казалось, весь край опустел.

Там, где народец шумел, вольный гуляет

                                                      ветер.

Сгинул в Москве Осоргин Иван,

И сын был, Никифор, убит.

Сгинули купчие крепости —полный изъян!

Кто ж это все воскресит?

Но уцелел Сумароковский стан,

Осоргина Ивана мать тот стан по купчей получила.

Хвала Иисусу! Будет храм,

Хотя вокруг одни могилы.

       ***

Место поповское и огороды.

Вот уж и церковь Предтечи с приделом Николы

Живет для молитвы народа,

Вновь возрождая деревни и села.

 

Отпевая всех мертвых навзрыд,

И звонит, и зовет к обедне,

Церковь Крестителя снова стоит!!

Как, да и кем—не ведомо.

 

                   4.    /1625-1628г./

И снова горела церковь двадцать пятого- двадцать

                                          восьмого года:

Дерево ярко и быстро горит,

Бесовским силам в угоду;

Но новую церковь сельский священник святит.

Новых хозяев земля обрела,

Честно и праведно живших;

Себе на служение приняла,

Новую церковь сложивших.

 

Пестриков—стольник,

Нового храма создатель,

Выделил причту новых земель—окольных.

Богу он был угоден и людям приятен.

 

Жил он в столице,

В Туле пушкарным заведовал делом,

Но сельские воды-крыницы

Случились его родовым наделом.

 

                   ***

Пели здесь певчие—два Ивана,

Два псалмопевца от Бога.

Голос, не зря был им дан,

Да и имя—тому предлогом.

 

                   ***

                              1755г./середина ХУ111в./

Сто тридцать домов, по которым

Церковнослужителям быть надлежит,

По Рузе духовная пишет контора:

«Священнику, дьяку, дьячку пономарить,

                   в приходе при храме служить».

 

И снова горел, и опять возрождался

Наш храм за столетия эти,

Но Иоаннова имени строго держался

И Чудотворца Николы на свете.

 

                   5.

 

1812г.        «Господи, Боже сил, доколе

                   гневаешься на молитву раб твоих?

                   Напитаеши нас хлебом слезным,

                   и напоиши нас слезами вмеру?

                              Пс.79.

                   «Текли врага стальные реки,

                   Сверкала грозная щетина,

                   Штыки впивались в перелески;

                   Француз под русским небом двинул.»

                   Поэма «Багратионовы флеши.»

                              Т. Мамонтова.

Двенадцатый год беспощадно нагрянул

И двадцать языков напали:

Деревни огонь слизнул,

А церковь они обокрали.

 

Но все же французам досталось вполне:

Герои средь русских найдутся,

Давыдов Денис—гусар на войне;

Бесстрашно гусары дерутся!

 

                   «Я люблю кровавый бой,

                   Я рожден для службы царской!»

                              Из песни Д.Давыдова.

 

Поэт, певец и командир,

Вел за собою полк гусарский.

Победен партизанский пыл,

Он был «рожден для службы царской!»

Пролегли здесь победные тропы

Отважных бойцов-партизан.

Кутузов направил их, чтобы

Достойный отпор был французам дан.

 

Хамьяново—Давыдовых усадьба.

Василий Львович оружием золотым

Был награждн—герой Бородина,

Владел тогда имением Хамьяновским.

 

Здесь до войны семейство Лермонтовых жило,

Владели Рябцевым они.

Война всех мирных жителей скосила,

Впоследствии не стало их родни.

 

Не мало фамилий известных

Округе узнать довелось.

Историй затейливых и интересных

Во времени оном сбылось.

 

Герои оставили землю нам эту,

Чтоб имя святое хранили;

Достойно несли эстафету,

Чтоб праведно, бережно жили.

 

                   ***

Вот наново храм освящен и украшен.

Священник Федоров Андрей, восстановителем

                                      он стал.

За то, что был в боях бесстрашен,

Крест на груди его сиял.

Свечи пламенно пылают,

На молитву храм зовет,

Веру в душах умножают,

И отцовский укрепляют веры праведной завет.

 

                       

                   6.

КАМЕННЫЙ ХРАМ. 1867-1873г.

 

Век девятнадцатый за середину.

Каменный храм здесь воздвигнуть пора!

Шесть лет трудились, чтоб эту картину

Храмом украсить сии мастера.

 

Денег в обрез. Доброхотов мало.

Тчанием прихожан—

Церковно-кошельковая сумма, она выручала.

Красавец возрос—Богом дан!

 

К восемьсот семьдесят третьему году

                   построен собор Предтечи

С приделом Чудотворца Николы

И Пророка Илии—казался он вечным,

Молитвы и покаяния народная школа.

 

                   ***

Три апсиди, три престола:

В честь Илии—грозного пророка,

В честь святителя Николы,

Храм Крестителя стоит на пригорке у протока!

 

Своды-паруса корабль расправил,

Мачта-колокольня пднялась.

Лик Спасителя на дальний путь наставил,

В небеса дорога светлая вплелась.

 

Купол словно в Пантеоне,

И над гробом Господа такой.

В стиле Тона мастер склонен,

Архитектор Бородин, воздвигнуть храм большой.

 

Не деревня, а чело России

Средь лесов и весей—присмотрись!

Здесь луга цветочные такие,

А над ними беспредельна высь!

 

Бесконечна ширь! Здесь можно

Пасть ничком, в молитве утопая;

Храм любых размеров возвести не сложно,

Родина бескрайная, святая!

 

Вырос храм соборный и четырех-столпный.

В нем высокий русский, пятиярусный иконостас.

Окна освещают свод просторный,

А с наружи яркий и трехцветный стен окрас.

 

Пять колоколов сзывают на молебен.

Грандиозен и велик сей многотрудный плод.

И звучит о Господе псалом хвалебный.

По пять тысяч разом в праздник приходил народ!

 

А за тем кирпичная ограда

И церковно-приходская школа поднялась,

Двухэтажная сторожка и часовня рядом;

Жизнь церковно-приходская занялась.

 

Храму много предстоит еще изведать,

И какие ж горести перенести,

И какие напасти, и беды,

В историческом его пути.

 

И, однако ж, выстояли своды

Весь свой горестный двадцатый век,

Век разгула, ярости народа,

Так расхристан был советский человек.

 

Но пока что, прихожане потянулись

Изо всех окрестных деревень;

Из Ащеринских двухсот домов и улиц,

Колокольная сзывала звень.

 

Из Апухтина, Вараксина, Грязнова,

Из Данилкова, Давыдкова, Боровина,

Из Трубицына и Сорочнева, Козлова,

Из Оселья, Славина, Селькова, Василькова…

Тупина и Рябцева, из Хомьянова и Лидина…

              7.    1917-18-19г.г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.19 с.)